Батюшка за рулём

Священник Владимир Русин
БАТЮШКА ЗА РУЛЁМ, или
Зачем священнику автомобиль?

(Откровенные рассказы из приходской жизни)

Редкий священник может себе позволить роскошь быть пешеходом.
Святейший Патриарх Кирилл на одной из встреч с духовенством подчеркнул, что «у священника должен быть автомобиль и право вождения». И если в городских условиях ещё как-то можно обойтись общественным транспортом, то «в сельском приходе без автомобиля невозможно». Чтобы повсюду успеть, батюшка обязан быть «на коне». Так что автомобиль для него – не блажь, не игрушка, а «рабочая лошадка».

В этих записках, которые велись автором  в годы приобретения навыков вождения, он с улыбкой объясняет: как оказался за рулём, куда ездил, кого подвозил, как вновь стал пешеходом и вновь сел за руль.

Весь свой гонорар, ежели таковой будет, автор обязуется потрать на бензин и запчасти.


КАК Я ОКАЗАЛСЯ ЗА РУЛЕМ
(объяснительная записка)

Если бы я не стал священником, то, наверное, никогда бы не сел за руль.
В детстве среди моих игрушек машинки, конечно, были, но катал я их по полу без особого энтузиазма. И при всем богатстве воображения, развитого во время учебы на режиссерском отделении, я даже в страшном сне не представлял себя ведущим автомобиль. Однако служба на сельском приходе и настойчивые просьбы матушки заставили-таки меня поступить в автошколу.

С первого захода мне удалось продержаться в школе около месяца. После я ушел в, скажем так, академический отпуск. Для этого были и объективные причины: чреда церковных праздников, требы, церковно-хозяйственные заботы, сессия в Православном Свято-Тихоновском университете. И все-таки главная причина моей капитуляции носила субъективный характер. Я боялся машин.

Через полтора года матушка, отчаявшись увидеть меня за рулем, сама взяла благословение на учебу в автошколе. Вместе с ней вернулся и я. Когда я впервые пришел на занятия, меня удивило, что группа обучающихся на 80 процентов состоит из девушек. Теперь же в группе было 90 процентов представительниц слабого пола. И даже вела занятия девушка. Это меня уже не удивляло, а поторапливало. Если снова возьму отсрочку на год-другой, буду один в автошколе позорить мужскую половину. Впрочем, краснеть мне пришлось уже сейчас, когда матушка лихо расправлялась с теорией и показывала класс вождения на практике. А я спорил с компьютером, требуя поправок к правилам дорожного движения, и глох на каждом перекрестке, путая педали.

Но чудо бывает. И то, что я в положенный срок получил права – лишнее тому подтверждение. Дай Бог здоровья директору автошколы, который накануне экзамена, не выпускал меня из-за компьютера, и сотруднику ГИБДД, который на сдаче вождения сделал вид, что задремал.

Часть первая. Дорогой мой «Москвич».

КУДА НЕСУТСЯ КУРЫ?

Был погожий осенний денек. Я летел по селу на своем «Москвиче» со скоростью 30 км в час.

Вдруг дорогу мне перебежала кошка. Не черная, а серая. Да если бы и черная, что с того? Мне по сану не положено суевериями увлекаться.

Я бы и внимания не обратил на эту злополучную кошку, если бы вслед за ней не понеслась глупая курица. Еще секунду назад она неторопливо расклевывала валявшийся на обочине огрызок. Кошка, перебегающая дорогу перед носом автомобиля, вдохновила курицу и та тоже увлеклась экстремальным видом спорта. Но ни у птицы не было времени хорошенько разогнаться, ни у меня – вовремя затормозить.

Куриная смерть наступила мгновенно. В зеркало заднего вида я видел кучу пестрых перьев на дороге и тушку пеструшки на обочине. Свидетелей у этого ДТП не было.
Перед кем же виниться? Чья же эта курица?

Вдалеке у калитки стояла группа женщин. Я к ним. Так, мол, и так. Виноват, говорю. Подошли с ними к месту происшествия. Осмотрели погибшую.

- Это Валентины Алисовой птица, - опознала одна из соседок. – У нее инкубаторские, дурные. Так и лезут сами под колеса.

Вроде как утешили батюшку.

Тут вышла за ворота хозяйка сбитой курицы. Подняла за ноги труп. Посмотрела на побледневшего водителя.

- Третий день за рулем. Только на вторую передачу переключился. Раньше и мухи не обидел, а тут курица, - забормотал я, потупив глаза.

- Да, ладно. С кем не бывает? – миролюбиво улыбнулась понесшая урон домохозяйка. – Я вот думаю, куда бы ее деть… Может, возьмете себе. Собакам.

- Да ее и собаки есть не будут, - вступила в разговор соседка. – Старая курица. Она, наверно, не дождалась, когда ее хозяева зарежут, и покончила жизнь самоубийством.

Посмеялись и разошлись.
 
А в обед я передал для недосчитавшейся одной курицы хозяйки коробку конфет. В качестве компенсации. Правда, Женька, который эту коробку относил, не удержался и схохмил: «Вот вам, баба Валя, от батюшки. Помяните курицу…»

ПАССАЖИР С ПИСТОЛЕТОМ

На выезде из Горшечного пожилой мужчина ловил попутку до Старого Оскола. Я приостановил машину, хотя для меня с моим водительским стажем в полторы недели, каждая остановка – волнительное событие. Когда пассажир неспешно протиснулся в салон, я с некоторым огорчением обнаружил, что он не  совсем трезв. Но не высаживать же теперь человека. Перекрестился, поправил ремень безопасности и с третьей попытки отчалил от обочины. Мой попутчик все это время с присущей выпившим людям сосредоточенностью наблюдал за моими действиями.

- Ты честный человек? –  внезапно огорошил он меня.

Кто ж в наше время дерзнет ответить на такой вопрос положительно? Разве только кандидат в депутаты. И то не всякий.

- Ну, стараюсь жить по совести, которую святые отцы голосом Божиим в человеке называют, - отвечаю серьезно. Я всегда отвечаю серьезно, даже когда шучу.

Пассажир ушел в глубокое раздумье, из которого вернулся с заявлением, что денег у него нет, только вот на проезд чуть-чуть. А я ответил, что за проезд с него ничего не возьму.

- Как это ничего?! – испугался мужчина.

Заворачиваю к заправке. Я всегда, уезжая из Горшечного, заправлялся под завязку, потому как бензин там дешевле.  Попутчик глядь на панельную доску, а там датчик указывает, что в баке еще больше половины.
 
- Ты это… не вздумай, - говорит он встревожено. – Я защищаться буду. У меня пистолет.

- Чего не вздумай? - недоумеваю я. – Бензинчику долить надо.

- Или мы едем прямо в Оскол, или я выхожу.

- Ну, знаете… В чужой монастырь со своим уставом – это как-то не по-христиански.
Несостоявшийся попутчик хлопнул дверью, а я облегченно вздохнул. С пистолетом он ведь мог потребовать и в Турцию его отвезти. Как ему нетрезвому объяснить, что я только в этом месяце права получил?

ТОРМОЗ

Застрял. И где?! Не на глухой проселочной тропе, заваленной снегом, а на расчищенной дороге в центре города. Обидно.

Выскочил из машины на пять минут в отделение Сбербанка, где у нашего прихода наконец-то появился счет, и вот уже почти полчаса, включив аварийку, пытаюсь оторваться от бордюра.  Машина дергается, как приклеенная. Я давлю на все педали и дергаю за все рычаги, как угорелый.

Обратиться за помощью к кому-нибудь из прохожих не дает гордость. Вызвать в очередной раз на помощь кума не позволяет совесть. Он уже и так со мной за последние полтора месяца намучился. И толкал, когда я глупейшим образом посадил аккумулятор, бросив на стоянке на целый день автомобиль с включенными фарами. И мчался мне на выручку с буксировочным тросом, когда я лихо свернул замок зажигания, остановившись в пяти километрах от дома. Словом, в этот раз решил я выбираться самостоятельно.

Прохожие, как им и положено, проходили. Одни, заметив мои автомобильные страдания, сочувственно кивали головой. Другие плохо скрывали улыбку. Когда мне удалось со страшным ревом на несколько сантиметров продвинуться вперед, жители соседнего дома прильнули к окнам. Один мужчина в тельняшке даже выскочил на балкон и стал, темпераментно жестикулируя, давать мне рекомендации, как надо сдавать назад. По всей видимости, это был хозяин серебристой «Лады», в которую я рисковал врезаться при резком рывке вперед.

Когда я пришел в совершеннейшее изнеможение, машина, словно жалея водителя, тихонько выползла на большую дорогу. Отключаю аварийку и с удивлением продолжаю слушать тревожный писк автомобиля…

Так я и сорвал стояночный тормоз.


МЕНЯЮ ТРИ «ЗАПОРОЖЦА» НА СПОКОЙНУЮ ЖИЗНЬ

Один батюшка увидел объявление в газете о продаже трех «Запорожцев» по цене одного чайника и потерял душевный покой. Боясь упустить свой шанс стать наконец-то владельцем автомобиля, он дрожащими пальцами начал набирать указанный в объявлении номер. Однако взял себя в руки и решил сперва посоветоваться с опытным автолюбителем из числа прихожан.

- Батюшка, - вздохнул эксперт, - Вы книжки читаете?

- Разумеется.

- Купите «Запорожец» - перестанете читать… А, простите, материтесь?

- ?! Боже упаси.

- Купите «Запорожец», начнете материться, - авторитетно заявил опытный автолюбитель.

… И батюшка купил чайник.

ВО ЧТО ВЕРИТ ИНСПЕКТОР ГАИ?

Могу авторитетно заявить, что среди инспекторов ГАИ нет нерелигиозных людей. Все они, так или иначе, верят в существование высших сил. Только одних инспекторов можно назвать верующими, а других вернее будет называть суеверными. Первые не наказывают батюшек-автолюбителей (даже есть за что) из уважения перед священным саном. Вторые – по соображениям личной безопасности. Оштрафовать человека в черной рясе – это все равно, что пройти по дороге, которую перебежала черная кошка.

ДОРОГА ЖИЗНИ

Жизненный путь. В детстве он казался мне этакой ровненькой дорожкой, по которой можно бесконечно долго катить на трехколесном «велике» и улыбаться провожающему меня взглядом дедушке.

Дедушка умер, когда я учился в первом классе. К тому времени я уже пересел на велосипед о двух колесах. Но мои представления о жизненном пути существенных изменений не претерпели.

Прошло еще неполных три десятка лет. За спиной остались и школа, и институт, и армия, и снова школа. Плюс редакции трех газет. А я все катил по жизни колобком и улыбался.

Надо было стать священником, сесть за изучение правил дорожного движения и выехать на дорогу, чтобы понять одну простую вещь: дорога – это не только проезжая часть. И тротуары, и обочины, и даже кюветы также являются частью дороги. Если зазеваться, можно и туда улететь. В жизни, как и в дороге, всякое бывает.

Жизнь - не велосипедная прогулка, а ответственное задание. Надо доставить в указанное место ценный груз. Груз этот – душа, а место…

У Бога обителей много.

ЕЗДОВАЯ СОБАКА

Обычно автомобиль сравнивают с конем. «Стальной конь», - говорят. А мне мой «Москвич» (комби) больше напоминает собаку. Такую классическую дворнягу, с которой на охоту, конечно, не сходишь, но курей по соседским дворам погонять можно. Впрочем, о курах я уже, кажется, рассказывал. Не буду повторяться. Вернусь к собакам.

Когда я выхожу из храма после службы, она (машина) стоит у церковных ворот и преданно ждет хозяина. Мерещится мне, что и уши у нее имеются, и хвост. А увидев меня, она приподнимается на задние колеса и скулит от радости. После установки нового карбюратора она почти вылечилась от синдрома кенгуру. Если бы педаль газа не западала, двигаться можно было бы намного плавнее.

При левом повороте машина изредка полаивает. Где-то провода коротят, не могу найти хорошего автоэлектрика. Зато когда я пытаюсь заставить автомобиль подать голос, он хранит гробовое молчание. Скорости в коробке передач иногда меняются местами. Там, где должна быть третья скорость, может запросто оказаться задняя.
Стрелка на спидометре просыпается лишь тогда, когда машина разгоняется до ста километров. Месяц я гонял с неработающими дворниками, пока Женька не пришпандорил на панельную доску банальный комнатный выключатель. «Родных» запчастей на «Москвич» уже днем с огнем не найдешь. Одна надежда – на разборки.

Если бы мне вздумалось дрессировать свой автомобиль, то вместо кусочков сахара я использовал бы моторное масло. «Москвич» его просто обожает и потребляет почти в таком же количестве, как и бензин.

Есть и другие особенности моего автомобиля, шокирующие знатоков автодела. Но я умолчу о них. Поберегу чужие нервы. Да и зачем разглашать все тайны? Ведь в новом году предстоит новый техосмотр. Если среди проверяющих техническое состояние окажутся читатели этих строк, простой закраской ржавых пятен я уже не отделаюсь.
Да я бы и готов был отдать свое транспортное средство в капитальный ремонт. Но почему-то, как только «Москвич» поворачивает к воротам автосервиса, тот закрывается на перерыв по техническим причинам. Сейчас пошло поколение автослесарей, которые стариков (особенно отечественных) совсем не уважают. А моему «Москвичу» двадцать первый год. Это и для машины, и для собаки – суперстарость.

В нашу семью «Москвич» попал недавно. Года три назад папа (пешеход с тридцатилетним стажем) купил его по дешевке у хороших людей. Он им захламлял гараж. Как я впоследствии узнал, за машину папа рассчитался… сотовым телефоном. Словом, покупка автомобиля обошлась намного дешевле, чем первая же порция запчастей на него.

Однако, несмотря ни на что, мне «Москвич» очень нравится. Ну и что, что он 1987 года выпуска? Зато он в хорошем состоянии, на ходу. Пробег – 5 тысяч км (только в этом месяце). Цвет – бежевый.

Никому не нужен, кстати? Торг уместен.

МУДРЕНЫЙ СОВЕТ
 
Как при неработающем спидометре узнать, не нарушаете ли вы скоростной режим? А очень просто. Если вас давненько никто не обгонял, значит, скорее всего, вы превысили скорость. А если пейзаж за окном давно не меняется, значит, вы стоите.

 «ПАЛОМНИЧЕСКАЯ» ПОЕЗДКА

К хорошему привыкаешь быстро. Эта фраза настолько банальна, что ею бы не следовало начинать очередной рассказ. Но что поделать? Я привык к хорошему. Может оно и не очень-то хорошим было, однако лучшего я не знал. Ездил на «Москвиче», наслаждаясь независимостью от расписания автобусов и прокладывая новые маршруты. Любил подвозить пешеходов…

И вот в один пасмурный, сырой и совсем не прекрасный день мой «Москвич» начал подавать признаки смерти. Сначала я думал, что это очередная поломка. (Сколько их уже было за два неполных месяца!). Но все оказалось гораздо серьезней.

С трудом дотянул до угла тещиного дома и вывалился из машины, оставив открытой дверь. Из салона автомобиля валил дым.

Независимые эксперты подсчитали, что ремонт этой колесницы обойдется нашей семье, как минимум, в два раза дороже, чем она нам досталась.

Итак, я снова стал пешеходом, но уже с водительскими правами.


Часть вторая. «Мадэ ин ненаше».

АВТОСТОП: КУРСК – СТАРЫЙ ОСКОЛ

Главное – двигаться в верном направлении. А на чем – это уже вопрос второстепенный.

Я возвращался из Курска на своих двоих. Опоздал и на последний рейс автобуса, и на такси. Все машины, обслуживающие Старооскольское направление, ушли.  Морозец слегка пощипывал за щеки и поторапливал принимать какое-то решение. Дело шло к вечеру. Местный таксист согласился вывезти меня на окраину города к посту ГАИ за ту же сумму, которую я заплатил водителю, привезшему меня утром из Старого Оскола в центр Курска. Обратиться за помощью к доблестным автоинспекторам я постеснялся, и это горделивое стеснение мне дорого обошлось.

Первые 20 км я ехал (а по большей части – шел) на трех видах транспорта. С пожилой семейной парой на «Копейке» я добрался до бензоколонки. С участковым милиционером Володей на «Бобике» преодолел расстояние от конца одного села до начала другого. На рейсовом автобусе подъехал 200 метров до первого поворота. На автостанции одного весьма протяженного села я обнаружил, что упустил счастливый шанс подъехать до Губкина. Он ушел за пять минут до моего прихода. И, кажется, я даже видел, как он скрывался на горизонте.

В сговор с окрепшим морозом вступил легкий ветерок, грозящий в любую минуту превратиться в напористый ветер. И превратился-таки!

К свисту ветра добавился лай собак. Не успел я и глазом моргнуть, как свора (морд этак в восемь) выскочила из подворотни и отрезала мне путь к отступлению.
Агрессивный вожак воспринимал развивающиеся на ветру полы подрясника как личное оскорбление и норовил вцепиться мне в лодыжку.

- Ну, вот, как в дореволюционной семинарской прибаутке: «Паки и паки порвали попа собаки», - отшучивался я от мрачных мыслей.

Не знаю, чем бы (и где бы) закончилась эта встреча с хвостатыми хулиганами, если бы я не вышел на середину проезжей части и не дал дёру под прикрытием не замечающих меня автомобилей.

Когда я преодолел первый километр своего марафона, передо мной гостеприимно распахнулись двери грузового «Мерседеса», возвращающегося из Курчатова в Старый Оскол.

Оказалось, что Андрей (так звали водителя) уже подвозил однажды куньевского батюшку. Но это был не я, а мой предшественник на приходе, отец Роман. Что ж, значит, я двигаюсь в верном направлении.

«СМИРИТЕЛЬНЫЕ РУБАШКИ»

Одному батюшке нечаянно-негаданно подарили автомобиль иностранного производства. Почти новый. Батюшка этот в священном сане уже два десятка лет. И все это время он отечественные драндулеты укрощал. И горел он в своих машинах, и тонул, и переворачивался. Переходил на газ, чтобы сэкономить хоть что-нибудь, а потом опять возвращался на бензин, так как никакой экономии не получалось. Менял «Ниву» на «Волгу», «Волгу» на «Оку», «Оку» на «Москвич», «Москвич» на другой «Москвич». Все свои машины батюшка ласково величал смирительными рубашками, потому как смиряли они батюшку капитально.

И вот наобламывавшись вдоволь и натрясшись на всю оставшуюся жизнь, достиг он, наконец, состояния, в котором можно из смирительной рубашки в обычную переодеться.

А ежели считать транспорт материальным вознаграждением за духовные подвиги, то батюшке тому давным-давно космический корабль положено выдать. А мне за мое подвижничество и самоката за глаза хватит.

ИСКУШЕНИЕ ИНОМАРКОЙ

Мы встретились с ней случайно на улице. Она ехала впереди. А сзади у нее на все стекло красовалась большая надпись: «Продам» и далее номер телефона. Зять тут же набрал эти 11 заветных цифр и через три минуты знал о ней все, что может сообщить потенциальному покупателю реальный продавец.

Я долго учил её длинное название, похожее на аристократический титул: «Тойота-Дайхатцу-Териос». Забегая вперёд, скажу, что первую часть этого имени я выучил зря. Когда мы отмыли заднее стекло от объявления о продаже, осталось просто «Дайхатцу-Териос». В автосалоне, обслуживающем «Тайоты», так же отказались признать родственные связи с нашей иномаркой. А она всё-таки стала нашей. Правда, для этого папе пришлось стать на пять лет плательщиком довольно солидного кредита. Так что авторские гонорары за первые газетные публикации о своих автомобильных приключениях, мне приходилось целиком перечислять в фонд помощи погашающим кредит.

Как всё произошло, я сам не пойму. Ведь мои мечты дальше «недоконцастарой» «Оки» не простирались. А тут вдруг – автомобиль японского производства с коробкой-автоматом, удобный в управлении и в приличном состоянии. Сколько это состояние удастся удержать, покажет время. Всё-таки 1997 год выпуска, это вам не 2007-й.

Ну, да что я ворчу да причитаю? Ездит? Ездит! И слава Богу за всё!

ПРАВО РУЛЯ

Меня теперь часто спрашивают: «Трудно ли привыкать к праворульному автомобилю?». Что тут ответить? Мне трудно было привыкнуть к тому, что автомобилем вообще нужно рулить. А к правой стороне я за три десятка лет своего пассажирства вполне привык.

МЫ ЗА МИР!

Весной во время ямочного ремонта дорог ямы на дорогах бывают углубленными и расширенными. По весенним дорогам даже «внедорожник» может отправиться в последний путь.

Ребята из автосервиса, оценив состояние ходовой моего «Дайхатцу», посоветовали мне своевременно позаботиться о замене некоторых расходных деталей.

Поэтому я после покупки японского автомобиля кровно заинтересован в том, чтобы российско-японские отношения укреплялись. А из сонма святых стал особо выделять равноапостольного Николая Японского.

РЕМЕНЬ ДОЛГОЖДАННЫЙ

Бесплатным приложением к автомобилю явилась куча неотложных дел, о которых раньше я и не помышлял. Приходится дни напролет проводить за баранкой. Отчего время моего пребывания в кругу семьи значительно сократилось. Без меня десятимесячная дочь делает первые шаги. Без меня двухлетний сын Тихон расширяет свой словарный запас. Правда, букву «Р» он пока еще не осилил.

Однажды в момент моего возвращения домой он бросился ко мне с радостным возгласом: «Папа, папа, лимня!». И потом еще минут десять малыш бегал вокруг меня, требовательно скандируя: «Лим-ня! Лим-ня! Лим-ня!».

Оказывается, в этот день мальчик несколько раз огорчал матушку своим поведением. И та ничего лучшего не могла придумать, как пригрозить ему: «Ну, погоди! Вот приедет папа и даст тебе ремня».

А ведь папа всегда привозит что-нибудь вкусное и интересное.

БОЛЬШАЯ МАШИНА

На первую годовщину нашему малышу родственники подарили большую машину с музыкой. Правда, долго играться этим подарком Тишке не пришлось. Через несколько недель они с мамой залегли в старооскольскую городскую больницу с одним редким в наши дни заболеванием. А затем мы с ним оказались в белгородской областной больнице с другой, более серьезной, болезнью.

В ходе адаптации к новым жизненным условиям разглядывали в окошко кошечек, собачек и «бумаки», то есть автомобили.

Спустя пять или шесть месяцев больничного затворничества в разгар очередной химиотерапии вспомнили мы о большой игрушке. Тайком привезли ее в палату. Мальчик был несказанно рад автомобилю. Он гарцевал на нем, без отрыва от капельницы, нажимая на все кнопки и заставляя пять запрограммированных мелодий звучать нон-стоп.

Гематологическое отделение, в котором мы проходили курс лечения, еще не успело прийти в себя после нашего музыкального горшка, самопроизвольно срабатывавшего по ночам. А тут – новое нарушение больничного режима. Словом, пришлось нам вновь юного автолюбителя превращать в пешехода.

За руль музыкальной машины Тихон вернулся лишь через полгода, когда самая длительная часть стационарного лечения была завершена. К этому времени он уже научился кое-что говорить и стал кое-что понимать в жизни.

Мама прозевала, как он вылил кружку воды в отдел машины, где находятся батарейки.
- Тихон! Как это понимать? – только и успела воскликнуть матушка.

- Бизин ням-ням, - делово ответил малыш.

А на следующий день на кухне я чудом успел перехватить бутылку «Слободы», которую Тихон занес над своею машиной. Видимо, хотел произвести замену масла…

«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ, РАДОСТЬ МОЯ!»

Подвозить я стараюсь всех, кто в этом нуждается, невзирая на их религиозные убеждения. Свое воззрение на мир пассажирам не навязываю. Но зачастую они сами заводят речь о наболевшем или любопытствуют о разных сторонах церковной жизни. А порой и… проповедуют.

Несколько раз моими пассажирами оказывались представители одной навязчивой секты. Свою атаку на православного священника они, как правило, начинали, предварительно убедившись, что их не высадят у ближайшего поворота. Вероятно, были прецеденты…

  Праздновать Пасху можно каждый день

На днях ехал я на одно предприятие по хозяйственным делам. (Главный инженер этого завода вызвался нам помочь разобраться с документами для газификации храма, которые мы собираем уже около двух лет). На автобусной остановке в Горшечном подобрал двух попутчиков: мужчину и женщину. Основную часть пути они вели беседу друг с другом. Но когда на подъезде к селу Болото на горизонте показался купол церкви, женщина неожиданно спросила: «Скажите, известен ли точный день смерти Христа?».

«Да, конечно», - хотел было ответить я, но почувствовал подвох и поэтому сказал: «А ведь вас на самом деле совсем другое интересует. Вы хотели спросить, почему православные каждый год празднуют Пасху в разные дни?».

Пассажирка промурчала что-то утвердительное.

Можно было, конечно, рассказать о том, что праздник Воскресения Христова имеет богатую и интересную историю. Установлен он был еще в апостольские времена. Однако в первые века в разных частях христианской Церкви его праздновали в разное время. На Востоке христианского мира новозаветную Пасху поначалу праздновали 14 нисана (т.е. в марте). Причем день недели, на который выпадало это число, мог быть любым. На Западе укоренилась традиция праздновать Христово Воскресение в первый день после весеннего полнолуния. И лишь в 325 году отцы Первого Вселенского Собора ввели единообразие. Чтобы новозаветная Пасха всегда праздновалась после иудейской, ее было решено праздновать в первый воскресный день после пасхального полнолуния. (Это где-то между 4 апреля и 8 мая). В этом году, согласно такому подходу, Пасха пришлась на 27 апреля.

Все бы это я мог рассказать своей собеседнице, если бы она хотела слышать что-то, кроме своих вопросов. Но, к сожалению, адептов религиозной секты, к которой принадлежала пассажирка, отличает поразительная глухота и слепота. Выходя на «тропу» проповеди они превращаются в токующих глухарей. Поэтому я для начала попытался вывести проповедницу из проповеднической комы:

«Праздновать Пасху можно круглый год. Даже в Великий Пост. Некоторые святые так и делали. К примеру, преподобный Серафим Саровский. Он всех встречал неизменным пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!». Ведь Воскресение Христово принадлежит не только временной человеческой истории, но и вечности.  Господь наш Иисус Христос, оставаясь Богом и став человеком, в Себе Самом соединил время и вечность».

  Где сказано, что Христос – Бог

Сектантка не упустила шанса внести свой комментарий: «Но в Библии сказано, что Христос – Сын Божий».

Я ждал подобной реплики и спокойно парировал: «Одно другому не мешает. Давайте я найду то место, где говорится, что Он и Бог».

Я уже не сомневался, что в сумочке моей пассажирки есть Библия. Представители этой секты всегда носят Слово Божие в кармане, а не в сердце.

Женщина почему-то испугалась такого поворота разговора. Стала мне напоминать, что я за рулем. Но я уже набрал обороты:

«Хорошо, ищите сами. В Евангелие от Иоанна описывается, как воскресший Спаситель несколько раз являлся апостолам. Во время первого явления в кругу ближайших учеников Христа не хватало апостола Фомы. И он поначалу не поверил рассказу других апостолов. Зато, когда Христос, явившийся во второй раз, вложил пальцы Фомы в раны от гвоздей на Своем теле, сомнения апостола рассеялись, и он воскликнул…»

«Господь мой и Бог мой!», - прочла сектантка 28 стих 20 главы и, не поверив своим глазам, добавила: «Ну, это титул…».

Пробуждение не состоялось. Пассажирка выходила из машины, бормоча что-то о смерти Христа. А я говорил о Его Воскресении…

  Да пробудитесь же!

В свежем номере сектантского журнала «Пробудитесь!» самым важным событием в истории названа смерть Иисуса Христа. И такое восприятие Евангелия характерно для многих западных любителей Библии. Оно им развязывает руки для вольных трактовок. Их категорическое неприятие авторитетов напоминает поведение подростков, выпроводивших родителей на дачу и устроивших в квартире игру во взрослых. Они думают, что возвращаются к корням, а на самом деле водят хороводы вокруг старого пня, обросшего мхом ересей.

Евангелие – это благая весть о Боговоплощении, о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его Крестной Смерти и Воскресении. Христос победил смерть. Он Воскрес. И светлая радость Воскресения Христова пронизывает всю жизнь православного христианина. Смерть по важности отступает на второй план уж только потому, что после нее было Воскресение.

ДэТэПэ

За одного битого двух небитых дают… Это явно не про автомобили.
Как ни пытался я избежать столкновения с впереди едущей машиной, ДТП все-таки произошло.

Она немного медленнее, чем обычно это бывает, совершала поворот направо. Я тоже медленно на тормозах подползал к ней. Словом, свежевыпавший снежок сделал свое дело. И главное, альтернативы не было! Справа – кювет, слева – встречка с интенсивным движением.

Мой «японец» подтолкнул отечественную легковушку, за рулем которой сидел полковник милиции. В отставке, правда. Но все равно неприятно.

Полковник оказался великодушным человеком. Увидев, что его автомобиль «отделался легким испугом», а у моей иномарки отлетел солидный кусок бампера, он предложил виновным считать его и оформлять страховку. Но я был настолько перепуган произошедшим, что предпочел поскорее покинуть место ДТП, в благодарность крепко пожав руку доброму полковнику. К тому же до начала вечерней службы оставалось менее получаса.

Службу начать успел вовремя. Вскоре отслужил молебен, поблагодарив Бога за то, что все обошлось без человеческих жертв, без травм и за то, что не сработала подушка безопасности. Если бы она вырвалась наружу, я бы вряд ли отделался одним визитом к жестянщику.

Ночь после дорожно-транспортного происшествия спал тревожно. Часто вздрагивал. Все мне казалось, что я скольжу по дороге, и машина меня не слушается.
 
Но в целом после этого столкновения на душе у меня стало спокойнее. Я прекратил размышления на тему «продать – не продать автомобиль». Кто теперь его, такого стукнутого, купит?

ЧЕЛОВЕК-МАШИНА

Год водительского стажа. У многих автолюбителей такой маленький срок вызывает снисходительную улыбку. С другой стороны они же, узнав, что за это время я накатал около 40 000 километров, снисхождение меняют на уважение.

А я с ужасом замечаю в себе некоторые психофизиологические изменения, вызванные чрезмерным увлечением ездой на автомобиле.

О том, что видно невооруженным глазом, можно было бы и умолчать. Но я обещал в этих заметках быть максимально откровенным, поэтому буду говорить все. Да, за год, проведенный за рулем, я изрядно прибавил в весе. Теперь многие угадывают во мне батюшку, даже если встречают без подрясника. Тех поясов, в которые я еще год назад мог обернуться дважды, теперь едва хватает на один обхват. Появились боли в спине, признаки отдышки и быстрая утомляемость при ходьбе на расстояние более ста метров. А ведь в годы легкоатлетической молодости моим любимым коньком были стайерские дистанции!

Но больше всего меня тревожит то, что сейчас я себя без машины чувствую физически неполноценным существом. Идя по улице, для того, чтобы узнать, что происходит за моей спиной, я не оборачиваюсь назад, а ищу перед собой зеркало заднего вида…

Скажите, доктор, это лечится?

ЦАРЬ СОЛОМОН И ИНОХОДЦЫ

Есть в Библии один фрагмент, который противники покупки автомобилей иностранного производства, при желании, могут использовать как аргумент в защиту своей позиции. Это рассказ о нравственном падении царя Соломона.

Мудрость, отличавшая Соломона от глав соседних народов, с определенного времени стала оскудевать в нем. Он не устоял перед соблазнами, которые извечно угрожали восточным правителям. Утопая в роскоши, Соломон искал возможности удовлетворить все новые и новые прихоти. Возводил помпезные хоромы, желая произвести впечатление на окружающих. Коллекционировал наложниц, стараясь взять себе в жены представительниц всех известных ему народов. В итоге жены-инородки, исповедующие самые разнообразные языческие культы, склонили некогда премудрого царя к греховной толерантности. После строительства Храма Единому Богу, он построил немало языческих капищ, где приносились кровавые жертвы Астарте, Молоху и другим темным личностям, которых соломоновы наложницы почитали за богов.
В этот бесславный период своей жизни Соломон увлекся ко всему прочему и лошадьми. Он без счета увеличивал число своих колесниц и, соответственно, преумножал царский табун. Коней для себя он выписывал преимущественно из Сирии и Египта. То бишь из-за рубежа.

А меж тем, во «Второзаконии» (своде ветхозаветных законов, завершающем Пятикнижие Моисеево), царям рекомендуется «не преумножать себе коней и не возвращать народа в Египет для умножения себе коней» (Втор.17.16). Впрочем, там же предписывается не преумножать жен, «дабы не развратилось сердце» и не умножать «серебра и золота… чрезмерно» (Втор.17.17). Всеми этими мудрыми советами Соломон пренебрег, показывая дурной пример другим.

Позднее пророк Исайя вынес суровый приговор тем, кто на коней надеется больше, чем на Бога: «Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они сильны, а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают! … Египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух» (Ис.31.1-3).

А ЕЩЕ НА НЕЙ ЕЗДИТЬ МОЖНО!

Один опытный водитель всю свою сознательную жизнь довольствовался нашими автомобилями, и вдруг оказался за рулем иномарки. Сравнив два подхода к машиностроению, он изрек не лишенную доли юмора фразу: «У ихних машин ездить – основная функция, а у наших – дополнительная опция».

В ЗАЩИТУ КЛОНИРОВАНИЯ

Прослужив три с половиной года на сельском приходе, я стал ярым сторонником клонирования. Считаю это дело нужным и своевременным. И перво-наперво надо клонировать не овечек, а пастырей.

Пусть один клон батюшки стройками и ремонтами занимается. Другой – вовремя подает отчеты в налоговую, юстицию, пенсионный и прочие бесчисленные фонды. Третий – пусть детей воспитывает да матушке по хозяйству помогает. А сам батюшка тогда, наконец-таки, получит возможность почаще совершать Богослужения и горячее молиться за свой приход и за всех своих клонов. 

НЕ ДАЙ СЕБЕ «ВОЗЛЮБИТЬ АВТОМОБИЛЬ»
«Сейчас из-за машин все сума сошли…»
Преподобный Паисий Святогорец

Страсть к транспортным средствам – проблема, имеющая духовные корни. Развившись в своеобразный культ, она превращает человека в заложника плоти. Бедолага начинает усердно следить за всеми новинками отечественного и зарубежного автопрома, а не за чистотой своего сердца и движениями души. Сравнивая преимущества одной модели перед другой, он испытывает непереносимые страдания от того, что нет в мире совершенства,  а в кошельке средств для покупки последнее писка автомоды.
 
Автомобиль – не идол. Ему служить нельзя. Он должен служить человеку. Он- средство передвижения и не более.

 Священник Георгий Романенко, по образованию психиатр, предлагает такой способ определения состояния психики водителя: «Если машина чистая, коврики вычищены, под ноги газетка подстелена – перед вами сумасшедший. Разве можно так относиться к железке? А если в ногах валяются бутылки, пакеты из-под сока, там сломано, здесь скотчем примотано – это здоровый человек!  Правильное свободное отношение, как к телеге. Залатал, сел, поехал» (Степанова Е. Православные за рулём. // Нескучный сад. 2005. №6. С.83).

ИЗ КНИГИ ПРОРОКА ИСАЙИ

Когда кружу по улицам в поисках свободного места для парковки, невольно вспоминаются слова пророка Исайи: «… и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его» (Ис. 2.7).

ЖЕРТВЫ ДОРОГИ

У меня нет возможности подкрепить свое предположение данными статистики, но кажется, что священники довольно часто становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий. И это не зависит от того, на какой машине ездил пострадавший: отечественной или заграничной. Просто батюшки много времени проводят в дороге. А дорога требует, увы, не только финансовых жертв.


ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛЕСНИЦЫ

«Дорога – это территория повышенной опасности», - любил часто повторять директор автошколы. А в момент опасности как раз чаще всего человек и вспоминает о Боге. Поэтому освятить свою машину стараются многие. Даже некрещеные.

Освящать «колесницы» мне приходиться раз в пять чаще, чем совершать Таинство Крещения. Ведь к машине люди зачастую относятся бережнее, чем к собственной душе.
В «Требнике» имеется чин на освящение всякой вещи. То есть подразумевается, что христианин должен освящать все, чем владеет и чем пользуется. Чин этот составлялся во времена, когда человечество еще не погрязло в вещизме. Тогда у большинства людей в личном пользовании был минимум вещей. Освятить их не представляло большого труда. Но и в наше время, которое можно назвать временем «широкого потребления», некоторые благочестивые христиане окропляют святой водой покупки, сделанные в магазине. Продукты мы осеняем крестным знамением, когда молимся перед трапезой. В монастыре всегда вкуснее потому, что там не только кушают, но и готовят с молитвой.

Для освящения наземных транспортных средств в «Требнике» есть особый чин – «Чин священия колесницы», не очень продолжительный, но очень содержательный. За ним в современных редакциях требного сборника следует «Чин священия самолёта», где упоминается огненная колесница, вознёсшая пророка Илию на небо. Но мы не будем углубляться в тему. А то «заметки о приходской жизни» превратятся в конспект по литургическому богословию. Тем более что мне лично самолёты освящать не доводилось… пока. Только вертолёт.

Автомобиль относится к таким важным покупкам, которые наносят удар по семейному бюджету, по нервам (особенно, если он куплен в кредит) и, вообще, меняют ритм нашей жизни. С одной стороны, они повышают комфортность существования. С другой – располагают к суете «жития земнаго». Так вот, при освящении автомобиля ниспосылается благодать не на железку (пластмасску или наноматериал), а на тех. Кто будет пользоваться машиной. Освящаются их намерения использовать транспорт на богоугодные дела. Одухотворяется их жизнь и деятельность.

 Священник в молитве на освящение колесницы просит приставить к ней ангела, чтобы «шествующие» в ней были им хранимы и наставляемы, чтобы они совершили свой путь в мире и благополучии, а в завершении путешествия поблагодарили Бога. Если автолюбитель, не успев отъехать от храма после «требы», включает непотребные песни, клеит на панельную доску срамные картинки и, закурив в салоне, матерится по мобильнику, только что приставленный к автомобилю ангел отходит от него.

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ИСПРАВНОМ АВТОМОБИЛЕ

Как гласит старая бразильская (или мексиканская) мудрость: богатые тоже плачут. В вольном переводе на русский это значит, что иномарки тоже ломаются.

Ну, вот… Опять я спешился. На этот раз, чувствую, надолго. Мотор, ходовая, свечи, свет и т.д., и т.п. Машина, как говорят, посыпалась. За четыре года беспощадной эксплуатации в ней уже многое «обрусело» или вовсе отмерло. Проехали мы с ней 160 тысяч км. Это почти в 2 раза больше, чем прошлые хозяева накатали за 11 лет (если, конечно, перед продажей не было «корректировки» спидометра, что очень может быть).

Я уже, по-моему, давал дружеский совет не покупать автомобилей у таксистов и священников. Если нет, то даю.

Ну, да ладно. Нет худа без добра. В кои-то веки появилась возможность завершить заметки, которые я начал четыре с лишним года назад, оказавшись за рулём.

За это время я стал (по совместительству) настоятелем второго храма, который от первого находится на расстоянии 26 километров. К четырём населённым пунктам куньевского прихода добавилось десять деревень и хуторов среднеапоченского прихода. Автобусного сообщения между ними нет.

Требует частых передвижений и епархиальное послушание – работа в Историко-архивной комиссии. Основные архивы находятся в Курске и Белгороде. Как попасть туда из Кунье общественным транспортом – отдельная тема.

А собрать по селу желающих быть в храме, но не могущих дойти? Или развезти  по домам тех, кто всё-таки дошёл, побыл на службе, а вернуться уже не в силах?
Была моя машина и «скорой помощью», и цементовозом, и рабочим автобусом, и такси, и чем она только не была!

Апостол Павел, призывающий подражать ему, как он Христу, был для всех всем, чтобы спасти хотя бы некоторых. Так и каждый батюшка вынужден расширять круг своих умений и навыков. Кто-то из священников может быть и хотел бы быть пешеходом, но не может позволить себе такую роскошь.

Село Кунье – село Средние Апочки,
октябрь  2007 – январь 2012 гг.


Часть третья. 7 ЛЕТ СПУСТЯ


МОЯ МАШИНА ИЗМЕНИЛА МНЕ С АВТОМАСТЕРОМ
(Неотправленное письмо священника в редакцию журнала «За рулём»)

Значительную часть своей жизни я был усердным пешеходом и прилежным пассажиром. Другие мальчишки бредили машинами, сравнивали технические характеристики разных марок и моделей. Я же различал автомобили только по цвету. Да и сейчас цвет машины для меня остаётся главной отличительной чертой. Легко могу спутать иномарку с продуктом отечественного автопрома.

Но, как я ни сопротивлялся, в тридцать четыре года мне пришлось сесть за руль. (Приключения первых месяцев водительского стажа описаны мной в эпосе «Батюшка за рулём, или Зачем священнику автомобиль?»).

Учился я в автошколе два года с переменным успехом и успел получить права до очередного подорожания платы за учёбу, до рождения третьего ребёнка  и до назначения на второй приход. Второй приход, как и первый, обязанности по окормлению которого с меня не снимались, находится в селе. (Оба села в одном районе, но между ними автобусного сообщения нет. Бла-бла-кары не ходят. Даже попутки бывают очень и очень редко. Маршрут весьма непопулярный. Как-то в летнюю пору, когда мой автомобиль очередной раз находился в ремонте, я понадеялся на автостоп и протопал с грузом около пятнадцати километров. Всего расстояние между сёлами – 26 км. Это было летом под тёплым дождичком. Зимой я на такие подвиги не отваживался).

По наивности я полагал, что с машиной, как с женой. Связал свою судьбу раз - и на всю жизнь. А оказалось, что капризное транспортное средство требует внимания больше, чем иная привередливая супружница. За два месяца езды на «Москвиче» я ухаживал за ним больше, чем за матушкой за все годы нашей совместной жизни. Но и первая моя машина, и вторая остались в далёком прошлом. И вспоминаю я о них не только с улыбкой. Те автомобили ранее уже были в употреблении и достались мне в тот роковой момент, когда «всё начинает сыпаться».

Как говорит один наш мудрый односельчанин, старая машина – это всё равно, что новая в кредит. Каждый месяц нужно быть готовым проститься с крупной суммой. На своём опыте познал я, что такое затяжные ремонты. Пока ждёшь один набор автозапчастей для планового ремонта, приходится нежданно оформлять новый заказ на запчасти для экстренного спасения автомобиля.

Интересно, а чтобы сказал наш мудрец, узнай он о том, что мы оформляли кредит на имя папы (дорабатывающего последние предпенсионные годы), чтобы купить на приход потрёпанную жизнью синюю машину, сменившую трёх хозяев? Прошёл бы мудрый комментарий цензуру?

Ну, да папа уже давно на пенсии, и у той древней машины новый (пятый по счёту) хозяин. У меня же – новая головная боль.

По совету специалистов и при содействии небогатых прихожан мы вновь взяли для приходских нужд авто «с пробегом». Красное. И, как потом выяснилось, битое не единожды. Зато японское и почти новое. Машине шёл шестой год. На спидометре детский пробег: 139 914 км. Правый бок помят и тронут лёгкой ржавчиной. Обнаружились и другие неполадки, дефекты и пороки. Проблемы с геометрией вскрылись гораздо позднее, когда ни с того, ни с сего лопнуло лобовое стекло и был диагностирован ускоренный износ некоторых деталей, находящихся всегда в неестественно натянутом состоянии. Но главное – машина нас первое время везла. И мы думали, что нам повезло. В первый год эксплуатации удалось обойтись почти без простоев и накатать 50 тысяч километров. Это реальные потребности, связанные с окормлением двух приходов и послушаниями в Курске – центре митрополии, до которого 130 км. Случалось по четыре раза в неделю туда мотаться. Было и дерзкое путешествие в Карелию, на Беломорканал – место страдания многих мучеников за веру. 

Однако с каждым годом годичный пробег уменьшался, а время, проведённое в ожидании устранения неполадок, увеличивалось. И всё-таки, если раньше моя машина мне просто изменяла с автомастером, то сейчас она нагло переехала к нему жить.
Показателен в этом отношении прошлый год, треть которого автомобиль провёл в автосервисах. Всех неполадок и не перечесть. Дважды его пришлось катать на эвакуаторе. На ровном месте вырвало кардан. На крутом спуске сорвало тормоза. Недавно опять заклинило руль. К счастью, последняя неисправность обнаружилась при выезде из гаража. Случись со мной такое на трассе, не читали бы вы эти воздыхания. (Оставлю за скобками коробку передач, замок зажигания, амортизаторы, гранаты, диски, ремни и т.д., и т.п.).

В машинах я по-прежнему не разбираюсь. Я наблюдаю, как она сами разбираются на моих глазах.

Проблема поиска нового транспортного средства осложняется тем, что я не могу освоить механическую коробку. Меня хватает только на автомат. И то в последнее время при участившихся простоях я всё чаще стал беспокоиться за рулём и уже пару раз путал педали. Слышал, что один столичный архиерей рекомендовал священникам своей епархии иметь водителей, чтобы ненароком не стать виновником ДТП со смертельным исходом и не попасть под запрет. Это рекомендация не для сельской местности. Нам на обширных просторах своих приходов приходиться зачастую быть самим водителями для своих пожилых прихожан, подвозя их на службы и затем возвращая домой. А дороги у нас не московские. Любителей острых ощущений приглашаю на тест-драйв.

И вообще, дорогая редакция, приезжайте к нам вместе с читателями в Кунье или в Средние Апочки на богослужение. Ведь каким бы ни был автомобиль (б/у или только что с конвейера), он остаётся всего лишь СРЕДСТВОМ передвижения. ЦЕЛЬ куда важнее.

Ангела-хранителя вам в дорогу!

ОТЧЕ НАШ...

Рассказ этот не о том, каким чутким и отзывчивым оказался батюшка, а о том, как чудны дела Господни.

Возвращался как-то за полночь один священник с научно-практической конференции. Собственно, конференция закончилась ещё в полдень. Успел он и себя показать, и других посмотреть, и мог бы отчалить восвояси засветло. Ан нет! Увлёкся сбором информации для новых научных докладов и выпал из времени. Пришлось возвращаться домой по темноте. Как обычно.

Служил и жил батюшка в селе. От города, в котором проходила конференция, село это находилось в доброй сотне с километров с гаком. (Гак тянул ещё на полсотни).
На последней городской бензоколонке священник заправил полный бак автомобиля, сам заправился зерновым кофе, протер фары снегом и под бодрое чтение вечернего молитвенного правила отправился в далёкое обратное путешествие.

Ночь - не самое лучшее время для передвижения в пространстве. В кромешной темноте автомобильные фары пробивали узкий тоннель. Обочины дороги просматривались плохо. К тому же накопилась усталость и  глаза слипались. Кофе не помог. В таком состоянии дерево, качающее на ветру веткой, легко можно принять за человека, машущего рукой.

Но это был человек, а не дерево. И он безмолвно просил, чтобы кто-нибудь остановился. Нет, не кто-нибудь абстрактный, а конкретно - батюшка.

Судя по всему мужчина, оказавшийся не деревом, был не совсем трезв. Автомобиль, остановившийся от него метрах в двадцати, он догонял слегка раскачивающейся походкой.

- Отец Николай, здравствуйте!

- Меня по-другому зовут.

- Ой! А я думал Вы наш...

- Да я ваш, только не Николай.

- А что ж Вы меня (как Вас?) и до Песков довезете?

- Довезу. Это по пути? Я эту дорогу плохо знаю.

- На трассе, - радостно сообщил нечаянный пассажир и, уже ввалившись в салон автомобиля, покаянно добавил. - А я пива выпил, но в Бога верю.

Батюшка улыбнулся и вспомнил слова известного далеко за пределами его епархии архимандрита. Тот на вопрос: "Почему Вы даете в монастыре приют людям, склонным к питию?", отвечал: "Это же наши русские люди".

Архимандрит был добрым, а не добреньким. Он, как и полагается христианину, разделял грех и грешника. Грех архимандрит ненавидел. Никто не мог упрекнуть его в пропаганде нетрезвого образа жизни. Но грешника он любил и всячески помогал ему бороться со страстями.

Легендарного архимандрита сам священник уже не застал в живых. Его высказывание он услышал от митрополита, когда позволил себе пренебрежительно отозваться о страждущих - "пьянчужки".

Попутчик батюшки не относился к категории совсем пропащих людей. Он был просто "выпивши". И поэтому задавал интересные вопросы, бодрящие священника лучше всякого кофе. К примеру, поинтересовался, можно ли проходя мимо храма креститься только глазами. И очень потешно показал, как он это делает.
 
- А вы разве боитесь, что окружающие узнают о вашей вере? - спросил священник и рассказал несколько эпизодов из жизни первых христианских мучеников. Упомянул и новых мучеников российских, пострадавших за Христа в недавнее время. Это задело молодого человека.

- Да кого мне бояться?! Я после армии держал в страхе весь район!

Лишь тут батюшка заметил, что его пассажир весьма крепкого телосложения, но не успел сравнить свои кулачки с его кулачищами, поскольку тот миролюбиво поведал историю своего преображения.

- Потом я перестал драться. Надоело. И недавно меня ударили. Больно ударили. А я не ответил. Понял, что могу убить... Друга попросил. У него удар легче.

- А простить?

- Так уважать не будут... И ещё объясните мне, почему я в храме стоять не могу? - поспешил спросить попутчик, заметив, что его путешествие уже подходит к концу. - Мне отец Николай говорит: "Володя, когда я тебя в храме увижу?" А я зайду и сразу выхожу.

- В храм мы ходим не для того, чтобы стоять, сидеть или наклоняться, а для того, чтобы молиться.

- Я свечки ставлю.

- А молиться?

- Молюсь. Вот сейчас друг говорит: "Куда ты идёшь? Оставайся ночевать". А я пошёл на трассу, "Отче наш" прочитал. Тут и Вы остановились.


МАШИНА СЛУЖИТ ЛЮДЯМ, А ЛЮДИ СЛУЖАТ БОГУ

Счёт накатанным километрам я уже не веду. Сбился. Число машин, на которых довелось ездить за 12 лет, прошедшие с момента получения прав, помню. Их было четыре.

Почему «было»? Одна есть и сейчас. Она, в отличие от своих предшественниц, новая. Из салона. Приобрести её помогли добрые прихожане и верные друзья.

Они участливо наблюдали за моими злоключениями. Знали, что я стал часто попадать в сложные ситуации из-за неисправности автомобиля. Мок под ливнем на просёлочных дорогах, путешествуя из прихода в приход. (Их у меня теперь три). Опаздывал, а то и вовсе не мог приехать на экзамены и занятия в Курскую духовную семинарию. (Я теперь там преподаю и учусь).

В автосалоне, где мы присмотрели вместительную машину со скромной комплектацией и тремя скидками, не проданную с прошлого года, согласились избавить нас от старого капризного драндулета. Его продажную стоимость внесли в счёт уплаты за новый автомобиль и на следующий день мы всем приходом у храма освящали новую колесницу.
Несколько смутил меня расход бензина. По пути из салона в гараж он вырос с 5 литров на 100 километров до 29 литров. Но потом я догадался, что это показания тахометра.

Других комических или (упаси, Господи!) опасных ситуаций, сидя за рулём этого автомобиля, я не наблюдал. 

Новая лошадка серого цвета верно служит: привозит просфоры из Курска, доставляет прихожан и стройматериал, доставляет настоятеля туда, где его ждут. Машина, как ей и положено, служит людям, а люди – Богу.

3 октября 2019 г.
Курск – Кунье – Средние Апочки

Священник Владимир Русин