Мечтайте о светлом!

Элла Лякишева
                «МЕЧТАЙТЕ О СВЕТЛОМ!»,

                ИЛИ  ЕЩЁ ОДНА СВЕТЛАНА…

               Из цикла  ЖЗС (Жизнь Замечательных Современников)
   
    Не перестаю удивляться тому, как богата Россия   добрыми, умными людьми!

    Совсем недавно, друзья, я рассказала вам о Светлане Петровской, живущей на юге, в Адлере (см. интервью "О горах, одуванчиках и таланте"). http://proza.ru/2019/08/21/1307

   Теперь перенеситесь мысленно на Север ХМАО. Я предлагаю вам встречу с другой Светланой – северной, живущей в небольшом городке Белоярский. Надеюсь, что интервью с ней будет для вас не менее интересным.   

   Итак, Светлана Макарова.

    Окончив Тобольский пединститут,  она уже много лет работает  в городском  Дворце детского (юношеского) творчества педагогом дополнительного образования.  С    увлечением занимается с детьми: рисует, делает поделки,  разучивает песни, проводит игры, занимательные квесты.  Дети отвечают ей искренней любовью.
   
  Мой первый вопрос, естественно, об этом:

- Светлана Викторовна, есть люди, равнодушные к своей профессии, есть такие, что тяготятся ею. А вы?

- А я свою работу люблю! Что для меня детишки?  Это мои солнышки!  В отличие от взрослых, они искренни и чисты сердцем. Я обучаю,  но и сама учусь у них любить жизнь!

- Дети растут быстро, - улыбаюсь я. – Вот и эти вырастут и назовутся новым поколением. Лучше они или хуже предыдущих?

- Нельзя так ставить вопрос, - с укором отвечает моя собеседница. -  Они просто другие! Они мир воспринимают иначе.  Владеют гораздо бОльшим количеством информации, чем владели мы в их возрасте… Более раскованные, но иногда, правда, границ не видят, особенно подростки. Переоценивая себя, перестают уважать других…

- Знаю, что вы были комсомолкой.  Чем был Комсомол для молодёжи в советское время – благом или формальностью?  Чем запомнился именно вам?

     На лице Светланы появляется улыбка, и глаза теплеют.
- Комсомол – моя юность,  а это всегда благо! Запомнился он чувством ответственности и духом соревновательности. До хрипоты были споры на собраниях. Мы отчитывались, что сделали хорошего, что ещё можем сделать. Мне, наверное, повезло:  запомнился комсомольский задор и желание делать другим добро.

- Таким добром, я уверена, стала Ребячья республика, созданная в городе после развала пионерской организации, и вы активно участвовали в её работе.

- Детям в любом возрасте вредна анархия! Их надо  занять делом. В основу «Ребячки» легли  те же нравственные пионерские  идеи:  добрые дела, помощь людям, изучение родного края. Лидеров поощряли, например, незабываемой была поездка активистов  во Всероссийский  детский центр «Океан».

- Под Владивостоком?!  Через всю страну пришлось ехать!
- Да. Лагерь на берегу  Японского моря, в бухте  Емар. А сейчас отдых детей чаще платный.  Это, по-моему, не только обидно, но и преступно!

- Светлана Викторовна, вы  лучше меня знаете российскую современную школу. Как там положение?

- С каждым годом учиться детям труднее: программы перегружены. Домашние задания неподъёмно большие и включают множество  проектов, презентаций…  Дети, увы,  не любят школу, как любили её мы.

- А учителя?
- Об учителях и не говорю! Оскорбительно звучит, когда говорят, что их задача не воспитание и обучение, а оказание услуг населению. Только подумайте: словно приравняли учителей к продавцам, парикмахерам, дворникам… Загрузили до предела бумажной волокитой – на учеников  времени свободного нет.

- Светлана, я сердцем понимаю вас.  Остаётся надеяться, что всё же в ближайшем будущем изменится отношение властей к учительской профессии.

- Будем надеяться, - вздыхает моя собеседница, слушая следующий вопрос:

- Знаю, что, кроме обычных,  вы работаете с особенными детьми. Насколько с ними сложнее?
- Намного сложнее. Но для меня это, прежде всего, маленькие люди, к которым надо относиться особенно бережно.  Хочу отметить, что с их стороны видишь  гораздо бОльшую благодарность, чем от  обычных детишек.

-  А что, по-вашему, самое важное в жизни? Работа, признание, семья, карьера?
- Без сомнения – СЕМЬЯ! Раньше внушали нам, что работа важнее всего. Но нет, весь опыт жизни подсказывает: именно семья должна быть на первом месте!
   
- Вы, как и я, пересекли границу значимых в нашей жизни эпох.  Если сравнить советское время, которое так пафосно называли «социализм с человеческим лицом»,  и нынешнее, капиталистическое, то каковы их плюсы и минусы? Есть таковые?

-  Конечно, как и в каждой эпохе, есть!  Плюсы Советского Союза – уважение к нациям, единство народов, гордость за страну, патриотизм. Больше было людей, живших не ради собственного благополучия, но для страны. Минусы – дефицит товаров, железный занавес, ограничение выезда за рубеж…

- А сегодня?
- Огромный плюс – изобилие товаров. Даже у нас, на Севере, -  круглый год покупаем овощи и фрукты: выручают предприимчивые  торговцы из  Таджикистана, Узбекистана.  Налицо  и технический прогресс.  Но тут  есть огромный минус: увы, дети и взрослые с гаджетами в руках  порой превращаются в зомби и теряют здоровье. Была свидетелем, как в кафе семья (мама, папа, ребёнок) почти сорок минут вместо общения друг с другом сидели, уткнувшись в свои телефоны…

- Можешь ли ты назвать то, что мешает человеку быть счастливым в современной жизни?

- Несвобода! Нас загоняют в денежное рабство. Большинству  населения приходится жить, работая  ради зарплаты. Цены растут постоянно. Особенно трудно молодым, поэтому и работающие родители, и пенсионеры тратят зарплату и пенсии не на себя, а на то, чтобы дать образование детям и внукам.

- Знаю, что вы любите город, где живёте.  А за что?
-  Вся моя жизнь – в этом городке. Мне было  восемь лет, когда родители приехали на север.  Был крошечный посёлок в окружении болот, тайги, реки. Помню, выйдешь за дверь –  огромные сосны  шумят, кедры рядом. Белочка промелькнёт в ветвях. А под ногами – грибы так и манят. Среди деревьев –  деревянные избы, вагончики, так называемые балкИ  и даже  огромные бочки, приспособленные для жилья.
     Да-да, геологи и строители жили  и в бочках – кстати, там было теплее, чем в нашем вагончике, стены которого промерзали насквозь в пятидесятиградусные морозы.  Тогда только-только началось строительство компрессорных станций для  первого  газопровода «Надым-Пунга». Газ по нему транспортируется и сейчас не только в Россию, но и в Европу.

 - За это время посёлок, конечно, изменился?
- И намного! Он рос и преображался на моих глазах. Я была свидетелем того, как за одну человеческую жизнь на, казалось бы, пустом месте, на вечной мерзлоте можно построить прекрасный город. В городе три школы, Дворец Спорта, два общегородских бассейна, прекрасный Дворец культуры. Три библиотеки. Небольшой аэропорт и Речной порт. Информационный центр и своё телевидение. Как говорит наш мэр, "Нам есть чем гордиться!" В этом году отпраздновали 50-летие со дня рождения города Белоярского. Горжусь людьми, которые создали всё это. Среди них и мои родители.  Невольно вспоминаются пророческие строки Маяковского:
Я знаю -
               город
                будет,
я знаю -
                саду
                цвесть,
когда
                такие люди
в стране
                советской
                есть!

- Прекрасные строки! Но есть, наверное, города и лучше Белоярского?
- Лучше - есть, но роднее – нет!

- А как насчёт других стран?
- Я много ездила по России и за рубежом.  Каждая страна хороша по-своему. Болгария – цветущая, солнечная, радостная. Турция гостеприимная, улыбчивая. Израиль в бесплодной пустыне – страна традиций. А сколько труда здесь вложено! К каждому деревцу проведена капельная система водоснабжения.
- Святые места посетили?
- Мечтала туда попасть – и мечта сбылась!  Я прикоснулась к христианским святыням – это дорого моему сердцу!

- Вы верующая?
- Да!
- Что даёт человеку вера? Или религия?
- Это разные понятия. Можно не ходить в храм – и быть глубоко верующим. А вера даёт ощущение  руки Создателя, помогающего тебе.

- Извините, Светлана Викторовна, почему же Он не всем  верующим помогает?
-Значит, недостаточна вера  просящего.  В Библии сказано:  «По вере вашей дано вам будет». Но…  лучше, если мы не будем углубляться  в эти сложные вопросы.

- Согласна! Светлана, вы человек творческий.  А как к  вам приходит вдохновение?

    И вновь улыбка освещает милое лицо моей собеседницы:
- На крыльях любви... Или природы. Ведь природа даёт человеческой душе больше, чем искусство.  Наша северная природа - особенная, она скромна, но удивительно прекрасна. Обожаю белоярскую осень!

- Может, прочитаете любимые строки ваших стихов?
     Светлана Викторовна не кокетничает. Стихи льются  из глубины души:

- Осень, рыжая подружка,
Отчего же плачешь ты с утра?
Я люблю рябин твоих веснушки
И продрогшие от ветра вечера…

     Я слушаю стихотворение до конца и не могу не воскликнуть:
- Замечательные стихи! Светлана, а можно узнать, какие писатели оказали на вас  влияние?

-  Со школьных лет обожаю Льва Николаевича Толстого. Его роман «Война и мир» - гениальное произведение! Пристрастий не меняю. Помню, с каким волнением следила за судьбой Наташи, князя Андрея, Пьера, княжны Марьи.  К тому же, автор – мой земляк: я родилась в Тульской области, не раз была в Ясной Поляне. Мне близки взгляды писателя.
- А именно какие?

       Светлана Викторовна листает записную книжку.
- Извините, не помню наизусть его высказывания, но они всегда со мной, а смысл – в моём сердце. Вот! Ещё в школе  выписала  из «Эпилога» романа «Война и мир»:

- «… ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».  Тогда эта мысль не только поразила меня, но и стала как бы девизом. Я поняла, что честным и добрым людям НАДО объединяться! Вы не согласны со мной?

- И с вами, и со Львом Николаевичем – соглашаюсь, безусловно!

- А вот как мудро он сказал: «Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь одним и самим собою». Мне кажется, это должен учитывать каждый работающий с детьми. Отчего, как вы думаете,  зачастую возникает непонимание между учителем и учеником?

       Мы словно меняемся ролями. Теперь  отвечаю я:
- Потому что не все учителя, к сожалению,  понимают эту многоликость, изменчивость человеческой натуры.

 - Вот-вот! – подхватывает Светлана. – А можно ещё одну мудрую мысль процитирую? Она мне очень нравится!
- Ну, давай, - улыбаюсь.

- «Лучше знать немного истинно хорошего и нужного, чем очень много посредственного и ненужного». 
- Хорошая мысль! А ещё кого-нибудь из писателей назовёте?

- Только не удивляйтесь! Фёдор Достоевский.  «Преступление и наказание».
- Неужели вы в юности, в школе,  читали этот мрачный роман с удовольствием?
- Представьте – да!! Достоевский открыл для меня сложнейший мир человеческой души. Мир  сомнений, заблуждений  и… прозрений.

-  А из зарубежных?
-  Конан Дойль. Помню,  мы с подругой Инной, подражая Холмсу, ходили с лупой, разгадывая странные следы, писали друг другу, используя как шифр  пляшущих человечков.

- А сейчас?
- Увы, нет современных писателей, которые потрясли бы душу. Сейчас, по-моему,  литература деградирует. Если для школьной программы не нашли лучшего произведения, чем «Лолита» Набокова, – что уж говорить…

    Светлана Викторовна вздыхает с горечью, а я интересуюсь:
- Чего, по-вашему, на земле сейчас больше – добра или зла?

- К сожалению,  всё больше безнравственности и зла. Оно льётся и с экранов телевидения, с киноэкранов, о нём гласят и голосят СМИ.  Добро, конечно,  борется. Как сказал поэт Станислав Куняев, «добро должно быть с кулаками»,  то есть должно отстаивать свои принципы. Будем надеяться, что оно победит.

- Если честно, Светлана, то не все с этой сентенцией  согласятся, но… жизнь, конечно, сложна, и  однозначного ответа нет на такие вопросы. А каким вы видите будущее России?  Победим ли мы всемирное зло в облике США?

- Упаси Боже ставить клеймо на какой-либо стране! Это политики разделяют страны, чтобы удержать власть. А наш народ многострадальный, но стойкий. Верю, что он сохранит духовность, не потеряет сердца  милосердного. Но для этого нам ВСЕМ нужно не сидеть, охая и жалуясь, не злиться, ругая власти, но прикладывать свои собственные усилия. Только общими усилиями сохраним Россию.

- Древние утверждали, что Земля покоится на трёх китах. А какие  киты, по-вашему, лежат в основе  общечеловеческой духовности?

- Семья. Церковь. Школа.

   Вижу, что Светлана Викторовна устала от  долгой беседы. Задаю последний вопрос:
   - Какое пожелание вы могли бы дать людям, особенно молодым, вступающим в жизнь,  зная, что вас услышат все-все?

- Мечтайте о светлом. Будьте добрее, милосерднее, человечнее!

       Дополняю:
- Я ещё сказала бы: будьте стойкими в жестоком современном мире!

- Лишь бы ленивыми не выросли! – вздыхает моя собеседница.

      Мы пьём чай, настоянный на сибирских травах. Прощаемся.  Вечером я дописываю окончание к интервью.

    Есть люди, пришедшие в этот мир, чтобы совершить подвиг, сделать открытие, бороться за идеи или за деньги. Но есть другой тип людей, на первый взгляд, незаметных, вовсе не героических, но, между тем, без них, по словам Н.Некрасова,  «заглохла б нива жизни», ибо они призваны в этот мир, чтобы делать добро. Именно к таким людям относится и моя героиня – Светлана Макарова. Ей посвятила я стихи:

           С сердечным геном доброты
           Пришла ты в этот мир,
           Чтоб светом искренней любви
           Жизнь людям озарить.

Душевных не жалея сил, 
На зов торопишься любя,
О собственных делах забыв,
Людей жалеешь – не себя.

             С годами ноша  тяжелей.
             А годы всё спешат…
             Но лишь богаче и светлей
             Твоя становится душа.