Мой Валаам -некоторые факты из моей жизни...

Сергей Груздев Валаамский
Для тех, кто ещё не читал...
Шутка ли, 31 год сегодня нашей с Леной совместной жизни(Поздравляю нас! - Горько!!!), а будто вчера встретились...
Берегите друг друга, добрые друзья!
;;;
Мгновения из жизни Валаамской...;

На Валаам я приехал в 1969 году,вместе с мамой и младшей сестренкой,Наташей. Было мне тогда 11 лет...
Здесь на острове и прошла вся сознательная жизнь. Закончил восемь классов школы. Потом два года учился в интернате в городе Сортавала. Затем Армия. Вернулся в 1977 году и пошел работать на турбазу « Валаам», расположенную на территории Воскресенского скита, и прилегающих к нему землях. Сначала на лодочной станции выдавал лодки в прокат. Хорошо себя зарекомендовал, так как выручка при мне возросла в несколько раз, в сравнении с предыдущими лодочниками. Закончил в Петрозаводске курсы рулевых-мотористов и стал «капитанить» на турбазовском суденушке «Валаам». Возил туристов вокруг острова. Когда в 1982году турбаза закрылась под давлением образованного недавно на острове Природного и архитектурного музея-заповедника, поступил на работу на валаамскую дизельную электростанцию. Где проработал до пенсии, сначала дежурным машинистом-дизелистом, а впоследствии –электромонтером по ремонту и обслуживанию воздушных линий электропередач и распределительных устройств.
 Валаам к тому времени потихоньку превращался в туристический центр. Места благодатные, намоленные, да и просто очень красивые, всегда привлекали к себе народ. Каждый день с открытием навигации у берегов острова швартовались белоснежные корабли-лайнеры. Толпы туристов осаждали наш архипелаг, названный с легкой руки советской писательницы Мариэтты Шагинян «жемчужиной Ладоги».
Валаам привлекал не столько историей, сколько дикой северной красотой своей. Высокие, неприступные скалы, поросшие мхом и кустарником. Стройные сосны и вековые ели, с запутавшимся в ветвях солнцем... Чистый прохладный воздух, которым не надышаться. Бескрайние просторы Ладоги, завораживающие и манящие… Многообразие трав и цветов. Особый островной «микроклимат», позволяющий развести здесь фруктовые сады, выращивать груши, яблоки, сливы и даже арбузы. ( Нынче  вон ананасов Валаамских епископу Панкратия захотелось - вырастили ). Ангельское многоголосие птиц. Множество растений – интродуцентов. Плюс ко всему – многовековая история Валаамского мужского монастыря. Труд и молитва многих поколений Божиих людей. Вот, что такое наш Валаам. В 1984 году прекратил своё существование дом-интернат для престарелых и инвалидов. Место «хозяина» на острове занял музей-заповедник. Появилось много работников интеллектуального труда, людей с высшим образованием. Изменился культурный фон нашего посёлка. Уехать куда-либо с Валаама, у меня и мысли такой не возникало. Как-то незаметно сросся душой с островом, ставшим таким родным-родным и незаменимым…
В 1988 году, 11-го июня с Рязановой Еленой Николаевной, мы вступили в брак, зарегистрировав наш союз в Валаамском Пос. Совете и стали мужем и женой.

 Впервые Лену я увидел на концерте В нашем ДК.
Объявили какой-то скрипичный номер и на сцену быстрой и легкой, пружинистой походкой, выпорхнула высокая, красивая девушка с альтом в руке. Она играла сильно, одновременно – нежно, и самозабвенно . Это было так необычно видеть живую скрипачку на сцене Валаамского дома культуры. Зал взорвался аплодисментами… «Какая чудесная музыка, и какая славная девушка!» - промелькнуло у меня в мозгу. Никаких мыслей о дружбе, да и просто о знакомстве у меня не возникло. Мне шел тогда 32-й год, и я давно уже записал себя в вечные холостяки.
Позже я узнал, что Лена распределилась на Валаам после окончания Петрозаводской консерватории, и стала работать при Валаамском ДК, мечтая заронить в сердца Валаамских детишек семена любви к музыке, обучая игре не скрипке, фортепиано, давая уроки сольфеджио и пения. Впервые на Валаам она попала в июле 1985 года, закончив в Петрозаводске курсы экскурсоводов, чтобы поработать в сезон с туристами. Красота Валаамского архипелага, дивные виды Ладожского озера пленили сердце юной скрипачки. Приехала и на следующий сезон, а потом решила, во что бы–то не стало, добиться распределения на Валаам. Уж очень ей хотелось заниматься с островными детишками, поднимать их культурный уровень. Но это оказалось не так просто. Лену распределили в Государственный симфонический оркестр Гостелерадио Карелии. Пришлось ей ехать в ЦК комсомола и в министерство Культуры РСФСР  в Москву, просится на Валаам. Просьба Лены была удовлетворена, только смотрели на неё «товарищи» с удивлением и неким недоумением, мол у девчонки «не все дома» видимо?..
На Валааме, Лена сразу же окунулась в работу с головой, стала готовить концерт к празднику ( не помню какому). И вдруг аппаратура усилительная перестала включаться. Я в тот период отошел от клубных дел. А незадолго до того подрабатывал на танцах «диск-жакеем» и был знаком немножко с клубной аудиосистемой. Вся жизнь моя, так или иначе была связана с Валаамским Домом Культуры: играл в ансамбле, пел, участвовал в спектаклях и постановках.
Вот как-то сижу у себя на работе, на дизельной электростанции, и вдруг звонок телефона. Секретарь Пос. Совета, Елена Михайловна Хохлова, просит меня помочь Леночке Рязановой разобраться с усилителем. Многие пробовали и не могли включить, даже признанный «спец» по электронике милиционер, Иван Алексеевич Цикуров, не разобрался. Не там искали, всё оказалось очень просто: я - то знал, что там имеется одна спрятанная кнопочка, которая и оказалась выключенной. Я пришёл, нажал, звук появился и я с видом победителя, с гордо поднятой головой, удалился. Праздничный концерт прошел на славу, и Лена в знак благодарности, чмокнула меня в щечку. Это было начало. Потом были встречи, вечерние гуляния по острову, чаи с вареньем, и наконец признания, и робкие обнимания и поцелуи…
 ***
Итак,11 июля 1988 года два ручейка наши слились в одну реку, и мы с Ленушкой, стали мужем и женой. Буйствовало лето, вовсю цвела сирень, голубые воды Ладоги поражали безбрежным покоем и чистотой. А закаты солнца обволакивая небо и души, играли несравненными, лазуревыми красками, рисуя будто кровью, неповторимую красоту, от которой завороженные души цепенели от восторга и величия природы и жизни! Как же произошло соединение наших душ и сердец. Вот такой рассказик я придумал по этому поводу:
Накануне, в пятницу, в конце рабочего дня позвонила мне на электростанцию, зам. Секретаря Поселкового Совета, Стефановская Станислава Ивановна,(Вечная память!..) наша с Леной давняя подруга… Она сообщила, что завтра в 10 часов утра я должен быть в Пос. Совете в нарядной одежде и со цветами… « Да, и не забудь взять деньги в сумме полутора рублей. Я весь вечер терялся в догадках, а на следующий день в 10-00, как человек исполнительный, был в Пос. Совете. Открываю дверь, смотрю, Ленушка моя, стоит у стола в белоснежном платье и Станислава Ивановна, что-то с умным видом, слегка улыбаясь, пишет в каком-то журнале. Потом просит меня расписаться и указывает ручкой графу… Затем Лена тоже расписывается и Стася говорит: « Мои дорогие, объявляю Вас мужем и женой! Поздравляю! Целуйтесь! Откуда-то появился фотограф музея-заповедника, Георгиевский Игорь, который запечатлел для истории наш поцелуй, под звуки заезженной пластинки со свадебным маршем Мендельсона.( В Свидетелях нашего торжества оказалась и  "мама" Вера,  ну та что на Воскресенском в храме  "верховодит" , да свору кошек скитских окормляет - " игуменья" наша" ). А потом до вечера, мы гуляли по острову, говорили друг другу нежные речи, и целовались, спрятавшись под кустами сирени. Никто в поселке, кроме мамы моей да Станиславы и ещё нескольких человек, и не знали о нашей свадьбе. Свадьбы, впрочем, и не было. Посидели втроем ( Стася и мы с Леной) немножко, попили чаю с конфетами и пирогом – вот и всё наше застолье… Это всё конечно больше выдумка, чем правда. Шутка. Но в каждой шутке, как известно …
Не иначе, это Господь устроил так, что мы повстречались и полюбили друг друга. 14 апреля 1989 года родилась у нас с Еленушкой, дочка Дашенька. А 23 августа 1992 года, сын Александр. Сейчас уже взрослые. В нашей семье на протяжении всей жизни не смолкала музыка, песни. Постоянно готовились к каким-либо концертам, гастрольным поездкам, выступлениям. Я мало оказывал влияния на воспитание детей. Они все время, казалось, крутились вокруг мамы. Лена обучала их владению скрипкой, фортепиано, сольфеджио. Петь они начали пробовать уже с пеленок. Помню, как сын Санька в трехлетнем возрасте, выводил со сцены Сортавальского Дома офицеров: « Ву саду ли, ву городе девица гуляла…» Зал в «покатуху», смеялись до слез...
 
Если говорить о Валааме прошлом и сегодняшнем, то все-таки надо признать: Валаам мирской, Валаам моей юности и взросления - мне ближе . Да, вернулся монастырь…возобновилась монашеская жизнь. Валаам преобразился внешне очень значительно. Одно то, что на остров, по дну озера, проложили электрический кабель и прекратились веерные отключения света – очень многого значит. Могли ли мы раньше мечтать об этом? Благоустраивается территория острова, реставрируются и ремонтируются здания и церкви. Глаз радуют и душу… В монастыре появились теплые туалеты и души, кабельный интернет, новые скиты, еврогостиницы и резиденции Патриархов. Обильно плодоносят сады, круглогодично в теплицах выращиваются овощи и прочие блага цивилизации. Жаль немногочисленному мирскому населению, не пожелавшему переселиться на материк и живущему только настоящим, «на чемоданах» – если можно так выразиться, многие нынешние блага жизни островной – недоступны.( Статья писалась ещё когда мы были жителями острова, хоть и на " чемоданах).
В прежние времена жили мы значительно скромнее, теснее и ближе друг к другу – душевнее, то есть. Сейчас же внешний блеск и благополучие, на мой взгляд, оттеснили на второй план духовность и человечность, не говоря уже о любови братской...
Вот когда я оказываюсь в одиночестве на природе, на берегу чудного нашего озера, вижу нескончаемые, неизмеримые потоки светлых вод, россыпи всевозможных цветов, древние и грозные, стоящие исполинами, скалы. Когда вдыхаю воздух, наполненный ароматным запахом пихты и ели, грибами и иван-чаем. Пью и не могу напиться этой непостижимой тайной природы и жизни. Когда в храме шепчу перед образами молитву, больше о помощи кому-либо…(Так много людей, страдающих, особенно детей, ждущих помощи Вышних сил). Вот тогда я осознаю всем своим существом, немощным и греховным, что люблю Тебя мой Валаам больше жизни!
                ;;;