Какие писатели каким психотипам соответствуют?

Василий Пономарев-Полянский
В развитие http://www.proza.ru/2019/11/05/1292

Самые великие писатели, как правило, не относятся к какому-то одному психотипу, а имеют мозаичную психопатию (за редкими исключениями).

Бывает, что реальный диагноз человека мало влияет на его творчество. Возможна симуляция/диссимуляция, гиперкомпенсации и прочее.

Также будем разделять особенности (стиль) творчества и цели творчества.

Покажем на примере истероида.



Истероид



Стремление обратить на себя внимание, часто при помощи каких-то хитровыдуманных особенностей, создающих определённый имидж. Возможна симуляция психического заболевания, но у истероида это именно симуляция, она красива, притягивает к себе внимание, при этом отсутствует особый "радикал" (о нём чуть позже).

Цель истероидного писателя — известность, популярность, и не ради денег, а чтобы имя гремело на плакатах.


Пример — Маяковский.

Менее очевидный, но по сути довольно похожий — Высоцкий (по крайней мере, в 1960-е годы).

Интересный пример из другой области искусства: Сальвадор Дали.

Дали с увлечением создавал имидж психически больного гения.

Да, гением он был. В маркетинге.

Но вот больным — вряд ли.

Его картины завораживают, притягивают. Они приятны. Они страстны. В них нет стеклянной холодности шизофреников. Нет следов "радикала".

А теперь посмотрите на примеры из замечательной работы Александра Леонидовича Венгера "Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство" (М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил.). Скажем, здесь:
(ссылку повторю в комментариях, т.к. в тексте она может быть скрыта)

Такие вещи невозможно симулировать. Здоровый человек даже специально не сможет создать настолько отталкивающие рисунки.

В качестве контрпримера приведу несколько рисунков из серии "психологи шутят", в которых студенты пытались специально создать наиболее настораживающие результаты теста "Дом. Дерево. Человек": https://0-aura.livejournal.com/13016.html


При всём старании эти рисунки не выглядят пугающими. Они милые и смешные.

А вот "Мировая ось с кроликом" оставляет не самое благополучное впечатление (см. иллюстрацию вверху)

Ещё сильнее пугает, например, навязчивое желание А. Е. Сливко отпиливать носки у лакированных ботинок (это едва ли не самая страшная фотография из имеющихся в деле).


Но вернёмся к писателям.



Сензитив и психастеноид


Чем творчество является для сензитивного человека? Возможностью излить душу. Пришвин, Бальмонт, многие поэтессы (которые не истероидки).


Для психастеноида оно будет средством социализации, гиперкомпенсации, попыткой хотя бы в творчестве быть таким, каким хотелось бы. Чак Паланик не зря почти такие же слова вкладывает в уста Тайлера Дердена, когда тот объясняет, откуда он взялся. Он оттуда же взялся и для самого Паланика.



Эпилептоид


Ну, тяжеловесной продукцией эпилептоидов завалены полки с беллетристикой. Их цель — денег срубить.

Ещё возможна и попытка "читать мораль". Обычно имеющая обратный эффект.


Если вы думаете, что такие писатели редко бывают выдающимися, это ошибка. У Достоевского тоже есть подобные черты. И писал он ради денег, и о морали не забывал (тут публицистика даже показательнее, "большие романы" слишком гениальны для узких определений). А вообще у Достоевского мозаичная, конечно же.



Параноик


Он хочет изменить мир. Поэтому редко пишет "чистую" литературу. Тот же Достоевский попытался в "Бесах", но из "больших романов" он оказался наиболее слабым именно из-за паранойяльной составляющей.


А так — Ленин. И получилось ведь.




Гипертим


Цель — поржать.

Тут надо понимать, что иногда даже такая цель оправданна. Ильф и Петров. Войнович. Ранние Стругацкие. Даже, похоже, Булгаков был гипертимом, хотя на его творчество сильно влияли соматические болезни (тут можно провести параллели с Высоцким, у которого и глубина, и трагические мотивы появились с усугублением болезненного состояния организма).




Шизоид


А этот пишет, потому что не может иначе. Для него жизнь и творчество неразрывны.

Пожалуй, самый яркий пример — это Хлебников. "Надгений", по определению Сосноры.



Однако, может надоесть, когда писатель работает в одном и том же стиле многие годы.

Человек должен меняться.

Вы меняетесь?



Шизоидное: http://www.proza.ru/2011/02/11/16

Параноидное: http://www.proza.ru/2008/01/15/327

Истероидное: http://www.proza.ru/2007/09/05/139

Гипертимное: http://www.proza.ru/2007/04/23-202

Эпилептоидное: http://www.proza.ru/2007/01/31-153

Психастеноидное: http://www.proza.ru/2007/11/23/300

.