Вишнёвый сад

Татьяна Барыкина
Моим друзьям посвящается…

 
     Сеня сидел на веранде старого загородного дома и читал детектив. Детектив был женский и неинтересный. Сеня закусывал содержимое книги вафельными конфетами. Конфеты были очень сладкие и просыпались крошками на листы книги. Весь день шёл дождь. Он то моросил мелким душем, то припускал вовсю и мокрыми длинными каплями стекал по стёклам веранды. Сене надоел дождь, который шёл уже неделю, надоел детектив, герой которого никак не мог наладить свою личную жизнь, и надоели вафельные конфеты, огромный запас которых лежал в полиэтиленовом мешке в кладовке. Надо бы съездить в город, лениво размышлял Сеня, глядя на цветущую вишню за окном. Цветы прибило дождём, но запах цветущих деревьев и мокрой молодой травы проникал в дом и будоражил нервы. Сеня владел небольшой мастерской по ремонту автомобилей и ездил на заказы в город. Старенький пикап стоял в углу двора и блестел под дождём серым полированным боком. На боку пикапа нашёл себе место образ человека-паука в чёрном развевающемся плаще.
     Сеня оторвался от конфеты и посмотрел в окно. Была середина дня, и Сеня читал без света. Жёлтый торшер стоял рядом с чайником и электрической плиткой. Сеня подумал, что чайник давно уже вскипел, и лениво поднялся из-за стола. Он насыпал гранулы кофе в видавшую виды жестяную чашку и плеснул из чайника воды. Краем глаза он увидел, что его пикап огибает худенькая фигурка соседки Наташи. Наташа несла в руке какое-то длинное сельскохозяйственное приспособление, в котором, приглядевшись, Сеня узнал триммер для скашивания травы. Наташа пробиралась через сенины грядки с триммером в руке, неуклюже загребая пространство вокруг себя высокими резиновыми сапогами. Она наклонилась над грядкой редиски и разглядывала крохотные зелёные росточки растений, которые вылезли из под земли несколько дней назад.
       Сеня поставил чашку на стол и вышел на крыльцо. Мокрый прохладный ветер резанул сенино тело, и Сеня зажмурился. Наташа услышала скрип открывающейся двери и подняла голову над грядкой. У тебя взошла, а моя ещё в земле, вчера только посадила, сказала Наташа. Чай будешь, у меня чайник вскипел, сказал Сеня. Да нет, спасибо, там Зойка одна в доме скучает, откликнулась Наташа. Кстати, можешь триммер посмотреть, там что-то с мотором, Наташа протягивала мужчине длинную станину триммера. Ты что, косила в дождь, тебя же могло ударить, сказал Сеня, принимая триммер. Это не я, это Зойка, сказала Наташа. Похоже, замкнуло. Вообще-то мы картошку сажаем, в этом году ещё не косили. Вот, Зойка нажала кнопку, и посыпались искры. Её не ударило? – Сеня дожёвывал конфету. Да нет, испугалась, правда. Бросила на землю. А у тебя картошка посажена? Ты чего, она копейки стоит, недоумевал Сеня. Тем более я чистить не люблю. Я готовую покупаю. А Зойка из картошки роскошные букеты делает, когда она цвести начинает, сказала Наташа и засмеялась. Так посмотришь триммер?  Сегодня покупатели приезжают, ты же знаешь, мы дом продаём. Будем в городе студию строить, деньги понадобятся. Как же ты теперь без редиски будешь жить, всё-таки родительский дом, спросил Сеня. А ты знаешь, мы с Зойкой решили съехаться. Будем сдавать мою студию и Зойкину комнату, Наташа пожала плечами. Всё равно без мамы мы не сможем содержать этот дом. Смотри, он разваливается. В этом году вспучило крыльцо, так Коля еле разобрал. Я бешеные деньги заплатила. Не рентабельно. Ладно, посмотрю, Сеня повертел в руках станину триммера. Спасибо, завтра зайду, Наташа повернулась и пошла к своему крыльцу. А кто новые хозяева, крикнул Сеня вслед Наташе. Наташа повернулась и прищурилась. Да какой-то генерал в отставке. Говорят, за город переехать хочет. Будет веранду перестраивать и колодец чистить. Но это уже не мои проблемы. Главное, будет жить дом. Мамин труд жалко. Сеня посмотрел на наташин дом. Это была деревенская изба, сохранившаяся ещё с довоенных времён. В доме была русская печь и погреб. Когда-то здесь жила крепкая кулацкая семья, разводившая скотину. Наташина семья разобрала сараи и курятники, построила новый забор-сетку. Сеня хорошо помнил наташину маму, Валентину Степановну, врача-стоматолога, купившую этот дом в свои сорок пять и до конца жизни хлопотавшую по хозяйству. У Валентины Степановны, в одиночестве вырастившей Наташу, была роскошная двухкомнатная квартира в центре города и вот именно в этой квартире сейчас жила её дочь Наташа. Валентина Степановна умерла скоропостижно, растопив баню. Наташа нашла её в предбаннике, где Валентина Степановна пила чай с малиной собственного приготовления. Баня так и стояла заколоченная, Наташа так и не научилась рубить дрова.
      Сеня постоял на крыльце и спустился в огород. Дождь закончился и от земли поднимался пар. В это время года Сене всегда хотелось включить зажигание в машине и гнать что есть сил по шоссе до города. Каждый день он вставал в шесть утра, выпивал чашку кофе и гнал машину до своей авторемонтной мастерской, которая располагалась в промышленной части города. Заложив квартиру с безропотной женой и двумя великовозрастными детьми, Сеня завёл авторемонтный бизнес, который скрипел и буксовал, но каждый месяц Сеня как-то умудрялся сводить концы с концами. Он даже нанял бухгалтершу Славочку. Вместе они периодически ездили в лес на озеро сжигать старую бухгалтерию, растапливали бумагой мангал и выпивали бутылку вина. Авторемонтная мастерская представляла собой небольшой металлический ангар, в котором Сеня держал инструменты, и в котором стояли компьютеры. Сеня наслаждался своим бизнесом. Это было как раз то, о чём он всегда мечтал, работая в НИИ в небольшой лаборатории и играя в пинг-понг с коллегами по несчастью, как Сеня всегда это называл. Сейчас в ангаре лежал параплан и оборудование для дайвинга. Дайвингом Сеня занимался в молодости, а параплан был освоен им уже после пятидесяти. Чем интересуются его жена и дети, Сеня представлял слабо. Жизнь вошла в любимую колею после пятидесяти, с приобретением бизнеса. Старшая дочь вышла замуж и воспитывала внука, младший сын учился в техникуме. Жена Тамара преподавала в школе математику и всегда была довольна жизнью. По крайней мере они никогда не ссорились по пустякам. Сын привёл в квартиру девушку Олю, и Сеня переехал сначала в кухню на раскладушку, а потом в старый отцовский дом в пятидесяти километрах от города.
        Когда-то было просто слово. Сеня помнил, как отец купил этот участок земли. Это был кусок берёзового леса, обильно обросший мхом. Сеня, ещё подросток, качался на поваленной берёзе, склонившейся над канавой. Отцу было хорошо в лесу. Старый рабочий, всю жизнь простоявший у токарного станка, отец любил плотницкое дело. Сеня догадывался, что, как и соседка Наташа, его дети рано или поздно продадут этот дом. Слишком уж вросли они в город, в шумные пыльные улицы и скверы. Не смогут они своими руками починить водопровод, отремонтировать крышу, натопить баню. Для этого нужна своя, деревенско-заводская жилка, которая прививается с детства. Сам Сеня разбирался только в автослесарном деле. Все ремонтные работы по дому выполнял пожилой старожил посёлка Иван Ильич, который за умеренную плату чинил, прибивал и штукатурил. Иван же Ильич разбил на огороде вишнёвый сад. Деревца подросли и цвели весь май белыми пыльными облаками. Сейчас дождь прибил пыльцу, и от деревьев шёл густой медовый запах.
        Сеня взял триммер в руки и включил в электрическую розетку. Он плавно нажал на рычаг зажигания. Устройство дёрнулось и заработало. Вот дурёхи, радостно подумал Сеня. Он терпеть не мог отвлекаться по пустякам. Спустившись с крыльца, Сеня пошёл в сторону Наташиного дома. Он подошёл к кухонному окну и тихо постучал в стекло. Наташа вышла на крыльцо. Уже починил, спросила девушка. Ты зажиганием не так пользуешься, смотри, надо плавно, Сеня нажал на рычаг триммера. Наташа засмеялалсь. Слушай, меня здесь всё уже достало. Ну не могу я всё это делать. Это для меня слишком. Ладно, пусть так будет. Всё равно трава ещё маленькая. Вот смотри: и сараи, и дровеник, и баня готовая, а ухаживать не можем. Ну что за наказание такое. Ладно, смотри, машина едет. Это наверно покупатели к нам. Сеня посмотрел на дорогу. У ворот остановился старый джип Нива. Передняя дверь открылась, и из машины вылез ещё не старый мужчина в спортивной куртке. Боня, ко мне, сказал мужчина, и из машины на дорогу выпрыгнул рыжий фокстерьер. Собака покрутилась у ног хозяина и заскулила. Мужчина открыл переднюю дверцу машины, и фокстерьер быстро прыгнул обратно на водительское сиденье. Мужчина постучал в дверь калитки. Хозяева есть, негромко позвал мужчина. Тебе помочь, спросил Сеня. Ну помоги, раз такой добрый, Наташа надевала старый ватник. Наташа подошла к калитке и откинула старый ржавый замок. Мужчина вошёл в калитку. Быстро нашли, спросила Наташа. Я вам утром звонила, боялась, что вы заблудитесь. Здесь дорога новая. Да уж нашёл, улыбнулся мужчина. Он пристально разглядывал дом. А это ваш новый сосед, Семён Владимирович, представила Наташа Сеню. Макар Данилович, представился мужчина и крепко пожал сенину руку. Ну, показывайте мои новые владения.