Зарисовка - Сарра Кнут

Виктория Блиндер
               


Что только не хранят в памяти электронные поисковые системы. Они пытаются дать ответ на любой заданный им вопрос,  удовлетворяя наше любопытство и вечную тягу к знаниям. Иногда их ответы бывают самыми неожиданными.  Например на запрос «Сарра Кнут», появляется информация о …Ариадне Скрябиной, дочери композитора Александра Скрябина.
Когда-то ее нарекли Ариадной, словно надеясь, что появление на свет этой девочки, расставит всё на свои места – отношения композитора с женой, не соглашавшейся  разорвать узы брака , и  с матерью новорожденной, с которой он надеялся узаконить свои отношения. Имя Ариадна было выбрано не случайно,  оно было выбрано в надежде, что она принесёт в этот мир свою путеводную нить, как когда-то на Крите, дочь царя  Ариадна дала путеводную нить Тезею, убившего Минотавра, нить которая вывела его из Лабиринта и спасла от верной смерти. Однако в этот раз чуда не произошло. Скрябин так и не получил развод. Девочка была записана на фамилию матери – Татьяны Шлёцер, фактической жены композитора. Её младшие брат и сестра тоже будут записаны на эту же фамилию. Только после скоропостижной смерти Александра Скрябина, будет удовлетворенно его прошение об усыновление детей, которые получат разрешение из Канцелярии Его Императорского Величества носить фамилию  - Скрябин. Ариадне в то время было десять лет. С самого рождения жизнь девочки сопровождала путаница не только фамилии, но и национальности. Её мать, Татьяна Шлёцер, немка по национальности, не только была ярой антисемиткой, она сумела привить это и Скрябину. Есть историки, которые утверждают, что у самой Шлёцер были еврейские корни, которые она тщательно скрывала. Словно как    опровержение, в официальных документах указанно, что мать Татьяны Фёдоровны - Мария  Боти,   француженка (итальянка) из Брюсселя, а отец  потомок российско- немецкого  историка Августа Людвига фон Шлёцера.
Татьяна Шлёцер пережила мужа всего на 4 года. Ученица Смольного института благородных девиц, 14-ти летняя Ариадна Скрябина и её младшая сестра Марина остались сиротами.
Революция, смена власти, произвол на улицах, беззаконие и нежданная бедность стали чем-то вроде декораций её юности. Музыка отца, стихи Марины Цветаевой, ближайшей подруги Татьяны Шлёцер, желание стать композитором, поэтессой, актрисой. Поиски себя….
В 1922 году Ариадна навсегда покинула Россию и уехала в Париж, к брату матери Борису де Шлёцеру. Через 5 лет к ней приехала Марина.
В те годы именно в Париже сосредоточился весь цвет русской эмиграции: аристократы, политики, писатели, поэты, художники… В 1923 году она стала посещать кружок русских поэтов «Через». Ариадна жила богемной жизнью, в которой сочетались духовность и безденежье. Через год и несколько месяцев после переезда в Париж, в начале 1924 года была издана её единственная небольшая книжка с незатейливым названием «Стихи». Автор - Ариадна Орлицкая. Мнение критиков, которые писали об отсутствии собственного стиля и посредственности самих стихов, оказалось судьбоносным. Больше Ариадна не издала ни одной книги. Она всегда стремилась быть только первой и единственной.
 В течении последующих семи лет было два неудачных замужества и рождение двух дочерей. И  уже после этого периода, возобновление знакомства с еврейским поэтом из Кишинёва Довидом Кнутом  (Фиксман), с которым она  когда-то давно познакомилась в кружке «Союз  русских молодых поэтов». Почти в это же время один из  идеологов  сионизма  ревизионистского толка Зеев (Владимир ) Жаботинский создал в Париже центр своей  организации. Ариадна увлеклась сионизмом. Вернее сказать – она заболела иудаизмом и идеями сионизма. Её целью стало возрождение Израиля.
В  начале 1939 года Ариадна , Довид Кнут и их приятельница Ева Циринская сняли дом, первый этаж которого превратили в редакцию и  начали выпускать газету Affirmation («Утверждение»), в которой продвигали идеи сионизма, пробуждения национального духа у ассимилированных евреев. Газета, пропитанная духом возрождения ,  печаталась и распространялась. Её создание  было настолько высоко оценен Зеевом Жаботинским, что все  - Ариадна, Довид и Ева,  получили приглашение на XXI Сионистский конгресс, проходивший в Женеве. Они не были делегатами,  они были журналистами, допущенными на все заседания конгресса, который  отделила от начала Второй мировой войны всего одна неделя. Поскольку Довид Кнут был призван во французскую армию, газету Affirmation, пришлось закрыть. Это был сложный период. Приближение катастрофы и оккупации Франции  уже ощущалась даже в богемном Париже. Ева Циринская вместе с семьёй уехала в Палестину. Ариадна с детьми оставалась в городе. Служба Довида проходила в Париже, поэтому они сумели выкроить день. Их бракосочетание состоялось 30 марта 1940 года. В начале апреля, буквально через несколько дней Ариадна перешла в иудаизм. А 10 мая немецкие войска вторглись во Францию. Французская Армия была распушена. Довид вернулся домой.
Тулуза считалась свободной зоной и поэтому Кнуты оставили Париж и перебрались в Тулузу. Но и  там было небезопасно. В конце 1941 года Довид и Ариадна создали подпольную организацию «La Main Forte» (Сильная рука),  для борьбы с немцами. Кроме них в неё вошли ещё двое – Авраам Полонский и его жена Эжен. Всех четверых объединяли идеи сионизма, с которыми познакомил их Зеев Жаботинский  и которые они полностью разделяли. Основные задачи организации были:
1. спасение евреев от смертельной опасности, угрожающей им в оккупированной Франции;
2. борьба против нацистов;
3. построение еврейского государства в Палестине.
Постепенно к ним присоединялись евреи, готовые к борьбе и сопротивлению.
Первой подпольной группой «Сильная рука» руководила Сарра Кнут, в целях конспирации взявшая себе кличку – Режин (Регина).
Члены подполья добывали оружие и информацию, укрывали евреев, переправляли еврейских детей через границу.  Постепенно «Сильная рука» преобразовалась в Еврейскую Армию, которая проводила боевые операции. Первым руководителем Е.А. стал Довид Кнут.  В конце 1942 года стало известно от осведомителей, что немцы начали охотиться за Довидом Кнутом. Ариадна настояла на его отъезде. На посту руководителя Еврейской Армии его сменил Авраам Полонский.
К тому времени у Ариадны было уже трое детей две девочки и мальчик. И она была беременна четвёртым ребенком. Несмотря на это она решила остаться во Франции.
Ариадна продолжила руководить боевой группой в Тулузе. Через год после отъезда Довида, ей удалось переправить детей в безопасное место.
2 июля 1944 года она погибла на явочной квартире, попав в засаду. Это было за три недели до освобождения Тулузы.
Её мечты о том,  что её дети будут жить в Еврейском государстве, исполнились, но Ариадне не дано было это увидеть. Как не дано было ей увидеть провозглашение государства Израиль. Не дожил до провозглашения Израиля и Зеев Жаботинский, верной ученицей которого была  Ариадна.
Истинной оказалась фраза из Талмуда – «Нам положено трудиться, но не дано завершать труды наши».
Жизнь Ариадны Скрябиной это тема для романов. О ней написано множество статей, исторических исследований и художественных произведений. Их можно найти в поисковых сетях. Там же можно найти и её стихи.
Посмертно, за заслуги перед Францией,  Ариадна Скрябина была награждена
Военным крестом с Серебряной звездой и Медалью Сопротивления.
На доме в Тулузе, в котором погибла «Режин», установлена мемориальная доска и могильный камень с её именем на городском кладбище Терр-Кабат.
Удостоверение о её героизме от организации Бней Брит получили её потомки.
В Иерусалиме, в районе Писгат-Зеэв, есть променад имени Сарры Кнут.

P.S.
Ошибки, которые встречаются в статьях:
Ариадна Скрябина не была еврейкой по крови. Она прошла процесс перехода в иудаизм, и очень строго соблюдала религиозные обряды.
Ариадна Скрябина  Праведница мира  - звание Праведник мира евреям не присваивается. Сарра Кнут была гиерет, т. е., еврейка.
В Тулузе нет памятника Ариадне Скрябиной