Экскурсоводы Валаама-2

Сергей Груздев Валаамский
ЭКСКУРСОВОДЫ ВАЛААМА
 ***
 +

Экскурсоводам я всегда немножко завидовал… Всегда хотелось попробовать, вот так же взять и повести группу, знакомя её по пути с историей и достоинствами нашего милого острова, не просто повествуя, а с каждым мгновением , влюбляя в Валаам. (Не пришлось, к сожалению). Думаю, со мной согласятся многие, и экскурсоводы тоже, что каждая экскурсия должна проходить, как последняя… Подари людям частичку своего сердца, раскрой душу свою, любовь свою к этому несравненному и Великому острову, и тогда ты, наверняка, почувствуешь себя, не только опустошённым и усталым, но счастливым и влюбленным навечно в эти молчаливые скалы, тихие озёра, величественные и красивейшие храмы. В эти стройные сосны и ели, в многоцветье трав и растений. Ощутишь себя благодарным, всем, кто дал тебе эту жизнь, кто идет с тобой рядом по ней... Каждое прожитое мгновение, каждая новая встреча будет озарена счастьем и благодарностью, прежде всего Богу…

Быть хорошим экскурсоводом необычайно трудно и ответственно. Для этого нужно обладать способностью трудиться, постоянно работая над собой, и конечно – талантом… К сожалению, в наше время, явление крайне редкое… Конъюнктура, определенная несвобода, наличие штампов и условностей – всё это несомненно есть, присутствует… И всё это, конечно, мешает…

Я поведаю вам об экскурсоводах прошлых, ещё советских лет (совсем не «ангелах», а обычных людях, с коими имел счастье общаться), ибо о нынешних знаю мало… Хотя уверен, и среди них есть неординарные, любящие свой труд, и несущие в мир свет своих душ, братья и сестры. Несущие в мир немеркнущий Свет Валаама!..

Старожила острова - Анита Гарольдовна Мяспеаль. Ах, как давно я её знаю! Еще молодой женщиной во времена турбазы « Валаам». Помню, как она вела экскурсии. Всегда спокойный, немножко строгий вид. Четкая дикция, слова отточены и полновесны. Вспоминаю её маму, старушку, как они ходили по турбазе всегда под ручку, заботясь, и оберегая друг друга. Однажды Аните Гарольдовне стало плохо, и мы тащили её на носилках из Воскресенского скита на теплоход. А мама семенила рядом и успокаивала свою дочь. Как редко в нашей жизни можно наблюдать такие трогательные и душеполезные сцены проявления истинной материнской любви к уже взрослому "ребенку". Они обе были ленинградки- блокадницы. Анита повстречалась с войной в младенческом возрасте. С тех пор, как Анита впервые появилась на острове, Валааму она уже не изменяла. Остров стал жизнеобразующей величиной, пройдя через всю судьбу незаменимой полоской света и благодати. Его она любила очень и посвящала свои очаровательные, душою выстраданные стихи.

Валаамские экскурсоводы – люди особые, впитавшие в свои души небесную и неповторимую красоту и полноту святого острова! Люди благодарные и влюбленные в Валаам каждой клеточкой своих романтических душ. Я говорю, конечно, о настоящих экскурсоводах - от Бога! А их Валаам повидал не мало. Да и мне посчастливилось жить в одно время с ними. Со многими был знаком. И не правда, что сейчас во времена монастыря, эта когорта возвышенных душ, сильно уменьшилась, иссякла. Другие требования и установки, но одаренные творческие люди, несущие свет и тепло влюбленных сердец - Были, есть и будут!
Еще из юношеского возраста, когда я начал свою трудовую деятельность (на каникулах после 8 класса помогал маме зарабатывать деньги на содержание семьи. Их всегда катастрофически не хватало) на лодочной станции турбазы, приходят на память имена первопроходцев: Гена Куцера, Равиль Исхаков, Женя(Жак Кузнецов), Олег Иванов( Рыжий), Анатолий Свинцов. Более поздние: Петр Николаевич Вакулин, Супруга его - Марья Николаевна Вакулина, Валерия Николаевна Исаева, Анна Питанова, Анита Гарольдовна Мяспеаль, Таисия Виленчик, Толь Толич Милютин, Галина Петровна Павлова, Геннадий Васильевич Ашмарин, Константин Ушаков, Сергей Бусахин, Анатолий Куршин и многие-многие другие. Жаль, в истории Валаама о них никто не написал. Столько интересных людей и судеб! Нет, все же о самых первых немножко поведал в своей замечательной книге( правда с некоторыми его утверждениями и выводами,особенно о советском периоде Валаама, я бы поспорил...), Евгений Петрович Кузнецов. Вот уж он был действительно - экскурсоводом от Бога! Равного ему, пожалуй, я и не назову больше. Очень глубокие знание материала, артистизм и умение рассказать, завлечь, очаровать.... Мягкий юмор и тонкий пытливый ум, незлобие и знание...чувствование человеческих душ. Обаяние и находчивость, порядочность и ответственность...

Петр Николаевич Вакулин, бывший военный полковник, очень хороший экскурсовод и добрый, отзывчивый человек. Дружил с моим товарищем Костяшкиным Николаем Александровичем. Бывали, конечно и курьезы. Когда после долгой, зимней разлуки они встречались на Валааме – грех было не выпить,не отметить знаменательное событие. Что они неоднократно и исполняли, под бурную дискуссию о судьбе России и русских… Да так, что «мама не горюй!».. Вспоминаю, как потом бедная Мария Николаевна «трелевала» своего нелегкого Петеньку до «дома, до хаты» А он, только пьяно улыбался и просил прощения у своей «Марьюшки» Эх, доля женская, долюшка супружеская!.. Но это так сказать, праздники, будни были несколько иными. Утром, как ни в чем не бывало: «Товарищи туристы перед Вами Церковь Успения Пресвятой Богородицы Гефсиманского скита»…
Валерия Николаевна Исаева на Валааме оказалась с открытием турбазы. Работала инструктором, водила лодочные походы, потом старшим инструктором, а когда турбазу закрыли, начала водить экскурсии для туристов с теплохода. Была уже преклонных лет. В войну она работала капитаном на корабле. На флоте и познакомилась с будущим мужем. Муж её тоже был капитаном, четырехпалубного белоснежного лайнера «Мария Ульянова», возил туристов на Валаам. Скоропостижно скончался, и его именем был назван один из Валаамских «омиков» - «капитан Исаев». Даже, по-моему наш, Пал Саныч,( Павел Александрович Яснов - капитан нынешнего теплохода "Валаам" - товарищ юности моей ) работал на нем…

Толь Толич (как он себя называл - Толя Валаамский) был очень симпатичным и увлекающимся человеком. Красавец высокого роста, громкий голос, немножко развязная манера поведения. Я его запомнил больше в состоянии легкого подпития. Когда он немного «ерничал», «балагурил» и вообще был: «рубаха – парень».
С гитарой в руках он шел к теплоходу провожать свою группу: «Господа офицеры, голубые князья, я конечно не первый и последний не я» - мягким баритоном выводил он слова своей любимой песни. А потом, когда затихнут звуки отходящих теплоходом, растворится вдали щемящая мелодия П.И. Чайковского, немножко пошатываясь, взбирался на крутую горку поближе к дому, если не находил подходящей компании, чтобы продолжить «веселье» Часто, наблюдал, как Галина Павлова, его всегдашняя жена и подруга, брела позади его, на расстоянии, чтобы в нужный момент вмешаться в ход событий. Ведь Анатолий был человеком непредсказуемым в такие моменты и мог выкинуть запросто какой-нибудь «фортель». Вел экскурсии он всегда интригующе-интересно, нестандартно и увлеченно. Сейчас уже нет в живых ни его, ни Галины Петровной. Светлая память!
Пока писал свои воспоминания, умерла и Анита Гарольдовна, за стеной. (в крещении – Анна). Несколько лет прожили соседями. Сколько помню, она все время заказывала красочные, интересные книги через почту, а потом дарила их в школьную и поселковую библиотеку. Долгое время работала в храме Петра и Павла смотрителем и попутно продавцом в лавке при храме, пока её не «ушли»… Упокой Господи!..
Костя Ушаков, тоже «выходец» из турбазы. Вначале работал художником-оформителем, рисовал картинки-сувениры, оформлял стенды, а зимой жил на скиту, сторожил, и топил печки. Потом по закрытии турбазы работал в музее, немножко экскурсоводил, немножко художничал, в общем, разными творческими делами занимался. Запомнились его необычные выражения, мягко – ругательные и добрые: «Пшено косолапое», «Задавись шишками». Очень мягким и порядочным человеком был. Пользуясь его безотказностью многие, откровенно говоря, «наседали» с поручениями, заданиями, просьбами. Он вначале не отказывал, но со временем, это несомненно стало его раздражать. Он делал, но при этом сильно переживал, нервничал по любому поводу… Как-то занемог и умер скоропостижно.
Сергей Бусахин, московский художник и стихотворец, много лет проработал на Валааме экскурсоводом. Его очень ценил Николай Александрович Костяшкин. (личность известная всем сторожилам Валаама). К сожалению, картин его не пришлось увидеть. Так и не сблизились за все эти годы. Хранится где-то в книгах сборничек его стихов, изданный Валаамской братией. Уже много лет, как не приезжает на остров. У каждого своя жизнь…
Анатолий Куршин – очень хороший, нет - классный художник. В последние годы часто встречал его на природе, с мольбертом. Множество своих работ он посвятил Валааму. Картины прекрасные, воспевающие красоту и неповторимость нашего архипелага. Несколько лет он работал экскурсоводом в музее-заповеднике, потом, когда оного не стало, водил экскурсии при монастыре. Но проработал недолго - ушел с головой в живопись. Уж очень его раздражали всевозможные непререкаемые установки для экскурсовода Монастыря. В последний период его нахождения на Валааме, был с ним в приятельских отношениях, часто беседовали за чашкой чая... Осталась от него висеть на стене картина -этюд. Умер Анатолий более десятка лет назад, вне Валаама. Душа его живет в его прекрасных песнях-картинах.
Ну вот кратенько о тех, с кем приходилось общаться. Большинство уже -в мире ином... О нынешних экскурсоводах расскажет, может, кто-нибудь другой.( Очень надеюсь на это…). Ибо это уже другая эпоха, другие критерии, другой Валаам. Тот, прежний мне был Дороже и Ближе, хоть и не был он столь ухожен и обласкан разными писателями, «киношниками» и представителями всевозможной прессы.
Когда смотрю, как теперешняя экскурсоводческая молодежь стайкой провожает теплоходы, то сердце радуется от умиления. Они всем желают добра, всех любят, всех приглашают на Валаам, всем желают в дорогу: «Храни Господь!». Они такие молодые, такие славные, такие одухотворенные!.. Хочется бежать вместе с ними, петь, кричать, и тоже славить эту землю Валаамскую, её насельников, молитвенников и просто жителей! Всех любящих эту крохотную и такую «незаменимую и единственную» землю! Спаси Господь!..