В день рождения

Саша Шульман
  На фото мой Дедушка Абрам.
 
  Когда мне исполнилось 10 лет, ещё  все были живы и здоровы, кто выжил после войны. Новых свадеб не намечалось и семьи были в полном составе.
 Круглая дата... Все родственники. Большой раздвижной стол, стулья и доска на двух табуретках.
 Все кушают, говорят тосты, вспоминают, смеются... Я - во главе стола. Рядом со мной- мой любимый дедушка Абраша. Рядом с ним- его жена, та самая, которая мне сказки из талмуда рассказывала...
 Дед. Фронтовик. Герой. За то, что вывел из окружения командира полка с бойцами.
 Знал немецкий язык и умел хорошо управлять автомобилем. Был ранен.
 Героя не дали ему.
 - Абраму героя? Дай красную...
 Дали. Это была третья красная... А это уже герой ВОВ.
 Дед по фронтовой привычке пропустит стопочку, закусит скупо. Он всегда скупо ел. А поев, сметёт все крошки на ладонь и в рот отправит... Цену хлебу в нашей семье знали не понаслышке. Да тогда все семьи такими были.
 И вот, после очередной соточки, Бабушка большим пальцем придавила верхнюю челюсть вправив ее на место, и говорит:
 - Абраша, не пей, а то мне будет плохо!
 - Ха-ха, да?
    Я вот сегодня в том же возрасте или даже старше. И только теперь могу перевести на русский язык.
Старики-то до войны русского языка не знали. Потому переведу на нам привычный:
 - Абрам, я очень переживаю, что тебе будет плохо...
 Вот такие были семьи. Если деду плохо, баба и вправду места себе не находила. Но когда дед чему-то радовался, то у бабушки был праздник!
Не было отдельных переживаний Была одна общая жизнь.