На 1 ноября
Давным-давно в этот день древние славяне отмечали день Дворового. В его должностные обязанности входила забота о дворе хозяина. В этот день, в качестве благодарности за хороший труд хозяева несли в конюшню кашу с мёдом и кусок ржаного хлеба.
«ДВОРОВОЙ»
Динамика: подвижная
Количество игроков: 5 и более
Место игры: площадка 8 на 4 метра и более.
Реквизит: две большие ложки и лакомства, умещающиеся на ложке: мандаринки, конфеты, сливы, пряник, сушки-малютки и т.п.
Подготовка к игре: Дворового выбирают по считалке:
«Бегал по двору щенок. Видит - пирога кусок,
Под крыльцо залез и съел, задремал и засопел.
А вот мы не будем спать, Всем нам хочется играть»
http://lubimiedeti.ru/detskie-schitalki-schitalochki/»
На одной из дальних сторон площадки ставим столик (или коробку) с лакомствами. На противоположной стороне ставим стул. Дворовой с двумя ложками в руках садится на стул.
Игроки делятся на две команды. Команды становятся в колонну. Одна справа, другая слева от Дворового.
Описание: Первые из каждой команды подходят к Дворовому. Тот выдаёт им по ложке и громко произносит: - «Кто не работает, тот не ест!»
После этого первый игрок из каждой колонны делает прыжок в направлении стула с лакомствами. Второй игрок подбегает к нему, забирает у него ложку и делает еще прыжок. А тот, у кого забрали ложку, бежит и становится в конце своей колонны. Затем третий подбегает, забирает ложку и делает прыжок.
Тот, кто первым допрыгнет до столика с лакомством, берёт и кладёт угощение на ложку и бегом бежит к Дворовому.
На стул кладут новое лакомство и игра начинается снова. Побеждает команда, набравшая большее количество вкусняшек.
Правила: Команды делятся честно – чтобы были приблизительно равными по возрасту и физической подготовке.
Прыгать надо точно с места приземления предыдущего игрока. Играют до тех пор, пока корзина с угощением не опустеет.
Дворовой может диктовать способы прыжков: на двух ногах, на одной (левой или правой), боком, спиной…
Подсчётом «урожая» занимается Дворовой.
На 2 ноября
В этот осенний день в красивой Карелии празднуют старинный национальный праздник – «Полохало» (переводится как пугало-день). Происхождение этого ужастика связано с тем, что полевые работы окончены, урожай собран, припасы на зиму подготовлены. Наступила пора, когда женщины принимались за прядение и ткачество.
И на улицах было ещё грязно, темнело рано, поэтому чтобы дети лишний раз не выходили без надобности из избы, то придумали ужастика - Кегра. Кто-то из взрослых нарядившись как ужастик, ходил по домам, стучал в окно и пугал детишек. Послушных, не балованных, помогающим родителям детей он не трогал. А так как Кегри любил кашу и блины и уважал умеющих прясть, то девочки угощали страшилу или показывали ему моток пряжи. Мы же его назовём букой.
«БУКА»
(По сценарию игры туркменских ребятишек «Зацепиться за хвост»
Динамика: подвижная
Количество игроков: 6 и более
Место игры: площадка размерами 6 на 6 метров и более.
Реквизит: мел, стул, предметы для маскировки пугала под ужастик, клубок из вязаной шапки или шарфика.
Подготовка к игре: На игровой площадке рисуем по возможности больший круг. Это деревня. В середину ставим стул. Выбираем ведущего по считалке:
«Серый кот блинов напёк,
Сковородку уронил,
Черту ногу повредил»
Ведущего вместе наряжаем как можно страшнее и смешнее (надеваем куртку наоборот, коробочку на голову и т.п.) Ряженный садится на стул, делая вид спящего. Остальные расходятся по игровой зоне. У одного из них в руках клубок.
Описание: Дети берутся за руки и ходят по кругу и, сужая круг, поют:
«Раз, два, три, четыре, пять Букой вздумали пугать.
Три, четыре, пять и шесть, Вы не верьте, что он есть.
Пять и шесть, а дальше семь, Буки, братцы, нет совсем».
Приблизившись к спящему Буке, каждый старается дотронуться до него.
*Как только Бука почувствовал прикосновение, он вскакивает с криком: «Кто сказал, что меня нет?!»
Игроки разбегаются, а Бука старается осалить одного из них. Пойманный становится Букой, и игра продолжается.
Вариант: Тот, кого догнал Бука, может спастись. Если клубок у него, то бука бежит за другими. Если осалил игрока без клубка, то все замирают на месте. Тот, у кого клубок бросает его осаленному. Если сумел поймать, то Бука гонится за другим игроком.
Правила: Бука ловит только в пределах игровой площадки.
на 3 ноября
Панама – День провозглашения независимости.
«Панама» переводится как «место, где много рыбы». А вот головной убор панама стал известным во время строительства Панамского канала.
«ЧЕРЕПАШЬЕ ГНЕЗДО»
по сценарию игры «Йыкке – калдале»)
Динамика: средней подвижности
Количество игроков: 2 и более
Место игры: свободная площадка с размерами 3 на 3 метра и более.
Реквизит: мелок.
Подготовка к игре: Выбираем ведущего по считалке:
«Вот Америка, смотри. Юг и север. Два и три.
Северная, Южная, В мире очень нужная.» (из: https://www.stranamam.ru )
В середине площадки рисуем круг диаметром в 1,5 метра. Круг делим на 4 равные части. На каждой отмечаем Сев. Америка, Южная Америка, Тихий океан, Атлантический океан (как на флаге панамы).
Ведущий становится за кругом в стороне. Остальные становятся по кругу.
Описание: Ведущий громко объявляет куда прыгать первому в очереди:
- В Северную Америку!
Или - В Тихий океан! Южную Америку! В Атлантический океан!
Игроки, по очереди должны точно прыгнуть на названную территорию. Кто ошибется, выходит из игры. И, проскакав на одной ноге по кругу, становится в конец ряда.
Выигрывает игрок, не допустивший ни одной ошибки. Он становится новым ведущим.
Правила: Ведущий может, подавая команды, выполнять обманные движения. Например, отдав команду «В Тихий океан!» рукой указать на Атлантический.
Из игры выбывает и тот, кто наступит на черту
на 4 ноября
В России выходной – вся страна отмечает День народного единства.
1581 год — в этот день легендарный Ермак разбивает сибирского хана Кучума и вступает в его столицу Искер.
1612 год — в этот день воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских интервентов. В ополчении были весь народ вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
1920 года — в этот день была образована Республика Удмуртия со столицей Ижевск. В республике праздник, а у нас хороший повод поиграть в удмуртские горелки.
«ГОРЕЛКИ»
(по сценарию игры удмуртских детей)
Динамика: подвижная
Количество игроков: 7 и более
Место игры: площадка с размерами 8 на 5 и более метров.
Реквизит: флажок (в идеале российский) или платок.
Подготовка к игре: Выбираем ведущего по считалке:
«За морями, за горами, За дремучими лесами
На пригорке — теремок, На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдет, Тот замок и отомкнёт».
Ведущий с флагом становится в середине дальней стороны площадки.
Остальные делятся по парам. Пары, взявшись за руки, становятся вереницей в шаге друг за другом. Между водящим и первой парой в веренице 7 и более метров.
Описание: Ведущий громко произносит: - «Самый главный ваш девиз - получить победный приз!».
Задняя пара тут же размыкает руки, и оба мчатся к ведущему. Один с правой, другой с левой стороны. Их цель – первым взять флаг у ведущего.
Взявший платок становится ведущим, а его команде засчитывается балл. Тот, кто не успел схватить флаг, образует с ведущим пару. Они становятся в начале шеренги.
Если оба бежавших возьмутся за платок одновременно, то он остается у ведущего. Прибежавшие снова берутся за руки и становятся впереди шеренги.
Потом по сигналу ведущего с конца вереницы к флагу бежит другая пара и т. д. Строй играющих постепенно перемещается к ведущему.
Побеждает команда, которая на пути к терему больше число раз владела флагом.
Правила: Пара размыкает руки и начинает бег сразу же после слова «…приз!»
Водящий флаг отдает без сопротивления. Соперникам вырывать флаг друг у друга нельзя. Мешать бегущим запрещено.
На 5 ноября
День военного разведчика
В начале 19-го века в царской России был создан первый разведывательный орган - «Экспедиция секретных дел при военном министерстве». Затем, в СССР его назвали Главное разведывательное управление – ГРУ.
И сейчас военная разведка ГРУ - это «глаза и уши» вооруженных сил, основное средство получения информации для защиты национальных интересов России».
Сегодня обязательно нужно сделать уроки на завтра. Потому что в старину была такая необычная народная примета: – «Если отрок в этот день удумает долги в учебное заведение готовить, то не будет ему 50 лет доброй жены».
«ДОН»
ДОН – дело оперативного наблюдения (из языка разведки
Динамика: малоподвижная
Количество игроков: 5 и более
Место игры: площадка размерами от 3 на 3 метра.
Реквизит:
Подготовка к игре: Выбираем первого разведчика по считалке:
«Мы набрали в рот воды и сказали всем - замри,
А кто первый отомрет, Тот получит шишку в лоб!».
Разведчик покидает комнату. Остальные садятся по кругу и назначают «шпиона». Шпион для разминки делает простые движения, например, хлопает в ладоши, *щелкает пальцем, чешет нос, мотает головой, трясет кулаками в воздухе и т.д. Остальные игроки повторяют, как можно быстрее и точнее движения шпиона.
Описание: Затем разведчика возвращаем. Он становится в центр круга и всех оглядывает. Шпион незаметно начинает передавать сигналы. Задача же разведчика обнаружить, кто же это подаёт сигналы. Это нелегко. Ведь шпион, пока на него смотрит разведчик не делает новых движений, а продолжает повторять предыдущее.
Когда шпион обнаружен, он становится разведчиком и выходит из комнаты. Играющие назначают нового шпиона.
Правила: Нельзя подсказывать, намекать. Каждый игрок должен побывать в роли и шпиона, и разведчика.
На 06 ноября
В старину, когда не было электричества, а люди верили в сказки, в этот день начинались девичьи посиделки. На эти посиделки строго допускались только неженатые и незамужние. Девицы-красавицы под песни пряли, вязали, шили, вышивали. И при этом помогали друг другу, чтобы поскорее управиться с маминым заданием и поскорее устроить с деревенскими парнями вечеринку с играми, танцами, частушками, загадыванием загадок, играми. Вот и мы поиграем в одну из таких старинных русских игр.
«ДЕДУШКА-РОЖОК»
Динамика: подвижная
Количество игроков: 4 и более
Место игры: площадка
Реквизит: мел, мяч.
Подготовка к игре: В середине площадки рисуем домик дедушки-рожка. На дальних противоположных сторонах игровой зоны рисуем избы соседей.
Выбираем водящего – дедушку рожка по считалке:
«У меня небольшая семья: Дедушка, бабушка, я,
Мать и отец. Вот и считалке конец»
Водящий идёт в свой дом в середине игровой зоны.
Остальные игроки, разделившись поровну, идут в свои избы.
Описание: Дедушка-рожок из своего дома спрашивает:
— Кто меня боится, кто мне пригодится?
— Тебя мы не боимся и теперь повеселимся!
После чего перебегают из своего дома в соседский через игровое поле. При этом поддразнивают дедушку:
— Дедушка-рожок на печи дыру прожег!
Дедушка гонится за ними. Кого осалит, того ведет в свой дом.
Но соседи могут выручить пойманного: пока дедушка-рожок гонится за кем-либо, один из не осаленных подбегает к дому дедушки и дотрагивается рукой до пленника. После чего тот считается вырученным и подключается к игре. и
Когда дедушка всех игроков переловит, тогда он уступит свое место тому, кого поймал первым или последним.
Правила: Дедушка ловит и тех, кто пробует освободить пленного.
Вариант, если играющих много: пойманные игроки становятся его активными помощниками.