Виртуалы. Теория зла. Августин

Матфевна
Глава 6. Кто дергает нас за ниточки? Августин

Августин (354–430) отчаянно желал знать правду. Будучи христианином, он искренне верил в Бога. Однако его вера не давала ответов на многие важные вопросы
 Матфевна читала и не верила своим глазам. Августин в те далёкие времена уже задавал своему мозгу её вопросы
М – Василий, знакомься, блаженный Августин, позднее причисленный католической церковью к лику святых, по праву считается одним из величайших философов-теологов.
В – Слышал… Это он занимался так называемой проблемой существования зла?
М – Да, не понимал, как так получилось, что всемогущий Бог допустил существование зла в созданном им мире? Предложенный Августином ответ и по сей день популярен среди верующих.
В – Вот досье коротенькое: Августин родился в городе Тагаст, в Нумидии (северная часть современного Туниса и Алжира), которая в те времена была частью Римской империи. Его настоящее имя Августин Аврелиан, однако он больше известен как Блаженный Августин, Августин Африканский (Августин Афр) или Августин Аврелий Иппонейский.
М - Мать Августина была христианкой, а отец – язычником. Молодость философа выдалась весьма бурной – одна из его многочисленных любовниц даже родила ему сына.
В - Но к тридцати годам он остепенился, принял христианство, а через некоторое время стал даже епископом города Гиппон. О том, насколько Августин был привержен мирским утехам, свидетельствует его знаменитая молитва: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, не сейчас!»
Авг. – Приветствую , добрые люди.
М – Здравствуй, коль не шутишь. Присаживайся к столу…
В – моего напитку откушай. Или святым и блаженным не положено?
Авг. – Да какой я святой… Это всё люди выдумали. Наливай… Так вот…
Ключевым моментом, склонившим меня к принятию христианской Веры стало моё знакомство с Посланием апостола Павла к Римлянам. В 387 в возрасте тридцати двух лет я принял крещение от руки Амвросия, тем самым присоединившись к религии своей матери.
М – Ты вроде как задумывался о проблеме зла.
Авг. - Любой, кто верит в существование всемогущего и всеблагого Бога, рано или поздно задумается о так называемой проблеме зла.
Представьте убийцу, который занес нож над очередной жертвой. Богу не составит труда предотвратить трагедию. Достаточно перетасовать расположение нейронов в голове убийцы, и тот откажется от своей затеи, или же стальное лезвие превратить в резиновое – и жертва будет спасена.
В -  И тем не менее убийца совершает злодеяние. Его не поразила молния, под его ногами не разверзлась земля, он вытер свой нож травой и положил в карман. Как же так?
Авг. – Вот и меня постоянно мучает этот вопрос.
И здесь самое время вспомнить о теодицее – в философии это оправдание Бога (термин теодицея был введен Готфридом Вильгельмом Лейбницем, несколько веков спустя после смерти Августина, но сама доктрина появилась много раньше). А оправдание таково: если Бог является источником всего в мире, то и зло тоже происходит от Бога…
М -  тогда получается, что Бог, в каком-то смысле, желает, чтобы зло в мире существовало?
Авг. - В молодости я не задавался этим вопросом, так как разделял убеждения манихеев. Манихейство – это религиозное учение, которое возникло в Персии (на территории современного Ирана). В отличие от христианства, оно не является монотеистичным.
В – Это те, которые не верят в единого всемогущего Бога?
Авг -  И полагают, что в мире идет бесконечная война между силами добра и зла, в которой ни одна из сторон не способна одержать окончательную победу.
М - Иными словами, Бог и дьявол сражаются за контроль над миром. Иногда побеждают силы добра и света, иногда – силы зла и тьмы.
Авг -  Именно этим и объясняется, почему случаются трагические события.
Манихеи полагали, что источником добра в человеке является его душа, а источником зла – тело, которое совращает нас с пути истинного, позволяя запретным желаниям брать верх.
В – Ты, пишут, с годами разочаровался в манихействе.
Авг. – Не понимал, почему Бог не может раз и навсегда одержать победу над силами зла? Ведь добро и лучше, и сильнее зла, правда? Христиане соглашались с манихеями в том, что зло существует, однако для христиан, в отличие от манихеев, могущество зла не может превзойти силу самого Бога.
М - Но если Бог всемогущ, как верил ты и верят другие христиане, то возникает необходимость объяснить сам факт наличия зла в мире. Почему Бог позволяет злу существовать? Почему все-таки в мире так много зла?
Авг - Я долго ломал голову над этой проблемой и в итоге пришел к следующему: все дело в свободе воли – способности людей выбирать, как им поступать.
В –  Аргументация  так и называется: «защита свободы воли». Это и есть теодицея, то есть попытка оправдать Бога, объяснить, почему Он допускает существование зла.
М - Бог наделил каждого из нас свободной волей. Мы можем, например, выбрать – читать дальше эту книгу или нет. Никто нас силой не заставляет – это  только наш выбор.
Авг -  Свободная воля дает нам возможность соблюдать положенные заповеди и среди них главнейшую – «возлюбить ближнего своего как самого себя». Но в то же время свобода воли допускает, что мы вместо добра можем выбрать и зло.
В - Вслед за Платоном ты полагал, что люди должны держать свои эмоции под контролем, ведь мы, в отличие от животных, наделены интеллектом, а интеллект следует использовать по назначению.
Авг - По моему мнению, отчасти в существовании зла повинны Адам и Ева. Когда Адам и Ева вкусили плод дерева познания, они открыли для греха дверь в наш мир.  М - Этот грех, также известный как первородный грех, оказал влияние не только на их жизнь, но и на жизнь всех людей. Первородный грех передается последующему поколению через половой акт.
В - Таким образом получается, что каждый ребенок несет на себе следы этого греха. Первородный грех в каждом из нас делает нас более склонными к греху вообще.
Авг. - Боэций, один из наиболее популярных средневековых авторов, также верил в Бога. Однако его смущала другая проблема в отношении свободы воли, а именно: как мы можем быть по-настоящему свободны в своем выборе, если Господь заранее знает, что мы выберем?
С этими словами Августин исчез, оставив стариков в размышлении и грехе…
В – В кого верить-то ?
М – Верь в себя, в победу добра и меньше пей свою наливку. Завтра новый гость пожалует.
В – Кстати, Годы жизни Августина Блаженного после принятия им христианства считаются образцом христианского служения.
В православии Августин Аврелий признан блаженным, в католицизме — святым и Учителем Церкви.
М – Кроме того литературное и богословское наследие Августина Блаженного велико. Оно включает как минимум 224 письма, около 500 проповедей, дохристианские и христианские произведения.
В – А вот ещё что о нём пишут: «Важным моментом в философии Августина Блаженного является идея возможности выведения бытия Бога как абсолютного из самодостоверности человеческого мышления. Августин Блаженный конституирует идею изначально сотворенных Богом “потенций”, в “надлежащее время” обретающих статус действительного бытия, т.е. “семенных логосов” как своего рода оплодотворяющих смыслов. Такой подход предвосхищает современную философию.» 
М – Ну и что ты понял из всего, что вычитал?
В -  Я понял только, что «потенцию» сотворил Бог.

Хорошо жить … и удивляться…