Планета Целина

Александр Плетнев
Что такое – целина? Новое поколение россиян, возможно, впервые услышит это слово, люди постарше вспомнят освоение целинных и залежных земель в пятидесятые годы прошлого столетия.
В различных словарях это слово определяется примерно так:

Целина - не подвергавшаяся обработке, никогда не паханная земля, обычно покрытая естественной степной,  луговой растительностью или кустарником. Слово целина происходит от общеславянского слова целый. Особенно популярным и распространенным в русском языке оно стало в середине 50-х гг. XX в. после постановления Февральско-мартовского пленума ЦК КПСС 1954 г. Тогда было решено освоить целинные и залежные (то есть давно не паханные и не обрабатываемые) земли в южных и в восточных районах СССР, чтобы увеличить производство зерна в стране.

Целина; — собирательное название слабоосвоенных (из-за нехватки населения), но плодородно-богатых земельных ресурсов, прежде всего в Казахстане (государственная программа увеличения продовольствия страны через освоение Целины в 1950-е — 1960-е). Также были определены районы целины в Поволжье, Сибири, на Украине, Урале и Дальнем Востоке.
Термин приобрёл широкое распространение в СССР именно с 1954 по 1960-е годы, когда проводилось массовое освоение целины.
Общая площадь новых земель — 43 миллиона га (из них ныне на территории Российской Федерации — 16,3 миллиона)[https://ru.wikipedia.org/wiki/#cite_note-PR1-11].

Давайте теперь разбираться, как осваивались земли Северного Казахстана.

Моя бабушка родилась вместе с  XX веком и свое детство провела в казачьей станице, которая располагалась на левом берегу р.Уй и называлась по русски красиво - Березовская (на карте отмечена тремя восклицательными знаками). Казалось бы, откуда в Казахстане казаки?  Мы привыкли, что казаки бывают запорожские, донские, кубанские, но, почему-то, забываем про уральских и оренбургских.
Посмотрим старую карту тех мест. На восток от Оренбурга и до Троицка поселения, названия которых  чисто русские: Георгиевский, Константиновский, Ольгинский, Николаевский. Все стоят на левом берегу реки Аять. На правом никаких поселений нет, только названия озер: Узян-куль, Кос-куль. Куль…, куль…
А на левом берегу реки Уй Александровский, Натальинский, Владимирский, Кулевчинский, Алексеевский, Кирилловский. Варваринский на р. Тогузак. Названия с одним и тем же окончанием  «ий» – т.е. укрепление или редут. Далее на восток от Березовской -  Крутоярский, Луговой, Подуровский, Усть-Уйская –на р. Уй..  По рекам Аять, Уй и Тогузак проходила граница с Казахстаном. От Усть-Уйской граница уже шла по р.  Тобол.

После отмены крепостного права правительство России столкнулось с проблемой нехватки земли у крестьян и стало разрабатывать законы о наделении их землей в отдаленных районах империи - в Сибири, на Алтае и в Казахстане.
По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского, с 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье", действовавшие до 1883 г. Согласно "Правилам" , земли, занимаемые казахскими кочевьями, были признаны государственными и предоставлены казахам в общественное пользование. Переселенцам предоставлялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей.
В начале 1870-х годов началось планомерное переселение малоземельных русских и украинских крестьян в Казахстан.
Переселенцы оседали по казачьим станицам а затем С конца 70-х до середины 80-х годов часть переселенцев оседала по казачьим станицам, и арендовали земли у казахов. Дело в том, что согласно «Уставу об управлении инородцами» 1822 г. запрещалось самовольно селиться на землях, отведенных под т.н. "жайлау" - места,  удобные для летнего содержания скота, пастбища для скота. Однако аренда земель на основе договора с казахскими общинами допускалась. Крестьяне, осевшие на  русской стороне границы арендовали небольшие участки земли, производили запашку земли и убедившись в том, что земля плодородна и дает хорошие урожаи, брали большие участки в долгосрочную аренду и вызывали с родины земляков. Стоит заметить, что толщина черноземного слоя в некоторых местах достигала 6-8 вершков (один вершок -4.4 см.).

Бабушка рассказывала такой случай, произошедший еще до  большевистского переворота. Обычное дело, русские хлопцы из Березовской подрались с казахской молодежью. До смертоубийства не дошло, но разбитые носы с обоих сторон были. Приехал их, казахский староста. Как по-казахски его должность называлась не знаю, возможно и бабушка тоже не знала, поэтому и придумывать не буду. Он привязал одного из русских  парней к лошади и утащил в степь. Почему его не отбили, не знаю, наверное казах был в своем праве. А русского старосты в то время в Березовской не было, он был в отъезде. Вечером, когда он вернулся, ему сообщили о происшествии. Староста поехал к «киргызам»  разбираться. Понятное дело, человек облеченный какой-то властью, поехал без всякой опаски. Оказалось, что «киргызин» подвесил этого парня за руки и он какое-то время так и висел. «Начальники» нашли общий язык (уж не знаю, заплетались у них после этого языки или дело ограничилось денежными рассчетами), но русский староста привез этого парня в Березовскую! Подчеркиваю, что этот бабушкин рассказ я слышал лет сорок-пятьдесят назад, и передал читателю ничего не  прибавив.
Но, основная колонизация этих мест началась в первом десятилетии двадцатого века по т.н. "столыпинской реформе".

Вот как описывает процесс переселения крестьян в начале века Костанайский историк П.А.Черныш в книге "Федоровский район вчера и сегодня. Костанай, 2015 г. с. 58-59):
"Большей частью шли на новые места многосемейные с большим числом работников, в основном относительно молодые, в то время как старики оставались дожживать век на своей родине... В уезде появились представители около 40 губерний. Считалось, что выходцы из Полтавской, Черниговской, Киевской, Харьковской губерний имели средний достаток. В Банновку переселенцы привезли 381 лошадь, 75 быков, 118 коров, 146 овец и коз, 121 плуг, 174 бороны, 230 телег. Это богатство (а другого то и не было) принадлежало 209 семьям, прибывшим сюда в 1903 году (116 семей) и в 1904 году (97 семей). В первый же год проживания построенным жильем обзавелось 115 семей, а остальные бедовали во времянках - вырыли землянки и построили шалаши, 201 хозяйственную постройку. Уже на месте 135 дворов приобрели скот, в т.ч. 115  лошадей, 206 быков и 128 коров. Сто дворов исело свою землю (надел) и засеяло 429 десятин ее, кроме того 56 семей взяло у казахов 398 десятин в аренду".
По реформе переселенцу полагалось 200 бревен и 50 жердей на двор, 20 бревен на баню, 60 - на ригу.
Описываемый поселок находился в 45 верстах от казачьего поселкового правления Березовский, в 76 километрах от г. Кустаная, и в 105 км. от ближайшей станции Щумиха Западно-Сибирской   железной дороги. Правда, в 1911 году было открыто железнодорожное сообщение между Челябинском и Троицком, а в декабре 1913 года поезда стали доходить и до Кустаная.
 




Продолжение будет