Мне 10 лет. Отцу 55 лет.
РАССКАЗЫ ОТЦА
Наш отец (Царство Ему Небесное) когда-то рассказывал своей первой внучке сказки и случаи из его долгой жизни. Папа ложился рано, т.к. рано вставал, а маленькая внучка забиралась к нему за спину на кровать и, чтобы задремать, требовала:
-- Дедушка, расскажи, как ты служил.
И он ей уступал, пока она не засыпала.
У меня в памяти остались некоторые из этих рассказов и мне хочется ими поделиться.
Кстати,хочу напомнить, что в тексте словом еврей тогда не означали национальность, а ленивого человека, слегка хитроватого, иногда трусливого.
КАК ОН СЛУЖИЛ
Службу он начал где-то в 1918 году вместе со своими братьями и односельчанами в отряде по заготовке провианта для армии и для защиты отечества. Зачислен был в Кронштадте.
Но из деревни отец, оказывается, попал в Петербург ещё раньше, в 1913 году, когда с товарищами ездил зимой на заработки строить дома (сезонниками назывались)
И вот один из них по адресу: Невский пр., дом № 57, кажется. Строили верхний этаж.
На стройке работали разные люди и национальности. Были и евреи. Кирпичи таскали на верх за плечами в деревянных лотках, как в рюкзаках.
Русский тащит за плечами по 5 кирпичей, а еврей только по 2 кирпича.
Приказчик указывает на еврея:
-- Почему так? Все тащат по 5 кирпичей, а ты только по 2?
Еврей ему в ответ:
-- Русский ленив. Он и несёт пять кирпичей. Ему лень лишний раз вниз спуститься.
Однажды всех людей собрали и погнали к Неве на берег. По Неве проплывала царская яхта и у борта стоял сам царь Николай 2-й, которого Отцу удалось увидеть первый и последний раз в жизни.
Тот рукой приветствовал людей на берегу.
Я был в восторге, что хоть один из наших родственников видел Царя.
Ещё отец рассказывал про эмансипацию женщин в начале 20-го века:
Вот 20-й век настал,
Дела стали слабы.
Леший на беду послал:
Всюду бабы, бабы.
Банк, контора, магазин,
Чайная, кофейня.
Всюду бабы, нет мужчин,
Чистое мученье.
Сторож, писарь, адвокат
В юбке щеголяют,
А мужчины (раз, да раз)
Без забот гуляют.
Отец вспоминал.
Работая в Питере, бригада деревенских «сезонников» питалась очень скромно. Бывало, проходишь мимо булочной лавки, а оттуда такой вкусный запах хлеба да булок, дух захватывает. Стоишь возле лавки и нюхаешь, как будто ешь. Хозяин выбегает и прогоняет всех:
-- Чего нюхаете? Деньги надо платить за это! Пошли прочь, а то городового позову.
Приходилось сматывать удочки. Такие были порядки.
В августе 1975 г. на ул. Руднева, 27/2 отец напевал:
Вот булочник в переднике
Повысил громче бас:
-- Чего вы, привередники?
Нема муки сейчас.
Ой, прочь пошли приятели,
Столицы обыватели.
Шушукают: дают иль не дают?
В отряде пришлось отцу побывать на реке Урал у казахов, киргизов,скотоводов, овощеводов, в степях, аулах и в других местах.
Вот некоторые эпизоды тех лет...
Командир посылает красноармейцев вместе с отцом в ближайший сад на заготовку яблок. Взяли солдаты лошадь с подводой и тёмной ночью по-тихому в сад местного богача отправились. Сад громадный и охраняемый, но не огороженный.
Заехали сзади, стали яблоки срывать, да подбирать, а темно, ничего не видно. Один и говорит:
-- Что мы тут мучаемся. Давай телегой по яблоне бухнем, яблоки сами посыплются.
Так и сделали. Раз стукнули, другой.
Вдруг из темноты:
-- Сдавайтесь, стреляю!
Схватились служивые, на телегу и дёру. Не пострадали, пронесло. У кого воровали яблоки, так и не узнали. Лихое время было...
Остановилась их команда как-то на бахчах, где арбузы растут. Солдат не остановить, нажрались арбузов, кто сколько смог съесть. А ночевать пришлось в чьей-то избе, на полу у печки, кто на лавке. Шинели под себя и -- спать.
По утру подъём. Все встают, а один солдат (назовём его Петькой) не встаёт, стыдно. А под ним огромная лужа от вчерашних арбузов. Вот хохоту-то было. Ел, жадничал. Съел больше других и пошёл в мокрых портках и шинели…
Как-то пришлось солдатам заночевать в степи. Населённые аулы далеко, не дойти. Подошли к одиноко стоящему шатру, юрте. А это киргизская семья пасла своих овец в степи. Попросились заночевать. Хозяин был гостеприимен, разрешил. Солдаты расположились вокруг костра, на котором что-то варилось в большом котле.
Костёр топили "коврижками" – сухим говном овечьим и ослиным, которые по степи собирали женщины в корзину за спиной. Брали лопаткой коврижку и бросали через плечо в корзинку.
Запах из котла щекотал нос красноармейцам. Хозяин усадил всех возле котла и стал угощать.
Вода у них в степи на вес золота, и мыться им приходилось очень редко.
Хозяин своей немытой рукой достаёт из котла кусок жирного мяса и даёт прямо в рот самому дорогому гостю. Им оказался Михаил, брат отца, сидевший рядом с хозяином. Тот с трудом заглотил "подарок". Следующим был Отец. Из рук, только что бросавшими в костёр овечьи лепёшки, отец получает кусок, с которого стекает овечий жир, и через не могу проглатывает подарок. В этот момент Михаил убегает за юрту и ... всё содержимое желудка возвращает. Так поступили и другие солдаты, но не отец. Он выдержал испытание. Нельзя же обидеть гостеприимного хозяина, который ради гостей забил молодого барашка...
Отец рассказал, как его сослуживец ехал на верблюде. Надо было ехать в другой аул Справил тот себе костюм чёрный, собирался свататься к казачке (Он так их называл). Дали солдату верблюда для поездки. А не сказали, что верблюды строптивые и обидчивые.
Сел «жених» на верблюда в своём новом костюме и поехал. Идёт верблюд нога-за- ногу, не торопясь. Жених взял да и пришпорил его чуть-чуть ногами. А верблюд ни в зуб ногой. Его пришпорили ещё раз, время уходит. А этот корабль пустыни, ни слова не говоря, оборачивается к ездоку и как харкнет в него своими зелёными от травы слюнями прямо на новый костюм. Потом ещё раз туда же.
Расстроил верблюд жениха, жалко костюм, не отчистить. Зачем сел на этого верблюда? Шёл бы пешком и было бы всё хорошо, так нет, побахвалиться хотел перед невестой. Зато понял солдат, что с верблюдом надо быть добрым и не погонять его. Иначе нарвёшься на неприятности…
ЛЯПУНЮШКА (сказка)
Жили-были Старик со Старухой. У них не было детей. Старик пахал на лошадёнке, а Старуха стряпала в избе по хозяйству, пекла, готовила похлёбку, пряла шерсть, солила грибы, работала в огороде.
Однажды, Старуха испряла хлопок, положила его на столбок и пошла в избу готовить лепёшки для Старика. Вдруг, от куда ни возьмись, в дверь постучал кто-то. Старуха удивилась, открыла дверь, а на пороге стоит ма-а-а-а-ленький мальчик и говорит:
-- Здравствуй, Бабушка, Я ваш внучек.
Старушка обрадовалась и спрашивает, как его зовут и откуда он взялся. А он отвечает:
-- Бабушка, ты испряла хлопок, положила его на столбок, оттуда я и взялся. А зовут меня Ляпунюшка. Теперь я ваш внучек и буду жить с вами.
Бабушка очень обрадовалась внуку и позвала его в избу. Они с дедом давно хотели внучка
А Лапунюшка и говорит Бабушке:
-- Бабушка, ты не смотри, что я такой маленький. Я всё умею делать, что только пожелаешь, как большой. Давай я дедушке в поле поесть отнесу, Я сумею.
Бабушка обрадовалась, что у них такой хороший помощник появился (случайно?), дала Ляпунюшке корзиночку с лепёшками, кринку молока и отправила внучка в поле к дедушке.
А Ляпунюшка идёт и песенку поёт. Вот какой хороший мальчик. Идёт он, идёт, а до дедушки далёко. Солнце припекает, кочки под ногами. Уже недалеко осталось до поля и вот тебе на! На дороге большая кочка, никак Ляпунюшке не перейти её.
Встал Ляпунюшка и стал кричать:
-- Дедушшка-а-а! Перенеси меня через кочку! Я тебе гостинца принёс.
Дед остановил лошадку с плугом и смотрит. Никого не видно. Подходит ближе и видит: перед кочкой стоит ма-а-а-ленький мальчик и зовёт его. Дедушка взял его на ручки, перенёс через кочку и спрашивает:
-- Мальчик, чей же ты будешь-то?
А Ляпуняшка отвечает ему:
-- Дедушка, Я теперь ваш внучек, буду с вами жить и помогать вам, а зовут меня Ляпунюшка.
Дедушка тоже очень обрадовался, что у них теперь будет внучек, и спросил:
-- Ляпунюшка, а откуда ты взялся?
А Ляпунюшка говорит:
-- Дедушка! Бабка испряла хлопок, положила на столбок, Я оттуда и взялся.
Дедушка сел под дерево и стал гостинца кушать, что Ляпунюшка принёс от бабушки, а Ляпунюшка ему и говорит:
-- Дедушка, дай мне с лошадкой попахать, я умею.
Дед побоялся и сказал:
-- Ляпунюшка, ты же очень маленький, не справишься с плугом.
А Ляпунюшка в ответ:
-- Дедушка! Я хоть маленький, да удаленький, я всё умею.
Разрешил Ляпунюшке дедушка пахать на лошадке. А тот пашет и песенку поёт. Вот так маленький! Вот так Ляпунюшка. И стали они втроём поживать, да добра наживать.
Под эту сказку, которую я рассказывал на даче в Трубниково много-много лет спустя, засыпал один мальчик Андрюша, сын наших соседей, с которыми мы собирались по субботам после огородных дел посидеть, поужинать, выпить по рюмочке. Затем Андрюшу несли на руках домой спать.
Через год-три встретились мы тем же составом. Андрюша просит рассказать сказку.
-- А какую, Андрюша?
-- Про Лепёшечку!
Мы расхохотались. В устах Андрюши Ляпунюшка стал Лепёшечкой. А почему бы и нет?
Я сам задумывался, что означает Ляпунюшка. Может, от слова "лепить"? Тогда это и будет "Ляпунюшка". По-видимому, дед с бабкой слепили его тяп-ляп. Отсюда и ЛЯПУНЮШКА.
ПРО ЕВРЕЯ
В одной деревне жил бедный Еврей с большой семьёй. Трудился, как и все, пахал, сеял, молол, кормил семью. Как-то по осени погрузил в телегу мешки с зерном и повёз на мельницу. А мельница не близко, через лес надобно ехать.
Поговаривали, что разбойнички побалывают, да постреливают. А куда деваться? Хоть уже и темнеет, а ехать надо. На мельнице, небось, очередь.
Едет Еврей, на телеге сидит. А лошадка у него тощая, костлявая, еле тащит. Вот уже к лесу подъезжают. Не может лошадёнка телегу на пригорок втащить. Еврей её, бедную, хлещет хлыстом, ругается. Ничего-то не выходит.
Лошадка упиралась, пыхтела, да как пукнет! Еврей подумал, что его разбойники застрелили. Кубарем свалился в грязную канаву ни жив, ни мёртв. Лежит. Ждёт, вот-вот разбойники нагрянут.
Лошадке стало полегче, поплелась потихоньку на мельницу. Дорогу знает, не первый раз туда возила мешки.
Еврей лежит в канаве, не понимая, жив он или уже на том свете.
По этой же дороге на тройке ехал барин в коляске. Только к лесу подъехали, лошади остановились, фыркают, дальше не идут, боятся чего-то в темноте.
-- Кучер, иди погляди, что там такое.
Возвращается тот и говорит:
-- Барин, там человек какой-то в канаве.
-- Так возьми кнут да отходи его как следует.
Взял кучер кнут да так разделал Еврея, что тот понял, что ещё жив, на этом свете. Вскочил и поковылял на мельницу. К утру дошёл до мельницы. А там его лошадёнка в очереди стоит, ждёт.
Обрадовался Еврей, всё смолол, вернулся домой, но никому про этот случай не рассказывал. Стыдно.
Только откуда отец-то мой об этом узнал? Не понятно.
СОСЕДКИ РАЗРУГАЛИСЬ
Разругались две соседки в деревне через дорогу. Одна заявляет, что её курица снесла яйцо у другой во дворе. Другая и слышать не хочет. Всё отрицает и не собирается возвращать это яйцо.
Ругаются они час-другой, обливают друг дружку грязью, всё припомнили, что было и не было, лишь бы пообиднее получилось. Солнце уже к обеду, а у них ругань на всю деревню не проходит.
Наконец, у одной уже ругательных слов не осталось, да и охрипла. Сдаваться нельзя. Встала она на подоконник, задрала юбку и голый зад направила на соседку. И та так же сделала. Стоят, кто кого перестоит.
Мужик одной из баб возвращается с поля и видит свою бабу на подоконнике с голым задом. Да и соседка в такой же позе. Спрашивает, что случилось.
Рассказала баба о беде и говорит:
-- Постой-ка вместо меня, пока я тебе поесть приготовлю.
Что делать? Спустил мужик портки и встал, как ему велено.
Недолго он стоял. Соседка оглянулась, глаза вытаращила и закричала:
-- Вот ты какая злющая! У тебя от злости даже кишки из зада повылезли.
ЕЩЁ ПРО ЕВРЕЯ
Раньше солдаты служили по 25 лет. А домой возвращались уже в возрасте и в мудрости. Идёт бывший служивый домой в свою деревню через лес.
Видит на дереве сидит человек и рубит сук, на котором сам сидит, дровишки готовит для печки.
Солдат кричит ему:
-- Человек! Ты упадёшь.
А тот ему в ответ:
-- Почему это я упаду? Откуда ты знаешь? Ты что, колдун?
Солдат ему:
-- Нет, я не колдун. Я просто человек. Не веришь, как хочешь.
Не поверил Еврей служивому и продолжал рубить сук. А солдат пошёл своей дорогой к дому, к родным местам.
Прошёл солдат далече, вдруг слышит, кто-то его нагоняет.
Видит: бежит тот еврей, хромает и кричит:
-- Солдат! А ты и вправду колдун. Я-то упал с того дерева, разбился. Откуда ты знал, что я упаду?
Солдат улыбнулся и сказал:
-- Ты же рубил топором тот сук, на котором сам и сидел. Поэтому ты и свалился с дерева. Вот так-то.
МЕДВЕЖЬЯ НОГА
Холодно в старенькой избушке на краю деревеньки, лес рядом. Дед собрался, надел валенки и тулуп, взял топор для дров и отправился в лес по сугробам.
А дело было под вечер, мороз крепчал, сердился. Но делать было нечего, печка уже угасала, в избе холодно и голодно. Есть нечего.
Идёт Дед по лесу, никак не найти ему дерево-сухостой для печки, ни грибов, ни живности для еды, только снег и мороз.
И вдруг Дед провалился куда-то вниз, сильно испугался. А в яме темно, кто-то дышит и храпит. Оказывается в этой берлоге жил и зимовал медведь.
Дед не растерялся, махнул топором, да как даст по задней лапе медведю и отрубил её. Схватил лапу, вылез и наутёк к дому. Вот, думает, порадую Бабку, будут у нас щи с мясом.
Бабка обрадовалась, но напугалась, а вдруг медведь узнает, кто ему ногу отрубил. Беда будет.
-- Не бойся, -- говорит Дед, -- не придёт он к нам без ноги. Готовь щи и будем ужинать.
Печку растопили, дым из трубы, варит Бабка медвежью ногу. Варить надо долго. Уж больно жёсткая нога у медведя. Но запах идёт очень вкусный, даже во дворе за избой.
Медведь очнулся и видит, что одной лапы нет. Рассердился, пошёл искать своего обидчика, который ему лапу отрубил. Сломал деревянную дубину, привязал вместо ноги и поковылял к деревне.
Идёт, хромает, больно. И вдруг чует запах варева, щей. А это крайняя изба в деревне.
Так вот, кто мою ногу варит, понял медведь, и пошёл поближе к избе. Дёрнул медведь за ручку двери, а она крепко заперта. Ходит он около избы, стонет от боли, говорит:
-- Открывай, Дед, свою дверь. Отдай мне мою ногу!
Напугались Дед и Бабка, погасили печку, (нога ещё не сварилась), залезли под лавки и молча ждут, что будет дальше.
А медведь всё ходит возле избы, скрипит своей деревянной ногой, просит:
-- Отдайте мою ногу...
Уже весна началась, деревенские вышли в поле пахать, сеять. А Дед с Бабкой до сих пор сидят под лавками и бояться вылезти. А вдруг медведь возле дома поджидает? Страшно.
ПОГОСТИЛ
За полночь возвращался мужик домой из соседней деревни от кумовьёв. Пьянёхонек вдрабадан. Чуть до избы не дошёл, свалился в канаву, облевался и заснул.
Утром рано деревня проснулась, скот выгнали пастись, поросята разбежались по дворам, канавам. Одна здоровенная свинья унюхала приятный запах пищи и к мужику направилась. И вот давай его облизывать, да причмокивать от удовольствия.
А мужик спросонья-то не может понять, где находится. Думает, что под боком у своей жены. Головой крутит, отворачивается от "поцелуев" и говорит:
-- Не целавуй меня, дорогая, мне и без тебя тошно.
ОЧИСТИЛ
Зажиточный крестьянин перед тем, как лечь спать, стоит на коленях в подисподнем перед образом Господа Бога и усердно молится, чтобы его богатство, нажитое непосильным трудом с помощью батраков, приумножалось и росло:
-- Господи! Очисти Ты меня, грешника, от грехов моих, алчности, прелюбодеяния, убереги от пожара, бедности, сохрани моё скромное богатство для меня, детей и внуков моих…
Под окном стоит в темноте разбойник и всё слышит. Хозяин так увлёкся, что даже не замечает, что ему отвечает, якобы, сам Господь:
-- Очищу, очищу тебя, сын мой.
Сам Господь услышал мою молитву, подумал хозяин:
-- Очисти и брата моего от скверны!
-- Очищу, очищу, если время хватит.
На утро хозяин и его брат были добросовестно очищены ворами-разбойниками.
НЕЙТРАЛИТЕТ
Сизу, цай пью. Стучат в дверь. Вооружённые люди. Наганом тычут в лоб.
-- Ты за кого? За красных или за белых?
Ляпнул, что на ум пришло -- за красных.
-- Сымай портки.
Снял портки. Выпороли, как следует.
На следующий день сизу, цай пью. Колотят в дверь. Вооружённые люди. Наганом тычут в лоб.
-- Ты за кого, за белых или за красных?
Что ж я дурак, говорю, мол, за белых.
-- Сымай портки.
Снял. Выпороли, как сидорову козу.
Через день опять стучат в дверь. На всякий случай снял портки. Всё равно выпорют.
Открывал. Соседка пришла за солью.
РОЖАТЬ
А вот ещё эпизод, что видел отец на юге: Едет на осле казах. Ноги почти по земле волокутся. Чуть сбоку идёт брюхатая женщина, жена. Навстречу знакомый из аула:
-- Салам аллейкам, куда путь держишь, дорогой?
-- Да вот, везу жену в больницу. Рожать собирается!...
ЧЕСНОК
Бабы из нашей деревни служили в Питере у барынь кормилицами, няньками и служанками. Одна из наших дальних родственниц тоже в Питере жила у богатой немки.
Та по-русски еле-еле лепетала, понять невозможно.
Посылает барыня как-то служанку на базар. Купи, мол, шеснок.
Ослушаться нельзя, пошла. Стала думать, а каких шесть ног, барыня не сказала.
Может, для студня ноги, думает. Была, не была. Взяла шесть поросячьих ног и принесла в дом.
Докладывает барыне и показывает шесть поросячьих ног.
Та, как увидала, так разругалась на служанку всякими немецкими словами, что спасу нет. Готова выгнать служанку вон.
-- Я тэбэ говору надо шеснок, а ты глупая голова, принесла шес ног порося.
Пришлось опять идти на базар и покупать, но каких ног, так и не сказала барыня. А переспрашивать нельзя. Купила шесть бараньих ног.
Пришла, показывает барыне. Ещё пуще разгневалась немка-барыня. По щекам настегала служанку. За косу потащила в чулан, нашла головку чеснока и ткнула служанку носом.
-- Вот шеснок. Понятно?
-- Понятно, барыня.
Третий раз пошла бедная служанка на базар. Купила, наконец, чеснок, угодила своей барыне.
ЯЙЦО ВОРОНЫ
Подобный случай был в наше время в одном из ресторанов.
Грузин заказал яйцо вороны. Официант пожал плечами, но пошёл к повару с этим заказом.
Поймали на помойке ворону, но яйца у той не оказалось. Наняли пацана слазить на дерево в гнездо воронье.
Тот нашёл несколько вороньих яиц.
Принесли одно яйцо на блюдечке грузину. Официант доволен, улыбается. Рад угодить посетителю. Надеется на чаевые.
А грузин побагровел, заорал на официанта, обозвал дураком.
-- Я говору -- яйцо вороны.
-- Так я и принёс яйцо вороны.
Оказалось, грузин просил варёное яйцо, а не воронье.
Беда у грузин с русским языком.
ШУТКИ-ПРИБАУТКИ ОТЦА
Краснощёкий, что селёдка, толстомордый, что петух.
-- Брат, придёшь на свадьбу? А не хошь, как хошь.
-- Ладно, не приду.
Прибежал один малый на работу весь взмыленный. Его спрашивают:
-- Что ты такой взлохмаченный?
-- Жене поддал, как следует, -- говорит. -- Еле вырвался.
-- Кто тебе рукав оторвал? Дрался, что ли?
-- Да не. В гости звали. Отказался.
-- Чужие в семье – муж и жена, свои, родные – дети.
-- Не бойся червей, которых ешь, а бойся тех, которые будут тебя есть.
-- Ешь хлеб с плесенью – грома бояться не будешь.