Ближний круг Елены Легостевой

Зоя Командирова
У тренера-преподавателя березниковской спортивной школы олимпийского резерва «Темп» Елены Ивановны Легостевой юбилей. О возрасте женщины не говорят. Поэтому пусть это будет секретом. Она закончила Пермский государственный педагогический институт. Обладатель звания «Отличник народного просвещения». Сегодня у нас в редакции собрались ее воспитанницы из разных по годам рождения баскетбольных команд. Это Яна Зебзеева, Наталья Масленикова и Ирина Долгополова. Чтобы поговорить о заслугах этого удивительного тренера, открыть для себя что-то новое. В Елене Легостевой и, может быть, даже в себе.
– Верные впечатления о человеке складываются в первые дни знакомства с ним. Как правило. Вот Елена Ивановна. Какой вы ее увидели?
Наталья: Как мальчишка. Короткая стрижка. Подтянутая. В кроссовках, в олимпийке. И в юбке.
Яна: Энергия неуемная. Громкий голос. Глаза с прищуром. Пронизывают.
Ирина: Помню, впервые услышала, как она сказала нам: «Говорите правду». Спокойно, но твердо. Чувствовалась сталь в голосе. 
– Ну, и как? Верно все?
Наталья: Конечно.
– Убедились.
Ирина: Да. (смеются)
– А себя можете вспомнить? До баскетбола. Вам тогда лет по семь было.
Наталья: Обыкновенная. Рукоделием увлекалась.
Яна: Аморфная девочка, безынициативная, послушная.
Ирина: Из династии легкоатлетов. Авторитет родителей огромный. Но уже со своим мнением.
– Как в баскетбол к Елене Ивановне попали?
Наталья: Из любопытства. И за компанию с подружкой.
Яна: Ноги длинные были. Меня позвали, я и пришла.   
Ирина: Родители видели во мне свое продолжение в легкой атлетике. Но, позанимавшись баскетболом у Елены Ивановны, я поняла, что хочу добиваться результатов не в одиночку, как у бегунов, а вместе. Сообща. Елена Ивановна меня поддержала. Может, видела во мне задатки командного игрока.
– Тренировочный процесс как у вас проходил?
Наталья: Две тренировки в день. Утром и вечером. Это обязательно. С сентября по май. «Нужно стараться, иначе не будет результата». Елена Ивановна так нам говорила.   
Яна: Вспомнила свою первую тренировку. Дали мне мяч. Я кидала, кидала и все никак не могла в кольцо попасть. Всю тренировку кидала. Елена Ивановна краем глаза наблюдает, что-то говорит подбадривающее. И вот последний решающий бросок. Кричу. Елена Ивановна! Я попала! Молодец, говорит. Так держать!
– У остальных что не получалось?
Наталья: Меня Елена Ивановна научила быстро думать во время игры. Долго я маялась.
Ирина: А меня точно попадать мячом в корзину при штрафном броске. Я никак не могла для этого быстро восстановить дыхание. На бегу же все время. В прыжке.
– Летом тренер тоже не давал вам продыху?
Яна: Щадила. Немножко. Но на месяц в лагерь «Темп» вместе с ней – даже не обсуждалось.
Ирина: А еще мы летом жили у Елены Ивановны в Орле. Две недели. Там у нее дом. Играли в баскетбол. Бегали кроссы. Плавали в Каме под дождем. Выносливость нашу тренировала.
Наталья: Помню, в Кишинев нас отправила. В трудовой лагерь. Нашла там команду для спарринга. И мы с ней рубились. Еще работали. Урожай собирали. Трудом сплачивала.
– Еще способы как вас объединить у нее были? Важные, на ваш взгляд.
Ирина: Однажды, одна наша девочка заболела, ее положили в больницу. Мы эту информацию как-то мимо ушей пропустили. А Елена Ивановна, заметив это, промолчала. На другой день, глядя нам в глаза. Ну, что? Навестили? Нет, говорим. И нам вдруг так стыдно стало! Пошли навещать.
 – Елена Ивановна выкраивала время из своего плотного графика, чтобы знакомить вас со звездами баскетбола?
Ирина: Конечно. На тренировках о них рассказывала. Во время поездок в другие города ходили на матчи, которые там проходили. Всероссийские, мировые.
Яна: У меня есть автограф Ульяны Семеновой (двукратная олимпийская чемпионка – прим.авт.)  Когда в Екатеринбург Елена Ивановна привезла нас на соревнования, я ее там встретила.
– Здорово. Ну! Давайте теперь о соревнованиях поговорим?
Наталья: Давайте.
- Перед игрой тренер как вас настраивал?
Ирина: Лукавила иногда. Встретились с Уфой. Сильная команда. Выходим и видим девушку ростом в два метра с лишним. У нас ступор. А с ней еще играть! Елена Ивановна невзначай бросила нам фразу, мол, девочка не очень. Была доля правды в ее словах. Этот устрашающий элемент мы быстро нейтрализовали.
– Так, вы на поле, а тренер ваш где?
Яна: На скамейке. Молчит. В напряжении.
Наталья: Не! Рядом с полем. Кричит! Подсказывает! Ругает!
Ирина: И периодически Елену Ивановну судьи предупреждают, что выведут из зала.
– Таймаут. 
Яна: Елена Ивановна подошла ко мне. Схватила за руку. И крепко ее сжала. Говорит мне что-то ледяным голосом. И уходит. А я со следами на руке молча возвращаюсь на площадку.
Наталья: Стиснув зубы. Да, так и было. Благодаря Елене Ивановне, мы полстраны объездили, не говоря об области. Занимали вторые места на всесоюзных соревнованиях, выходили в финалы. В Чайковском всегда в тройке призеров. У девчонок первый взрослый разряд, кандидаты. Баскетболисток из Березников знали многие.
– Победы могут вскружить голову. Как тренер с этим боролся?
Ирина: Рубила на корню. Из-за самоуверенности мы индивидуально начинали работать, а не командой. Когда на площадке нужно было быстро оценить ситуацию и дать другому игроку пас, я кидала мяч в корзину сама. А так нельзя. До сих пор помню, у нас шла игра, а провинившийся по этой же причине нападающий сидел на скамейке. Без него у нас почти не было шансов победить. Выиграли. Еле-еле.
– Тренировки, сборы, соревнования. Круглый год почти. И Елена Ивановна всегда с вами.
Наталья: Да. Как мама. Заботилась о нас.
Яна: Мы и были ее семьей. Сын Костик и мы.
Наталья: Помню, сама делала нам форму. В магазинах только белые футболки, дефицит же. Она их покупала, дома красила. В красный и в синий.
Ирина: Уроки проверяла между тренировками. Когда ездили на соревнования, все учебники и тетради тоже брали с собой. После игр на экскурсию по новому городу, в театр, в музей. Наш кругозор расширяла.
Яна: Вспомнила, как она нас после тренировок в бане парила. Сама! Двенадцать девчонок! 
– Крепкая женщина.
(Смех в редакции)
- Как ваша жизнь сложилась? Чем занимаетесь?
Яна: Патронажная служба «Доверие», социальная деятельность. Учредитель. 
Наталья: Мама двоих сыновей. Оба в Москве. У каждого любимое дело и баскетбол, конечно.   
Ирина: Бизнес-тренер, мама чудесной дочери. Она тоже баскетболистка. 
– Жизненный урок, который Елена Легостева вам дала. Можете назвать?
Наталья: Быть всегда на позитиве. Дисциплина. Я своим детям говорила: «Как меня Елена Ивановна учила, так и я буду вас учить». 
Яна: Открыто радоваться, наверное. Я закрытая была раньше. Елена Ивановна очень жизнерадостный человек. При встрече смеется. Обнимет всегда.
Ирина: Я думаю, трудности преодолевать. И уметь прощать, если кто-то не оправдал твоих надежд.
– Как связь поддерживаете?
Ирина: Созваниваемся. В Орел приезжаем.
Наталья: У нее там березы растут. На одной висит баночка. И Елена Ивановна всех, кто в гости к ней приезжает, угощает березовым соком.

"Городская газета", 05.11.2019