Кто видел в море корабли... Полным ходом на Восток

Вадим Осипов 2
       Но этот «санаторий» в районе Новой Земли закончился для нас, когда почти все ледоколы Мурманского морского пароходства получили приказ срочно отправиться в восточный сектор Арктики, где резко ухудшилась ледовая обстановка. Как вспоминал впоследствии один из очевидцев тех событий, капитан атомного ледокола «Арктика» Анатолий Алексеевич Ламехов: «лето 1983 года выдалось аномально теплым, и вдоль северного побережья образовалась широкая полоса чистой воды, куда устремились, выполняя задачи Северного завоза, шесть караванов судов. Но подули северные ветра, началась подвижка льдов, и «мышеловка» захлопнулась. В ледовом плену оказалось 57 судов».
       Надо сказать, что во время описываемых событий атомный ледокол «Арктика» носил имя «Леонид Брежнев». История с переименованием ледокола началась почти сразу же после смерти великого ГенСека (генерального секретаря) КПСС Леонида Ильича Брежнева. 22 ноября 1982 года было опубликовано Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР N 1010 "Об увековечении памяти Леонида Ильича Брежнева". В нём сообщалось, что  Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР постановляют:
       Переименовать город Набережные Челны в город Брежнев; …
       Присвоить имя Л.И. Брежнева:
       Оскольскому электрометаллургическому комбинату;
       производственному объединению "Южный машиностроительный завод";
       Новороссийскому цементному комбинату; …
       атомному ледоколу "Арктика" (!) …

       Когда я принял радиограмму с текстом Постановления, то мы с начальником радиостанции восприняли её, как издевательство! Это же надо такое придумать: краса и гордость Советского ледокольного флота, супер современный атомоход, в одиночку покоривший Северный полюс, флагман новой серии атомных ледоколов будет носить имя «мелкого политического деятеля времён Аллы Пугачёвой» (так называли Л.И. Брежнева в одном из анекдотов того времени). Что, нельзя новый корабль какой-нибудь назвать в честь Брежнева? Зачем переименовывать? Вопрос оставался без ответа. Начальник радиостанции, размышляя над этим событием, рассуждал вслух: «Представляешь, Вадька, сейчас мужики в Арктике, болтаясь в подвесной люльке за бортом ледокола, матерясь и отплёвываясь на морозе, замазывают слово «Арктика» и пишут «Леонид Брежнев». Но это всё ерунда! Ведь по всем документам Регистра СССР нет такого атомного ледокола «Леонид Брежнев». Это означает, что сейчас атомоход находится в море незаконно. А заменить всю документацию судна? На это требуется немалое время! Получается, что нет теперь такого ледокола, который Северный полюс покорил! Зачем надо было такой огород городить? Не понимаю!»
         Видимо, эти вопросы возникли не только у нас. На следующий день пришла другая радиограмма. В ней сообщалось, что в связи с допущенной технической неточностью, переименование ледокола «Арктика» в «Леонид Брежнев» отменяется вплоть до особого распоряжения. Мы представили себе, как  сейчас мужики в Арктике, болтаясь в подвесной люльке за бортом ледокола, матерясь и отплёвываясь на морозе, замазывают название «Леонид Брежнев» и снова пишут слово «Арктика». Возможно, экипаж атомохода всё же последовал старинной флотской мудрости «не спеши выполнять, авось отменят», и всё это переименование в обе стороны отразилось лишь на бумаге, а не на борту судна.
          Вероятно, когда «Арктика» вернулась в Мурманск, тогда-то и наступило время для особого распоряжения, и мы в третий раз приняли радиограмму о переименовании ледокола «Арктика» в «Леонид Брежнев». Маразм крепчал, несправедливость восторжествовала! Слава КПСС! Миру – мир! Пятилетку – досрочно! Аминь!

           Мы полным ходом шли на Восток. В точке сбора ледоколов Мурманского морского пароходства нас уже поджидал «Ленин» - первый атомный ледокол, построенный в Советском Союзе. Наконец-то я увидел его вблизи! До этого он ассоциировался у меня лишь с изображениями на печатных плакатах, почтовых марках и на экране телевизора. И вот, я вижу его перед собой! «Корабль мирного атома» - так называли тогда атомоход «Ленин». До спуска на воду «Арктики», он был самым мощным атомным ледоколом в мире! Мы, как могли, продвигались вперёд, ожидая подхода «Арктики», которая к тому времени стала «Леонидом Брежневым». На момент получения приказа следовать на выручку судам, попавшим в тяжёлое положение, «Брежнев» находился в доке Мурманской базы атомного флота, с разобранными машинами и без гребных винтов. За неделю непрерывной героической работы коллектив ремонтников ввёл ледокол в строй, и «Брежнев» полным ходом поспешил на выручку судам, попавшим в ледяной капкан. 
       Что такое мощь в 75000 лошадиных сил, мы увидели через несколько дней, когда «Брежнев» догнал нас среди бескрайних ледяных полей. Огромный корабль с чёрным корпусом и надстройкой тёмно-красного цвета шёл полным ходом через трёхметровый лёд, сметая все преграды на своём пути. Когда нос ледокола поднимался над ледяным полем, а его корпус проваливался вниз, разрывая сплошной лёд  со звуком пушечного залпа, огромные ледяные глыбы взлетали вверх до уровня ходового мостика ледокола! С такой мощью нам ничего не было страшно! Вскоре мы дошли до первых судов, затёртых льдами. Началась работа по их освобождению из ледяного плена.

         Ледовая обстановка в районе была очень тяжёлой. В некоторых случаях, для судов она была смертельно опасной. Вот, что писал Петр Осичанский в своей книге "Спасите нас на суше":
       «В Восточном секторе Арктики работали почти все ледоколы Мурманского и Дальневосточного пароходств, атомные ледоколы, суда с усиленным ледовым классом. И все же аварийные ситуации возникали то с одним, то с другим судном. Чуть было не погиб теплоход «Коля Мяготин», получив множественные повреждения корпуса судна, и его не без труда удалось вывести сначала на чистую воду, затем отбуксировать в бухту Провидения для устранения ледовых повреждений.

Меньше повезло однотипному с «Колей Мяготиным» теплоходу «Нина Сагайдак».  3-го октября «Нина Сагайдак» под командованием капитана В. Соловьева в компании танкеров «Каменск-Уральский» и «Уренгой» следовала по назначению под проводкой сначала ледокола «Ленинград», затем ледокола «Капитан Сорокин». До косы Двух Пилотов плавание проходило спокойно. Но вскоре суда получили штормовое предупреждение – усиление северо-западного ветра до 15-20 метров. При таком прогнозе следовало ожидать серьезной подвижки льдов и сжатия со всеми сопутствующими им «прелестями». Вскоре суда действительно были обложены тяжелыми льдами и стали дрейфовать на восток вдоль кромки припая. Они оказались в «ледяной реке» – так называют стремительный дрейф льда различной формы и возраста под воздействием штормовых ветров вдоль берегов, в проливах, узкостях, у мысов и островов».
         О том, что происходило дальше, рассказал д.т.н., профессор, заведующий лабораторией ледокольной техники ЦНИИМФ Л.Г.Цой в своей статье "Арктика непредсказуема всегда": «Теплоход «Нина Сагайдак» погиб 9 октября 1983 г. в проливе Лонга. В начале октября судно шло в составе каравана под проводкой ледоколов «Ленинград» и «Капитан Сорокин». Из-за сплочения льда вследствие усиления северо-западного ветра судно было зажато крупнобитым старым дрейфующим льдом. Винт и руль заклинило. При подвижке льда руль произвольно перекладывало с борта на борт на 90 градусов. В результате были обломаны ограничители баллера руля. Ледоколы подойти к судну не могли из-за подвижки льда и общего дрейфа массива на юго-восток с нажимом льда на судно, навалившегося кормой на прочный припай. (Похожая ситуация в своё время произошла с «Челюскиным», что также стало причиной гибели судна). Между судами каравана образовалась подушка спрессованного льда. Теплоход «Каменск-Уральский», который в неуправляемом состоянии носило в дрейфе, кормой навалило на левый борт «Нины Сагайдак». Крен судна «Нина Сагайдак» достигал 13 градусов. Положение осложнилось, когда на теплоход «Каменск-Уральский» боком навалило танкер «Уренгой». Некоторое время все три судна дрейфовали вместе. Торошение льда достигало такого уровня, что льды поднимались выше фальшборта. 8 октября на «Нине Сагайдак» произошла деформация набора левого борта от носовой переборки в корму на 15 шпаций на уровне скулового пояса наружной обшивки, которая была нарушена сразу в 6 местах - образовались трещины вдоль набора. Основная причина разрушения корпуса этого судна – дрейф после потери хода вдоль прочного ледяного барьера с сильным навалом на него других судов. К правому борту подошло поле многолетнего льда, что усилило сжатие. В районе 35-37 шпангоутов произошёл разрыв обшивки с деформацией шпангоутов внутрь и в корму. Механизмы стали разрушаться и заваливаться внутрь машинного отделения. (Эти суда не имеют двойного борта в районе машинного отделения). Произошёл разрыв трубопроводов систем орошения, осушения, масляного, воздушного. Оборван кабель, питающий электродвигатели насосов. Судно осталось без водоотливных средств. В машинное отделение стала поступать вода. Крен достиг 30 градусов на правый борт. Палуба вошла в воду, и судно затонуло. Экипаж до трагедии покинул судно и вертолётом был доставлен на ледокол».