Сценарий несуществующего фильма

Елена Вострикова
Сцена 1

Грустная, тягостная музыка. Пасмурное небо, тёмное утро. Общий план – пустой мемориал. Крупный план - вечный огонь. Чёрный экран.

Сцена 2

Дверь аудитории, из-за двери слышны голоса и смех. К двери подходит женщина средних лет, препод. Открывает дверь и входит в аудиторию, смех и голоса смолкают.

Сцена 3

Скрипит мел по доске. Крупный план, мы видим, как рука препода записывает тему по истории.

Препод подходит к журналу посещаемости, садится за стол. В это время играет легкая современная музыка. Камера бежит по рядам студентов, аудитория полупустая, все заняты своими делами. У каждого в руках смартфон. Кто-то отправляет сообщения, кто-то слушает музыку через наушники. Наш главный герой дремлет. Музыка плавно стихает.

ПРЕПОД:

- НА ПРОШЛОМ ЗАНЯТИИ ВЫ ПООБЕЩАЛИ, ЧТО ПРИГОТОВИТЕ ДОКЛАДЫ О ВЕТЕРАНАХ СВОЕЙ СЕМЬИ. ДУМАЮ, У КАЖДОГО ИЗ ВАС ВОЕВАЛИ ПРАДЕДЫ, И ХОТЯ БЫ НЕМНОЖКО О КАЖДОМ МЫ ПОСЛУШАЕМ. КТО НАЧНЕТ?

Бессмысленные взгляды студентов. Они начинают переглядываться и перешептываться. Наш главный герой продолжает дремать.

Снова начинается та же легкая музыка, препод по очереди поднимает студентов. Они не готовы. По их жестам понятно, что доклад никто из них не делал. Кто-то разводит руками, кто-то мотает головой.

Музыка смолкает.

ПРЕПОД:

- МАКАРОВ! МАКАРОВ, ПРЕКРАЩАЙТЕ СПАТЬ. ТААААК, ПО ВАШЕМУ ЛИЦУ Я УЖЕ МОГУ УГАДАТЬ ОТВЕТ. ВЫ ТОЖЕ НЕ ГОТОВЫ?

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ (развалившись на стуле):

- НЕ-А

ПРЕПОД:

- ПОНЯТНО. У КОГО-ТО СОБАКА ЗАБОЛЕЛА, У ИЛЬИНОЙ ВОН ДОКЛАД САМ С КОМПА УДАЛИЛСЯ, ПРЯМ МИСТИКА КАКАЯ-ТО. А У ВАС КАКОЕ ОПРАВДАНИЕ?

Студенты нахально смеются, им всё равно.

ГГ:

- А МНЕ СКУЧНО. А ЕЩЕ Я НЕ ВЫСПАЛСЯ. ДА И ВООБЩЕ ВСЕ ЭТИ ТЕМЫ НАДОЕЛИ ЕЩЕ СО ШКОЛЫ. ВЫ, КОНЕЧНО, ИЗВИНИТЕ, НО ПОЧЕМУ МЫ ВООБЩЕ ОБЯЗАНЫ ПРО ВСЁ ЭТО ПОМНИТЬ, ПОЧТИ СТО ЛЕТ ПРОШЛО? ЖИЗНЬ ИДЁТ, ВСЁ МЕНЯЕТСЯ. К ТОМУ ЖЕ В ИСТОРИИ БЫЛИ СОБЫТИЯ И ПОИНТЕРЕСНЕЕ. ЭТО ПЕРЕЖИТКИ СОВКА ОДНОЗНАЧНО, В ДРУГИХ СТРАНАХ ТАК НЕ НОСЯТСЯ СО СВОИМИ ВЕТЕРАНАМИ, КАК У НАС. МОЖЕТ, ЛУЧШЕ ФИЛЬМ КАКОЙ-НИБУДЬ ПОСМОТРИМ, ЧЕМ УНЫЛЫЕ ДОКЛАДЫ СЛУШАТЬ? Я ВОТ «ПЕРЛ ХАРБОР» ЛЮБЛЮ.

Лица студентов в аудитории. Кто-то, не отрываясь от смартфона, показывает гг большой палец вверх, кто-то по-тихому снимает всё на видео. Кто-то улыбается. Видно, что все думают так же, как и он.

Ошеломленное и сердитое лицо препода.

ПРЕПОД:

- ВСЕ ДУМАЮТ ТАК ЖЕ, КАК МАКАРОВ? НУ ЧТО Ж, ВЫ МЕНЯ ОЧЕНЬ РАЗОЧАРОВАЛИ, МНЕ БОЛЬШЕ НЕЧЕГО ВАМ СКАЗАТЬ. ЗАПИСЫВАЕМ СЕГОДНЯШНЮЮ ТЕМУ.

Она поворачивается спиной к классу, смотрит в окно.

Сцена 4

По коридору идёт компания студентов вместе с нашим гг. Они обсуждают вечеринку на выходных.

ПАРЕНЬ 1:

- У МЕНЯ ДНЮХА В СУББОТУ. В ПЯТНИЦУ ВЕЧЕРОМ ВЫЕЗЖАЕМ НА БАЗУ. ПОВИСИМ ТАМ ПО ПОНЕДЕЛЬНИКА. КСТАТИ, ПОДАРКИ ПРИНИМАЮ НАЛИЧКОЙ.

ПАРЕНЬ 2:

- ЧЕМ ЗАЙМЕМСЯ НА ТУСЕ, ЕСТЬ ИДЕИ?

ГГ:

- ДОКЛАДЫ О ПРАДЕДАХ ЧИТАНЁМ, ПЕСНИ ПООРЁМ.

Все смеются. Глумливо, может быть, коверкая слова, гг начинает, потом все подхватывают:

- НА ПОООЛЕ ТАААНКИ ГРОХОТАААЛИ!...

Смеясь и толкаясь, проходят мимо плаката с фразой Ломоносова. Текст видно чётко: «НАРОД, НЕ ЗНАЮЩИЙ СВОЕГО ПРОШЛОГО, НЕ ИМЕЕТ БУДУЩЕГО».

Сцена заканчивается ремиксом, современной версией музыки на песню «на поле танки грохотали».

Сцена 5

Квартира, чистая, опрятная. Камера плывет по комнате. На стене висят старинные портреты, фокус на одну из фото, где солдат в военной форме.

Кухня этой же квартиры. За столом сидят гг, его отец и его мать, пьют чай.

Гг сидит с телефоном в руках, переписывается, видно, что он уже при параде, собрался на вечеринку.

МАТЬ:

- МОЖНО ХОТЯ БЫ РАЗ НОРМАЛЬНО ПОЕСТЬ, ЛЁШ? У ТЕБЯ ТЕЛЕФОН УЖЕ К РУКЕ ПРИКЛЕИЛСЯ.

Гг не убирает телефон, кисло улыбается матери и встает из-за стола

ГГ:

-А Я УЖЕ ВСЁ. СПАСИБО. Я УШЁЛ.

ОТЕЦ (не очень уверенно):

- СЫНОК, ТЫ КОГДА ВЕРНЕШЬСЯ? ЗАВТРА У ДЕДУШКИ ЮБИЛЕЙ, НАДО БЫ СХОДИТЬ, ПАМЯТЬ ПОЧТИТЬ. ВСЁ-ТАКИ ТРАДИЦИЯ СЕМЕЙНАЯ.

ГГ (устало и немного раздраженно):

- ПАААП, ЭТО ТЕБЕ ОН ДЕДУШКА, А МНЕ ПРАДЕДУШКА, КОТОРОГО Я НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ. МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧУЖОЙ ЧЕЛОВЕК. НАДОЕЛИ МНЕ ЭТИ ВАШИ СЕМЕЙНЫЕ ПОХОДЫ НА МЕМОРИАЛ КАЖДЫЙ ГОД. КАК БУДТО ОН ВАС СЛЫШИТ. И ЗРЯ ВЫ МЕНЯ В ЧЕСТЬ НЕГО НАЗВАЛИ, ПРИМЕТА ПЛОХАЯ, КСТАТИ.

ОТЕЦ (нервно стучит чашечкой по столу, голос его дрожит):

- НЕ ГОВОРИ ТАК! СКОЛЬКО В ТЕБЯ ВДАЛБЛИВАЛИ. МЫ. ШКОЛА, ТЕПЕРЬ ВОТ УНИВЕРСИТЕТ. И ВСЁ БЕЗ ТОЛКУ. ОН – ВОЕВАЛ, ЗА ВСЕХ НАС, ЗА СТРАНУ, И НЕ ВИНОВАТ, ЧТО НЕ ВЕРНУЛСЯ, ПРОПАЛ. ЧТО ДАЖЕ МОГИЛКИ НЕТ, ЧТОБЫ НА НЕЕ СХОДИТЬ…

Гг уже вышел, мы слышим его голос из другой комнаты.

ГГ:

- В ТОМ И ДЕЛО, ЧТО РАНЬШЕ ВЫ МЕНЯ ТАСКАЛИ ЗА СОБОЙ И НЕ СПРАШИВАЛИ. А ТЕПЕРЬ Я САМ РЕШАЮ. У МОЕГО ДРУГА ЗАВТРА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, НА ВЫХОДНЫЕ МЫ УЕЗЖАЕМ НА БАЗУ ОТДЫХА, ТАК ЧТО СОРЯН.

Дверь захлопывается.

МАТЬ:

- А Я ЧТО ГОВОРИЛА? ИМ СЕЙЧАС ПЛЕВАТЬ НА ВСЁ, НИЧЕГО ОНИ НЕ ХОТЯТ.

Сцена 6

Вечер. Такси. В такси играет расслабляющая музыка. Экран смартфона. Сообщение: «Всё, сел в такси, через часок буду».

Лицо гг, музыка усиливается, гг закрывает глаза и засыпает.

Черный экран.

Сцена 7

То же такси. Гг открывает глаза. Машина пустая, на водительском никого нет. Гг выходиТ из машины. Он на базе отдыха. Вокруг темно, пусто, тихо. Гг идёт к домикам, поочередно дергает двери. Закрыто. Телефон не включается. Гг оборачивается, такси уже нигде нет. Постепенно у гг нарастает паника. Тревожные шорохи, крики птиц. Гг мечется на одном месте, не зная, куда идти. Вдруг из-за дерева выходит темная фигура в широком плаще и идёт вперед. Гг, не долго думая, идёт за фигурой.

ГГ:

- ЭЙ, ЭЙ, СТОЙТЕ!

Фигура не останавливается, гг начинает за ней бежать.

ГГ:

-ГДЕ ВСЕ? В СМЫСЛЕ, ЭТО ПРИКОЛ ТАКОЙ, ЧТО ЛИ? ТИПА ТЕМАТИЧЕСКАЯ ВЕЧЕРИНКА? ДА СТОЙТЕ ВЫ!

ФИГУРА (остановилась, но стоит спиной. Говорит тихо и мрачно):

- СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ.

Начинается тяжелая, мрачная и пугающая мелодия, гг герой напуган и медленно идет за фигурой.

ГГ:

-ЧТО ЭТО ЗА МЕСТО?

ФИГУРА (на ходу):

-А ТЫ ГЛУПЕЕ, ЧЕМ Я ДУМАЛ. ЛАДНО, СЛУШАЙ. ЭТО НЕ ПРОСТО МЕСТО. ЭТО – ТВОЯ ТЮРЬМА. В ТАКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОПАДАЮТ ВСЕ ТЕ, КТО – ЗАБЫЛ.

ГГ:

- ЧТО- ЗАБЫЛ?

ФИГУРА:

-ВСЁ. ВСЕХ. ПРЕДАЛИ СВОЁ ПРОШЛОЕ, СВОИХ ПРЕДКОВ, СВОЮ ИСТОРИЮ.

ГГ:

-НО ВЕДЬ Я…

ФИГУРА:

-И ТЫ ОДИН ИЗ ТЕХ МНОГИХ, КТО ПОПАДАЕТ КО МНЕ НА СЛУЖБУ. ВМЕСТЕ МЫ УНИЧТОЖАЕМ ПРОШЛОЕ, СТИРАЕМ ВОСПОМИНАНИЯ, ПЕРЕКРАИВАЕМ ИСТОРИЮ.

Фигура хрипло смеется, потом кашляет.

ГГ:

- ДА ЭТО НЕВОЗМОЖНО. Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ. КАК МОЖНО СТЕРЕТЬ ТО, ЧТО УЖЕ БЫЛО.

ФИГУРА:

-А ВОТ ТАК.

Она взмахивает полами плаща, музыка становится громче.

ФИГУРА:

- ПОСМОТРИ НАЗАД. ЧТО ТЫ ВИДИШЬ?

ГГ (оборачивается. Позади пустота, белое полотно. Гг в ужасе хватает за плечо фигуру):

-ДА КТО ТЫ ТАКОЙ?!

Фигура поворачивает голову, голова опущена вниз, на ней капюшон. Резко вскидывает голову. Под капюшоном пустота. Фигура кричит в лицо гг.

ФИГУРА:

- Я – ЗАБВЕНИЕ!

Гг отталкивает от себя фигуру и бежит, спотыкается и падает, оборачивается, фигура следует за ним. Крупный план на его бегущие ноги. Тяжелое дыхание. Отовсюду шёпот: забудь, забудь, забудь.

ФИГУРА КРИЧИТ ЗА СПИНОЙ:

-КУДА ТЫ БЕЖИШЬ? ТАМ НИЧЕГО НЕТ, ТЫ ВСЁ УНИЧТОЖИЛ САМ! ВСЁ РАВНО ТЫ ВЕРНЕШЬСЯ КО МНЕ.

Гг оборачивается на голос. Вокруг становится всё темнее и темнее…

Сцена 8

Яркий свет заливает лес. Гг стоит как вкопанный и смотрит на него. Он устал и выдохся. Его одежда грязная. Картинка леса, залитого светом, в расфокусе. Потом всё фокусируется на поляне. Костёр. На костре котелок. Возле костра сидит солдат средних лет. Слышны звуки дальних взрывов и перестрелки.

СОЛДАТ:

-ПОДХОДИ, ПАРЕНЕК, ЗАМЁРЗ? СЕЙЧАС ЧАЁК БУДЕТ ГОТОВ. НА ВОН ПОКА ПОЖУЙ.

Солдат отламывает кусок хлеба и протягивает гг, тот машинально кладет хлеб в карман, садится к костру.

СОЛДАТ:

- А Я ТЕБЯ ДАВНО ТУТ ЖДУ.

Обжигая пальцы, наливает чай из котелка в железную кружку.

СОЛДАТ:

- ДУМАЛ, БУДЕТ МНЕ ПОКОЙ ХОТЬ НА ЭТОМ СВЕТЕ. НО КАК ВИДИШЬ, И ТУТ ВОЙНА. ТЫ УЖЕ ПОНЯЛ, С ЧЕМ МЫ СРАЖАЕМСЯ. ПОНАЧАЛУ БЫЛО ОБИДНО, ЧТО КАК БУДТО ЗРЯ ПОГИБАЛИ МЫ ЗА РОДИНУ ТАМ, НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ. ВЕДЬ НАС ДАЖЕ РОДНЫЕ ПРАВНУКИ НЕ ПОМНЯТ, ВЕРНЕЕ, НЕ ХОТЯТ ПОМНИТЬ. НО ПОТОМ Я ПОНЯЛ (протягивает кружку гг), ЧТО НЕТ НИЧЕГО СТРАШНЕЕ ВНУТРЕННЕГО ВРАГА, А ЗНАЧИТ, НЕ ЗРЯ Я ЗДЕСЬ, НЕ ЗРЯ ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ ИДУ В ОЧЕРЕДНОЕ СРАЖЕНИЕ.

ГГ:

-КАКОЙ ЕЩЕ ВНУТРЕННИЙ ВРАГ?

СОЛДАТ:

-КАКОЙ? ДА ТЫ Ж ЕГО ВИДЕЛ. СТРАШНОЕ ЗЛО ЭТОТ ВРАГ, НАЗЫВАЕТ СЕБЯ ЗАБВЕНИЕМ. ИЛИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, РАВНОДУШИЕ. И СЕЙЧАС ЭТОТ ВРАГ КАК НИКОГДА СИЛЁН. ВОТ ПОЭТОМУ МЫ НАКОНЕЦ И ВСТРЕТИЛИСЬ С ТОБОЙ. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ СМОЖЕМ ПОБЕДИТЬ.

ГОЛОС ИЗ ЛЕСА:

- ЛЁХА! МАКАРОВ! ЁЖ ТВОЮ НАЛЕВО, ХВАТИТ ЧАИ РАСПИВАТЬ, ПОРА В БОЙ!

Оба – и гг, и солдат, - оборачиваются на голос, встают, потом смотрят друг на друга. Солдат добро улыбается, кладет руку на плечо гг, смотрит в глаза

СОЛДАТ:

- ВОТ ТЫ И ВСТРЕТИЛСЯ С ПРАДЕДОМ, ЛЁШКА. ВЕРИШЬ ТЕПЕРЬ В МЕНЯ? ПОНИМАЕШЬ, ЧТО МЫ ЕДИНАЯ СИЛА? ИЛИ ПО-ПРЕЖНЕМУ Я ТЕБЕ «ЧУЖОЙ ЧЕЛОВЕК»?

У гг меняется лицо. Удивление, радость, слёзы.

СОЛДАТ:

- ПОРА МНЕ, ВНУЧОК. ТЫ МНЕ ПОМОЖЕШЬ? ГОТОВ?

ГГ:

- А ЧЕМ ПОМОЧЬ…ДЕДУШКА?

Звуки стрельбы усиливаются, солдат спешит в глубину леса.

СОЛДАТ:

- ПОМНИ, ЛЁХА, ПОМНИ. И НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙ. КАК ТАМ МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ-ТО ГОВАРИВАЛ: «НАРОД, НЕ ЗНАЮЩИЙ СВОЕГО ПРОШЛОГО, НЕ ИМЕЕТ БУДУЩЕГО!».

Солдат смеется, картинка становится все менее четкой. Гг хочет бежать за дедом, кричит вслед. Играет музыка военных лет…

Сцена 9

Гг герой дергается и просыпается в такси.

ТАКСИСТ:

- ВСЁ, ПРИЕХАЛИ, БРАТ.

Гг, протирая глаза, тянется рукой в карман. Достает оттуда хлебные крошки, смотрит на них, улыбается.

ГГ:

- РАЗВОРАЧИВАЙСЯ, Я ПЕРЕДУМАЛ, В ДРУГОЕ МЕСТО ПОЕДЕМ.

Сцена 10

Ноч. Ларёк с цветами. Гг покупает букет цветов, снова садится в такси. Общий план ночного мемориала.

Сцена 11

Раннее утро, залитый солнцем мемориал. Крупный план на имена, потом на вечный огонь. На свежий букет возле огня. Сонный и потрепанный гг стоит у вечного огня.

Возле букета ложится еще один букет цветов. Гг оборачивается и видит отца. Тот тепло ему улыбается и с благодарностью обнимает за плечо. Так они и стоят. Торжественная музыка, крупный план на слова "никто не забыт, ничто не забыто". Общий план маленьких фигурок на мемориале.