Скульптор Парижской школы - Леопольд Крец

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Помимо живописцев восточная Галиция дала замечательного СКУЛЬПТОРА ЛЕОПОЛЬДА КРЕЦА (Leopold Kretz, 1907, Золочев – 1990, Париж).
Его детство и юность прошли во Львове. Первые навыки Крец получил
в Художественной школе Олексы Новакивского в конце 1920-х гг. В 1930-31 гг. он учился в Краковской Академии художеств в мастерской К. Дуниковского.
Благодаря финансовой поддержке митрополита греко-католической церкви А. Шептицкого в 1931 г. Крец смог приехать в Париж, где стал посещать Академию художеств и заниматься в мастерской Бурделя.
В 1932-33 гг. галереи П. Лоэба и Симсона организовали первые персональные выставки Креца.
В 1937 г. его заметил Майоль, и он получил государственный заказ на скульптуру «Ева». Работы Креца экспонировались на Всемирной выставке 1937 г., родители приехали посмотреть на успехи сына.
Это была последняя встреча, во время войны они погибли в Бухенвальде.
Крец принимал участие в движении Сопротивления.
В 1948 г. он получил французское подданство, в 1948-50 гг. преподавал рисунок в академии Гран Шомьер в Париже.
В 1950-74 гг. Крец – профессор скульптуры в Школе искусств в Реймсе, в 1975- 83 гг. – в Высшей национальной школе искусств в Париже.
Он был членом многочисленных художественных объединений (Осеннего салона, Салона Независимых, Салона французских художников); экспонировал свои работы на многих выставках, среди которых – 23 персональных.
Творчество Креца развивалось в традициях французской скульптуры ХХ века.
Он сохранял верность старой школе, всегда работал с моделью.
Фигура, поза человека в раскрытии характера были для него столь же значимы, что и лицо.
До войны Крец использовал в основном камень (бюсты М. Равеля, А. Жида), а после начал работать в бронзе. Спецификой его манеры была «вибрирующая» фактура, создаваемая мелкими шариками по поверхности формы.
Крец часто обращался к теме танца, был первоклассным мастером рисунка. Почти всё наследие хранит в парижской мастерской вдова скульптора.
На его могиле на кладбище Монпарнасс стоит бронзовая фигура «Пророка» (1960 г.), на черном граните постамента высечена надпись «МОЕ ТВОРЧЕСТВО – МОЯ МОЛИТВА».
Крец никогда специально не обращался к национальной еврейской или какой-либо другой теме, искусство само по себе было его религией. Но ему, как и всем евреям в ХХ веке, пришлось остро ощутить свою принадлежность к еврейскому народу во время войны. Скульптора спасла случайность, его не было в мастерской, когда за ним приходило гестапо.
Кроме преподавательской работы, художник работает творчески и выполняет государственные заказы для городов Франции.
В 1954 - по заказу департамента изящных искусств Парижа он исполнил в камне трех монументальных архангелов для фонтана Нотр-Дам на площади перед собором.
В 1963 - получил звание «Рыцарь искусства и литературы».
В Национальном музее хранится экспрессивный живописный «Автопортрет» времен учебы у Олексы Новакивского. Отдельные работы парижского периода находятся в фондах Национального музея во Львове и Львовской национальной галереи искусств.