Калеб

Валерия Спасская 2
                Валерия Спасская
               
                Калеб

                Рассказ
            
                1.Пробуждение

    Странный шорох будит меня, словно ветер гуляет по комнате, шуршит разбросанными листками недописанных стихов, катает пустые бутылки, а потом ещё – звук, похожий на топот маленьких ножек… кот? Но у меня нет никакого кота.
     Я пытаюсь открыть глаза, они тяжёлые, не разлепляются… в голове как будто война: сотни микровзрывов, пульсирующая боль просыпается при попытке пошевелиться и оторвать от подушки безвольное, будто свинцом налитое тело…
     У меня уже галлюцинации?
     - Допился, - бормочу я пересохшими губами, каким-то чудом сползая со сбитого дивана. Перемещаюсь вниз и сажусь на пол, опираясь о диван спиной, пытаюсь проснуться, восстановить связь с реальностью. Мне хочется увидеть, что всё в порядке: в комнате тихо и мне ничего не мерещится. Противный страх безумия (а он у меня был всегда) заползает своими липкими щупальцами в сознание.
     - Нет, только не это.
     «Всё хорошо», - успокаиваю я себя мысленно, - просто плохой период и не так уж много я пью, другие пьют и побольше. В конце концов, у меня есть причина, так что это не навсегда. А что за причина? Ах, да, от меня ушла девушка. Девушка? А на кой мне сдалась эта девушка, чтобы так гробить себя из-за этого?
     И тут же резким потоком пробуждается в области сердца другая, нефизическая, сильная, тупая и какая-то безграничная боль, расширяется дырой во все стороны и заполняет меня и весь мой мир: эта страшная яма одиночества, открывшаяся там в пубертатный период, психологи говорят, от какой-то детской недолюбленности, но мне всё равно. Я никогда не согласился бы, чтобы какой-то незнакомый и чужой мне человек ковырялся в моих детских страданиях и грязном белье.
     Нет, я всегда предпочитал продолжать жить с этой дырой, иногда заполняя её чем-то или кем-то, но я даже не ожидал после расставания с Наташей, что она не только, оказывается, целиком влезла в неё, но и умудрилась за время, проведённое со мной, расширить эту ямину до размеров квартиры. Да что там: всего моего мира, восприятия. Всё, что я видел вокруг себя, каждый день, просыпаясь, и далее выходя на улицу, даже в рабочее время: там, где на столе стояла её фотка в рамочке: сколько было нежных или наоборот яростных переписок с ней в свободные моменты, сколько эмоций: любви, нежности, заботы, ревности, гнева, страха – пережил я во всех местах, где проходила моя жизнь. Наташа была моей жизнью, и я не понимаю, почему она ушла.
     Так зачем же сегодня этот странный ветер (или кот) или моя галлюцинация пробудил меня к этой боли, которую я пытаюсь залить алкоголем и заглушить болью физической, уничтожая своё тело, здоровье и сливая время жизни – такое пустое, холодное, колючее без неё…
     Я с трудом разлепляю глаза, так что вижу все будто в дымке. Мне кажется, будто кто-то маленький пробегает мимо стола, запрыгивает в коробку от пиццы и там начинает жадно и с урчанием, как животное, хрустеть засохшими остатками.
     Либо ко мне действительно забрался кот, либо это…
     Боже мой, надо завязывать с пьянством.
     Резким усилием я поднимаюсь и иду в сторону звуков. Всегда нужно идти в свои страхи, к тому же мне любопытно, что я там увижу: до какой грани безумия я уже дошёл?
     Кто-то крошечный будто охает, коробка из-под пиццы летит мне под ноги, крошки рассыпаются по зелёному ковру, который и без того уже весь грязный… я запинаюсь за бутылку и едва остаюсь на ногах. С громким звуком бутылка катится по полу к стене, заглушая топот маленьких ножек, который я всё же отчётливо слышу, но теперь не понимаю, в каком направлении они удаляются. В окружающем меня хаосе разбросанных вещей невозможно найти кого-то размером с кота, пытающегося спрятаться. Откуда-то доносится шорох листков, исписанных стихами о боли разлуки, и всё стихает.
     Кажется, моё безумие покинуло меня.
     Без него опять становится слишком тихо и одиноко, и уже не уверен в том, что хотел бы прекратить этот странный трип.
     В этом необычном пробуждении есть что-то особенное: ощущение затягивающей игры, как в детстве, когда ты засыпаешь не для того, чтобы забыться, а потому, что просто устал, и каждое новое утро – как выход к свету из тьмы, восстановление всех временно приостановленных функций, эмоций и ожиданий, радостное предвкушение чего-то чудесного: продолжения игры, которой нет конца…
     Я не помню, когда это закончилось. В какой именно момент детская игра превратилась во взрослое существование, а радостное предвкушение нового приключения – в мрачную пытку под названием «новый день», который нужно прожить по правилам, не оступиться, выдержать испытание, чтобы к ночи забыться очередным кошмаром, сжавшись внутри в комок неприятия, страха и тревог, в ожидании нового дня мучений.
     Сегодня я знаю точно, что не хочу так больше жить.
     С какой-то удивительной радостью и лёгкостью я встречаю своё безумие, и даже головная боль, кажется, почти прошла. Я продолжаю преследовать маленькое непонятное существо, затерявшееся в хаосе моей реальности.
     В какой-то момент я осознаю, что заплутал в стенах собственной квартиры, а тишина стала оглушительной и болезненной, она ранит меня. Я начинаю понимать, что ничего этого нет, а вся утренняя суматоха – плод моей опьянённой фантазии, сдобренной литрами некачественного алкоголя.
     Перед глазами возникает Наташа: такая нежная, милая, ускользающая, с улыбкой на лице. Её образ тает в белёсой дымке, она не просто уходит от меня: её уже попросту давно нет в моей жизни. Она покинула мою реальность со звонким весёлым смехом, а я даже забыл, когда именно это случилось: неделю назад? Месяц? Год?
     Я вдруг с ужасом понимаю, что выпал из объективного мира, перестал быть человеком, что время для меня исчезло, остановилось…
     «А жив ли я до сих пор?»
     Пульсация в висках – вот ответ на вопрос. Не очень приятный, но всё же утешительный. Потому что, как бы ни было тяжело, покуда мы в этом теле – хотя бы можем воображать, что контролируем реальность. Мы что-то знаем об этой жизни – всегда недостаточно, но довольно, чтобы не слетать с катушек и продолжать существование. Потому что за пределами тела – неизвестность. Там все человеческие правила будут разрушены, и всё, возможно, превратится в хаос – а это действительно страшно.
     Пока мой разум пытается ухватить нити ускользающей реальности, моё тело садится в прихожей у дверей и начинает рыдать. Бог его знает, почему… быть может, потому, что в детстве ему не разрешали плакать.
     «Ты же мальчик, ты должен быть сильным. Это девочки плачут, а тебе нельзя».
     Почему нельзя… девочки – люди, а мы – нет?
     Странный, приглушённый смех раздаётся из глубины моей квартиры, но я продолжаю воспринимать его как нечто исходящее из моего нарождающегося безумия, которому я рад… Однако странный озноб касается тела, продолжая с внешней стороны реальности возвращать меня к жизни…
     Лёгкое дуновение ветра… мурашки по коже. Я поднимаю взгляд к приоткрытой входной двери и размышляю уже более приземлённо:
     «Когда это я выходил из дома и почему не закрыл за собой дверь?»
     Вот это уже странно. Я всегда крайне аккуратно отношусь к подобным вещам и даже в состоянии сильной запущенности и алкогольного опьянения не позволяю себе оставить дверь открытой, к тому же у меня не бывает амнезии, и я прекрасно помню, как выходил пару дней назад за вином, купил сразу много, а затем тщательно запирал за доставщиком пиццы… вчера… или позавчера.. время неважно, важен сам факт.
     Взгляд мой непроизвольно обращается к замочной скважине. Она странно искорёжена и помята, более того, напоминает бесформенную дыру, удивительным образом похожую на то отверстие, которое представляется мне внутри моей грудной клетки… Кто мог сотворить такое с моим замком, да ещё и так, что я этого не услышал?
     Теперь уже более звонкий смех раздаётся откуда-то с кухни, а затем вновь – лёгкий топоток крохотных ножек, маленькая тень мечется в проходе, но в этот момент я вдруг слышу чей-то хриплый болезненный кашель из-за двери.
     Моя алкогольная мигрень мало-помалу проходит, и я всё больше начинаю перемещаться из полусонного состояния к привычным ощущениям человеческого существования, и чем больше я к ним возвращаюсь, тем страшнее мне становится: потому что помутнение проходит, а странные галлюцинации - наоборот, как будто становятся ярче, врываются в реальность и сбивают с толку. Так что я, в самом деле сошёл с ума? Есть ли ещё возможность проснуться?
     Из-за двери дует сильнее, от потока воздуха она открывается шире с лёгким шорохом, и я как будто различаю негромкие шаги и чьё-то кряхтенье.
     Сосед? Ну да, конечно, ничего удивительного: старичок в соседней квартире: ходячий полутруп. Бог знает, сколько ему: такое чувство, что он уже давно должен лежать в могиле, вид у него, мягко говоря, не очень: сгорбленный, болезненный, синюшного цвета кожа, тощий, как скелет, кости будто вылезают наружу, да и вижу я его крайне редко: он никуда не выходит, только порой посыльные приносят ему сумки и коробки: продукты, наверно. Я не знаю наверняка, что там, помню только раз, какие-то ящики оставили у двери, и от них пахло будто конским навозом – да, именно чем-то таким, я ещё подумал тогда: может, он дома выращивает что-то, и ему нужны удобрения?
     Но на самом деле, я мало думал о нём: простой безобидный старик, доживающий свои дни в одиночестве, а у меня и своих дел хватало.
     Только вдруг мне вспоминается одна ночь: очень ярко, вспышкой… так странно, словно моё сознание разом перенеслось в тот момент – будто я вновь всё вижу, как тогда – а ведь я никогда этого не вспоминал и не придавал этому значения...
    …Просыпаюсь от странного неприятного чувства – так всегда бывает, когда Она не со мной, но ведь мы заснули вместе, в чем же дело?
     Холодный свет луны льётся из окна, и у меня мурашки по коже… как будто и вправду холодно – но это прохлада моей Наташи, она бледная, осиянная этим лунным светом – действительно отстранённая, дрожащая, комкая одеяло, сидит на краю кровати.
     «Антон, ты слышишь?»
     «Нет, а что? Я спал».
     «Вот ты всегда спишь, - с обидой говорит она, - а я тут не могу спать, мне у тебя кошмары снятся, а потом я просыпаюсь, и эти странные звуки…»
     «Родная», - я сажусь на кровати, пытаюсь обнять и притянуть её к себе, но у неё даже кожа будто соткана из лунного света – такая же холодная, прозрачная, неприступная…
     «Ты не веришь мне, - вздыхает она, - думаешь, что я сумасшедшая… вот, сейчас слышишь?»
     Наташа тревожно вздрагивает.
     Мне кажется, будто ветер гуляет, свистит и воет на чердаке, но ей мерещится шуршание крыльев, звуки кудахтанья и нечеловеческих воплей, а ещё будто ближе к утру кукарекает петух.
     «Может, это часы у соседа, - говорю я, - у меня сосед – дедуля, ну знаешь, такие старые часы, кукарекают каждый час, у моей бабушки были в деревне».
     «Нет, это не часы, - уверяет Наташа, - даже если и так, то кто же кричит и крыльями бьёт?»
     «Да это не крылья, это ветер на чердаке, - возражаю я, - там, должно быть, щели и бродячие кошки, они забрались туда и воют, а может, ещё и голуби, мы почти под крышей, ну что ты боишься.»
     «Мне снится всякая гадость», - брезгливо подёргивает она плечами, продолжая отстраняться.
     «Ну, а что тебе снится?»
     «Чёрные петухи, - почти шепчет Наташа пересохшими губами, - они как будто… совокупляются, фу! А потом огонь и змеиные хвосты… их много, и много птиц, они бьют крыльями, пытаются выбраться из клетки, а эта клетка – дом, они хотят не летать, а зарыться в землю, но не могут, потому что они высоко, и вокруг – кирпичи. Они боятся огня, потому что огонь их погубит… это ужасно!»
     Наташа рыдает, обняв колени, такая хрупкая, далёкая и холодная, меня не впечатляют её речи, я не верю в эти сказки, но однажды она уйдет – так же просто и легко, как отстранялась ночью, скажет в дверях:
     «Прости, Антон, я не могу здесь больше».
     И я приму это на свой счёт, и буду думать, что же я сделал нет так, а если… она была права, и тут действительно что-то есть? Что-то, что я не хотел замечать?
     Теперь проще. Дверь открыта, и снаружи кашель, можно просто выйти и посмотреть. Двигаться уже легче. Тело, вроде, подчиняется, и пульсирующая боль, хоть и не проходит совсем, но становится будто привычной – я перестаю замечать её.
     Выхожу не площадку, останавливаюсь задумчиво перед дверью соседа – она приоткрыта так же, как и моя, только замок в порядке. Да и неудивительно – он никогда не запирал дверь. Никто бы к нему не полез – что искать у старого безумного деда? Но всё же и открытой настежь он её никогда не оставлял.
     «Войти или не войти?» - думаю я, стоя в коридоре.
     А в конце концов, кто его знает, вдруг ему плохо? Да и кто расковырял замок в моей собственной двери?
     Я решаюсь и делаю шаг. Вхожу и… застываю в полном удивлении. Ожидая увидеть загаженный клоповник, провонявший старческими миазмами, я вижу чистую и опрятную богато обставленную квартиру. Да, мебель не первой новизны, но явно дорогая, светлая, с классическими завитушками и золочёными ручками. Паркет, воздушные ковры с цветочными узорами, большие хрустальные люстры, чайник и чашки на столе из тонкого хрусталя. Квартира помирающего деда, которому доставщики приносят посылки навоза, вдруг оказывается дворцом. Никаких растений. А посреди залы, в которую я вхожу, как зачарованный – лестница с блестящими белыми перилами.
     Старый сосед стоит на ней в красном махровом халате и босиком, на голых ступнях – синие вздувшиеся вены, он смотрит на меня из-под густых седых бровей крошечными покрасневшими глазками – пристально и безумно.
     Лестница… куда она ведёт?
     Он не даёт мне перевести взгляд вверх, он словно специально выпускает из трясущейся ладони переливающийся хрустальный шар, который падает вниз – на блестящий паркет - и катится к моим ногам, не разбившись.
      Я наклоняюсь, поднимаю шар и смотрю старику в глаза, теперь не отвлекаясь ни на что другое. Я знаю – это именно то, чего он хочет.
     - Простите, - говорит он вдруг отчетливым и громким, вовсе не старческим голосом, - простите за беспокойство, молодой человек. Сложно держать взаперти то, что запереть невозможно. Видите ли, в чем дело. С некоторых пор я… ВЫПУСКАЮ ЕГО ПОГУЛЯТЬ.
     Последняя фраза звучит как-то особенно зловеще, и я почему-то вдруг ощущаю себя в шкуре своей Наташи, когда она беспомощно дрожала ночами под луной, слушая звуки неведомых тварей – то ли взаправду, то ли в своей голове.
     Я в этот миг перестаю доверять самому себе и тому, что вижу – я ощущаю неприлично близко присутствие неких сил, смысла существования которых не понимаю, но которые намного могущественней, древнее и мудрее меня, а оттого, что они недоступны моему пониманию, эти силы пугают и угрожают чем-то абстрактным, выходящим за пределы человеческой формы. Это какой-то иррациональный страх, ужас за гранью восприятия… мне хочется кричать, но я не могу… что-то подобное ультразвуку будто звучит в моей голове – я не должен этого слышать, но почему-то слышу, словно новые, неизвестные мне прежде, органы чувств пробуждаются от многовекового сна, и я начинаю воспринимать что-то запредельное.

                2.Сосед.

     Не знаю отчего, но с того странного дня моя жизнь приходит в порядок. Я больше не пью (почти), прибрался в квартире, вновь хожу на работу, настроение у меня спокойное и ровное. Если бы я лечился у психиатра или нарколога, то врач назвал бы моё состояние стабильным. Стабильные серые ничем не примечательные будни.
     О том дне я совсем не думаю: кажется, моё подсознание сместило воспоминание куда-то глубоко на самое дно, чтобы я не волновался, но в моём разуме что-то сдвинулось, даже скорее расширилось: если я не вспоминаю происшедшее, это не значит, что я не принимаю этого. Нет, странным образом, теперь необъяснимое стало частью моей реальности. Я сменил замок в квартире, но дверь не запираю. Неизвестный маленький гость продолжает посещать меня, я часто слышу его и вижу мелькающую по углам тень, порой с кухни или из прихожей раздаётся его звонкий смех, падают и катаются по полу предметы, иногда, если он проливает воду, я обнаруживаю на полу следы маленьких босых человеческих ножек. Я отношусь к нему как к пугливому уличному коту, который забрёл ко мне в дом, но слишком осторожен, чтобы показываться на глаза. С соседом я не вижусь, но его дверь постоянно полуоткрыта.
    Порой по ночам я слышу сверху, с чердака, странные звуки: шуршание, движение, приглушённые крики неизвестной природы. Теперь уже я уверен, что это не ветер и не кошки, но мне почему-то совершенно не интересно, что там происходит, как не интересна городскому человеку, равнодушному к природе, приехавшему в лес, жизнь его обитателей. Он просто видит и слышит их, но не замечает, думая о своём, отстраняясь и воспринимая чуждую реальность в качестве декораций.
     Иногда мне кажется, что в моей голове какая-то пелена, а в сердце – неестественное равнодушие. Иногда возникают мысли пойти к врачу, но тотчас же отпускают: что я ему скажу? Что у меня по квартире бегает гном, а странный дедушка за стеной лазит по лестнице на чердак и держит там чертей?
     Нет, уж пусть лучше всё остаётся как есть.
     Октябрьский прохладный дождливый день близится к концу. Я всё так же пребываю в прострации, поднимаясь по лестничной клетке к себе домой. Сегодня я чувствую себя намного лучше, чем все предыдущие дни, даже пасмурная погода никак не отражается на моём настроении. Жизнь возвращается в свою колею, я много работаю, общаюсь, в том числе, и с девушками, и не понимаю, как я мог испытывать такие ужасные эмоции, что чуть не угробил себя. Пора забывать Наташу, пора оставить боль разлуки в прошлом, а пустота в груди почему-то беспокоит меня гораздо меньше, чем прежде.
     Я поворачиваю ключ в замке, и какое-то странное предчувствие охватывает меня, так что, войдя в общий коридорчик, я даже не удивляюсь, обнаружив в дверях соседней квартиры старика, поджидающего меня.
     - Прошу прощения, - говорит он.
     Не тем внушительным голосом, которым говорил со мной тогда на лестнице. На нём светлая пижама в голубой цветочек и чёрные шлёпанцы.
     Я давно его не видел и, в общем-то, он всегда выглядел не очень, но я запомнил то состояние, в котором застал его в тот день, когда странное крошечное существо впервые посетило мою квартиру. Тогда он говорил чётко и уверенно, излучая энергию силы и могущества, не вязавшуюся с тщедушной внешностью, а сейчас, несмотря на более опрятный и здоровый внешний вид, он будто как-то внутренне сник, и теперь его голос стал действительно голосом старика: уставшего и больного.
     - Зайдите ко мне, пожалуйста, если вам не сложно, - просит он.
     Я вхожу. Всё то же богатое убранство, обои в нарисованных цветах, светлая дорогая мебель, дверь в зал закрыта, и я не могу убедиться, действительно ли существует лестница или она была лишь плодом моего воспалённого воображения… впрочем, мне давно уже это неважно.
     - А вы никогда не думали, почему? – вдруг спрашивает старик, и в голосе его слышны весёлые нотки.
     Он идёт передо мной в сторону кухни, я не вижу его лица, но уверен, что он слегка улыбается.
    Для меня почему-то неудивительно, что он прочёл мои мысли.
     Видимо, так нужно.
     Сосед проходит к плите, ставит чайник.
     Кухня довольно просторная, посреди - круглый стол, покрытый скатертью с большими красными розами, заваленный какими-то старинными пожелтевшими книгами.
     - Присаживайтесь, - говорит он, пока я разглядываю множество разнообразных ваз с красиво оформленными букетами сухоцветов.
     Старик наливает кипяток в чайник, расписанный тоже растительными узорами.
     - Давно хочу с вами поговорить, но сложно было решиться, - он присаживается напротив и внимательно смотрит на меня маленькими обрамлёнными морщинами глазками.
     Глаза у него уже не воспалённые, как прежде, и теперь я вижу, что они карие.
     - Кстати, я Пётр, - представляется он.
     - Антон, - отвечаю я, - очень приятно.
     - Видите ли, Антон, - начинает он, наконец, - уже много лет назад я задумал один эксперимент. Этот эксперимент, честно говоря, не вполне научного характера. Это связано с древними изысканиями. Я профессор, химик, и как-то раз в мои руки попали некоторые древние книги, в которых описываются различные процессы трансформации.
     - Трансформации чего?
     - Разнообразные. Это превращение: неодушевлённых предметов в одушевлённые, не имеющих никакой ценности – в бесценные. В общем, вариантов много.
     - Вы говорите об алхимии?
     - Эмм, да, ну вы уже поняли.
     - Я считал это знание утраченным, а чудесные опыты превращений не доказанными.
     - Да, но ведь вы же видели кое-что, - он приглушает голос и придвигается ко мне поближе, - и продолжаете видеть. Я этого не хотел, но…
     Вдруг спохватившись, он начинает озираться по сторонам, щурясь и всматриваясь в углы кухни.
     - ЕГО здесь нет, - говорю я, сам не зная почему.
     - Вот именно.
     Пётр поджимает губы и молчит, и в этой тишине мне кажется, будто я слышу, как заваривается в чайнике чай, тоже превращая одну субстанцию в другую.
     - Теперь ничего не скрыть, - говорит, наконец, старик со вздохом и разливает по чашкам ароматный дымящийся напиток.
     Запах божественный: судя по всему, он добавил каких-то трав,
     - Потому я вам ничего рассказывать и не буду. ОН и так всё знает, все наши мысли, да и вы узнаете, если ОН захочет этого. ОН потешается надо мной и над вами, бог знает почему, вы очень полюбились ЕМУ. Я не могу больше ЕГО контролировать, ОН, как и сказано в древних текстах, знает многое, чего не знаю я. Я надеялся, что ОН будет меня учить и поможет мне, но ОН воспротивился моему намерению. Я не понимаю, что у НЕГО на уме и считаю своим долгом предупредить вас, чтоб вам не было уж совсем безразлично происходящее. Кстати, ваше безразличие – это тоже ЕГО рук дело. Вы бы не успокоились, пока не узнали бы, что здесь происходит, а ЕМУ этого не надо, потому ОН залез к вам в голову и приглушил ваши желания, эмоции и чувства. У вас ведь и в жизни всё выровнялось, вы сейчас как бы среднестатистический примерный человек, хотя на самом деле – вы чувствительный, страстный мужчина, потому и склонный к депрессиям и запоям, что не в силах справиться со своими эмоциями. Но посмотрите на себя сейчас: вы стали марионеткой в ЕГО руках, вы думаете, что ОН гуляет по вашему дому, как кот, но на самом деле это ОН держит нас с вами за домашних животных. Вам сейчас даже не интересно, кто это, но я всё же скажу: ОН – гомункул, маленький человечек, выращенный из моего семени по всем правилам, получившийся идеальным и разбивший мои ожидания вдребезги, как непослушный сын. Сейчас то, к чему я готовился всю свою жизнь, рушится у меня на глазах, и я не в силах ничего поделать, как только смотреть на это и ждать. Чего ждать, я не знаю, но вы будьте готовы ко всему. Что-то подсказывает мне, что я так и не увижу вожделенных плодов своей работы.
     Я молча пью чай. Ничего не меняется в моём состоянии от его речей. Но теперь, узнав про гипноз, я решаю, что это не должно мне нравиться и что это нужно исправить.
     - Но я всё-таки буду пытаться, - с мрачной решительностью продолжает старик, - если же у меня не получится, то кроме вас мне некому оставить все свои наработки. Если что-то случится со мной, вы найдёте в моём доме всё, что нужно для продолжения работы: все необходимые книги, материалы и ингредиенты.
     В его голосе слышится обречённость, подслащённая оборванными клочками надежды.
     Мы больше ни о чём не говорим, всё и так ясно. Я допиваю чай и, попрощавшись, иду домой. Это - второй раз, когда я с ним общаюсь и последний – когда вижу его живым.

                3. Гомункул

     ПРОСЫПАЙСЯ! МНЕ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ!
     Голос звучит звонко и отчётливо в моей голове: не снаружи, а именно внутри, как будто там пустая комната, и гулкое эхо отражается от стен, а точнее – от костяного свода моего черепа.
     Странное, непривычное и не очень приятное ощущение.
     ПРОСЫПАЙСЯ! – уже более повелительно, с капризными нотками.
     Моё сознание пробуждается, и вдруг на меня обрушивается забытая гамма разнообразных эмоций и чувств, как будто спала пелена, блокировавшая их всё это время – я снова живой, у меня есть желания! И… боль в груди – пульсирующая, чёрная дыра одиночества – только не это, нет!
     ТЫ САМ ЭТОГО ХОТЕЛ – словно колотушка по шаманскому бубну, звучат в голове слова. Голос юный, бодрый, энергичный.
     Я открываю глаза и, наконец, вижу ЕГО. Именно в этот момент я понимаю, как же сильно на самом деле я желал его увидеть – всё это время гонялся бы за ним по углам, ставил бы ловушки, любопытство не давало бы мне спать – если бы не эта пелена, гомункул не скрылся бы от меня. Но я больше не сумасшедший, накачанный, словно таблетками, дурманом, которым он отравлял меня, нет, я вновь такой, каким был всегда – живой, страстный, увлекающийся, и только теперь благодаря этой временной полукоме я понимаю, насколько дорога мне моя реальность – все мои ощущения, и даже эта боль – ведь всё это то, что делает меня собой, это и есть смысл и любовь, ради которой стоит продолжать жить – даже если она безответна, даже если ранит, всё равно, это лучше, чем быть бесчувственным роботом, каким ОН сделал меня.
     - Но зачем? – спрашиваю я и смотрю на него.
     Он маленький, не больше кота. Стоит перед моим лицом на подушке совершенно голый, сложив руки, смотрит на меня с вызовом. Волосы у него длинные, кожа бледная, с землистым оттенком. Глаза карие – яркие, внимательные. Пожалуй, он похож на своего создателя, но совсем юный, по человеческим меркам ему можно дать лет пятнадцать.
     - Спрашиваешь, зачем, даже не познакомившись, - говорит крошечный юноша.
     Говорит по-настоящему, а не бубном в моей голове.
     - Я Калеб.
     - Ну, моё имя тебе известно, - отвечаю я, - думаю, что ты знаешь про меня абсолютно всё. Так всё-таки, зачем?
     - Мне не нужно было шума, - объясняет Калеб, - а ты поднял бы шум.
     - Пожалуй, да. Но я и теперь могу поднять.
     - Нет, - возражает он, - теперь не поднимешь.
    Он чем-то расстроен или встревожен – я сразу этого не заметил.
     - Что случилось?
     - Пойдём.
     Мы идём в квартиру соседа, и я вижу на полу, в зале под лестницей (всё-таки она существует) его распростёртое тело, небольшая лужица крови около виска. Почему-то я даже не удивляюсь – вот теперь у меня нет никаких эмоций не из-за гипноза, а просто это было как-то ожидаемо. За период времени отлучения от всех своих привычных реакций я успел привыкнуть к существованию скрытного гомункула, странного деда и других чудес по соседству, а из того, что рассказывал мне старик, практически следовало то, чему я сейчас стал свидетелем.
     - Это ты убил его, - говорю я без тени сомнения.
     - Извини, - пожимает плечами Калеб, - я не мог допустить смерти своих собратьев.
     - Собратьев?
     - Сейчас не время, - говорит он, - тебе надо позвонить и вызвать тех, кто всё это уберёт. Скажи, что вы дружили и общались, а сегодня ты услышал грохот и зашёл посмотреть, в чем дело. Скажи, что у старика не все дома, и, если будут спрашивать – что эта лестница никуда не ведёт. Он выстроил её, потому что верил, что сможет подняться по ней на небо. У него по всей квартире латинские книги, их никто читать не умеет, а ты объясни, что он был одержим какой-то средневековой ересью.
     Я поднимаю глаза и вижу лестницу, упирающуюся в потолок.
     - Но там действительно ничего нет, - говорю я.
     - Пока для тебя лучше думать так, - соглашается Калеб, - сейчас делай всё как я сказал и проследи, чтобы никто не поднимался до конца лестницы, а потом вернись к себе домой и жди.

                4. Василиски

     Хлопоты с похоронами легли на мои плечи, потому что родственников у старика не было, но всё это окупилось с лихвой, когда меня вызвали для оглашения завещания. Оказалось, Пётр оставил всё своё имущество мне.
     Всё это время – пару недель хлопот – я не видел Калеба, даже приходя в свою новую квартиру.
     Странно, но я не испытываю особой радости.
     Стоя у запылившейся лестницы, я смотрю на потолок, в который она упирается. Безумие. Должно быть, вся эта история и вымышленные существа пригрезились мне. В комнате очень душно, и я открываю окно нараспашку.
     АНТОН, ТЫ ВНИЗУ?
     Я вздрагиваю и останавливаюсь в замешательстве. Голоса в моей голове – ну ладно, это нормально. Всё дело в голосах, нужно всё-таки сходить к врачу. Может быть, мне назначат какие-нибудь таблетки, и эта хрень пройдёт.
     А дальше – распахнувшаяся невидимая прежде дверь в потолке, громкие нечеловеческие крики, тотчас же разрушившие тишину, шелест, шум и обрушившиеся сверху существа, похожие на птиц, размером с орла, машущие костлявыми тёмно-серыми перепончатыми, как у летучих мышей, крыльями, с чёрными петушиными головами, вращающие безумными жабьими глазами, и с ними – ворвавшийся в комнату смрад: запах земли, навоза, гнили, химикатов и грязных животных. Затем из проёма в потолке высовывается гомункул и вдруг отчаянно и громко кричит:
     - Окно! Закрой скорее! Не выпускай!
     Я бросаюсь к окну, но две птицы, размахивая, будто плетями, длинными чешуйчатыми хвостами, уже вылетают наружу. Я захлопываю окно перед клювом у третьей птицы, и та со всего маху врезается в стекло, громко верещит, падает и забивается под батарею.
     Улетевшие птицы не взлетают, а пикируют вниз, словно камни, и я с ужасом наблюдаю, как, пролетев девять этажей, они ударяются об асфальт внизу и разлетаются в стороны кусками землистой плоти и чёрных перьев.
     - Почему они упали? – спрашиваю я с отчаянием.
     Калеб уже рядом, он взобрался на подоконник и печально смотрит вниз на разбившиеся тела удивительных созданий.
     - Они как древние змеи, родом из земли, - говорит он удручённо, - как и я. Никогда не чувствовал себя настоящим человеком. И они – лишь уроды, созданные для удовлетворения ничтожных человеческих нужд.
     - Каких?
     Он смотрит на меня с отчаянием.
     - Как ты думаешь? Богатство! Вот то, что было нужно моему создателю, я никогда не смог бы назвать его отцом. Он породил меня – одинокого, слишком мудрого для этого времени – да, мы, гомункулы, такие, это и в книгах сказано. Только я один мог бы поведать ему секрет философского камня – того, что он искал. Богатство и бессмертие – он надеялся получить золото и жить вечно. А эти бедные птицы! Они никогда не хотели рождаться. Их мать и их дом – глубины земли, вот почему, если их не окружить каменными стенами и если они доберутся до земли – они зароются в неё, уползут в глубину – там им комфортно, там они дома, в том чреве, из которого никогда не должны были появиться. А он хотел их сжечь.
     - Сжечь?
     - Пойдём, я покажу тебе.
     Взяв Калеба на руки, я поднимаюсь с ним на чердак. Он спрыгивает с моих рук и бежит зажигать потухшие от ветра свечи.
     Я стараюсь дышать ртом, чтобы не вдыхать ужасных запахов. Огромные змееподобные птицы уже налетались по квартире и сидят по углам.
     - Поему они вернулись сюда? – спрашиваю я.
     - Тут темно, им комфортнее, - объясняет Калеб.
     Повсюду – грязь, комья земли, навоза, какие-то застарелые скорлупки от яиц, разбитые колбы, множество ящиков, наполненных почвой. Какие-то колбочки, склянки – всё раскиданное, побитое, покорёженное. Я наступил на что-то и с отвращением увидел, что это засохшее тельце жабы – и их было много повсюду.
     - Эти жабы высиживали яйца василисков, - объясняет Калеб, - вначале их снесли черные петухи.
     - Петухи? Без куриц?
     - Да, обезумевшие откормленные петухи, он держал их взаперти для этого, а потом сварил из них суп. Он всегда так делал: использовал кого-то и уничтожал. Люди же делают так. Но это не самое страшное. Самое страшное – это дать кому-то жизнь для того, чтобы потом выпить все соки и безжалостно убить.
     - Пётр не хотел убивать тебя, - возражаю я.
     - Откуда ты знаешь? – грустно вздыхает гомункул, - Ему нужны от меня были тайны, в современном мире уже не найти и следа секретов, которые знаю я, порождение квинтэссенции семени, являющийся идеальным образом первого человека.
     - Хм, - я не очень понимаю, о чём он говорит, но с ужасом смотрю на огромный зловонный ящик, к которому он меня привёл. В нём – застарелый навоз и белые яичные скорлупки.
     - Отсюда я вышел, - говорит Калеб, - вот моя колыбель. На что мне надеяться в этом мире, если я вызрел в протухшем курином яйце посреди конских испражнений? Чего мне хотеть кроме того, чтобы хотя бы провести свои дни среди братьев, понимающих меня – этих жутких бессловесных тварей, которые мне родные лишь потому, что вышли из земли, как и я? Разве я мог отдать их на смерть?
     - Но почему Пётр хотел их убить? – спрашиваю я.
     - Потому что для этого он создал их, - отвечает Калеб и ведёт меня к огромной странного вида печи посреди чердака, - видишь эти искорёженные куски по всему полу? Это были сосуды с отверстиями, в которых росли птенцы василисков – они зрели в земле, чтобы потом, не успев вырасти, быть помещёнными в печь и сожжёнными вместе с другими ингредиентами – так получается то золото, которого искал мой создатель.
     - Но разве нет других способов? – ужаснувшись, спрашиваю я. – Ты говорил, что знаешь секреты.
     - Да, знаю, - гомункул кивает печально, садясь на толстую книгу, испачканную испражнениями, - но это не те секреты, которых искал Пётр. Все эти мрачные опыты с созданием несчастных тварей, таких, как мы – это либо тупиковые ветви обезумевших алхимиков, либо крошечная верхушка айсберга. Чтобы овладеть тайной трансмутации, не нужно столько странных манипуляций – нужна ясность и понимание, которого не было и не могло быть у Петра. Я сразу это видел, и это то, чему невозможно научить. А без этой ясности и чистоты, без страсти и свежести эмоций, без истинного бесстрашия и желания менять самого себя и свою затвердевшую животную природу на гибкость и текучесть, подобную растениям, на безграничность, подобную пространству – не будет алхимии, не будет счастья, и любое богатство окажется недолговечным.
     Моя цель рядом с Петром была – спасти своих братьев от смерти, потому что я знаю, что это неправильно. Но я по сути своей – слуга, хотя порой могу быть мудрее своего хозяина. Поэтому я выбрал тебя, и в тебе есть всё то, чего я жаждал видеть в человеке, которому поведаю древние тайны.
                Эпилог 
     Я останавливаю машину посреди поля и по одному достаю из багажника шевелящиеся мешки, из которых доносятся приглушённые недовольные крики, отдалённо напоминающие куриное кудахтанье. Аккуратно складываю их на землю и развязываю.
     Мы с Калебом смотрим, как под лунным светом василиски зарываются в землю: они, хотя и подобны птицам, рождённым летать, не смогли преодолеть тяги к тому, откуда вышли.
     Одно из созданий не спешит покидать нас. Поклевав землю, оно, громко шелестя своими кожистыми крыльями, взлетает и садится мне на плечо. Калеб радуется, как ребёнок, хлопает в ладоши.
     - Братишка! – восклицает он. – Я не буду один, он останется с нами.
     - Ты и так не один, - говорю ему я.
     Он поднимает на меня взор, полный надежды: он не такой как они, рождённые с помощью магии от содомии сбесившихся петухов, он – всё-таки СЫН ЧЕЛОВЕКА, пусть не достаточно доброго, но вполне мудрого, способного сотворить то, на что, как я прежде считал, способен лишь бог – подобное себе существо иным, нечеловеческим способом.
     И мы теперь с ним неразрывно связаны. В тот день, когда он вошёл в мою дверь, сломав замок старых разрушительных сценариев, я будто заново родился. Я больше не чувствую чёрной и болезненной дыры в своей груди, и это – благодаря ему.
    Теперь в наших планах - сотворить нечто более совершенное, чем мы сами, тогда, возможно, начнётся новый мир и новая жизнь, в которой наши василиски вылетят из земли и устремятся в небо, когда волшебные существа вновь, как в древние времена, заполонят землю и начнут жить вместе с людьми, когда Великие Боги вернутся, чтобы помогать. Может быть, в тот чудесный день Воскресения и моя Наташа поймёт, что казавшееся ей ужасным – на самом деле светлое и прекрасное, неоднозначное и противоречивое, как любой акт творения, она вернётся ко мне, чтобы любоваться новым миром, совершенству которого не будет конца.

                15 октября 2019 г.