Чувство юмора - определение

Михаил Пушкарский
Замечательно толкует юмор В.И. Даль:
"ЮМОР (слово английское) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии."

С этим прекрасным, кратким и ёмким определением не сравнятся сами психологические словари.
И вот, почему -  Далю удалось выявить самые главные (не больше и не меньше) составляющие предпосылки юмора - в эмоциональном, интеллектуальном, и саму форму поведения. А также, у Даля  достаточно определённо сформулирована специфика и сущность юмора.

1 - Веселье, удаль, разгул иронии – то есть, живой бодрый и весёлый ум. Ирония - исходит от критичного ума.
2 – Остроумие - которое включает в себя интеллектуальную зоркость, креативность, творчество, а также, мотивы и приёмы шутки.
Шутка же имеет собственную психологию и также, является элементом психологии юмора. Одна из характеристик остроумия и шутки - это неожиданность. «Резко выставлять» - то есть, удивительно тонко подметить, удивительно нестандартно интерпретировать, сделать удивительно стильный комментарий или применить обманный маневр, создать иллюзию, и шокировать неожидаемой развязкой.
Всё - что удивительно, то, также, неожиданно.
3 - "Безобидно выставлять" - важное замечание о природе юмора. Юмор - это явление человеческой культуры, где критика или протест смягчается игровым поведением (шуткой). Однако, существует и сатира с жесткой критикой и остротой, где минимум игры и шутки.
4 - Веселье - радость, оптимизм.  Удаль - жизненный тонус молодости, тонус игрового поведения.
Разгул иронии - удаль или тонус игрового поведения, располагающий к шутке, социальный и развивающий в интеллектуальном соревновании аспект игры.

Более определённо:
1 - подвижный, весёлый (оптимистичный, радостный) ум
2 - критичный ум
3 - креативность, творчество
4 - специфический творческий навык создавать шутку: вызвать интеллектуальное удивление, произвести эффект неожиданности, творчески обмануть разум, подметить или найти социальный контекст, который суть фактор щепетильности в юморе
5 - игровое поведение в его сентиментальном и объединяющем действии
6 - игровое поведение в его интеллектуально развивающем, азартном соревновательном аспекте

И всё же, исходя из этого и других, необходимых для юмора, качеств ума,  определение Даля можно подкорректировать:

Чувство юмора – способность критичного ума подмечать недостатки, противоречия, несовершенства; способность ассоциативной памяти и воображения, эффектно неожиданно, оригинально и творчески их высвечивать в шутливой форме.
Чувство юмора - это игривое, шуточное, ироничное (критично-забавное или критично-высмеивающее) отношение к любому предмету и, в огромной степени, к человеку.

Комическое всегда связано с человеком и социальной средой, где человеческий и социальный фактор - самый главный и щепетильный  в специфике юмора и комизма. Это самый чувствительный пусковой курок игрового поведения.

Комическое в неживой природе возможно в совокупности трёх условий.
  1. Ассоциация с человеческим действием, олицетворение неживой природы.
  2. Неожиданность.
  3. Срабатывание  рефлекса игрового поведения.

Вернёмся к меткому определению В.Даля, где "юмор - весёлая, острая, шутливая складка ума... разгул иронии". Вот такая "складка ума и разгул иронии" может подмечать странности и в неживой природе через её олицетворение.

Комическое чувство (чувство смешного) - это  специфическое эстетическое удивление на метаморфозу разумного и традиционного (общепринятых идеалов и эталонов) искажение которых создаёт гротескный образ (затейливая карикатура странности, причудливое вместо чудесного, или псевдо-образ, перевёртыш).
Как сама шутка рождает комическое, так и в комическом уже присутствует шутка, розыгрыш разума.
Розыгрыш разума в комическом показывает, что здесь присутствует сентиментальность и игра.  А игра показывает, что комизм и юмор - это социальное и культурное воплощение. Человечество изобрело такую игру - чтобы всем вместе удивляться гротескному образу или удивительно противоречивому поведению человека и самому курьёзу.
Именно в человеческом и социальном контексте, гротеск становится смешным. А игровое поведение, связанное с комическим - это супер весёлая форма игрового поведения: как удивителен комизм сам по себе, так и игровое поведение, запускающееся им, и открывает дополнительный шлюз смехотворной эмоции.

Если не находится игры и шутки в самой естественной среде, в социальной и деятельной жизни, то человек это создаёт сам.

Юмор – это потребность в веселии, которая использует физиологический механизм катарсиса: высвобождение медиаторов удовольствия после импульса с выбросом адреналина.
Для того, чтобы веселие превратить в смех, этот физиологический маятник должен получить эксцентричную динамику. Здесь необходим эмоциональный импульс удивления или небольшой испуг - в состоянии бодрости и радости, это как плеск масла в огонь.
«Смех – это всегда радостный «испуг», радостное «разочарование – изумление», которое прямо противоположно восторгу и восхищению» Ю.Борев.
Игровой инстинкт здесь - стихия всех шуток, функционирует, как потенциал «базы» в транзисторе.
Адреналиновый вплеск возможен через интеллект и действие - и  далее, в социальной оценке содержания шутки или комической ситуации.
Социальный фактор – главный компонент специфики комизма, в юмористической и комической ситуации вливает в сознание и психику щепетильность.
Поэтому комизм всегда связывают с человеком  и социальной его природой, о чём убедительно высказались в своё время Н.Чернышевский и А.Бергсон.
Все остальные факторы в юмористическом чувстве (эстетическое впечатление, интеллектуальное удивление) для положительной эмоции, как дрожжи мгновенного действия.

В связи с этим, юмор, также, суть остроумие и творческая мысль, использующие для эффекта шутку.

Юмор - творческий процесс на волне игрового поведения. Поэтому в его остро-умном (актуальном, тонком наблюдении, находчивости) либо художественном (метафоричном, гротескном и другом, даже, стихотворном образе) присутствует шутка - как обманный манёвр и розыгрыш.

«Как верно подчеркивал Гегель, не следует смешивать оригинальность с субъективным произволом, со следованием художника случайно пришедшим ему в голову мыслям. Нельзя отождествлять оригинальность с созданием причудливого. В псевдо-оригинальном остроумии и юморе художник, по мнению Гегеля, «исходит из своей собственной субъективности и все снова и снова возвращается к последней, так что настоящий объект изображения трактуется им лишь как внешний повод для того, чтобы дать полный простор остротам, шуткам, неожиданным прыжкам мысли, порожденным субъективным капризом. Но в таком случае требование предмета и это порождение субъективности расходятся. И художник оперирует материалом совершенно произвольно, дабы частные черты художника могли выступить как нечто главное». Из-за такой субъективности каприза художник «соскальзывает с действительного юмора на плоскую болтовню». Подлинная оригинальность комедийного произведения вырастает из оригинального осмысления реальности» (Ю.Б.Борев).

То есть, здесь можно констатировать, что «субъективный каприз» и «плоская болтовня» в псевдо-оригинальном остроумии суть чудачество, как примитивная форма юмора под действием гормонов игрового поведения.

И в таком случае чудачество само становится объектом иронии, смеха, насмешки.

Виновником комизма всегда является человек (образ чудака) - на фоне позитивного чувства или веселья, переживания радости жизни, социального чувства единения, человеческой сентиментальности.   

Поскольку разум является критерием человеческого поведения, постольку глупость   (странность) на пути к разуму создаёт контраст противоречия.  Это всегда  неожиданно, сентиментально и уже смешно, потому что глупость здесь принимает шутливый образ "перевёртыша", вызывая игровой рефлекс.

Также, необычный, оригинальный, контрастный, образный, эстетический художественный случай социального противоречия – это уже зрелище. А социальный контекст умножает чувственность и наполняет эмоцию.
«Зрелищное» социальное противоречие удивительно и сентиментально, здесь подключается игривое отношение (игровое поведение) - это теперь можно назвать комическим чувством.

В комическом чувстве возможно самовозвышение и насмешка. Но комическое чувство самодостаточной личности включает в себя чисто эстетическое, сентиментально-социальное, игровое чувство.

Само по себе нарушение социальных норм, малодушие, порочность, глупость, невежество, не комично и не смешно. Также, не смешны сами по себе разные ошибки, недоразумения и слабость. А искусственное осмеяние при этих проявлениях - это прикрытое чувство злорадства  культурой социальной игры.

Чтобы было смешно, достаточно бывает неожиданности и сентимента на положительном эмоциональном фоне - достаточно глупость "сморозить"…  "ляпнуть" ерунду…
Французский философ-просветитель XVIII в. Монтескье писал: «Когда безобразие для нас неожиданно, оно может вызвать своего рода веселье и даже смех» (Монтескье. 1955. С. 753).
Также, когда мы нечто «ляпнули» невпопад или «сморозили» глупость, то значит,  отразили мы это в гротескном виде (то есть, "ляпнули", а не сказали, "сморозили", а не допустили). Некая оригинальная, можно сказать, эстетическая форма глупости реинтерпретируется как "шутка" уже на рефлекторном уровне - в эмоциональном возбуждении веселья и игрового поведения.
У гротеска два качества - забавный вид (эстетическое) и неудавшееся творение (насмешка разума и социума).

Чувство юмора (юмор)  – это способность увидеть гротескную, парадоксальную, иную эстетическую композицию несоответствия каких-либо идеалов и норм, а также, художественно интерпретировать мысль или образ, действие, заключив в них шутку, иронию, пародию.
Объект юмора - осечки разума, странность поведения, несоответствие культурных, этических, моральных норм, несоответствие красоте и эстетическим нормам.

Нередко, юмористическое изречение - это, своего рода, комический афоризм, пословица. Где комизм суть творческий продукт шутки, связанный с образом человека или его деятельностью. Шутка же - это игра, а игра - это веселье, соревнование, интеллектуальное развитие.

Шутка – это сентиментальная веселая игра, построенная на обмане чувств, на обмане разума, а также (2) - это игривая, удивительно выстроенная мысль или просто неожиданное остроумное замечание по поводу всего,  жизненно и социально значимого для человека (по поводу самого человека) и зачастую олицетворенного в его воображении; игровое поведение предполагает азарт и чувство успеха, триумф.
Шутка – социальная сентиментальная игра, смысл которой – вызвать удивление и веселье.
Где удивление - атрибут интеллектуальной деятельности человека, а веселье - общее благополучие.

«Если на тебя нежно падают лепестки роз, посмотри, не летит ли вслед за ними горшок...» (юмор из интернета)
 
Это типичная шутка, которая вначале прельщает, убаюкивает, или настраивает, вызывая у нас положительные эмоции, эстетическое чувство. Далее следует неожиданный поворот и развязка, удивляющая своей реалистичностью.

Шутка нередко необходима для поднятия оптимистического духа и для самообладания. Например, часто в связи с этим олицетворяется сама судьба с иронией в её адрес: «судьба злодейка», «назло судьбе». Да и жизнь имеет различные сравнения, и по поводу смерти рисуются ироничные образы.

Шутка,  как форма игрового поведения способствует коммуникативной функции (общению) и является нормой социальной жизни.
Также, шутка в юморе (юмор - это "умная шутка") - это интеллектуальная тренировка и развитие навыков в наследственной форме игрового поведения.

Шутка эволюционно сформирована в обобщение и имеет свою структуру «архетипа» в наследственном знании, наследственном поведении и в общем распознании своих признаков.
Так, например, шутке свойствен «обман», «двусмысленность» или «нелепость», а  наследственная память человека при определённых обстоятельствах (например, улыбка) через безусловный рефлекс располагает декодировать этот «обман» или «нелепость», как «шутку».

Ирония – это критика в шутливой форме.

Пародия – утрирующий художественный образ, заостряющий внимание (увеличивая - гипербола, или уменьшая - литота, эвфемизм) на всех, подлежащих критике-осмеянию деталях пародируемого объекта (персонажа) удивительно или  неожиданно высвечивая (или рисуя) его странным и смешным.

Когда дети строят рожицы или гримасы, то по природе - это игра, по поведению – шутка, а конструкция этой шутки – гротеск. Гротеск способен «удивлять», синтезировать психическую энергию и положительные эмоции эстетического - сентиментального плана.

Смех – это рефлекторный всплеск эмоции природного веселья в критической, социальной и эстетической оценке столкновения (игры) двух смысловых контекстов, представляющих собою  удивительное порождение или гротескное превращение, "щекочущее" ум, как и щепетильность лёгкого социального противоречия, псевдоразума, псевдосовершенства.

«Смех — всегда радостный «испуг» и радостное «изумление». И в то же время это и эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Радостное изумление со знаком минус» Ю.Б.Борев.