Тургенев и Толстой. Литературная заметка после чте

Владимир Владимирович Залесский
Тургенев и Толстой. Литературная заметка после чтения книги «Иван Тургенев»


Прочтение книги Анри Труайя «Иван Тургенев» позволяет осуществить некоторые сопоставления биографий Ивана Тургенева и Льва Толстого.

1.С некоторой долей упрощения можно утверждать, что творчество и Ивана Тургенева, как  и Льва Толстого, было направлено на консолидацию российского общества.

2. Условно можно говорить о взаимосвязи каждого из этих великих писателей с великими историческими событиями России.

Творчество Ивана Тургенева способствовало отмене крепостного права и реформам 60-х годов 19 века в России. «Разве не говорили, что сам император Александр II плакал, читая «Записки охотника»?». (Анри Труайя).

«В тот же вечер у Флобера Тургенев признался друзьям: «Будь я человеком тщеславным, я попросил бы, чтобы на моей могиле написали лишь одно: что моя книга („Записки охотника“. – Анри Труайя) содействовала освобождению крестьян. Да, я не стал бы просить ни о чем другом. Император Александр велел передать мне, что чтение моей книги было одной из главных причин, побудивших принять его решение». (Дневник братьев де Гонкур, 2 марта 1872 года.)». (Анри Труайя).

С творчеством Льва Толстого связано, в частности, подписание Манифеста 1905 года, создание в России Государственной Думы.

3. Иван Тургенев и Лев Толстой в большей мере доверяли реформам, постепенному движению, в меньшей – революциям.

“И тому же Полонскому [Тургенев] говорил: «Будем мы сидеть поутру на балконе и преспокойно пить чай и вдруг увидим, что к балкону от церкви по саду приблизится толпа спасских мужичков. Все, по обыкновению, снимают шапки, кланяются и на мой вопрос: „Ну, братцы, что вам нужно?“ – отвечают: „Уж ты на нас не прогневайся, батюшка, не посетуй… Барин ты добрый, и оченно мы тобой довольны, а все-таки, хошь не хошь, а приходится тебя, да уж кстати вот и их (указывая на гостей) повесить“”. (Анри Труайя).

4. «Европейский проект» Ивана Тургенева был отчётлив, реален и успешен.  «Европейский (всемирный) проект» Льва Толстого был менее отчётлив. Но этот проект был также реален и успешен.

5. Оба писателя прожили относительно благополучную - по российским литературным «стандартам» - жизнь.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (Иван Сергеевич Тургенев. Русский язык. Из «Стихотворений в прозе»).


6 ноября 2019 г. 06:24