Бабушка Наталья часть пять

Овчинникова Татьяна
Накануне Великого Дня Победы продолжаю публиковать свои рассказы. Это уже пятый рассказ о моей бабушке Рюмкиной в девичестве Овчинниковой Наталье Гавриловне. Не случайно для публикации я выбрала это время.Прочитав рассказ,  вы это поймете.   
Мы очень много говорим о людях, которые воевали на горячих фронтах, которым каждый день приходилось смотреть смерти в глаза.  Не устаем повторять: "Спасибо вам, наши родные, за Победу,которая далась вам нелегкой ценой!"
По земле тяжелой поступлю идут "Бессмертные полки".Я в моем родном городе Уссурийске наблюдала, за людьми, которые несли портреты своих героев, родных прошедших этими дорогами.  Как преображаются лица у людей, несущих этии портреты!Они становится строгим,  серьезными,  благородным. Чувствуется таких людей, ничем не сломить.
 Мы сейчас тоже переживаем не легкое время. Каких- то еще полгода назад все были счастливы, беспечны, жизнерадостны.Строили планы на будущее, вынашивали идеи.Но все начало рушиться. В настоящее время жизнь требует от людей внутренней мобилизации, собранности и конечно же мужества.Судьба каждому из нас задачку подкинула. Решать их только нам...
  Лично у меня столько примечательных счастливых событий произошло за это время.  Живу, люблю без памяти эту жизнь. Тревогу, которая так и норовит, залезть в мое сердце и разъесть его, гоню.Жизнь продолжается,  и не такой у меня характер, чтобы забиться в свою щелку, как таракан и ныть от туда, как все плохо. А им нашим родным,на чью долю досталось столько бед, столько ужасов сладко было? Представьте себя в расскаленном танке или в окопе в грязи, где совсем не друзья холод,вши,тиф. А заводы представьте, где прямо у станков засыпали. Время, на то чтобы пойти домой,  выспаться,  отдохнуть не тратили. Для них каждая потерянная минута была,  как потерянные жизни. Все,  кто в буквальном смысле этого слова,  ковали победу, Герои. Вечная им Память и Вечная Слава!Сегодня,как нельзя кстати,  ставлю в один ряд со всеми,  прошедшими все испытания все муки ада  и не сломившимися,нашего семейного героя,которому при жизни не чтили,  как чтят ветеранов,  не давали ей премий и наград. Не писали о ней в газетах. Она просто жила на этой земле,скромная, добрая,  сильная, мужественная,  нежная,  с большим любящим, добрым  сердцем, безропотно терпящая все жизненные неуладки и козни. Несчастлива и счастлива по своему.Перед Богом короткая перед людьми и совестью чистая.
Дорогая моя бабуля,  если ты там, на небесах слышишь меня,  то знай.  Эти рассказы,  это то, что я обещала для тебя сделать. Пусть все родные и весь мир знают о тебе,  какой ты была у нас. При жизни я не могла тебе дать ничего кроме любви и благодарности.Моя судьба тоже не сахар. У меня просто не было физических возможностей.  Но я сохранила главное,-память о тебе. Ты сегодня в Бессмертный колонне, плечом к плечу с героями,  с твоим портретом шагает твоя внучка.
   
  Раньше имена новорожденным давали в честь христианских святых.Бабушка моя и её  младшая сестра получили имя Наталья, скорей всего, в честь святой великомученницы, покровительницы семьи -Натальи Никомедийской, день памяти которой празднуется в начале сентября. Батюшки говорят, что имя святого, его судьба ни как не отражаются на судьбе, человека, носящего его, у каждого своя доля, данная Господом при рождении. У бабушки моей, судьба невероятно схожа с судьбой этой святой. Столько душевной боли, столько страданий не каждый вынесет. Она все ,что с ней произошло, характеризовала одним словом -закоснуло.Моим любимым занятием было сидеть в обнимку с бабушкой и лепить на ее руках "грибочки"-сожмешь кожу пальчиками, крутнешь немного, она так и стоит. "Вот, Таня-говорила она- это и есть показатель старости.А раньше тело такое упругое было, не ущипнешь.Все завидовали.Худая, потому,что вы мне делать ничего не даете. А у меня организм чудной, и по молодости так было-на работу выхожу, толстеть начинаю, дома стоит побыть немного, сразу "обдерет",как шкидла хожу.  Говорю:"Бабушка, давай я тебе "Метаморфозой" буду лицо мазать или "Любимым" кремом, написано, что они омолаживающие. "  "Да, что ты, мои морщины даже утюгом теперь не разгладить. Вон пусть мать и "пучкает" свое лицо. Ей еще женихов завлекать, а мне куда.Мне бы вот вас подрастить еще, да и на покой пора.У меня сейчас жизнь так идет-день прошел и к смерти ближе."  Я плакала по ночам от жалости к ней. Мечтала, что вырасту, обязательно для нее что -нибудь такое сделаю, чтоб она радовалась каждый день.
Мой родной дед Степан так и не вернулся домой. Знаю, что после осуждения, он не сидел  в тюрьме. Подписал бумагу и попал в штрафбатальон. Какое- то время воевал в Китае с хунхузами.Служил в одном полку с моим родным дядей по отцу Паздниковым Иваном Деомидовичем. Он, дядя Ваня, свой  срок получил за одну только фразу-по неосторожности послал кого- то из партийных "далеко". Фото есть, где они вместе сидят.форма без погон.Рядом с дядей Ваней кавалерийская сабля стоит.Мой дед, спасенную девочку -китаянку держит на руках. Фото плохого качества. С левой стороны угол оборван и верха фото нет. Но деда и дядю Ваню разглядеть на ней можно хорошо.Часто смотрю на это фото и думаю: "С дядей Ваней мы жили по соседству. Тетя Маруся, его жена, любила меня, как родную дочь. Лентами, да бусами задаривала.Она то шетерых пацанов родила. Говорит:"Стирать начинаю, сплошные штаны, хоть бы одно платьюшко." Я у них каждодневный гость была. Мальчишки у нас. Миша вообще,как член нашей семьи. Помогал во всем. Меня, по школьным предметам "натаскивал". С дядей Ваней на его "пупуколке", маленьком тракторе-колеснике, на ферму ездили. "Пупуколкой" трактор звали потому, что он выхлопной трубой характерные звуки издавал, когда двигатель работал. За версту его трактор от других отличали. У дяди Вани спросить про деда можно было?Я даже не знала о том, что они вместе воевали.Несколько лет назад, когда историей интересоваться начали, узнала.И фото родственики прислали. 
Мой дед не погиб на войне и бабушка моя знала, что он жив. По какой причине он не вернулся в родной дом, нам не известно.Может не захотел больше горя приносить жене и детям. Может не мог вернуться.Причин может быть тысячи. Знал ли он что о нас,  не известно. Бабушка  так и не вышла больше замуж и ни одного мужчины не допустила к себе. Сохранила безоговорочную верность мужу. Всю  себя без остатка она отдала детям и нам.
Тогда, в войну, несчастья так и сыпались на   ее голову, одно за одним. После ареста деда и лишений связанных с полным обнищанием семьи,сначала думала, не выживут. После смерти матери, отец душой заболел. Переживал сильно за всех. Его часто забирали на допросы, то за детей ответ давал, о которых и сам ничего не знал толком, то "поклепы" кто- то строчил. Явно не здешний. Один раз пол лета в Зерене пробыл,приехал, а на него бумага пришла. В чем- то обвиняли. Уехал в район на суд, но вернулся. Алиби железное было, с кем- то из "верхушки" в тот день в тайге были, он его и спас.Приехал темнее тучи, видимо встретился с тем, кто писал поклеп. "Не могу- говорит-поверить, что этот человек, на такой подлый поступок способен. Соврал то, как складно,а ведь из одной плошки щи хлебали, сколько дорог вместе протопали. Братьями друг друга называли.В глаза то, как смотрел, будто зверя увидал, а не меня. Так и целил в сердце, Не уехал бы из дому, капут мне пришел."Долго сидел, закрыв глаза ладошкой, думал. Потом посмотрел на меня, на ребятишек, которые жались друг к другу на печке. "Помереть, я доча, хочу."Как ножом полоснул по сердцу, своим откровением.
-"Что ты такое говоришь, тятя!Сам же учил-не зови лихо, придет, взвоешь не своим голосом."
Через несколько дней перегоняли лошадей, он в полынью провалился.К врачам не обращался,понадеялся на свой крепкий родовой иммунитет.По родове все долгожителями были. Прадед деда Гавриила в 115лет умер. Захлебнулся рвотными массами возвращаясь с очередной гулянки. Не дотянул до дома, завалился между бревнами, навзничь.Там его и нашли с пищей в дыхательных путях.Когда вскрыли  обнаружили у него два сердца.Одно большое а другое маленькое.Феномен. "Ему бы еще жить и жить"- сказали врачи. В газете прописали, сердце законсервировали и куда- то увезли.
Дед Гаврило тоже никогда не болел. Но здесь почувствовал-внутри что- то неладно. Болезнь медленно, но верно побеждала.Когда стало совсем невмоготу,согласился на операцию. Умер на операционном столе.Сердце не выдержало. Недавно узнала, что жили они  с бабушкой Акулиной перед смертью у своего сына Миши. У дедушки Миши, про которого я много раз писала.Одежку кое - какую ему справили, а вот на саван даже куска материи  не было, дожились -вспоминали родные-на старые газеты положили, газетами прикрыли,но, хоть оплакали, как положено.Не на чужбине сгинул, родная земля приняла его..."

Самую трагическую страничку своей жизни,  моя бабушка, в разговоре, всегда старалась "перевернуть" очень быстро. Вымолвит несколько слов дающихся ей с трудом и умолкает.Мы и не спрашивали. Знали про такое вслух говорить,  значит потухший костер ворошить. Опасность в том, что он, там внутри, снова разгореться может и жизнь выжечь.
 Война еще не закончилась. С фронта приходили не радостные вести. Казалось, что еще чуть- чуть и люди начнут ломаться,  как былинки на высохшем поле. Но проходил день, ночь,  наступало утро,все шли на работу,  выполняли домашние дела,трудились до изнеможения и все без исключения свято верили в победу. Этим и жили.Бабушка работала в колхозе, все так же сторожила,по ночам, днем в поле, дети учились.Но, говорят - если пришла беда, открывай ворота. Забайкальцев начала косить,  неведомо откуда взявшаяся страшная болезнь- черная оспа. Видимо кто- то злой, безжалостный и беспощадный хотел основательно доканать вымотанный революцией, войнами, голодом и многими лишениями народ, преследуя свою корыстную цель.Поговаривали о бактериологическом оружие. То тут, то там очаговые вспышки туберкулеза блокировали. До эпидемии дело не доходило.Но к такой напасти люди явно не готовы были. Что делать, чем лечить?Инкубационеый период у этого заболевания большой.Более десяти дней. Человек вроде бы внешне здоров,но он уже страшную опасность для окружающих представлял.Достаточно было просто поговорить с заболевшим и вирус подхватить. Дети умирали быстро от очень высокой температуры,даже не успев осыпаться -кровь сворачивалась.Бабушкину семью, эта беда не обошла стороной. Пятерых кровинок проводила она в дальний путь. Унесла падучая. С ними вместе и последние надежды  таяли и силы уходили. "Коля первым заболел -вспоминает бабушка- утром  покормила их, в школу собрала. Он шапку нахлобучил, стоял ждал чего- то.-"Говорю: "Ну беги малыш!" Говорит:"Мама,ты знаешь, как  я тебя люблю! Ладно, пока, пошел!" Басом.Как  большой. Я  в окно понаблюдала- мужичек растет,крепенький. Защитник мамин.Сердце защемило- дай Бог, чтоб хорошо у него все было в жизни. Через три часа учительница прибежала ко мне на работу: " Ой, Наталья, беда. Коля, твой горит!" Через несколько дней сына не стало. Во сне таким и приходит ко мне, каким я его видела, провожая в школу. Следом за ним сразу трое заболели..." Их имен бабушка не называла, с трудом глотала подступивший к горлу комок,долго молчала. Потом продолжала: "Не успевали увозить гробики... Потом и Розочка.   Цветочек мой лазоревый.До чего же бравенькая родилась.Умничка.  На руках у меня умирала.  Говорит, у меня ничего не болит, мама,просто спать сильно хочу. Устала. Закрыла глаза и ушла."Тела увозили  куда- то,  сжигали. Нам и не сказали где. Я  не помню ела я, не ела эти дни.Что делала, чем занималась? С явными симптомами оспы слег брат Миша. "Лишившись последней поддержки, я совсем сдала. Сердце не выдержало таких жестоких испытаний. Помню волоклась с работы, потом в глазах все помутилось, и, как будто, провалилась куда- то. Очнулась в больнице, на пятые или шестые сутки только. Первый вопрос был: "Когда умерли оставшиеся трое детей и брат?" Мне говорят:" Все живы -Нина,  Иннокентий, и Володя даже не заболели. Михаил идет на поправку. Хинин завезли. Другие препараты.Болезнь отступает." Домой летела, как на крыльях."Вот не верь после этого Богу. Денно и нощно отмаливала, дошли все -таки молитвы до неба. Оставил, не забрал к себе сиротинок моих. И мне силы дал -жить.Слава тебе Господи!"
 Это был единственный раз в жизни, когда бабушка лежала в больнице . Диагноз ей поставили тогда- сердечная недостаточность осложненная водянкой. А может  и от голода еще распухла. Дед Миша выздоровел, но на его лице, это страшное заболевание, оставило глубокие отметины.
Примечание:
Сообщение от Виктора Курочкина.Писателя, журналиста. Автора исторической книги "Серебрянный Газимур" -Мне известно о вашем прадедушке  следующее: Овчинников Гавриил Семенович, участник русско-японской войны, канонир 2-й Забайкальской казачьей батареи, знак отличия военного ордена Святого Георгия 4-й степени (Георгиевский крест) получил "за бои 1-3 октября 1904 г.". В 1918 г был поселковым атаманом.В дальнейшем, колхозник села Закаменная Год рождения1876 Умер 19 июля 1943 г. в возрасте 67 лет.По болезни. Не перенес операцию.Похоронен в Закаменной. По возрасту подходит под участие в русско-японской войне. Запись в ЗАГСе сделана по заявлению его сына Михаила Гавриловича
На фото мой прадед Овчинников Гавриил Семенович