Даты памятные. Даты светлые

Валерий Павлович Гаврилов
                К памятной дате 7 ноября.
                К светлой дате 8 ноября.


      1917 год. Февральская революция. Самодержавие свергнуто. Власть в руках прогрессивно мыслящих буржуа. Но они не удержали власть, ибо не способны были, да и перессорились. Большевики подхватили власть и путем неимоверных усилий и жертв, спасли  страну от распада. И создали Союз ССР. Это факт. Без политики.
 
      1991 год. Вот и не стало великой страны. Была, и нетути больше! Какие бы аргументы кто и почему не приводил  – не стало страны!  И баста. Все остальное – словоблудие! Развалился Союз. Никакой политики. Просто факт. Как в  анекдоте про Чебурашку:

- Мы строили, строили, и, наконец, построили!
-УРА!...

- Саид, поджигай!

   А мы с женой моей в тот год создали новый Союз. Семью новую. Поженились, значит. Или вышли замуж. Смотря с чьей стороны смотреть. Трудные были годы. Но мы были молоды и оптимистичны. Просто хотелось жить. Молодость, она и в моменты отчаяния всех спасает своим оптимизмом. У молодости выхода другого нет, кроме как, быть оптимистичной. Иначе, зачем на свет появились?

   Пережили мы зиму, побаловались летним теплом, вот уж и осень в дверь стучится! Осень год кормит! Картошку пора вынимать да складировать! Родители жены моей подсобное хозяйство держали. Курочки, козочка, поросеночек. Животинки картошку любят! Да и для самих картошка - это базовый продукт. Особенно, если с сальцой ее намять! Картошки много сажали. И возле дома в поселке. И в деревеньке соток пятьдесят.

     Посадить картошку – если артелью, это  быстро  хорошо и весело! Вырастить – трудно, но необходимо! А потом задача – успешно выкопать. Чтобы дождь не пошел, что бы с лошадкой договориться… Ну, с конюхом, то есть. Да потом собранный урожай подсушить, рассортировать и в подвал в засеки загрузить. Много труда и волнений. Но труд он и облагораживает, и окрыляет, и кормит. Только мышцы и спина потом болят. Особенно у непривыкших городских.  И у отвыкших, бывших деревенских.  У нас, например.
    Помню, копали тогда картошку. Нас четверо своих, да помощники были из местных деревенских – баба  Дуня, в возрасте уже приличном и Вовка, сын ее, разведенный мужик.. Деревня Троши, что под Красногородском, к тому времени была уже почти умершая. Но с прежнего времени здесь даже асфальтированная дорога проходит! Водокачка была. Автолавка ходила. Снабжала население.
    Живописная деревенька. На высоком холме. Отсюда вся округа, как на ладони!  Когда-то здесь кипела жизнь. А сейчас один Вовка остался, да иногда дачники приезжают из Питера и Москвы.  Дачники с местными корнями. Вовка называет себя Президентом Трошей и не поленился на макушку высокого дерева российский Триколор повесить. Чтобы издалека было видно – здесь русским духом пахнет!
   
   Ну да ладно о грустном. Трудно это – картошку копать! Намаялись, настроение стремиться к нулю. Одна радость – на бабу Дуню глядеть! Старенькая, сухонькая, а работает так, что молодым за нею не поспеть. Стоит в борозде, поклонившись земельке-матушке, а спину прямой держит!  Много раз наблюдал эту манеру пожилых колхозниц – спину ровной держать. Ровная спина после работы не заболит! Если привычка есть, конечно. Закваска колхозная!
   А у нас с женой нет привычки. Точнее, успели отвыкнуть. Вот мы уже и устали, и спина не разгибается. И уже роптать начинаем…А баба Дуня видит, что молодежь капризничает, так стала  шуточки отпускать. Веселые да неприличные. Баба Дуня на язык остра.  А потом вдруг разогнулась, подбоченилась лихо, да как запоет:

Юбка бела, юбка бела!
Юбка бела, як мука.
А с под юбки чорна кукла
Завлякаить мужука!

Мы прыснули, а потом и на полную катушку 
расхохотались. И силы вдруг откуда-то взялись. Помогла частушка дореволюционная. Или оптимизм бабы Дуни.
Одолели поле картофельное. А потом в старом деревянном доме сели за большой стол всей бригадой,  да как навернули окрошки на квасу  со свежей отварной картошечкой! А Вовка с бабой Дуней и по стопочке приняли.
   Да, в старые времена так было – выкопал картошку – считай, все дела переделал! К  зиме готов!

   Вот праздник Революции отметим, а там и зима. Новый, обязательно более счастливый год!

    А 7 ноября страна с размахом отмечала. С демонстрацией, с парадом, с единением трудящихся. С уверенностью в завтрашнем дне. С двумя выходными днями! Седьмое и восьмое!
    На демонстрацию целыми трудовыми коллективами шли. С одной стороны - добровольно – принудительно, а с другой стороны - весело. Единение! Оно и понятно – главный политический праздник страны!
     Иногда  юморные ситуации случались. Помню, группа наших студентов изготовила самодельный транспарант. Как положено – с деревянным древком. И пошли ребята со своим транспарантом параллельно с колонной, но  по тротуару. А на транспаранте был призыв к трудящимся:

- В “Гусли” !!!

“Гусли” – так назывался в те времена популярный во Пскове пивной бар. Там, среди завсегдатаев, можно было встретить и рабочих, и творческую и техническую интеллигенцию. Ну и студентов тоже. Вот ребята и шествовали с этим транспарантом в любимое заведение. Праздник же! До трибун не дошли – поворот на улицу Гоголя, к “Гуслям”, был раньше, не доходя до трибун. Дежурящие милиционеры ухмылялись в пышные усы и не препятствовали волеизъявлению будущих трудящихся. Кстати, почему-то в те времена у милиционеров были в моде усы. Пышные усы.
   
    Но страна распалась. Праздник отменяли, отменяли, да и отменили. День переименовали. Зачем? Ведь что было, то было. Пусть не праздник. Но событие - то было мирового масштаба! Памятная дата! Не за горами, а в нашей стране. И эти шараханья ни к чему хорошему не приводят. Во всяком случае, к единению – точно не приведут!  Единение бывает только тогда, когда услышаны все. И когда уроки впрок идут.  Но с уроками у нас совсем плохо.

                Причины Правды не открыты,
                Ее уроки позабыты….


    Но сейчас не об этом. 7 ноября – день Революции. Памятная дата.  А 8 ноября – светлый день календаря. С днем рождения, моя любимая! Славен наш Союз! Семья наша.
    
                Ноябрь 2019.

Фото мое. Тех времен. Начало 90-х. Все были живы и здоровы. Во-о-н в том домике мы окрошку да картошку наворачивали. Так, что за ушами пищало!