Коровы Кавказа

Вера Козубская
   Из всей живности, что приходилось видеть на Кавказе, больше всего меня поражают коровы. Впрочем как и отношение к ним местного населения. Помнится ехали мы через Теберду и вдруг на перекрёстке нам преградило дорогу стадо коров. Что там твоя Индия! Не одна машина ни с какой стороны не только не посмела двинуться с места, но даже и не посигналила. Путь свой мы продолжили только после того как эти священные животные свернули в переулок.

   Да и как их не уважать! Если мы восторгаемся людьми покоряющими горные  вершины, то почему бы и в адрес кавказских коров не сказать в этом отношении несколько тёплых слов. Возвращаемся как-то с альпийских лугов в Абхазии и на узкой горной дороге догоняем стадо коров. Небольшое, где-то голов десять. Шли они самостоятельно, без пастуха. Откуда и куда непонятно, нигде рядом никакого селения.  Когда машина наша (за рулём абхазец) подъехала к ним, они тактично уступили нам дорогу, став в ряд прямо над обрывом.  Без всякой суеты и испуганного рёва.

  По дороге из Псебая в  Карачаево – Черкесию я запечатлела целое стадо, пасущееся на склоне горы. Пастуха не увидела. Самостоятельные. Но больше всего меня поразила бурёнушка в Кабардино - Балкарии. Едем по Черекскому ущелью , дорога идёт над обрывом, глубоко внизу бурлит река Черек. И вдруг за одним из поворотов  из ущелья, по тропе прямо перпендикулярной нашей дороге выползает корова. Именно выползает. Остановилась, пропустила наш автобус, проводив его совершенно равнодушным взглядом, и вылезла на дорогу. А невдалеке, прижавшись к скале стояла другая рогатая красавица.

   В одну из поездок я себя не совсем хорошо чувствовала, с возрастом поднакопилось энное количество болячек. Как могла соблюдала диету. И вот на одной из экскурсий в долину нарзанов в Карачаево-Черкесии вся наша небольшая группа набросилась на хычины, которыми с пылу с жару угощала (естественно за деньги) жена начальника кордона. Я у неё купила только айран.

 -А вы почему не едите хычины, очень вкусные? - Спросила она меня. И я назвала  ей свои проблемы.
- Ерунда, -сказала женщина, взяла у меня бутылку с только что набранным из источника нарзаном, налила полстакана, вторую половину наполнила айраном, размешала и подала мне.  –Пейте. Пейте, пейте, всё до конца. А теперь берите хычин и ешьте.

  Я так и сделала, правда хычин съела не весь, забоялась. Мы ещё некоторое время там были, бродили по горам и по долине, фотографировались. Никакой боли  в желудке я не чувствовала. Поблагодарила женщину и сказала, что так буду делать дома.

- Не получится. Айран не тот, да и нарзан в бутылках непонятно какой. А из источника будет полезным только до вечера.
 -И в самом деле айран у вас с нашим не сравнить. В чём дело? – спросила я.
- Всё очень просто. Дело в коровах. Посмотрите, какую они чистую воду пьют, какую траву едят, каким воздухом дышат  в горах. Такое и молоко дают. В этом молоке вся сила наших трав. Вот потому и у айрана вкус другой. И пользы от него больше – с удовольствием ответила женщина на мой вопрос.

После этого я на этих альпинисток стала смотреть ещё с большим уважением. Подлечили. А ещё крепко задумалась о том, что мы люди сделали со своей планетой Земля. А потом ещё и удивляемся, почему у нас то тут болит, то там.