Взятие Зимнего дворца 25 октября 1917 года

Николай Павлов Юрьевский
        "В Зимнем перед сдачей". Григорий Чудновский, комиссар Преображенского резервного полка, газета Правда №114 от 26 октября 1917 года. 

         Около 6 часов вечера 25 октября 1917 года караул Преображенского полка  сообщил мне, будто юнкера строят на Зимней канавке баррикады я отправился в находящийся по соседству Павловский полк за подкреплением. Находящийся здесь юнкер Киселёв, делегат Ориенбаумской  школы, услыхав про новую юнкерскую баррикаду, заявил мне, что это недоразумение, ибо юнкера не желают драться со своими братьями.

        Во избежание печальных последствий он предложил мне тотчас же отправиться на площадь к юнкерам. Не доходя несколько шагов до караульной цепи, охранявшей дворец, я вместе с Киселёвым сошел с мотора и направился к передовым постам.

        Оказалось, однако, что на месте юнкеров (были сняты как ненадёжные) стояли ударники Пятигорского полка. Начальник караула потребовал чтобы мы шли с ним во дворец, заявив, что моей безопасности ничто не угрожает. В конце концов я вместе с юнкером Киселёвым оказался под стражей.               

        В это время "генерал – губернатор" Пальчинский говорил защитникам Зимнего дворца, что на стороне большевиков ничтожная кучка солдат различных частей войск и ни одна из последних целиком не восстала против Временного правительства, и они обязаны исполнить свой долг до конца. Но тут же посыпались возмущенные вопросы о причинах малочисленности гарнизона Зимнего дворца.

        Пальчинский лгал, уверяя что в Зимнем недостаточно места, увидев меня замахал руками: «Арестовать, арестовать!» и своей грубостью заставил меня сказать о необходимой вежливости. (Это не помешало ему три часа спустя, когда я был вынужден его арестовать, называть меня «товарищем Чудновским»).

        Юнкера потребовали незамедлительно меня освободить. Я был выведен прапорщиком Миллером из дворца через баррикаду, с которой солдаты неизвестной мне части вели перестрелку с нашими солдатами, матросами и красногвардейцами, занимающими прилегающие площади и улицы.

        Я перешел площадь и очутился у своих. Час спустя Зимний дворец покинули юнкера школы Северного флота, ориенбаумцы, михайловцы, ученики инженерного училища и казаки 14 полка, всего около тысячи человек. А спустя два часа Зимний дворец был в наших руках.



             "Рассказ офицера о защите Зимнего дворца". Газета Солдатский голос № 1 от 27 октября 1917 года.               
 
      Как только я узнал о происходящих событиях. Я счёл своим долгом явиться в Зимний дворец и предложить свои услуги Временному правительству. Было около 12 часов 25 октября 1917 года. Во дворце находилось довольно много воинских частей: три казачьих сотни, несколько школ прапорщиков, женский батальон, группа ударников и несколько мелких отрядов.

      Расставили караулы, но показались части войск большевиков и мы в виду малочисленности вернулись в Зимний дворец. Узнали о замене Полковникова Пальчинским, начальником охраны дворца был назначен полковник Ананьев. Это было между 5 и 6 часами вечера.

      Поступили сведения, что Зимний дворец со всех сторон обложен. По приказу какого то комиссара батарея Михайловского артиллерийского училища, не смотря на пререкания, увезла 4 орудия, оставив только 2.

      Наступила темнота и началась всем известная пальба холостыми снарядами крейсера «Авроры». Первыми обнаружили малодушие казаки, которые заявили, что не желают кровопролития и все три сотни покинули дворец. К 10 часам ушла большая часть школы прапорщиков Северного флота.

      Настроение всего гарнизона было таково, что никто не хотел кровопролития. К этому времени оказалось, что ввиду нашей малочисленности не везде были караулы и в Зимний дворец стали проникать небольшие группы красногвардейцев. Пока они были малочисленны, мы их разоружали.

      Однако их становилось всё больше, появились матросы и солдаты Павловского полка. Началось обратное разоружение, причём довольно мирным путём. Для переговоров в Зимний дворец прибыл комиссар Военно – революционного комитета Чудновский; но не смотря на его обещания, что во время переговоров никаких наступательных действий не будет, в Зимний дворец проникли большие массы красногвардейцев, матросов, Павловцев и других. Они не желали кровопролития. Нам пришлось сдаться.

      За всю осаду Зимнего дворца с нашей стороны были легко ранены три юнкера. Как мне передавали, имеется несколько раненых из женского батальона. Остальное вам известно – министры арестованы, юнкера и офицеры – разоружены.

               

Телефонограмма, междурайонному совещанию районных советов Петрограда:               

"2 часа 4 минуты был взят Зимний дворец. 6 человек убито – павловцев".               
               
                Комендант Зимнего дворца Чудновский.