Лезвие бритвы

Яна Абдеева
«Лезвие бритвы»: потенциальные возможности человека в фантастике

     Вы хотели бы жить вечно? А дышать под водой? А как насчет свободного парения в пространстве? Пе¬редачи мыслей на расстоянии? Не проблема! Все это ПОТЕНЦИАЛЬНО возможно, поскольку уже ЗАЛОЖЕНО в нас, ЗАПРОГРАММИРОВАНО, если хотите. Приветству¬ем вас на «Перекрестке Миров» - неленивых и любо¬пытных, пытливых и любознательных! Тех, кто же¬лает стать всем, чем возможно и, на первый взгляд, невозможно! «Поистине тот является победителем, кто победил себя».
Я. Абдеева, председатель КЛФ «Перекресток миров», Восточно-Казахстанская областная библиотека им. А. С. Пушкина, г.Усть-Каменогорск, http://klf.pushkinlibrary. kz

«Каждый человек должен относиться к себе,
как к произведению искусства».
 /Ф. М. Достоевский/

     Эти слова Федора Михайловича следует понимать так: «Человек - творец, он должен работать над со¬бой. Совершенствоваться». Об этом-то и пойдет речь далее. О совершенствовании и самосовершенствова¬нии Человека.
60-е годы XX века... Фантасты рисовали путешес¬твия на Луну и планеты, к звездам и отдаленнейшим галактикам. Они видели людей будущего хозяевами солнечной системы, покорителями межзвездных про¬сторов, властелинами необъятного мира, имя которо¬му - Вселенная.
Однако писатели, устремляясь мысленно далеко вперед, вели широкий поиск. Их увлекали не только удивительные перспективы физики и химии, открытие новых видов энер¬гии, разгадка тайн живой материи, возможности передел¬ки окружающего мира - и нас самих в том числе.
Фантасты пытались во всей полноте представить далекое будущее. Задача, выдвинутая еще в пред¬военные годы, теперь стала для фантастики задачей номер один. На первом месте стало изображение Че¬ловека грядущей эпохи, его психологии, характера, морали, всех сторон его жизни.
Внешний облик человека будущего - такой, каким его видят писатели-фантасты и ученые, - был рассмот¬рен на нашей предыдущей встрече («Книголюб», № 4, 2006). А что же касается его сущности, того, что побуждает человека совершенствоваться, реализуя свой потенциал, об этом мы поговорим сегодня.

«Физиология: неиспользованные резервы?»

«Если мы задали себе вопрос такого рода, значит, мы
не просто животные, а люди с мозгом,
в котором есть не просто сеченовские рефлексы
 и павловские слюни, а нечто другое, иное,
 совсем не похожее ни на рефлексы, ни на слюни...»
/К.Э. Циолковский «Теория космических эр» /

Тему потенциальных возможностей человеческого организма с полным основанием можно назвать одной из стародавних тем. Ведь еще в сказках повсеместно сталкиваешься то с бессмертием, то с искусством пе¬ревоплощения человека в животных, то с проявлением чудес, удесятеряющих возможности человеческих рук, ног, глаз... Именно этой проблеме посвящена одна из работ известного критика-фантастоведа А. Осипова.
Еще на ранней стадии осознания себя человек за¬метил недостатки своего организма и мечтал усовер¬шенствовать его (организма) свойства. А уж для фан¬тастики эта благодатная тема оказалась на редкость плодотворной! Ведь только за последние 100 лет со¬здано более 1000 романов и повестей (не говоря уже о рассказах), разносторонне освещающих эту тему.
     Что же подразумевается под «потенциальными возможностями человеческого организма»? Произ¬ведения, отталкивающиеся от идей приспособления (адаптации) человеческого организма к среде обитания, которая достаточно ограничена для нас как для биологического вида. Мы живем на суше. Но нас ок¬ружают океаны и моря, воздушное пространство - до них человек дотянулся только с помощью техники. «Однако техника не всегда совершенна, да и не дает она тех возможностей, которыми обладают в той или иной стихии «коренные» их обитатели - рыбы, пти¬цы... Вот почему фантастика заинтересовалась перс¬пективами приспособления человеческого организма к новой среде обитания», - отмечает А. Осипов.
     Александр Беляев в романе «Человек-амфибия» еще в 20-х годах прошлого столетия рассказал о чело¬веке, получившем возможность свободно обитать под водой. Другой отечественный фантаст Сергей Павлов 40 лет спустя написал повесть «Акванавты», в которой люди-рыбы уже не являются диковинкой (как у Беляева), а заняты повседневной работой в подводной стихии.
     Японский писатель Кобо Абэ в романе «Четвер¬тый ледниковый период» описывает целую цивили¬зацию рыбо-людей, вынужденных обитать под водой, правда, не по своей воле...
     Что же касается умения летать, то здесь речь идет не о том, чтобы научиться полету у птиц, а о свобод¬ном парении в пространстве без помощи крыльев, а лишь посредством одного желания полететь... Тут проблема куда сложнее, чем в экспериментах с под¬водной адаптацией, для которой и в реальной жизни уже найдены вполне научные методы.
     Романтик Александр Грин подарил своему герою в романе «Блистающий мир» способность летать в минуты наиболее высокого накала чувств и желаний.
        А. Беляев в «Ариэле» рассказывает о юноше, ко¬торому удалось летать, научившись управлению сила¬ми, таящимися в атомах тела...
        Не менее привлекательна и тема Бессмертия, кото¬рая волнует любого человека, а уж фантастов и по¬давно! Каких только рецептов ни встретишь на стра¬ницах фантастических книг!
     Например, в романе В. Пальмана «Два шага маят¬ника» вторая жизнь достигается тем, что в роковой час развитие организма «поворачивается в обратную сторону» и начинается процесс омоложения.
     Идея «устранения» из программы развития организ¬ма «пустяковых» пунктов старости и смерти легла в ос¬нову рассказов «Море, бушующее в нас» И. Росоховатского, «Формула бессмертия» А. Днепрова и др.
     А сколько произведений посвящено повышению потенциала мозга, усилению мыслительных способ¬ностей! Мы живем в мире, где уже присутствуют люди с необыкновенными способностями психики. «И на этом фоне, - пишет А. Осипов, - появление фантас¬тических произведений, затрагивающих эту область, может рассматриваться как смелое задание совре-менной науке». Ускорить мыслительные процессы предлагает И. Росоховатский в рассказе «Тор-1». 0 возможности передачи информации непосредственно в зрительные волокна, минуя глаз, говорит Г. Альтов в рассказе «Опаляющий разум». Фантасты предпола¬гают, что в недалеком будущем у человека появится вполне реальная способность общаться друг с дру¬гом на расстоянии с помощью мысли («Плеск звез¬дных морей» Е. Войскунского и И. Лукодьянова), чувствовать электромагнитное поле («Странная» Д. Биленкина), органически чувствовать время («Вас зовут «Четверть третьего?»» В. Слукина и Е. Карташева) и т. д.
Таким образом, фантастика философски подходит к человеку как к биологическому виду, предвосхищая воз¬можные в будущем трансформации нашего организма.

«Психика: скрытые возможности?»

«Мой путь - это путь развития
скрытых возможностей человека».
/ Г. И. Гурджиев /

     Путь самосовершенствования труден. Он связан с переживанием страха неизвестности и ответствен¬ности, но он же - путь к полноценной, внутренне бо¬гатой жизни.
     Человек, вышедший на уровень самоактуализации, не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и пр.
     Известный психотерапевт К. Гольдштейн считал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей Гольдштейн и назвал самоактуализа¬цией, рассматривая ее в качестве основного мотива и цели человеческой жизни. В. Франкл же полагал са¬моактуализацию лишь средством достижения особых «смысловых», надличностных целей бытия.
     Роман И. А. Ефремова «Лезвие бритвы» был опубли¬кован в 1962 г. В нем писатель сосредоточил свой интерес на неиспользованных возможностях человеческого ор¬ганизма, резервах памяти - эстафете мысли поколений. «Цель романа, - отмечал Иван Антонович в предисло¬вии, - показать особенное значение познания психологи¬ческой сущности человека в настоящее время для подго¬товки научной базы воспитания людей будущего».
     Мастер выдвинул несколько фантастических ги¬потез: это пробуждение «генной памяти» у человека, когда происходит как бы раздвоение сознания и герой видит себя не только в своем времени, но и в далекую эпоху существования кого-то из своих предков. Это удивительная сила гипноза, которой обладает герой романа врач Иван Гирин, считающий возможным из¬лечение тяжелых нервных болезней с помощью само¬внушения.
     Сочетая научность и мечту, Ефремов поднимает фантастику на уровень современного космического мышления, обогащает жизнеутверждающим прогнозом будущего. Далёкая космическая эпоха - какой она бу¬дет? Какие грани из миллиардов граней Грядущего она откроет? Заглядывая мысленно сквозь время, фантасты пытаются осмыслить те далеко идущие сдвиги в созна¬нии человека, которые вызовет покорение Вселенной. «Космос в фантастике» - наша следующая тема.