Имена

Алла Каледина
Когда мы с братом были маленькими, у нас были книжки-малышки. Такие же были у многих: «Анна-Ванна – бригадир», стихи Ладонщикова. Я возмущалась: какая бригадирша вредная! Не дала ребятам поросят посмотреть. Кузнец дедушка Артем не такой.

«Это потому, что ребята не такие, – втолковывал мне папа. – Они что говорят? «Здравствуй, дедушка Артем! Помогать тебе идем». Он и без них обойдется, а все равно приятно. Дети чему-то хотят научиться. А эти пришли как в цирк».
И все равно дедушка мне больше нравился. Кузнец – это как в сказке. Даже имя у него сказочное.

Что бабушка у меня Артемовна, я узнала попозже: бабушки уже не было. Прадедушку вообще старались не вспоминать: он не кузнец, а купец, пусть даже третьей гильдии. Враг народа! Больше никого я и не знала.

Димка наш в седьмом классе отчудил. Диктант писали о Павке Корчагине с братом, так он Артема написал с маленькой буквы. «Я забыл, что это такое имя».

Сейчас скажи кто-нибудь! Нас с Вадимом сочли бы умалишенными, если бы мы вздумали менять ребенку имя. Я вообще против таких вещей, разве что имя по всем статьям не наше или совсем идиотское: «Сына Спутником назвал, дочь назвал Ракетой».

Когда у Артемки родилась младшенькая, я предлагала назвать ее Варей. В честь моей бабушки. Сноха воспротивилась: «Мы с Артемом договорились: первого ребенка он назовет, как хочет, а второго я».

Что ж, говорю, уговор дороже денег. Только скажет ли ребенок вам спасибо?

Я оказалась неправа и рада этому. Никто не дразнится, не смеется. Их в классе две Василисы, две подружки. Ни та, ни другая себя в обиду не даст. А мне казалось в детстве: Василисы бывают только в сказках. Никого же не было! И у снохи никого в родне. Нравится – и все!

Виталик с «Екатериной Второй» не оригинальничали. Звонят мне из роддома: «Анька у нас!»  Мое имя занято, Артем опередил. Решили: надо что-нибудь похожее.

Я им говорю: «Что за Анька? Анюта у вас».

В жизни, конечно, по-всякому. Анюта – хорошая девочка, Анька –озорница, непоседа. Если Анна, значит, дело очень уж серьезное. И никто не удивится, не спросит: в честь кого? И мы бы не удивились, хоть в наше время Анют тоже было меньше. Но у нас - не просто так: в память моей бабушки Анны Исмаиловны.

Анюта, радость наша, тоже об этом знает. Ей с 1 ноября шестой годик пошел.