Ф Фаррелл Джонатан Эдвардс богословие возрождения

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДЖОНАТАН ЭДВАРДС: БОГОСЛОВИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Фрэнк Фаррелл (2003)
 
Джонатан Эдвардс продолжал привлекать внимание более двух столетий. Причины этого очевидны. Сколько других людей в истории Церкви может претендовать на титулы проповедника, теолога, пастора, философа, миссионера, президента колледжа и семейного человека? Для выполнения такого широкого круга, казалось бы, конфликтующих ролей, видимо, нужно было несколько жизней. Но Эдвардс исполнил их все превосходно в течение примерно 50 лет. Понимание баланса библейского учения позволило Эдвардсу добиться успеха в этих разнородных областях. В частности, богословие Эдвардса о пробуждении и возрождении показывает это ощутимое равновесие. В этом обзоре я расмотрю несколько работ Эдвардса, чтобы открыть его теологию личного и корпоративного возрождения и пробуждения (1).
 
Краткая история Джонатана Эдвардса 
 
Джонатан Эдвардс родился 5 октября 1703 года в Виндзоре в Коннектикуте. Его отец и дед были пасторами, а молодой Джонатан начал изучать латынь в нежном возрасте и поступил в Йель в 12 лет. Он окончил Йельский университет в 1720 году, а затем провел еще два года, готовясь к служению. В эти сформировавшие его годы Эдвардс развил привычку к строгой мысли, особенно в отношении духовных вещей. Например, он написал серию знаменитых «Резолюций», в которых подробно описываются его стремления в жизни. Резолюция № 61 заявляет: «Решено, что я не буду уступать той вялости, которая, как я нахожу, расхолаживает и расслабляет мой разум от того, чтобы быть полностью и решительно настроенным на религию, независимо от любого оправдания, которое у меня может быть для этого» (2). Эдвардс хотел использовать все свои силы и способности для служения Богу, чтобы принести славу Его имени. Такую же страсть к Богу можно увидеть в его выборе жены. Сара Эдвардс проявляла большую любовь к Христу с ранних лет, и эта преданность продолжалась на протяжении всей ее жизни. Она и Джонатан наслаждались счастливым браком, воспитывая 11 детей, слушая Бога и Его людей и тем самым обеспечив прекрасный пример для церковных лидеров последующих веков.
Большую часть своей жизни, о которой пойдет речь в этой статье, Эдвардс потратил как   пастор Конгрегационалистской церкви в Нортгемптоне,  Массачусетс. Он служил пастором этого собрания в течение 23 лет, и Бог призвал его возглавить Первое Великое пробуждение, которое потрясло американские колонии в 1730-х - 40-х годах. Таким образом, Эдвардс разработал богословие возрождения и пробуждения не в аудиториях Йеля или Принстона, но как пастырь общины, переживший одно из самых великих движений Бога в истории Церкви. В проповедях и других работах, написанных в это время, он изложил свое богословие возрождения и пробуждения.
 
 Эдвардс о суверенитете Бога и ответственности человека в возрождении и пробуждении
 
Первым шагом в корпоративном возрождении и пробуждении является личное возрождение. В нем душа, которая мертва по преступлениям и грехам, оживает. Когда это происходит с многими людьми сразу, это часто называют возрождением или пробуждением. Поэтому,  чтобы раскрыть взгляд Эдвардса на такие события, и понять, почему они происходят, мы должны начать с того, чтобы рассмотреть его взгляд на взаимосвязь между суверенитетом Бога и ответственностью человека в поиске спасения.
Ясно, что суверенитет Бога стал краеугольным камнем богословия Эдвардса. Краткое упоминание названий проповедей ясно показывает этот момент: "Бог есть Бог, и этого достаточно", "Бог прославлен в зависимости человека",  "Справедливость Бога в проклятии грешников". С другой стороны, Эдвардс также много говорил о неспособности человека спасти себя в проповедях, таких, как "Естественная слепота человека в духовных вещах", "Оправдание верой" и" Бог заставляет людей чувствовать свою вину" (3). Более того, многие конкретные заявления Эдвардса показывают его основополагающее убеждение в Божьем суверенитете в спасении. Например, он заявляет: "Только из-за очень низкого мнения о Боге вы думаете, что Он обязан проявлять милосердие к вам, когда вы его ищете, хотя бы вы долгое время умышленно грешили против Него, провоцируя Его на гнев и полагая, что Он всегда окажет вам милость, когда вы начнете Его искать" (4). Кроме того, Эдвардс утверждает, что «природа и характер нашего искупления таковы, что искупленные непосредственно и полностью зависят от Бога; они зависят от Него целиком и во всех отношениях" (5). Для Эдвардса основой спасения и, следовательно, возрождения и пробуждения, является суверенитет Бога.
Однако это не означало, что люди были всего лишь пассивными агентами. Наоборот, Эдвардс призвал своих слушателей воспользоваться теми средствами, которые Бог предоставил им, чтобы они искали Его. В своей проповеди «Человек, ищущий спасения души", Эдвардс Стремился доказать утверждение: «Мы должны быть готовы совершать наше спасение". Кроме того, в этой проповеди он заявил: "Есть то, что люди должны делать, чтобы спастись. У людей нет оснований ожидать, что они будут спасены в праздности или отправятся на небеса, ничего не делая" (7). Хотя спасение - это работа только Бога, и только Он может всевластно предоставить благодать и возродить человеческую душу,  это не дает оправдания бездействию со стороны людей. Напротив, они должны быть верны, слушая Слово, взывая к Богу в молитве и собираясь вместе с другими  верующими, если они желают, чтобы Бог их спас. Те, кто игнорируют эти средства благодати, не имеют оснований верить или ожидать, что Божий Дух будет изменять их сердца.  Таким образом, работа полностью зависит от Бога, но люди должны искренне искать Бога и умолять Его исполнить эту работу".
Такая же картина сохранилась и в глазах Эдвардса, когда он говорил о корпоративном возрождении и пробуждении. Они не были продуктом человеческого изобретения и замысла, но были делом всевластного Бога. Позднее Чарльз Финни утверждал, что возрождение было не более чудом, чем урожай пшеницы, и что надлежащие средства всегда будут производить возрождение. Эдвардс знал, что такого не бывает. Для него возрождение происходило не тогда, когда использовались надлежащие средства, а когда «Дух Бога приходит и начинает Свою чудесную необычайную работу среди нас" (8). Корпоративное возрождение, как и личное спасение - это дело Бога, а не человека.
Однако Эдвардс признал, что Бог часто использовал средства  благодати для этого корпоративного возрождения. Например, при излиянии Духа в 1734-1735 годах Эдвардс отметил, что Бог использовал приходы молодежи на небольшие групповые встречи в воскресенье вечером и необычную смерть одного пожилого человека, чтобы раздуть искры в пламя возрождения (9). Кроме того, когда люди принимали ложные доктрины или оскорбляли Духа каким-то другим образом, Эдвардс заметил, что работа Бога стихала (10). Таким образом, хотя никакие средства не могли произвести возрождение,  неучастие в них могло бы уменьшить вероятность возрождения или ослабить его продолжение (10).
 
Взгляды Джонатана Эдвардса на то, как судить о возрождении
 
Эдвардс также тщательно рассмотрел, как распознать, действительно ли возрождение было от Духа Божия, или это на самом деле работа человека или сатаны. В своих знаменитых лекциях "Признаки работы Духа Божьего"  Эдвардс подробно обсудил этот вопрос (11). Он перечислил девять признаков, которые нельзя было использовать для проверки:
1. Дух действует необычайным образом (до тех пор, пока это все еще находится в пределах Писания); 
2. Работа Духа оказывает чрезвычайное воздействие на тела людей;
3. Она вызывает много разговоров о религии;
4. Она оказывает большое влияние на воображение людей;
5. Она продолжается из-за примера других или посредством использования средств благодати;
6. Участники виноваты в большой неосторожности и нарушениях в  поведении;
7. С предполагаемым действием благодати смешивается работа сатаны;
8. Кто-то, считающийся причастным благодати, позже отпадает;
9. Работе способствует проповедь закона и ужасов ада.
По факту Эдвардс признал, что все это верно в той или иной мере применительно ко всему Пробуждению. Но это не доказывает, что оно не от Бога, ибо Писание не дает оснований на использование таких признаков, и на самом деле все эти вещи верны лишь в какой-то степени или имеют место во все времена (12).
 Как тогда можно судить, действительно ли работа совершается Духом? Эдвардс использовал признаки, перечисленные в 1 Иоан. 4, где апостол обсуждает этот вопрос. Из этой главы Эдвардс заявил, что работа Духа Божия:
1. Взращивает почитание Иисуса Христа и уважение к Нему;
2.  Действует против интереса сатаны и его царства, особенно созидая святость;
3. Улучшает отношение людей к Писанию;
4. Порождает в людях любовь к истине и проницательность;
5. Производит любовь к Богу и человеку. 
Эдвардс подтвердил, что "когда это необычайное влияние проявляется в умах людей, если оно действительно есть, мы находимся в безопасности и знаем, что это работа Бога, каковы бы ни были другие обстоятельства, независимо от того, какие инструменты используются, и какие бы методы ни применялись для его продвижения. Независимо от того, что мы понимаем, ее производит всевластный Бог, суды Которого велики, и Он производит эту работу, каково бы ни было ее воздействие на человеческие тела" (13). 
Испытание истинного возрождения, а значит, и пробуждения не дается через внешние результаты, заметные физически или через какие-либо внешние изменения личности и ее привычек. В «Возрождении религии в Нортгемптоне» в 1740-1742 годах Эдвардс заявил, что "доброе состояние людей основном не оценивается какой-либо точной последовательностью шагов или опыта, с которого должно начаться обращение, но мы должны судить по Духу, Который дышит, где хочет, и по результатам, проявившимся в душе во время Его работы и остающимся потом" (14). Короче говоря, испытание истинного возрождения в личности и истинного пробуждения в корпоративном организме, не оказывает никакого внешнего воздействия на тело, но производит истинное изменение в образе жизни и поведения, новое стремление к Богу и Его путям. Там, где это очевидно некоторое время, работает Дух Божий, а там, где это отсутствует, действует что угодно, но не Дух.
 
Взгляд Эдвардса на рост христианина
 
Взгляд Эдвардса на рост в христианской жизни не менее сбалансирован. Он подчеркивал и мысль, и опыт. В своей проповеди "Христианское знание" он подчеркивал потребность как в важнейшем для нас знании для ума, так и в постижении его сердцем. Эдвардс писал: "Есть два вида знания о Божественных вещах, а именно, спекулятивное и практическое или, в других отношениях, естественное и духовное. Первое остается только в голове; никаких других способностей, кроме ума, оно не затрагивает... Последнее лежит не совсем в голове, и касается не спекулятивных идей, но в нем заинтересовано сердце, и прежде всего оно состоит в разуме сердца... Ни одно из них не может быть выведено из другого, но предполагается, что мы будем искать первое ради последнего. Последнее, как духовное и практическое знание Божественного, имеет наибольшее значение; спекулятивное знание об этом, без духовного знания, напрасно и нецелесообразно, ибо лишь увеличивает наше осуждение. Однако спекулятивные знания также имеют бесконечное значение в этом отношении, ибо без них мы не можем иметь духовного или практического знания" (15).
Для Эдвардса как сердце, так и голова  первостепенны в христианской вере! Хотя это кажется противоречием, это не так, поскольку они первостепенны в разном смысле. Голова первична, потому что она есть ворота к сердцу. Нет никакого способа понять, каковы на самом деле наши религиозные привязанности, кроме как пропустив их через голову. Истинные чувства исходят из сердца, но невозможно их получить или сформировать прямо в сердце; они должны пройти через ум. Это имеет в виду Эдвардс, когда он говорит, что «спекулятивное знание также имеет бесконечное значение в этом отношении, что без него мы не можем иметь никакого духовного или практического знания» (16). Тем не менее, сердце является основным, потому что оно является целью в наших знаниях. Если знание сводится к голове и не доходит до нашего сердца, это бесполезно. Вот почему Эдвардс говорит, что «спекулятивное знание этого, без духовного знания, напрасно и не имеет никакого смысла, но лишь усиливает наше осуждение" (17). Истинное духовное знание Христа возникает не из головы, а из сердца. Даже сатана обладает рациональным знанием Бога, но оно для него бесполезно, ибо он не любит это знание, но боится его (Иак.2.19).
Как редко это чувство равновесия в современной церкви! Слишком часто голова и сердце сталкиваются друг с другом, и христианам предлагается выбирать ортодоксию или опыт - как будто они являются взаимоисключающими. В Эдвардсе мы видим, как ум и сердце лобызаются, а богословие и опыт встречаются перед престолом Божьим. Марк Нолл заметил, что "благочестие Эдвардса развивалось в ривайвелистской традиции, в то время как его богословие оставалось в академическом кальвинизме" (18). Обратите внимание, что они больше не соединялись. Одна группа восприняла акцент Эдвардса на личное благочестие и опыт, а другая - его упор на ортодоксальные богословские размышления. Тем не менее, разделение двух нитей оказалось катастрофическим для церкви, поскольку голод на опыт помимо здравого богословия породил поздний ривайвелизм (19), а погоня за богословием помимо глубокого стремления к опыту в конечном итоге привела к холодному формализму, а тот в свою очередь во многих местах - к дрейфу от самой ортодоксии. Таким образом, Нолл верно сожалеет о том, что «исчезновение перспективы Эдвардса в американской христианской истории было трагедией" (20).
 

Вывод
 
На этих страницах вы, надеюсь, поняли, почему я считаю, как важно для современных церквей «заново открыть» Джонатана Эдвардса. В эпоху, когда многие говорят о стремлении к личному и корпоративному возрождению и пробуждению, важно понять, как действует Дух Божий, как оценить Его работу в человеке или группе и как духовно растет и поддерживается христианин. Эдвардс - отличное руководство во всех этих областях. Это не означает, что такое повторное открытие будет без  трудностей. Эдвардса не всегда легко читать, как из-за его стиля письма, так и глубины его мысли. И все же сокровище, которое будет раскрыто, стоит усилий. Если современная церковь, и особенно ее лидеры, откроют для себя произведения Эдвардса, мы, несомненно, укрепимся в нашем хождении, и наше видение Бога значительно расширится. Если истина и равновесие, найденные в этих работах, будут изучены и применены, возможно, Бог в Своей благодати сойдет к нам и посетит наследников Эдвардса  другим большим пробуждением.
 
1 Наиболее емкая информация - John Piper, God’s Passion for His Glory: Living the Vision of Jonathan Edwards (Wheaton: Crossway, 1998), 49-75, and John Gerstner, The Theology of Jonathan Edwards (taped audio series distributed by the Institute for Theological Studies), (Grand Rapids: Outreach, Inc.), Lectures 1 and 2.
2 Jonathan Edwards, The Works of Jonathan Edwards, 2 vols. (Peabody: Hendrickson, 1998; reprint of 1834 Hickman edition originally published in Great Britain), 1:lxiv
3 Все проповеди - The Works of Jonathan Edwards, 2 vols. The sermon I have entitled “God Makes Men Sensible of their Guilt” is listed as Sermon II, and is found in 2:830-838.
4 Jonathan Edwards, Works, 2:108.
5 Jonathan Edwards, Works, 2:3.
6 Jonathan Edwards, Works, 2:51.
7 Jonathan Edwards, Works, 2:52.
8 Jonathan Edwards, “A Narrative of Surprising Conversions” in Jonathan Edwards on Revival (Carlisle, Pennsylvania: Banner of Truth, 1965), 12.
9 Jonathan Edwards on Revival, 11.
10 Jonathan Edwards on Revival, 70-71
11 Jonathan Edwards on Revival, 75-147.
12 По дискуссии Эдвардса на эти темы см. Jonathan Edwards on Revival, 89-108
13 Jonathan Edwards on Revival, 118.
14 Jonathan Edwards on Revival, 160
15 Jonathan Edwards, Works, 2:158.
16 Jonathan Edwards, Works, 2:158.
17 Jonathan Edwards, Works, 2:158
18 Quoted in John Piper, God’s Passion for His Glory, 20.
19 Прекрасный обзор упадка см. Iain Murray, Revival and Revivalism: The Making and Marring of American Evangelicalism 1750-1758 (Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1994). Отделившись от глубокой мысли Эдвардса, возрождение более поздних поколений в конечном итоге выродилось в эмоциональность, а в некоторых случаях прямо в ересь. В результате мы почти не видели массового пробуждения на американской земле почти 150 лет.
. 20 Quoted in John Piper, God’s Passion for His Glory, 20

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn