Жажда вещной жизни

Лена Дарина
Есть пожилые люди, чаще всего одинокие, которые превращают свой дом в филиал помойки: не выкидывают баночки, коробочки, мешочки, пакетики, обрезки ткани, ветхую одежду и обувь. А кое-кто даже приносит домой хлам, выброшенный другими. Чем вызвано такое странное поведение и можно ли от этого излечиться?

Все мы помним: помещик Степан Плюшкин, один из персонажей гоголевских «Мертвых душ», копил ненужные ему вещи и не позволял ими пользоваться. В христианстве подобное поведение называют мшелоимством и осуждают наравне с прочими пороками. А психологи называют это патологическим накопительством – одним из видов навязчивого поведения.
 
Вещи могут стать для невротичного человека «переходным (наполненным эмоциями) объектом», если в них вложено много любви, много воспоминаний. Например: «в этом пиджаке я когда-то пошел на первое свидание; это пальто мы купили с первой зарплаты; эту вазу, теперь уже с отбитым краешком, подарила мать на новоселье». Вещи наделяются новым смыслом.
 
Многие дети долго берегут свою первую игрушку, потому что она стала для них «переходным объектом» - помогла «оторваться» от матери, при этом на игрушку была перенесена часть любви и привязанности, адресованные матери. Объективно все эти бережно хранимые предметы уже давно перестали быть ценными. Но для владельца они – своего рода музейные экспонаты.

С другой стороны, очень часто такие люди надеются, что эти их старые вещи, уже не нужные им самим, могут еще кому-то пригодиться, кому-то послужат. То есть их жизнь, их цели и ценности, воплощенные в этих вещах, кому-то еще будут нужны. Что их – цели и ценности - можно передать по наследству. Это уже символ некоего бессмертия. «Если я выбрасываю свои вещи, то я выбрасываю частичку своего прошлого».
 
Есть и объективные причины накопительства. В прошлые века миллионы россиян страдали от голода и бедности. Это отразилось на нашем менталитете: нам трудно выкинуть вещи, особенно еду. И чаще такое происходит с представителями старшего поколения.
 
Вещи нынешней молодежи редко становятся эмоционально насыщенными, современное потребление – другое. Вся индустрия рекламы направлена на «вечный шопинг». Ведь от покупательского спроса зависит развитие производства. Шопинг становится смыслом жизни. «Если я не выкину, то как займу себя новыми покупками; а если не буду покупать новое, зачем зарабатывать деньги, а если не нужно зарабатывать так много, то зачем эта нелюбимая работа? И тут возникают вопросы смысла жизни, и «религия шопинга» начинает разваливаться.

Возьмем, к примеру, технические новинки. Многие люди в погоне за ними с легкостью выбрасывают «морально устаревшие», но далеко не выработавшие свой ресурс гаджеты.
Французский философ Жан Бодрияр считал, что сейчас в новые модели специально закладывается ломкость или ограниченность срока службы, чтобы люди скорее купили новую модель (для этого в мобильных телефонах довольно быстро истекает ресурс батарейки). И так – во всем. Новые модели автомобилей, одежды, обуви, телевизоров все менее и менее долговечные. И делается это сознательно.

Такой ход «эволюции» был предсказан еще в 30-е годы двадцатого века. В романе-утопии Олдоса Хаксли «О дивный, новый мир» действует правило: «чем старое чинить, лучше новое купить». Новый мир, впрочем, у Хаксли совсем не «дивен»: стандартизованный образ жизни «общества потребления», где индивидуальность не востребована, а потому подавляется.

Экологи тоже бьют тревогу: технический прогресс истощает ресурсы планеты, а мусора современное человечество производит столько, что Земля уже не в состоянии его «переваривать».

Итак, с плюшкиными и шопоголиками мы более-менее разобрались. А что же движет людьми, которые приносят домой вещи с помойки?

Обычно этим занимаются люди с невысоким достатком. И если человек подбирает, скажем, детский велосипед, который нужно лишь немного подремонтировать, то в этом нет патологии. Давайте определимся: если малообеспеченный человек берет на помойке пригодную для использования вещь, которая ему нужна, то никаких нарушений в психике у него нет.

Ну, а если он уже десять таких велосипедов насобирал, хотя у него и детей-то нет? Если человек регулярно приносит с помойки чайники с отбитыми носиками, книги, которые никогда не будет читать, упаковку от купленных кем-то часов, духов, конфет…

- А вы знаете, почему некоторые бабушки держат дома по 15 кошек, подбирая их на улице? Потому что проецируют на них свою собственную «несчастную часть». То есть себя - брошенную, никому не нужную, - объясняет психолог Олег Нечаев, - Бабушка не осознает, но в этой кошечке она видит именно себя.

Допустим, у пожилого человека нет эмоционального контакта со взрослым сыном, дочерью или внуками, или просто этот человек одинок, а потому ощущает себя «выброшенным на помойку». Неважно, кошку он «спасает» или «красивую коробочку». На самом деле этот человек спасает самого себя. Это он сам «выброшен жизнью на помойку». Что-то не удалось, не сложилось. И вот он «спасает» эти вещи от «смерти», как бы дает им вторую жизнь. То есть опять-таки неосознанно мечтает о бессмертии.

Еще одно объяснение, по словам Нечаева, может быть связано с пустотой. Вот как у Плюшкина. После смерти жены и отъезда повзрослевших детей его жизнь стала эмоционально пустой. В такой ситуации невротичные люди начинают заполнять эмоциональную пустоту материальными объектами, которые, будучи им где-то найдены и подобраны, все-таки обрастают «эмоциями». Кроме того, у «плюшкиных» обычно есть фантазии, что все эти вещи могут когда-нибудь пригодиться. Вот эту баночку можно будет потом использовать под соль, а в эту коробочку положить иголки. И редко кто-либо действительно осознает, что он смертен, и его жизни не хватит на то, чтобы использовать все эти коробочки.

Но ведь не все становятся плюшкиными! К группе риска можно отнести людей с определенными чертами характера – они и в молодости были бережливы, не очень общительны, склонны покупать вещи впрок. С возрастом эти особенности могут гипертрофироваться, принимая уродливые формы. Порой синдром патологического накопительства может проявиться после эмоциональной травмы или как реакции на тяжелую утрату.

Помочь родственнику преодолеть страсть к накопительству – это длительный и кропотливый труд, в запущенных случаях требуется помощь психологов (иногда помочь может только гипноз). Разъяснительная работа с «плюшкиными» должна быть неагрессивной. Психологи советуют не выбрасывать вещи скопидома без его ведома и согласия (это может вызвать у него вспышки ярости и сильный стресс).

Если же «плюшкин» - вы сами, то напомните себе, что в любой религии, в любом духовном движении культ вещей осуждается. Потому что, творя из вещей кумира, человек привязывает себя к неживым объектам. И это не способствует его духовному и психологическому развитию. Вещи у «скопидомов» (и у коллекционеров) наделяются религиозным смыслом и становятся некоторым культом. Удивительным образом мшелоимство в этой точке – культа вещей – пересекается с шопоголизмом (страстью к ненужным покупкам).

Так что же делать? Выбрасывать или нет? В прежние времена вещи передавали из поколения в поколение, они становились своего рода историей семьи. Да и сейчас в музеях хранят личные вещи исторических личностей, а на аукционах распродают одежду нынешних знаменитостей.

- Если человек слишком легко выбрасывает хорошие вещи, это тоже определенная патология, - считает психолог, - Причем это тоже проявление пустоты и бездуховности жизни человека, не насыщенной эмоционально. Во всем важен принцип золотой середины. Нужно относиться к вещам бережливо, но не делать из них культа. Регулярно устраивайте у себя дома инвентаризацию, трезво оценивайте, что вам может реально понадобиться, а что нет. Хорошие, но не нужные именно вам вещи отдайте людям, менее вас обеспечены.