про тепло

Петро Федорович
       Наука может всё. В теории. А что не может, оставляет на потом. Потом, в отличие от зимы, наступает не всегда, но это не главное. Главное использовать научный подход, математический аппарат и не выходить за рамки разумно допустимого. С рамками главная проблема. Они у всех разные. А у некоторых их вообще нет. В зависимости от текущей геополитической ситуации таких считают либо гениями, либо шарлатанами. Считают те, разумеется, кто сам за рамки никогда не выходит. Ситуация же в мире последние сто с лишним лет ... не простая. Поэтому наука развивается не спеша, без скачков. На старых ещё дрожжах. И откровенных Ньютонов с Леонардами нынче встретить трудно. Но они есть. Есть. Просто скрываются. В самых порой неожиданных местах.

       Эдик был бригадиром аварийщиков в районной коммуналке. Мужики по-свойски звали его Эдиксон. Потому что был он не просто "тёртый калач" в сфере воды, говна и пара. А всамделишный исследователь мироздания и изобретатель новых реальностей. Почти профессор. Пришёл Эдик в большую сантехнику прямо из большой науки. Из котлотурбинного института. В 90-е ещё. И застрял. Высшее образование не должно мешать человеку прилично зарабатывать. На практике же частенько случается наоборот. Особенно в научной и образовательной, как ни странно, сфере.

       Работал Эдик творчески и вдохновенно. Щёлкал, как орешки, повседневные проблемы и заодно кумекал, как их избежать в будущем. Используя разные хитрые приборы.  Вроде пирометров, тепловизоров и термопар. Мог даже предсказывать прорывы труб. Самого разного диаметра в самых экзотических местах. Хотя и не сильно это афишировал за пределами бригады. Героическая часть работы у настоящего ремонтника-аварийщика всегда должна присутствовать. Для премиальных крайне  полезно. Если не злоупотреблять.

       Но как-то раз ...

       Вовсе не обязательно быть знатоком искусственного интеллекта, больших данных  и цыганской версии технологий анализа и прогноза, чтобы определить возраст человека по его ментальным ассоциациям с термином "котельная". Вам точно за полтинник, если в памяти у вас образ чадящей на пейзаж трубы, огромной кучи угля и превентивно нетрезвого кочегара, мутно смотрящего на манометр. Обязательно с треснувшим стеклом.

       Сейчас всё иначе. Кочегаров нет. Автоматика. Похолодало, добавит тепла в систему. Потеплело, убавит. А сначала ещё померяет, в каком конкретно месте и сколько-чего прибавить-убавить для вашего комфорта.

       Но граждане "за пятьдесят", чуть что не по ним, по-прежнему винят во всём пьяных кочегаров, алчных сантехников и тупых начальников. И сигнализируют. Особенно бабушки. А с ними, как известно из истории британской короны, связываться себе дороже. Внимания окружающих им хочется, как в лучшие годы, а окружающие внимание обращают исключительно на их проблемы с головой. Спохватились. Как будто, пока это не бабушки и проблем нет.

       Так вот. Одна централизованная котельная на район, даже на газе, это одна большая вечная проблема. А вот десять и даже двенадцать блочно-модульных автоматических котельных это не проблема вообще ни разу. Если бы не человеческий фактор. Но седьмая жалоба за месяц на одно и то же, с одного адреса, это, согласитесь, многовато даже для человеческого фактора.

       - Аварийщики хоть раз там появлялись?     

       Глава района был не в настроении. Капитально.

       - Да были, были! Все уже были! Все жалобы как положено отработаны! По регламенту! - Замглавы сокрушённо развёл руками. - Шесть раз к ней выезжали!

       - Теперь ты сам съезди! Посмотри своими глазами в чём там дело! Она же туда копии шлёт! Мне чего ему отвечать прикажешь?! - Глава задрал голову вверх и показал пальцем на потолок. - И бригадира ремонтников уволить нахрен! Раз не смог сразу ей рот заткнуть! Пусть рисует объяснительную и завтра же чтобы духу его здесь не было! А будет возникать, скажи, пусть радуется, что не по статье! А ты будешь следующим, если она ещё раз напишет!

       Бабушке было холодно. И бабушка, кутаясь сразу в два пуховых козьих платка поверх всех своих, натянутых одновременно, шерстяных вещей, писала жалобы. А что ещё делать одной в стометровой квартире с потолками три семьдесят, когда наступает осень и не с кем поговорить. А последняя в доме ровесница её исхитрилась за немыслимые миллионы продать свою халупу какому-то олигарху. И теперь этот толстомордый поставил у себя заграничные батареи и нагло забирает себе всё тепло ...

        Но крайним в той холодящей душу и тело истории, отчётливо начинал просматриваться некто совершенно непричастный. Эдиксон, увы. Впрочем, как мы уже выяснили, наука может всё. И она смогла ...

        - Что ж ... Убедительно! - В конце концов с трудом выдавил из себя побагровевший глава, вытирая слёзы и откашливаясь. - Убедительно!

       Жаль поблизости не было Гинесса. Я не про пиво. Про книгу рекордов. Никогда ещё в истории человечества никто так не смеялся, читая про давление в системе, тепломассообмен, завихрения потоков, процент естественных потерь, коэффициенты полезного действия и выходные температуры теплоносителя. Никто. Никогда. Глава района был первым и, скорее всего, последним высоким руководителем, едва не напустившим в штаны от смеха при виде формул с интегралами.

        Объяснительная Эдика вполне тянула на статью. Подумали про уголовный кодекс? Хмм ... Советую пореже смотреть телевизор. Бывают ещё и статьи в научных журналах. А у Эдика специальное образование, точные приборы и статистика измерений за несколько лет. Поэтому восемь страниц логически безупречного печатного текста, формулы, таблицы, графики и показания датчиков. И ещё три страницы библиографии. Это без упоминания работ Ньютона и Леонардо.

       Но главное выводы. Точнее вывод. Тщательно обоснованный, подтверждённый данными многочисленных измерений с использованием точных приборов, прошедших поверку. Глубоко научный вывод.

       "В результате определено: система отопления в квартире функционирует штатно в полном объёме, температурный режим автоматически поддерживается в пределах установленных сезонных нормативов.
       Бабушка мёрзнет сама."

      Замглавы облегчённо вздохнул. Буря пронеслась практически не задев жизненно важных субъектов. В битве с естественно остывающей бабушкой победу одерживал вполне себе бодрый ещё здравый смысл.

       И лишь впереди во весь рост уже маячила предстоящая зима, прорывы, сосули и недоисследованный Эдиком эффект Пельтье.

        И скучающие одинокие бабушки огромного города.