Об экономике переходного периода

Влад Хаустов
(О пути трансформации частнособственнической экономики в социальную – обществу полезную)

Аннотация

Статья посвящена пути решения ряда актуальных проблемных вопросов экономики современной России, ключевому её звену, правильное воздействие на которое, позволит повысить результативность хозяйственной деятельности, поднять уровень благосостояния и здоровья основной массы населения.

В статье дается понятие баланса экономических потребностей общества, представлены основные правила эффективного производства и обеспечения продуктами (товарами) населения страны.

Представлен некоторый опыт торговли в СССР и в современной России, а также последствия влияния нынешних форм и способов торговли на человека и общество.

Описываются известные способы повышения эффективности (качества) торговли, в том числе посредством автоматизированных информационных систем на базе Интернет, даются её возможные перспективы.

Автором предлагается вариант обеспечения товарами населения России, способствующий развитию национальной промышленности и науки.

Рекомендуется создание автоматизированной информационной системы «Экономика» и её механизма – «Российская государственная торговля», обеспечивающих эффективную связь между субъектами хозяйственной деятельности, в том числе производителями и потребителями товаров.

Выполнение предлагаемого перечня задач развития экономики по представленному алгоритму должно позволить разрешить непримиримые противоречия нынешней капиталистической экономической системы, трансформировав её в социальную – обществу и людям полезную.

Первоначальная реализации идеи, пилотный проект возможен в отдельном регионе с расширением географии до страны в целом.

Ключевые слова: экономика, хозяйство, баланс, производство, продукт, товар, торговля, ЕИС в сфере закупок, «Госуслуги», АСУ «Экономика», РГТ, ЦОД.

Содержание статьи:

1. Основные проблемы экономики России.
2. Баланс экономических потребностей в обществе.
3. Основные правила производства продуктов (товаров).
4. Основные способы предоставления продуктов (товаров).
5. Некоторый опыт торговли в СССР и в современной России.
6. Влияние современной торговли на человека и общество.
7. Способы повышения эффективности (качества) торговли.
8. Перспективные способы и средства торговли.
9. Вариант обеспечения продуктами (товарами) в России.
10. Выводы и предложения по действиям в переходный период.


1. Основные проблемы капиталистической экономики

Экономика – это хозяйственная деятельность, направленная на производство и удовлетворение определенных потребностей общества в продуктах (товарах).

Продукты – это результат хозяйственной деятельности предприятий по их производству, а товары – это покупаемые и продаваемые продукты.

Результатом хозяйственной деятельности здоровой экономической системы страны является максимально возможное удовлетворение естественных потребностей общества в материальных и информационных продуктах (товарах).

Какие продукты являются полезными, определяет население и государство (власть) исходя из целей, результатов работы науки, здравого смысла и пользы.

Сегодня в России, основными товарами, идущими на внешний рынок, являются природные ресурсы, как правило, первого передела – после обогащения и первичной переработки, продаваемые по ценам, устанавливаемым ВТО.

При этом необходимые в стране товары импортируются из-за рубежа, и являются результатом использования зарубежных высоких технологий, множественного передела часто наших же природных ресурсов.

Капиталистическое хозяйство порождает непримиримые противоречия:
 
между производителями и покупателями товаров – первые хотят дороже продать свой продукт (товар), а вторые хотят его дешевле купить;
между посредниками (торговцами) и потребителями – первые хотят дороже продать товар (продукт), а вторые – дешевле его купить;
а также между количеством и качеством товаров, от низкого качества которого страдает большинство людей, а от запредельного множества – природа.

Российским капиталистам и власти выгоднее покупать импортные товары высокого передела, чем производить их в своей стране, поэтому торговля, а не производство, стала основой экономической политики российской власти, представители которой сплошь капиталисты.

Нынешняя экономическая система России порождает массу торговцев, но не позволяет создавать и увеличивать количество квалифицированных рабочих мест.

Торговля порождает множество посредников, питающих взяточников от государства; а действующие законы, несмотря на наличие множества контролирующих их выполнение органов, позволяют приближенным к власти коммерсантам (бизнесменам) получать сверхприбыли.

Торговля предпочитается производству ещё и потому, что российские власти опасаются воссоздавать квалифицированный, мыслящий и сплоченный рабочий класс, способный повлиять на изменение нынешней политико-экономической ситуации в стране в сторону повышения эффективности её хозяйства в интересах роста уровня благосостояния основной массы населения, социальной справедливости в обществе и всестороннего позитивного развития граждан.

2. Баланс экономических потребностей в обществе

Все потребности в обществе можно разделить на три группы – личные (не нужно путать с частными), групповые или частные (семейные, клановые, элитарные, классовые, государственные), а также общественные (общенародные).

Характерная черта современной капиталистической России состоит в преобладании личных и групповых (частных) потребностей над общественными (общенародными) с перекосом в сторону групповых (элитарных) интересов.

Социалистическая экономика СССР характеризовалась преобладанием общественных и государственных потребностей над личными с перекосом в сторону государственных интересов (при этом элита была неоднородна и периодически существенно качественно обновлялась вплоть до 1993 года).

Сегодня баланс потребностей определяет элита через государство (управляющую часть общества – политическую надстройку над населением), а также частные собственники (группы собственников) крупных корпораций.

Альтернативные варианты баланса сегодня предлагаются, как правило, оппозиционными, но не «карманными» политиками и экономистами.

В случае если потребности одного из классов общества не удовлетворяются, а перекос в балансе потребностей достигает критического состояния, то в стране возникает напряжение, которое может потребовать разрядки.

Результатом такой разрядки в России можно считать социальные революции начала XX-го века и контрреволюцию начала 90-х годов того же века, приведшие изменению баланса форм собственности.

Во-избежание новых социальных потрясений, власть имущие через СМИ, рекламу и т.п. осуществляют на общество мощное информационное воздействие, пропагандируя те потребности, которые выгодны государству (власти), нивелируя традиционные и естественные потребности общества и обычных людей.

3. Основные правила производства продуктов (товаров)

Философия сбалансированной экономики базируется:

на здравом смысле, понимании того, что является истинной ценностью для людей, различных групп, в том числе государства и всего общества в целом;
установлении целесообразных приоритетов и баланса ценностей для групп общества на определенные периоды их жизни и деятельности;
определении форм, способов и технологий создания истинных ценностей (продуктов, в том числе, товаров);
создании (при отсутствии – покупке) технологий и средств производства истинных ценностей;
производстве, хранении и правильном распределении истинных ценностей.

Производство качественных продуктов в России требует:

адекватных цен на необходимые ресурсы, ниже, чем мировые;
знаний, умений и опыта специалистов, культуры производства;
эффективного использования ресурсов и минимизации потерь;
плановости работы, научной организации труда;
автоматизации большинства рутинных процессов;
сотрудничества и взаимопомощи всех специалистов;
интенсивного открытого обмена информацией, доступа к ней;
чтобы начало процесса создания и производства продуктов определялось потребностями заказчика, работа начиналась тогда, когда есть заказ на продукт;
производства не крупными партиями, а в необходимом количестве;
быстрого, без лишних задержек переналаживания производство в интересах удовлетворения новых потребностей заказчика, повышения эффективности труда;
чтобы производимая продукция непрерывно двигалась, доставлялась к её заказчику (потребителю);
непрерывного совершенствования производства, его развития и соответствия перспективным потребностям заказчиков, научными достижениями;
осуществления развития технологий путем планируемых изменений при участии науки и соответствующих специалистов;
контроля со стороны государства и общества за качеством продукции, достаточно жесткой системы ГОСТов.

Развитие производства может осуществляться следующими способами:

1) вначале изменяют (учат) персонал, которых потом задействуют в производстве;
2) вначале намечают пути решения проблем и затем готовят к переменам персонал;
3) комбинируют два способа на различных уровнях в производственных звеньях.

Неэффективное расходование энергетических, материальных и кадровых ресурсов; прекращение роста населения страны, снижение уровня его знаний, образованности и творческой активности в условиях отсутствия системы истинных ценностей – основные проблемы экономики, хозяйства современной России.

В условиях кризиса, роста неопределенности во внешней среде, только сплоченная команда национально ориентированных профессионалов, наделенная правом непрерывного совершенствования за счет свободного распространения информации для дела с возможностями успешно пользоваться идеями друг друга, образующая корпоративный интеллект, является основным средством успеха развития производства, да и остальных видов хозяйственной деятельности.

4. Основные способы предоставления продуктов (товаров)

Существует два основных способа предоставления продуктов потребителям: первый – бесплатная выдача, второй – торговля, подразумевающая обмен и куплю-продажу.

Второй способ является основным как при социализме, так и при капитализме.

Бесплатная выдача (распределение) продуктов осуществляется в целях удовлетворения критически важных для жизни людей потребностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций (война, наводнение, пожар, землетрясение и другие бедствия); другая причина – это благотворительность богатых по отношению к бедным слоям населения, а также социальное обеспечение.

Торговля – это купля-продажа или обмен товаров, а также связанные с ними процессы непосредственного обслуживания покупателей, доставки товаров, а также их хранение и подготовка к продаже в целях получения выгоды.

Купля-продажа обычно производится при помощи денег, то есть при посредничестве их эмитентов, в роли которых обычно выступает государство через Центральный и коммерческие банки.

Безденежный непосредственный обмен товара на товар (бартер) осуществляется в целях минимизации расходов, как правило, если этот акт является обоюдовыгодным или вынужденно безденежным.

Массовая торговля для перепродажи или передела товара называется оптовой, а торговля единичными товарами для потребления – розничной.

Видами торговли является стационарная, нестационарная (развозная, разносная), дистанционная, в том числе интернет-торговля.

Формами торговли являются: базары, ярмарки, выставки-продажи, торговля по каталогам, торговые аукционы, электронные площадки (сайты, тендеры).

Способы обеспечения продуктами (товарами) – онлайн (здесь и сейчас) и офлайн (растянутый по времени и в пространстве).

Онлайн торговля производится, например, в магазине, куда потребитель приходит сам, где, выбрав товар на полке, он тут же оплачивает его и забирает.

Офлайн продажа производится без личного посещения магазина, когда покупатель заказывает товар на основе информации о нём, например, на специализированном сайте через Интернет, где заключает договор с продавцом, оплачивает покупку и получает её через службу доставки – посредника между продавцом и покупателем, как правило, заказываемого продавцом (магазином).

5. Некоторый опыт торговли в СССР и в современной России

Во времена СССР государство, будучи хозяином предприятий, выступало в роли основного производителя, а также поставщика продуктов (товаров) и услуг.

Поэтому государство планировало производство продуктов, которые передавались в торговые предприятия или непосредственно потребителям.

В критические периоды жизни страны существовала «карточная система» –вид распределения, когда человек мог приобрести (получить) определенное количество продуктов за деньги по фиксированной цене или даже бесплатно.

Колхозы давали сельхозпродукцию по устанавливаемым Правительством ценам, что позволяло осуществлять государственную торговлю по низким ценам.

Товары первой необходимости продавались в государственных магазинах по фиксированным ценам, обеспечивая граждан потребительским минимумом.

Помимо социальной торговли была также коммерческая торговля (по более высоким ценам), кооперативная торговля (по спискам, на обмен, за деньги), рыночная (по договорным ценам), а также спецторговля (за чеки, боны, валюту).

Основной проблемой советской торговли был дефицит качественных товаров: естественный, когда зарплаты у людей хватало, чтобы купить товар, но его не было; и искусственный, создававшийся торговцами, прижимавшими товар.

В настоящее время в стране частными предпринимателями накоплено и продается огромное количество товаров – нужных и нет, качественных и нет, причем объем товаров на полках и складах растёт.

По решению властей, товарами становятся не только бывшая государственная собственность – предприятия, инфраструктура и т.д., но и земли, вода, леса, а также другие природные ресурсы, ранее запрещенные к продаже.

В настоящее время государство всё чаще выступает в качестве заказчика (покупателя), поскольку основная масса предприятий уже являются частными.

Следует отметить рост заинтересованности частных производителей, поставщиков товаров и услуг в государственных заказах, не только дающих определенную прибыль при условии выполнения требований заключаемого контракта, но и привносящих стабильность в существование их предприятий.

В интересах государства для упорядочивания купли-продажи принят Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании которого реализуется конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки.

Контракт заключается с победителем тендера – участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия, как правило – это минимальная цена.

ФЗ-44 регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, сведения о которых, должны размещаться на сайте zakupki.gov.ru Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок. 

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» упорядочивает закупки на предприятиях с государственным (муниципальным) участием (более 50 %), разрешая их проведение в традиционной, электронной форме на любых торговых площадках.

В целях незаконного обогащения непосредственных и опосредованных участников таких торгов, заинтересованных в прибыли лиц, постоянно совершенствуются технологии лоббирования частнособственнических интересов в ущерб государственным и общественным, что известно, как коррупция.

6.  Влияние современной торговли на развитие человека и общество

Основным показателем эффективности коммерческой деятельности, в том числе торговли, считается прибыль, как разница между доходами и расходами.

В России практически любая область жизни связана с торговлей, основная масса дееспособных людей и средств заняты в ней.

Относительная простота сбора налогов фискальными органами в торговле, обеспечивают сосредоточение и накопление финансовых средств органами власти.

Почти всё в стране может быть оценено в денежном эквиваленте, продано и куплено.
Торгуют все и всем: продуктами питания, водой, лекарствами, материалами, одеждой, недвижимостью, инфраструктурой, природными и другими ресурсами, информацией, технологиями, временем, людьми и даже совестью!

Поэтому уровень культуры торговли в России был и остается невысок,-
речь идет о порядочности и возможной честности участников процесса торговли.

Так в СССР торговцы искусственно увеличивали или создавали дефицит товаров и услуг, продавая их из-под полы, получая за это незаконную прибыль.

Сегодня перед российским торговцами стоит задача сбыть товар, получив при этом как можно большую прибыль, а качество значения не имеет.

К сожалению, ГОСТы только имитируются, а ТУ продуктов могут быть любыми.

Следует отметить, что в России постепенно внедряются некоторые прогрессивные западные технологии и стандарты, однако в торговле, в значительной степени по-прежнему присутствует обман.

У продавца, особенно хозяина торгового предприятия, всегда есть желание продать продукцию по завышенной цене, сбыть некачественный товар, получив дополнительную прибыль.

Торговцу не столь важно, как и что продается, важно получить прибыль, а лучше – сверхприбыль, пусть даже незаконным путём, противоречащим моральным ценностям общества, и даже в ущерб здоровью потребителей.

Гонка за прибылью делает торговцев черствыми к проблемам других, подозрительными, жестокими, вытравливает из них честность, справедливость, порядочность и совесть, превращая работающих на них продавцов в биороботов.

7. Способы повышения эффективности (качества) торговли

Условием качества торговли считается оптимальность и интеллектуальность бизнес-процессов, возможность интеграции с процессами заказчика (потребителя).

Успех торговли в современной капиталистической России во многом определяется качеством маркетинга, требующего колоссальных расходов.

Купле-продаже могут сопутствовать такие услуги как консалтинг, документальное и таможенное сопровождение, планирование складских запасов и другие, за которые их операторы могут и желают получать прибыль.

Заказчик (покупатель) всегда будет желать оптимизировать свои затраты за счет высокого уровня экспертности поставщика товаров и услуг.

Продажи товаров (услуг) можно разделить на два основных потока:

«простые», которые могут осуществить обычные, в т.ч. интернет-магазины;
«уникальные», которые могут осуществить специалисты с высоким уровнем компетенций (интеллектом), в т.ч. благодаря возможностям торговых компаний.

Главная задача, решаемая в торговле в интересах снижения затрат как покупателем, так и продавцом – это оптимизация логистической деятельности.

Логистика – это теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе движения продукта (товара, услуги), которая охватывает все стадии товародвижения, а именно: закупку сырья и материалов, их транспортировку, производство, сбыт, информационные потоки.

Современная логистика руководствуется семью основными правилами: нужный продукт; необходимого качества; в необходимом количестве; в нужное время; в нужное место; нужному потребителю; с требуемым уровнем затрат.

Известны 12 факторов успешного логистического сервиса:

1) надёжность поставок;
2) оперативность предоставления предложений;
3) возможность получения консультации;
4) предоставление скидок;
5) послепродажное обслуживание;
6) масштабы торговой сети;
7) простота вступления в контакт;
8) гарантия замены товара;
9) широкие возможности поставщика;
10) разработка товара по индивидуальному образцу; 
11) возможность предоставления кредита;
12) наличие возможностей по испытаниям продукта.

Однако, какой бы не была развитой торговля, она всегда будет менее технологична, чем наукоемкое производство, поэтому преобладая в хозяйстве страны, торговля мало способствует развитию людей и общества.

8. Перспективные способы и средства торговли

Электронная (офлайн) торговля является наиболее перспективным, быстро развивающимся видом торговли, которая осуществляется через сайты интернет;магазинов, где продавцом предоставляется каталог товаров с ценой по категориям.
 
Торговля через сайт снижает расходы продавца, которому не нужно тратить ресурсы на аренду или покупку стационарного помещения (магазина).
Покупателя привлекает возможность получить товар без личного посещения магазина, лишней траты времени и других ресурсов.
Покупатель может заказать товар в любой точке мира (где есть Интернет) и получить его также практически в любом месте.
Покупатель осуществляет поиск нужного ему товара на сайте, а после выбора производит оплату с помощью электронных денег.
Доставка выбранного товара осуществляется курьером или почтой.

Интернет-торговля выгодна для государства, т.к. проводимые операции отслеживаются, чем снижается доля теневой экономики.
 
Интернет;торговля является качественной альтернативой и конкурентом розничной стационарной и нестационарной торговле, подрывающая монополии.

Недостатками электронной торговли в силу того, что покупатель не взаимодействует с продавцом напрямую, являются:

возможное мошенничество со стороны продавца;
возможное разочарование в товаре покупателя;
возможные задержки доставки или оплаты товаров.

Сдерживающим фактором Интернет-торговли будет желание человека лично общаться с продавцом, обсуждая достоинства и недостатки товара, а также беседуя с ним на другие темы.

Поэтому программно-технические средства в сфере продаж – это уже не просто компьютеры, соединенные средствами связи, а нейронные сети и чат-роботы, способные как предоставлять различные товарно-логистические услуги, формировать и оформлять предложения, их обосновывать, рекламировать, так и обособленно общаться с заказчиком.

9. Вариант обеспечения продуктами (товарами) в России

Нужна продукция или нет и какого качества, должны определять не только политики, но и люди - квалифицированные потребители, т.е. приобщенные к достижениям науки, техники и технологий, воспитанные в духе преобладания общественных ценностей и потребностей над личными и частными, заботящихся о сохранении своей природы и будущих поколениях.

С этой целью предлагается создание АСУ «Экономика» – информационного элемента государственного органа управления экономикой (аналог ГОСПЛАНа, который во времена СССР осуществлял управленческую хозяйством страны деятельность), куда квалифицированные потребители смогут подавать онлайн-заявки на необходимую им продукцию.

На основании полученных данных такая АСУ должна иметь возможность автоматически или автоматизированно распределять заказы по действующим производственным и торговым предприятиям, а также осуществлять планирование создания (проектирование) недостающих в стране предприятий по производству постоянно заказываемой продукции и выполнять другие управленческие функции.

Предлагается также создать на новой технологической основе государственные торговые предприятия, конкурирующие с частными в торговле полезными, экологически чистыми товарами.

Отличие государственной системы торговли от частной должно состоять в том, что она должна обеспечивать высокую степень доверия к продаваемым через неё продуктам (товарам) со стороны населения.

Условное наименование предлагаемой системы российской государственной торговли – «РГТ», как действующий механизм АСУ «Экономика» (далее – АСУЭ).

Модель деятельности потребителей, производителей и поставщиков продукции посредством «РГТ» может быть следующая:

Через приложение в смартфоне (ПК) – клиентскую часть АСУЭ заказчик (потребитель) производит запрос в систему на определенный продукт.

По аналогии с интернет-магазином, АСУЭ просит уточнить потребителя характеристику продукта, желаемые время и место его получения.

Это можно сделать путем кликов на образ (фотографию, картинку) продукта, на его характеристики, карту, а также путем внесения соответствующей информации в окна заказа или посредством голосового помощника.

Сформированные данные должны передаваться в муниципальный центр обработки данных (далее - ЦОД) АСУЭ.

Там происходит их обобщение с другими запросами по категориям и характеристикам продуктов с распределением на две основные группы данных:
первая – данные о продуктах, которые могут быть предоставлены потребителю соответствующими предприятиями муниципального образования.
вторая – данных о продуктах, которых в муниципальном образовании нет, отправляемые в региональный ЦОД АСУЭ.

В региональном ЦОД данные также разделяются на две группы:
первая – данные запросов, удовлетворяемые предприятиями региона;
вторая – отправляемые на федеральный уровень, удовлетворяемые через предприятия других регионов страны.

На федеральном уровне данные запросов снова разделяются на две группы:
первая – удовлетворяемые предприятиями страны (такого-то региона);
вторая – которые есть только за границей и их требуется импортировать.

Муниципальный ЦОД, получив запросы на необходимые продукты, через АСУЭ немедленно уведомляет о потребностях торговые предприятия «РГТ» и коммерческие (по приоритету местоположения, готовности, качества и другим показателям), при этом информирует заказчиков о возможных местах и времени получения товаров.

Если вдруг определенное торговое предприятие не может обеспечить потребности заказчика, то оно должно немедленно уведомить АСУЭ, которое перенаправляет заказ на другое предприятие также по приоритету.

Если же на территории муниципального образования нет необходимого товара, то его поставка производится торговым предприятием другого муниципального образования, например, через почту или своими средствами.

10. Выводы и предложения по действиям в переходный период

Во времена СССР в экономическом плане государство занималось созданием и распределением продуктов, продвижением товаров, финансовой деятельностью.

Теперь немногочисленные государственные предприятия создают стратегически важную, но недостаточно рентабельную с точки зрения бизнеса продукцию, больше уделяя внимание налоговым сборам и программному финансированию различных проектов.

При этом, торговля по-прежнему связывает все отрасли экономической – хозяйственной жизни страны, во многом определяя политику государства.

Поэтому Президент РФ на международных встречах постоянно говорит о товарообороте России с другими странами.

Однако, трудовые, финансовые и другие ресурсы страны, затрачиваемые на внешнюю торговлю, обеспечивающую нам доставку необходимых товаров на внутренний рынок, торговые операции на самом внутреннем рынке, особенно на маркетинг (информационное продвижение товаров и услуг) чрезмерны.

Для снижения затрат на торговлю и повышение её качества, стимулирования развития национальной промышленности, производства качественной необходимой без излишеств продукции, предлагается централизовать и автоматизировать некоторые функции управление торговлей.

В качестве основы для автоматизации ряда процессов торговли в РФ можно использовать функционирующие автоматизированные системы на базе Интернет.

Задачами переходного периода экономики могут стать:

1. Создание АСУ «Экономика» на основе ЕИС «в сфере закупок» или Официального интернет-портала государственных услуг «Госуслуги».
2. Обязательный сбор информации о реальных экономических потребностях людей и общества в товарах и услугах по основным группам и категориям.
3. Разработка проектов, направленных на создание (развитие) предприятий, производящих постоянно востребованную в России продукцию.
4. Разработка проектов, направленных на повышения качества производимой в России продукции.
5. Развитие и корректировка законодательной базы в интересах реализации задачи сбора вышеуказанной информации и реализации этих проектов.
6. Организация интерактивного (онлайн) взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и предпринимателями в интересах развития торговли и промышленности.
7. Создание государственных торговых предприятий, конкурирующих на законных основаниях с частными торговыми предприятиями.
8. Запрет на производство и торговлю явно вредными для здоровья людей продуктов, восстановление системы ГОСТов.
9. Стимулирование производства качественной и экологичной продукции.

Алгоритм действий государственных органов управления экономикой при создании АСУ «Экономика»:

1. Обязать продавцов всех магазинов, в том числе интернет-магазины передавать в АСУ «Экономика» данные заказов на товары, характеристики покупаемых (проданных) товаров.
2. Заинтересовать потребителей товаров передавать в АСУ «Экономика» данные о недостатках купленных товаров и требования (пожелания) к ним.
3. Обобщать полученные данные о товарах, разделяя их на производимые в России и импортируемые (ввозимые из-за рубежа).
4. Спроектировать создание (развитие) предприятий по производству не производимых, но нужных обществу качественных и конкурентоспособных товаров с учетом их рентабельности, возможностей создания новых квалифицированных рабочих мест, внутри- и внешнеполитических факторов.
5. Создать предприятия по производству ранее не производимой или производимой низкого качества, в недостаточном количестве, но полезной для страны (большинства людей и общества) продукции.
6. Организовывать торговлю новыми и ранее созданными полезными продуктами, в том числе посредством государственных торговых предприятий.

Посредством информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных информационных систем можно поднять торговлю на новый технологический уровень и в целом развить экономику страны, разрешив некоторые противоречия между производителями и торговцами, торговцами и покупателями; а также избавиться от производства низкокачественных и вредных продуктов, не допускать перепроизводство в ущерб природе и здоровью населения.

За счет централизации управления и автоматизации рутинных процессов торгово-хозяйственной деятельности можно снизить напряженность в конкуренции, переведя её в русло кооперации; направить высвобождающиеся от этого ресурсы на науку, образование, высокотехнологичное производство, природо- и народосбережение.