Грибы из Межима

Федор Иванов-Лопутин
Летом 1993 года Сандро и Тони, прямо из Италии, 
приехали в село Межим для заготовки грибов.
Я вызвался им помогать.
Композиция пьесы очень простая:
в  барак, где итальянцы  принимают  грибы,
будут входить, по очереди,  разные люди.
Так, как  оно у нас там, собственно, и было!
______________________________________


1.
Барак по приему и обработке грибов

Я и Коза.

К. Какие же грибы эти твои итальянцы покупают?
Я. Только белые и лисички!
К. А сколько  дают за кило?
Я. Два  рубля двадцать копеек.
К. Это больше того, что  нам  кооператоры дают… Пойду-ка скажу нашим!
(Коза уходит)

2.
Я и итальянцы.

Я. Тони,  куда грибы-то  девать будете? Сейчас как понанесут!
ТОни.  Пусть несут! Справимся! Знаешь, какой спрос в Италии на белый гриб?  Рестораны   с руками оторвут, а в супермаркетах и  с ногами.
Я.  Ну вот, разбогатеете,  наконец-то!
САндро. А нам без богатства никак нельзя! Это вы тут,  физики-романтики,  образование  бесплатно получаете, а нас учат только деньги ковать.
Я. Ну, не только:  все-таки вы еще и страна Микеланджело, Рафаэля…
САндро.  Да только есть, все равно, хочется и в стране Рафаэля!…  А жизнь у нас довольно жесткая, если ты не турист!   Знаешь,  сколько моих товарищей по школе  от наркотиков погибло! Пожалуй, только я один и остался. Я  да вот он.
(Показывает на Тони.)
ТОни. А вас, русских,  и пиццей не корми, а только дай порассуждать  о том, чего  изменить не можете, а что можете, то менять не хотите!
Я.Не надо преувеличивать!
Сандро. Вы проиграли холодную войну, значит, ваши грибы есть теперь наши.

(Входит старичок.)
3.
Старичок. Вот, ребята,  грибков  принес.  Кому здесь надо?
Я. Кладите на стол, дедушка.
(Тони осматривает грибы.)
Тони. У нас так говорят, что не бывает гриб без червя.   Ничего. Главное,  чтобы денег  становилось с каждым днем больше, и не где-нибудь,  а в моем кармане!
(Вынимает деньги, дает старику.)
Тони. На, возьми.
(Старичок берет деньги, отходит. Я к нему.)
Я. Скажите, как  вы  тут живете?
Старичок. Как живем?  Природой живем.  Твой друг сказал, что деньги нужны.  Это, конечно, так,  но ведь, с другой стороны, корова деньги  есть не будет: ей сено  подавай!   А  в  лето дождливое сено  и  за деньги не купишь, потому что, когда  мало его,  люди придерживать начинают, не продают никому.

Так  какая, скажи,  от денег польза?  Если твердо по земле ходить, то обойтись без денег все-таки можно! Даже надежнее без них! У меня, например, хорошая корова, у тебя хорошие куры:  я тебе молоко, ты мне яйца! Такое устройство  жизни никогда не лопнет, потому что деньги могут обесцениться, а молоко и яйца никогда! Вот тебе задача: подумай, парень!

А в итоге получается вполне справедливо:  что вырастили, то и едим, а покупки  только самые простые у нас: соль, спички, мука...

Сандро. Иди сюда, Сергей! Хорош уже разговаривать!  Ты есть  на работе! Помоги отсортировать грибы: каждый  надо просмотреть,  выбросить ядовитые,  потом в сушилку засунуть. Без тебя нам никак нельзя:  в грибах ты  лучше всех разбираешься.
Я. Ну, да,  лисичку от бледной поганки отличить, пожалуй,  смогу. Ладно, не хмурься! Шучу!

(Входит бабушка.)
4.
Бабушка. Здравствуйте, голубочки. Говорят,  вы тут грибочки принимаете, так я принесла вам ведерочко  самых свежих.
Я. Несите сюда, мать. На  стол их вывалим!
(Беру ведерко и высыпаю грибы на стол.
Подбегают итальянцы, втроем сортируем.)
Бабушка. А почему грибы — только белые да лисички у вас? У нас ведь и грузди растут, и маслята, и подберезники… Ох, и вкусные эти грибочки, не хуже белых!
Старичок (подходит).  Им надо для трактиров и столовых, а там только лисичек да белых просят.
Бабушка. Да, понимаю, что просят, а вот почему?  Может,  не понимают они в грибах ничего? Откуда у них там грибы? Небось, все леса уже вытоптали.
Я. Есть у них  и леса,  и  горы;  а в горах  лес  растет, если не слишком высоко.
Сандро (мне)  Позови папашу  нашего  Партнера.
(Иду и возвращаюсь с папашей. Он везде  ходит в трусах и в майке, не желает в деревне  прилично одеваться!).

Сандро. Хочу знать ваше мнение: немного ли мы давать за килограмм? Вижу, народ здесь бедный, им можно и поменьше ...
Папаша. Можно и сбавить, только нельзя дешевле, чем в кооперативе, а то туда понесут.  Думаю, что  закупочные цены снижать  еще рановато…

(Входит девушка. она со светлыми волосами,  глаза у нее зеленые.
Дальше я буду называть ее Туфелькой.)

5.
Туфелька  (обращается к итальянцам.).
Можно к вам  на работу  с грибами помогать?
(Тони внимательно  ее  оглядывает.)
Тони. Сколько тебе лет?
Туфелька. Двадцать.
Тони. Вставай к столу. Пока будешь на сортировке. Потом, когда часть грибов начнем варить, займешься варкой.
(Входит Коза с грибами. высыпает на стол, отходит,  делает мне знаки, подзывая.)
Коза. Зачем взяли эту?
Я. Они взяли, не я. А чем она не подходит?
Коза. Да гулящая она!  И мать ее такая же была. Умерла  недавно.
Я. Что за беда? Пусть работает.
Коза. А  зараза?
Я. Через грибы  не передается.
Коха (хмыкает).  Ишь  ты,  тоже мне,  за итальянцев замуж хочет, а сама с пол деревней трется.
Я. А кто еще за итальянцев у вас собирается? Уж не ты ли?
Коза. А хоть бы  и  я!
Я. Вот видишь: все женщины хотят счастья, прежде всего, для себя. Что  в этом плохого?
Коза. А все равно я не такая, как она. К ней  парни как входят, так сразу на нее бросаются и одежду срывают.
Я А ты откуда знаешь? Под кроватью на горшке лежишь?
Коза. Нет, не сижу и не лежу: другие говорили. А ты не смейся! Не нужно надо мной смеяться!

(Входит  рабочий.)
6.
Рабочий. Звали?
Я. Вам уже объяснили, что делать?
Рабочий. Да, итальянцы велели мне сушилку подключить.
Я.  Тони, Сандро! Рабочий уже пришел!
Сандро. Пусть начинает.
Я. Начинайте.
Рабочий. Я  думаю одной машины  мало:  не успеем высушить. Надо две сушильные камеры, два насоса.
Я. Хорошо. Скажу. А  пока начинайте с одной камерой  и с одним насосом.
Сандро. Чего  он хочет?
Я. Говорит, что надо две камеры и два насоса.
Сандро. Скажи ему,  что здесь голова — я,  а у него только  руки: пусть делает, что ему говорят.
Я. Сандро, я не хочу портить отношения с рабочими  с первого же дня!
Сандро. Ладно, потом поговорим.
(Входит папаша.)
Я. (обращаюсь к папаше).Почему вы  не кормите меня? Мы как договаривались!
Папаша.  Ешьте грибы, сколько хотите!
Я Не хочу я грибов. Вы мне обещали трехразовое питание.
Папаша. Вы же не знаете, сколько у нас расходов. Из-за вашего питания  мы ничего не заработаем.
Я, А мне какое дело! Обещали кормить?  Кормите!
Папаша. Я обещаю, что в Москве вы будете уволены.
Я. Испугали! Я-то  думал, что к людям устроился, а вы скряга напуганный, Плюшкин, Гобсек..
Папаша. Попрошу вас не оскорблять!
Можете считать себя уже уволенным.
Я. Сами  им помогайте!! Диктатор! Тиран. Такие,  как вы,  участвовали в травле Пастернака!
Рабочий. Кого-кого? Что за Пастернака?
Я.  Долго объяснять. Я погорячился… Это вроде московского мата. Ужасное оскорбление там у нас!
Рабочий. На флоте  я травил,  конечно, травил тралы,  а еще байки. А вот пастернака не приводилось...
(Входит  Толя навеселе  и девушки.)
Я. Смотри,   какие  еще девушки пришли! Тоже замуж хотят?

7.
Толя (ко мне) Ты тут переводчик?
Я. Да.
Толя. Будем знакомы. Смотрите,  сколько я  вам их привел… Они у нас,  как куры.  Если их не топтать, то они нестись категорически отказываются.
Я. Что вы такое говорите? "Топтать", зачем эти петушиные ассоциации! . Как вы можете... Так грубо…
Толя. А чего, очень даже…  Разве я неправду сказал?
Я.  А мужчина с ними,  кто это?
Толя. Наш инженер  с лесопилки. Он отключен.
Я. Отключен? В каком смысле?
Толя. Да в прямом:  его как-то  медведь в тайге напугал, вот он и отключился.
Я. Как понимать: «отключился»?
Толя. А вот  будут тебя, скажем,  резать, а он мимо пройдет и не заметит.

(В помещение вваливается хулиган.)

8.
Хулиган. Где Туфелька!!!
(Замечает ее, бежит к ней. Бьет ее.
Инженер отворачивается,  итальянцы не замечают, я не успеваю, как всегда, среагировать…
Старичок берет половник.  Размахивается,  бьет хулигана половником по башке. Хулиган падает.).
 
Одна из девушек укладывает  хулигана на пол.
Он оглушен.
Полулежит  в позе патриция в банях и мотает башкой.
Туфелька плачет. Левый глаз у нее подбит.)
Тони. Нет,  я не могу здесь находиться! Что это за обычаи и нравы...
У нас в Италии орут, здесь дерутся?  Где хорошо?
Сандро.  Где нас нет! Но  ведь и итальянский человек  тоже мочь…
Я. Да запросто! И в Италии тоже  есть хулиганы!
Тони. Очень плохо  дерутся здесь:  бьют!  Хулиган девушку, девушка хулигана. Нет, в Италии лучше, совсем не  так в Италии:  ругаться до  смерти, но не драться! Это другой страна.  Италия, там погод  хороший,  солнечно. Ругаться  уметь хорошо,  голова не стучать!
Я. Репатриант, домой!  Италия, срочно:  сушить мозги, ноги  делать! Тони,  я понятно  говорить?
Тони.  Домой, домой лететь, пока ноги иметь цело! Пусть Партнер и его папаша немного помогать, а мы деньги давать   и   продукция  там реализовать...
(Оба выбегают, чтобы собрать чемоданы.)
Бабушка (мне). Милый, ты тоже уезжаешь?
Я. Да! Вместе с ними.
Бабушка.   Милый, пришли мне лекарств  от сердца! Извини, что прошу,  но у нас тут ничего не купишь…
Я. Обязательно! Как называются лекарства?
Бабушка. Мудрено как-то… Я   тебе сейчас рецепт принесу. Денег у меня нет. 
Я тебе за лекарства клюквы вышлю побольше.
Я. Ладно,  бабушка, не беспокойтесь,   не надо ничего, я за так вам пришлю!
Бабушка. Очень даже надо!  Я тебе и грибков сушеных в посылку наложу!

(Подходит Туфелька. Она уже не плачет.)

9.
Туфелька. Уезжаете, значит?
Я. Да.  Уезжаем.
Туфелька. Чего так скоро?
Я. Испугались они. Драк не любят. Боятся! Народ мирный…
Туфелька.  А можно мы к вам в Москву приедем?
Я на Красной площади еще ни разу не была.
Я.  Приезжайте, конечно…
Туфелька. Я куплю там у вас хрустальные туфельки и пойду танцевать! Буду самой красивой в Москве, как та  девушка, о которой мне мама читала…
Я. Как  Золушка! Ее Золушкой звали! Но ты и здесь тоже  самая красивая!
Туфелька.  Правда?   Только здесь на мне не женятся и глупости про меня придумывают! А вот  в  Москве  я обязательно выйду замуж за принца… Или просто так выйду замуж,  хоть за кого. Только бы он не дрался сильно!..
Интересно,  принцы дерутся?
Я. Ты выйдешь за принца, который не умеет драться!  Хотя… Зачем за принца? Выходи за меня! Я драться не умею. Никогда не мог бить  по лицу…
Туфелька.   (серьезно размышляет, потом кивает на сидящего хулигана).
А как же он? Сопьется  без меня совсем…  Нет, спасибо вам, но не могу, не брошу его ни ради принца, ни ради Москвы. Он у меня с чувствительной душой и любит меня, как умеет!
Я. Пришлю я тебе  туфельки! Хотя обувь посылать…Без примерки…  Ну, ладно, без гарантии тогда! Какой у тебя размер?
Туфелька. Тридцать третий!
Я. Да ты, и   правда, Золушка. Такая ножка-крошка…
Значит, так и договоримся:   вышлю я бабушке лекарства и  туфельки в посылку  вложу. Ты у нее спрашивай, хорошо?
Туфелька. Хорошо. Я вам  тоже морошку и бруснику   на болоте наберу!

(Появляется папаша  Партнера.Он уже не  в трусах, а весь  в белом костюмчике).
Папаша. Я  тоже  с вами. В Москву, в Москву!
Одичаешь здесь с медведями.
Пусть деревня без нас поработает:
на то  она и деревня, чтобы работать…

Конец