Молчанова Вероника Александровна

Сергей Груздев Валаамский
Воспоминания о Валаамцах...
(без фото.)Может у кого-то сохранилось фото, пришлите...
Буду очень благодарен!

###
О пожарах Валаамских расхотелось пока рассказывать, бередить свою душу, да и  у других тоже боль  на ранках вскрывать - пусть зарастают...
А вспомнилось мне ещё об одном неординарном жителе Валаама, вернее жительнице, Веронике Александровне Молчановой. Когда я парнишкой приехал на Валаам, её там в то время не было.(куда-то уезжали с мужем пробовать свои силы), но наслышен был предостаточно. Директором школы тогда у нас была Пономарёва Людмила Васильевна, женщина тихая, незаметная. На фоне её директорства рассказы о прежней начальнице школы будоражили сознание. Хотя ведь понятно, что люди, а особенно дети, имеют свойства преувеличивать те или иные качества и события...
По крайней мере, когда через пару лет Вероника Александровна с мужем вернулись на остров, так и не поймав свою " птицу счастья" на материке, я был достаточно встревожен, ведь она опять стала директорствовать в нашей школе. На самом деле, страхи скоро прошли, не имея под собой почвы. Ведь я был в то время человеком незаметным, ни чем не выделяющимся и не " хулиганом".
Учился на твердую четвёрку, с почти всегда примерным поведением.
Вероника Александровна кроме директорства, ещё преподавала в школе историю.
Знала она свой предмет прекрасно и на её уроках было интересно, тем более,что историю я всегда любил.
Человеком она была властным и  умела организовывать людей на разные мероприятия. Её, откровенно говоря, побаивались и ученики и учителя. Было за что. У неё не забалуешь. Особо провинившихся она часто вызывала в учительскую и там наедине могла и ударить( были на моей памяти такие случаи). 
Муж её, Иван Иванович, сколько помню вел в школе физкультуру. По рассказам старшего поколения знаю, что был он из местных. В юности пас коров, потом работал на дом-инвалидовском корабле, матросом. А когда слюбились они с молодым приезжим специалистом-училкой, и поженились, Иван Иванович закончил заочно институт и стал физруком Валаамской восьмилетней школы. Жили они прямо в помещении школы, в небольшой квартирке.
Вероника Александровна была еврейских кровей( вот поправили, что - гречанка. Для меня национальность значения не имеет большого, был бы человек хороший. Но помню, за глаза её местные называли " еврейкой", да ведь людская молва не истина в последней инстанции), имела соответствующую внешность, но никогда не позитировала себя еврейкой.
Она всегда была "стеной за русский народ", любила руководить и приносила не малую пользу острову. Была у них дочь, но её  я ни разу не видел на острове, так как девочку воспитывала бабушка, живущая где-то в Прибалтике. Закончив свою учительскую карьеру, Вероника Александровна  надолго ушла в председатели Пос. Совета. Работать с народом, я уже говорил, она умела, да и любила. Всё нуждающие всегда шли к ней за помощью, зная -"Вероника поможет..." Имела авторитет и в городских властных структурах.Такая деятельность конечно отнимает много сил и приносит усталость и болезни. Помню,как в очередной раз упросили её поработать  председателем ещё какой-то срок и пообещали за это квартиру в городе. Обещание своё, кстати выполнили, но переезжать супруги Молчановы не спешили . К тому времени Вероника Александровна уже стала побаливать, ушла из председателей, но всё-равно была значимым членом нашего островного сообщества, и держалась " молодцом".О таких говорят: "В каждой бочке - "затычка"( в хорошем смысле этого слова).Часто помню, как они прогуливались с мужем вечерами по Валаамским дорогам, бережно держа друг друга под руку.
 В горбачёвские времена, когда уже и монастырь на остров вернулся, жили мы зиму почти без продуктов, полуголодовали . Вероника Александровна написала письмо в какой-то иностранный благотворительный фонд. Люди откликнулись и выделили деньги.
Были закуплены необходимые продукты и монастырское судно несколько рейсов делало в Приозерск, доставляло их на остров. Под чутким руководством Вероники Александровны, всё было поделено между жителями острова, и мы благополучно пережили зиму. Всё мы, в душах своих, были очень благодарны ей за это.
В то время я уже был немножко известен в "узких островных кругах", как "стихоплёт". Однажды после концерта в ДК, когда я что-то читал своё, Вероника Александровна упрекнула меня:"Сергей, вы же помните какая у нас была хорошая школа, что же вы о школе ничего не напишете?.."
На что я ответил:"  Воспоминания о советской школе меня не вдохновляют", чем конечно обидел её.  Просто в тот момент мне вспомнились её методы, и обида за товарищей... Удивительно, что с приходом монастыря, Вероника Александровна, так недавно ещё отстаивающая идеалы коммунизма, стала православной и даже некоторое время работала в монастыре не рядовым сотрудником. Как говорится :" Пути Господни неисповедимы..."
Стихи о школе я написал, когда она сгорела  при пожаре Зимней гостиницы, аккурат на Пасху " очистительным огнём".(так выражались  некоторые представители монастыря, православные наши братья).Размещать сейчас не буду так как уже несколько раз публиковал их на своей страничке.
Доживала свой век Вероника Александровна в г.Сортавала, в своей квартире. Муж, Иван Иванович умер много раньше, скоропостижно. Она сильно тогда болела, и жила практически в одиночестве, за редкими посещениями, помнящими её, Валаамцами. Пока могла ходить, приезжала на свой остров. Однажды мы вместе ехали на
 т/х"Валаам", и я увидел в её глазах неподдельные слёзы от прощания с
островом. Мы, Валаамцы,  нынешние и прошлые, очень любим свой остров и несём его в сердцах наших до конца.
Мне в тот момент так было жаль Веронику Александровну, но чем я мог её тогда утешить?.. Своими слезами пролитыми в ответ?..
Упокой, Господи всех ушедших Валаамцев, и сотвори " Многая лета" живущим...