Бандит

Владимир Пастер
БАНДИТ

    
ДАГЕСТАН ГОРОД БУЙНАКСК.
 
  В 1949 году, в 100 шагах от нашей квартиры, в просторном помещении, военными была организована конюшня, там разместили три лошадки. Клички им были: Машка, Рулет и Бандит. Эти лошадки были списаны из строевого кавалерийского полка. Численность кавалерийских соединений к тому времени начала сокращаться, а на смену им, советские войска срочно переоснащались техникой.
     Мы, мальчишки нашего городка, тут же познакомились с конюхом, его звали Арслан-Али, стали добросовестно помогать ему во всех заботах о лошадях: чистили стойла, телеги, помогали запрягать лошадей, водили их на водопой, купали в речке, были верными охранниками на пастбище. Мои друзья быстро распределили между собой лошадок. Спокойные и послушные - Машка и Рулет, достались Валерке Шараевскому и Юрке Мартесюку, а мне – агрессивный, довольно злобный Бандит. Бандит был верховой лошадью, очень красивый, но видно из-за своего нрава был списан из кавалерии.  Особенностью его поведения было то, что без уздечки он был очень агрессивный, а с ней – послушный и в меру спокойный. Я каждый раз, прибегая в конюшню, угощал своего подопечного кусочком сахара, хлебом, а, иногда, мамиными пирожками. Мама строжилась: «Вова, ты перетаскал своему Бандиту весь запас сахара!» - говорила она, но в ее строгости я видел понимание моих поступков.
     Угощал я Бандита обязательно с ладони, как научил меня Арслан-Али. Бандит поднимал свои ушки, добротой светились его глазки,  губками и языком, он нежно слизывал угощения с моей ладони. Постепенно лошадь привыкла ко мне, и, при моем появлении, он  поднимал ушки, с нетерпением смотрел в мою сторону и нежно похрапывал. Арслан-Али научил нас верховой езде, доверял лошадей, и мы каждое утро гоняли их на водопой, а по выходным дням на пастбище. Не забываемыми были эти поездки, нашему ликованию не было границ, мы не чувствовали боли от кровяных мозолей на своих попах.
      Однажды, после водопоя, Рулет чего-то испугался, как бешеный сорвался с места и галопом понесся в гору. Его испуг передался Бандиту и Машке. Лошади не слушались натянутых поводков и во весь дух мчали нас в гору. На горе Бандит обогнал своих сородичей и мчал меня в сторону жилгородка. Я уцепился за гриву, прижался ногами к ребрам лошади и отдался на волю судьбе. Пред нашим двором Бандит легко перепрыгнул через метровый забор и понес меня в сторону конюшни мимо нашего крыльца.
      Мама, в это время, сидела на крыльце и видела все происходящее.
     - Стой-й-й!  - закричала она и с распростертыми руками выбежала наперерез лошади.
     Молния пронзила мое сознание, я был в шоке от беспокойства за судьбу моей мамочки. С каждой секундой расстояние между нами сокращалось, ужасная развязка и трагедия были близки.
     - Уйди с дороги! – заорал я и махнул рукой.
     Мама успела сделать шаг в сторону, лошадь промчалась мимо, чуть не затоптав, бедную женщину.
     Влетев в конюшню, Бандит, как вкопанный, остановился в своем стойле. По инерции я перелетел через его голову и оказался в кормушке. Лошадь тяжело дышала, из ее ноздрей вырывался пар, вся шея и задняя часть были покрыты белой пеной от пота. Опустившись на землю, я выкарабкался из стойла и помчался домой навстречу маме. Бедная женщина, какой стресс она получила от этой сцены. Подбежав ко мне, она начала меня обнимать,  ощупывать и причитать:
     - Вова, сынок! Что случилось? Ты жив? Что это за скачки? У меня чуть не  разорвалось сердца!
     Она не думала об опасности, которой подвергала себя, во имя моего спасения.    
Я объяснил причину этих скачек и постарался её успокоить. Она выпила каких-то лекарственных капель, немного успокоилась и с каким-то вопросительным взглядом долго смотрела на меня.
     Не могу отказать себе в желании рассказать тебе, мой дорогой читатель, еще об одном случае, который произошел с Бандитом. В один из воскресных дней погнали мы лошадей на пастбище. Освободив их рты от уделов, мы предоставили лошадям свободу: пощипать траву, покататься на ней, и вкусить  аромат горных цветов. Так прошел день, нужно было возвращаться домой. Валерка и Юрка легко справились с Машкой и Рулетом, а я, подойдя к Бандиту и угостив его кусочком сахара, нечаянно сбросил с него уздечку. Бандит как будто ждал этого момента, прищурил ушки встал на дыбы и бросился на меня, чтобы укусить. Не ожидал я от своего подопечного такой агрессивности  и, что есть прыти, пустился от него наутек.  Отдышавшись, я решил опять накинуть на него уздечку. Достав еще один кусочек сахару, я с вытянутой рукой подошел к лошади. Бандит спокойно щипал травку, но при моем подходе развернулся ко мне задом,  пытаясь лягнуть. Я отпрыгнул и забежал спереди. Такие маневры повторялись несколько раз, но безуспешно. На каком-то круге, Бандит увидел в моей руке сахар, заострил свои ушки и ласково вытянул в мою сторону шею. Я подошел к нему, угостил разбойника сахаром, но накинуть уздечку не успел. Агрессивность повторилась, а сахара не осталось. С друзьями я был в раздумье, как подчинить себе лошадь.   
    Вдруг, мы увидели местного пожилого мужчину, который нес на плечах охапку хвороста. Мы бросились к нему и рассказали о нашей проблеме.  Сбросив с плеч свою ношу, мужчина подошел к Бандиту и попытался набросить на него уздечку, но не тут-то было. Лошадь ощерилась и бросилась на старика, пытаясь ухватить его зубами за плечо. От испуга мужчина бросил уздечку и, как мальчишка 15 лет, дал стрекача от лошади в гору, на ходу ругая нас. С большой осторожностью он  схватил охапку хвороста и без оглядки удалился  в сторону города.
     - Что делать? Что делать? – гадали мы, предлагая различные варианты справиться с лошадью.
     Неожиданно к нам приблизился взвод солдат.
     - Дяденьки, помогите! – хором закричали мы.
     Командир подал команду: «СТОЙ!» и «РАЗОЙДИСЬ!». Бойцы окружили Бандита, тот щипал травку. Если кто-то приближался к нему, он прижимал уши и разворачивался к смельчаку задом. Один боец взял у меня уздечку и начал злобно хлестать лошадь по спине. Бандит встал на дыбы, подпрыгнул и бросился на обидчика, оскалился, пытаясь его укусить и лягнуть. Солдаты были в замешательстве, они окружили животное, боясь подойти к нему.  Вдруг к толпе солдат подошел сержант, он отдал пилотку, наполненную  яблоками, одному из бойцов, спокойно забрал уздечку у своего однополчанина, подошел к Бандиту, накинул уздечку на его голову, зануздал, легко вскочил на его спину и лихо промчался по дороге. Бандит был, как будто, заворожен этим человеком, послушно выполнял все его команды. Мы были шокированы и восхищены. Показав нам некоторые приемы верховой езды, сержант соскочил с коня, отдал мне поводок
     - Давай-ка, дружок, твою ногу! – сказал сержант, похлопав меня по спине.   
     Как пушинка влетел я на спину Бандита, натянул поводок и тут же ощутил покорность животного. 
     Поздно вечером мы прибыли в конюшню и рассказали Арслан-Али о наших приключениях.
     - Бандит не любит трусливых! – подвел итог конюх.
     Через несколько месяцев все мое внимание, забота и любовь перешло от Бандита к жеребеночку, которого подарила нам Машка. Я первый обнаружил появление маленькой кобылки, когда забежал в недостроенный дом, где находилась Машка, а возле нее, стояло чудесное создание природы. Это создание не твердо стояло на ногах, было еще мокренькое и помахивало маленьким хвостиком, не осознавая новых условий своего бытия. Я подбежал к жеребеночку, обнял его за головку и поднес к ротику свою руку. Жеребенок ухватил руку и стал жадно сосать ее. Я понял желание новорожденного, подтащил его к матери и сунул головку в вымя. Работа закипела. Я сбегал домой, принес Машке бидон воды и несколько кусочков сахара. Моему восхищению не было предела, не на минуту, я не отходил от взрослого животного и его питомца, ждал появления Арслан-Али. С его прибытием, мы завели Машку и ее питомца в конюшню, где им было отведено просторное стойло с надежной защитой от взрослых животных.
     - Как будем называть эту дэвочку? – спросил Арслан-Али.
     Не задумываясь, я ответил: «ЗОРЬКА».
     - Почему? – последовал вопрос.
     - А потому, что у нее на мордочке белое пятно, она очень красивая и родилась утром! – не задумываясь, ответил я, скрыв от конюха мою дань памяти о нашей корове – Зорьке.
Любовь к этим животным сохранилась у меня на всю жизнь. Я старался не пропустить ни одного спортивного мероприятия связанного с лошадями.
               
   Темпераментные дагестанцы, дружные и азартные каждый год устраивали день скачек на другой стороне каньона через речку Шура-Озень. Весь город пешим ходом двигался на площадку, где должно было состояться это мероприятие. Мы были в первых рядах и старались занять такое место, с которого просматривались мельчайшие подробности этого события. Здесь не было трибун, не было сидячих мест для зрителей. Все это заменяли нам ноги, попа и земля.
     На скачки съезжались лучшие наездники со всех близлежащих аулов. Красивые лошади, наездники в папахах и бешметах, в сапогах со шпорами  и нагайками в руках. Перед началом скачек, участники разминали лошадей легкими пробежками по кругу, гарцуя и выполняя различные акробатические приемы во время верховой езды. Передать  свои впечатления от скачек очень сложно – это надо видеть, ощутить тот накал страстей, эмоций, восхищений, которые творились на этом пятачке земли.