Для чего церковные правила?

Аркадий Костерин
   

   Некоторые люди считают, что церковные правила придуманы для того, чтобы осложнять жизнь верующих. – Это же не догматы, для чего их нужно строго исполнять? Ну, к примеру, для чего каждый день непременно читать молитвенные правила? – Намного проще прочитать некоторые, самые важные молитвы, зато искренне!
   Для чего обязательно читать молитвы на малопонятном церковнославянском языке, который давно уже устарел? – Давно бы пора перевести богослужение на русский язык, облегчить восприятие! Вон, кочетковцы же перевели, а уж они ревностные христиане!
    Для чего женщинам нужно ходить в церковь в платьях и с покрытой головой? А мужчинам – почему нельзя ходить в шортах? – Покрытая голова – это, вообще, Ветхозаветное правило. А мужчины, в том числе и первые христиане долго ходили в одеждах, которые мы сейчас назвали бы женскими. – Всё это условности!
   Для чего перед причастием долго «вычитывать» Каноны и Последование ко Святому Причащению? Для чего каждый раз нужно исповедаться? – Наверное, достаточно просто придти к Причастию «натощак» и вспомнить с покаянием несколько своих самых крупных грехов – как сказал однажды один игумен на радио «Град Петров».
   Вон Греция – православная страна, а там ведь перед причастием не исповедуются. И в церквях все сидят – так намного удобнее внимать богослужению! Да и гуманно, по отношению к немощным и старым!
 – Для чего нужны все эти формальные правила, которые только мешают людям приходить к Богу! – Жизнь и так сложна, и без этих правил!

   Так для чего все эти церковные правила? – Ведь и ребёнку ясно, что всё это относительно и всё сложилось исторически. Раз когда-то так сложилось, то почему сейчас нельзя поменять? В соответствии с современным обычаем жизни и привычным восприятием? – Об этом часто говорят, в основном, интеллигентные люди.

   Попробую ответить на все эти вопросы в общих чертах, по сути.
   – Во-первых, правила в церкви нужны для единообразия. Конечно, церковь – это, в первую очередь, духовная общность. Но каждая духовная общность проявляется в образе жизни, в поступках, то есть в каких-то формах.
    И если Церковь – это древняя общность с прочными духовными заповедями, то и формы, в которых она выражается, неизбежно будут выглядеть как традиционные, может быть, по отношению к моде – в чём-то архаичные. Это не должно смущать верующих, напротив, это призвано укреплять их в вере.
  – Сами подумайте, была бы наша Церковь прочна, если бы формы богослужения менялись каждые 20 лет, и если бы богослужение послушно следовало бы моде века сего? – Очевидно, что нет!

   Если бы каноны и молитвы перевести на современный язык – разве не затронуло бы это их глубинное содержание? И всё равно этот перевод быстро устарел бы, вместе с языком. Ведь даже Пушкинские переложения молитв кажутся нам сейчас архаичными. – И что же, придётся нам обновлять молитвы каждые 50 лет? – Чтобы они были понятнее современникам? – Так мы можем далеко уйти от оригинала! – Не лучше разве – просто изучать и беречь церковнославянский язык, который является «золотой кладовой» всех славянских языков и который объединяет множество православных конфессий?

   Что же касается долгого чтения трудных правил, обязательной исповеди, платьев и поведения в церкви, то это ведь не просто формальные предписания! – В них заключён глубокий духовный смысл. – Все эти правила, конечно, относительны. Но, исполняя их, мы проявляем уважение к Богу, к Церкви и к окружающим прихожанам. – Придя к Великому Царю, мы исполняем требования, существующие в Его Доме! В этом проявляется Страх Божий, наше благоговение и любовь к Спасителю.

   Конечно, церковные обычаи исполняются по силам и возможностям верующих, применительно к их немощам и стеснённым обстоятельствам. Правила – это не какой-то обязательный талмуд, мы знаем, что Бог любит нас и примет грешных детей своих, в любом виде, только бы мы захотели спастись. Но, тем более, мы должны стремиться, искренне проявить своё уважение и благоговение, исполняя не такие уж и трудные церковные обычаи! И не искушать ближних своих. – Не зря же сказал апостол Павел:  Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. (Коринфянам 8 гл.)



Ноябрь 2019