Мышкин и К продолжение3

Михаил Рыбаков 1
Преддверие...
Иван вернулся из ссылки и занялся подбором кораблей, для ремонта. Как-то шагая причалом, где был пришвартован "Красин", его окликнул Егор Устя, однокашник.
- Ваня, а загляни на борт, дело есть.
Иван поднялся по трапу, отдал честь вахтенному и прошёл в кубрик, за Егором. Там шло собрание матросов. С речью выступал незнакомый матрос.
- Кто это?
- Николай Осин. Балтфлот, прибыл. для укрепления ячейки большевиков. Закончит речь - познакомлю, дельный мужик.
Иван прислушался к говорившему... Выше среднего роста, чуть курнос, седеющая шевелюра, правая рука сжала бескозырку, бушлат нараспашку, тельняшка сияет белизнойй, глаза горят уверенностью в правое дело - красавец! Через много-много лет - эта картина, не сотрётся из памяти, но Иван будет мучительно вспоминать те интонацию и те слова...и вспомнит, и будет радоваться, как дитё малое...
- Иван, пойдём к кочегарам и познакомьтесь. Они подали руки, Иван назвал себя.
- Вот ты какой, товарищ. Егор все уши прожужжал. Лады, поглядим...терпеть не могу офицеров.
- Видать насолили...
- Не протягивали, под килём, на конце? Сволочи! Шуточки пяным рожам...
Иван промолчал... Этому возмущению словами, не поможешь.
Но сошлись они быстро, поняли друг друга. Две родственные души.
На "Красине" располагался штаб экспедиции. Испытывали связь меж кораблями, внедрялась морзянка и радио.
 Экспедиция.
Фёдор давно вынашивал идею,отослать промысловиков на Грумант. Да из-за этих сумасшедших лет, всё откладывал, а как-то, в беседе с губернатором, рассказал ему, о своей задумке и тот поддержал его.
- Очень хорошая идея. Выбирайте судёнышко, по силам, отремонтируем и Бог в помощь.
Тесть тоже поддержал его и через месяц, в начале мая, когда забереги были годны, для прохода шхуны, отправили экспедицию. Кормчий и два помощника были своими людьми. Ждали всё лето, прождали и осень, пропали промысловики, может зазимовали?

А там, не уследили за квашенной капустой, она почернела, превратилась в вонючую, киселеобразнуь жижу и её вывалили за борт и поплатились жестоко, за свою небрежность.. Цынга!
Она косила моряков, потом принялась за промысловиков, те всё же пили чай у костра, заваренный ягелем да лесной ягодой брусникой.
Пушнину хранили в полуземлянке, где, подо мхом была мерзлота. Чтоб зверь или человек дурной, не попользовались их трудом, вход запирали двумя столетними стволами, выловленными в прибое. Шкипер умер намедни, передав дела помощнику, которого велел слушать всем, следующим ушёл в мир иной боцман, который, не пожелал покидать корабль, даже на короткое время. Об этом люди узнали после жестокого шторма... Шхуну обнаружили в тихом месте, в дальнем конце залива.. Но, ни сил, ни желания, уже не осталось. Наступила  зима, они не стали строить зимовье, обошлись пещерой, рядом со складом. Весна выдалась самой моровой... Осталось в живых двое - помощник шкипера и младший из промысловиков. Они еле поднимались на ноги, костёр разжигали, когда было совсем холодно, пили кипяток, наливали в бочёнок, обматывали, чем могли согреваясь друг другом, тянули время...

Вторая экспедиция.
Еле дождавшись весны, Фёдор Собрал большой шлюп, пять человек команды, небольшой запас продуктов - рыба прокормит... Два "Максима", в носу и на корме, Пять винтовок и запас патронов, отчалил спешно сам. Ветер был попутный и на двенадцатый день увидели вдалеке массив Груманта. В посёлке норг показал, где промышляли земляки. Первое, что заметили - шхуну. Обнаружили тело  боцмана, похоронили, по божески, выложили на могилке  крест из камней.
Потом обнаружили тушу белого медведя, ещё тёплую. у потухшего костра лежали двое, промысловик Пашка, уложивший зверя, с одного выстрела
И помощник шкипера Митрий Зик. Оба были живые, но жизнь висела на волоске.. Отнесли в шхуну, накормили капустой квашеной, горячим чаем, натёрли барсучим жиром... Очухался промысловик Пашка, кое как рассказал, обо всём.  Митрий Зик, не приходя в сознание, тихо скончался, похоронили и принялись переносить  пушнину и  бивни животных на шхуну. Отчалили на пятый день, шли галсами и увидели Терский берег, на восемьнадцатый день. В устья Териберки, пошли, при полном приливе и пришвартовались у каменного островка посредине реки.
Фёдор выставил троих матросов, вооружённых винтовками. Вдалеке, два дня назад заметили мачты трёх судов.й
Перед самым утром появились тени и в борт впились абордажные кошки... Трое плыли в темноте, сколько скрывалось на берегу?
Первого нападающего достали багром и выволокли на палубу, второй попытался шмальнуть из пистолета, сталась осечка... Третий забрался сам и поднял руки.
Оказалось, что за ними, следили три шлюпа англичан и решили пограбить. Всходило солнце, на берегу( пираты, они и есть пираты) - клинок и нож... Полетели "кошки", воткнулись в борт, с грозным кличем, бросились в води реки "джельтмены удачи"...
Рявкнул "Максим", ему вторил другой. Клич сошёл на нет, когда пулемёты резанули по берегу... Нападения не получилось. Негодяи пограбив посёлок, убрались подальше, чтоб, не получить по сусалам.
По полной воде вышли в море, отдали поселенцам ботик и один "Максим" с запасом лент и побежали домой.