Екатерина. Самозванцы

Галина Жеглова
«Что русскому хорошо, то немцу – смерть.»

Было дело, я зарекалась высказываться о событиях в многострадальной отечественной культуре. Потому как сказать что-то хорошее зачастую невозможно, а лить постоянные потоки грязи – на то есть вышестоящие инстанции. Но иной раз даже я не могу пройти мимо отдельных происшествий. Таковым стал выход 3 сезона псевдоисторического сериала «Екатерина» под названием «Екатерина. Самозванцы». Сразу говорю -  будет много букв.

О сюжете.

Зачем вообще сняли этот мидквел – дело пятое. В нашем кинематографе логикой мало кто блещет. «Екатерина. Взлёт» уже показал зрителю разрыв Екатерины с Григорием Орловым и её венчание с Потёмкиным, открытие памятника Петру первому, обе женитьбы Павла Петровича, а тут вдруг – «Самозванцы». Где все пока живы, интригуют и изменяют, как ни в чём не бывало, да ещё сверху - восстание Пугачёва, претензии на русский трон самозваной дочери Елизаветы Петровны, и война с Османской империей... 

Ну ладно, - думаю, - может быть, так надо: снять дерьмовый сиквел, чтобы потом забацать мидквел и замолить грехи прошлого… 
 
В «Самозванцах» сценаристу Арифу Алиеву отрядили двоих компаньонов: Андрея Иванова и Ивана Заваруева. И втроём они заварили такого, что и вспомнить страшно. А вернее – стыдно.

По итогу в третьем сезоне сгрудилось всё самое отвратное, что я приметила во втором. Повествование хаотичное; батальные сцены позорные в своей ущербности; авторы зачем-то сразу загоняют на арену кучу героев, про которых планомерно забывают к концу. Какие-то институтки-смолянки, послы-интриганы, слуги-предатели и служанки-мученицы, - все чего-то хотят и умирают (или тупо сдаются) на полпути к своей цели. Интриги Натальи Алексеевны (первой жены цесаревича Павла) против Екатерины похожи скорее на школьный саботаж против училки по математике. Но вся эта бредятина подаётся с такой серьёзностью, что сидишь и думаешь: а почему мне не могут выделить несколько миллионов? Я бы такую историю запилила, не хуже «Самозванцев»!

Сериал выставил почти всех русских людей того времени полнейшими скотами, среди которых прямо-таки на вес золота хоть чуть-чуть думающий человек. Крестьяне заняты землёй, урожаем и готовы с потрохами продаться тому, кто краше пообещает лучшую жизнь. Казаки – немытые чуханы, режущие как свиней и друг друга, и простых людей, а своего командира радёшеньки выдать, как только он им покажется «не вполне казаком». Простые слуги страдают от идиотов-хозяев, которые могут их оговорить, изнасиловать или убить (а то и всё вместе). Дворяне мечтают подкатить к Екатерине и выклянчить побольше милостей, а сама она не может ничего решить без Потёмкина, хочет в кровать нового полюбовника, а ещё – родить законного наследника. Видимо, сами авторы не совсем понимают, в чём суть кодекса чести. Иначе постеснялись бы такое и писать, и снимать.

Отношения сериальных Екатерины и Потёмкина в основном сводились к следующему: «Кать, отпусти на войну: турки вон распоясались, поеду шашкой помахать!» – «Нет.» - «Кать, отпусти на Юг, поеду города строить, без меня никак.» - «Нет. Я тебе вон островок прикупила на Неве – иди там в свои городки играй. А ещё лучше - пошли в кроватку: законных наследников делать!» - «В смысле «законных»?! А Павел Петрович?» - «Так, ты тут императрица?! Я сказала, значит пошли!». В итоге Потёмкин всё равно рванул на Юга, а Катя пошла по…нет, не по проституткам, а по братьям Орловым. На её счастье, их там много…

О персонажах.

Екатерина выглядит в глазах зрителя хуже некуда. Известно, что императрица была единственной из правящих женщин на русском троне, тративших большую часть времени на работу – слуги не успевали очинять перья и заполнять чернильницы, когда она сама разрабатывала прожекты и законы. В правление Екатерины раскрылся талант Фонвизина, Суворова и многих других, а сама она стремилась стать просвещённым монархом. В сериале же её то тревожат взаимоотношения с Потёмкиным, то она боится переворота, то подумывает об Алексее Орлове, старший брат которого сошёл с ума не без её участия. И вместо многогранной Екатерины я увидела только непоследовательного персонажа, - плод отвратной драматургии и посредственной игры Александровой, которая становится тем хуже, чем старше становится сама Марина. Nuff said, как говорится…

Повеселили меня, кстати, и отзывы зрителей, полные негодования относительно постельных сцен. Мол, срамота, что они там наснимали: императрицу-нимфоманку, девок голых, колебательные движения на перинах и сеновалах да прочее непотребство.

Ну да, ну да, они ж там в 18 веке почкованием размножались, поди…Ханжи вы мои разлюбезные…

Ни для кого не тайна, что Екатерина была не просто влюбчивая, но любвеобильная донельзя женщина. Я пару лет назад прочитала одну историю - дословно повторить уже не смогу (годы берут своё как-никак), но суть расскажу. В общем, императрица ехала то ли в Петербург из Москвы, то ли возвращалась с Юга после инспекции деятельности Потёмкина, и заехала по пути в имение знакомых дворян: заночевать, отдохнуть с дороги, сменить лошадей и так далее. Вышла она ночью из своей спаленки и увидела молодого истопника с дровишками в руках. Спросила, что это он там делает. Он отвечает, что мол, обогревает дом, дрова подкидывает в печи. Она ему говорит: «Пойдём-ка, батенька, я тебе покажу, как надо греть твою императрицу!». А наутро из опочивальни вышел некий граф Теплов с пожизненным дворянским титулом, имением и тысячей душ крепостных. Во как. Поэтому создатели «Самозванцев» даже поскромничали, показав Катю в пелёнках только с Потёмкиным да Алексеем Орловым. 

Потёмкину в исполнении Яглыча не хватает только ангельских крыльев да нимба над треуголкой, честное слово. Ну есть же дневники/очерки наиболее примечательных исторических деятелей, из которых вполне себе ясно, что реальный Григорий Потёмкин был жук ещё тот. Поскольку Екатерина оказалась слаба на перед…эм, отличалась повышенной влюбчивостью, Гриша смекнул: если не можешь противостоять кипежу, – возглавь его. И стал планомерно подкладывать на перины к стареющей императрице своих адъютантов: молоденьких, умненьких, а главное – преданных ему. Так он контролировал положение дел при дворе, не ссорясь с Катрин. Плюс доказанный факт – гарем племянниц, обитающий во дворце Потёмкина. Кто не в курсе – сердобольный Гриша пригласил пожить у себя дочерей своей сестры и по мере их взросления брал в полюбовницы. Потом выгодно выдавал замуж. В этот замес попал даже дед писателя Льва Николаевича Толстого: «Про деда я знаю то, что, достигнув высоких чинов генерал-аншефа при Екатерине, он вдруг потерял свое положение вследствие отказа жениться на племяннице и любовнице Потёмкина Вареньке Энгельгардт. На предложение Потёмкина он отвечал: „С чего он взял, чтобы я женился на его б…“». Так-то. А в «Самозванцах» Потёмкин весь из себя правильный, помогает Катеньке принимать исключительно мудрые и милосердные решения да восхищает даже недругов рациональностью и талантами – чудо, а не мужик. Никаких интриг, никаких многоходовочек. Просто служивый с чистой душой, которого судьба занесла под нижние юбки к императрице.

Вообще, почти все персонажи третьего сезона меня расстроили. Даже герой Паши Табакова – цесаревич Павел Петрович, стараниями своей супруги и лучшего друга на протяжении сезона отращивающий красивые ветвистые рога. Лицезреть игру Паши Табакова – одно удовольствие. Потому что ни эстетического удовлетворения, ни какой-либо другой пользы она, увы, не приносит. Паше надо учиться, учиться и ещё раз – туда же. Пока Табаков-младший уверенно идёт проторенной дорожкой Александра Петрова – играет себя. Везде. Даже в камзоле и среди исторических интерьеров.
Я обещала не касаться в этой статье предыдущих сезонов, но не могу сдержаться и не упомянуть ещё одного персонажа, которого создатели смачно заплевали от треуголки до кюлот. Настоящий Григорий Орлов, фаворит и сподвижник императрицы, действительно поехал кукухой и впал в детство. Но из-за того, что умерла его молодая жена, с которой он душа в душу прожил четыре года вдали от Катьки и её любовников. В сериале же Гришин поезд тронулся от платформы из-за того, что он, блин, стал импотентом. Ещё во втором сезоне перепробовав кучу способов «вернуть солдатика на пост», Гриша претерпел крах, был вышвырнут с Катиных перин, начал бузить, окончательно лишился монаршей милости и сдвинулся. Так бортануть важнейшего сподвижника Екатерины, чтобы протащить выдуманного сценаристами почти святого Потёмкина-Яглыча, - это, конечно, аплодисменты…

Про самозванцев: Пугачёва и Тараканову, собственно, и говорить нечего, потому что их линии цедили в час по столовой ложке, и дело раскочегарилось ближе к концу, когда из-за скуки и дебилизма повествования я уже готова была улететь на жопной тяге на Плутон.

Артур Иванов в роли Пугачёва щеголял с окровавленной шашкой и бородёнкой, словно токмо из барбершопа. Это, блин, даже не смешно… Первоначально он лихой такой казак, рубит врагов, берёт крепость за крепостью, накалякал такие указы, от которых у Екатерины-Александровой чуть шиньон не съехал на сторону, семью свою не тронул и экранными зверствами не отличался. А к финалу авторы, видимо, спохватились, что бунтовщики лучше императрицы смыслят в тяготах жизни народа, и давай их в дерьме обмазывать. И войско-то у Емельки деморализованное, и режет он всех, кто под руку попадётся, а в решающий момент психует да уходит в закат. Ушёл он конечно феерично, почти как Ельцин 31 декабря 1999. Сами, мол, разбирайтесь, а мне надоело всё. Даром, что почти до Москвы дошли. И в конце приходит преподобная Катенька, со слезами перечисляет его грехи да зверства: какой он такой-сякой. А я сижу и офигеваю, когда Екатерина рассказывает, что Пугачёв свои раны мазал нутряным салом командира павшей крепости, и всё в таком вот духе. Почему бы хоть часть из этого не показать, или не упоминать чаще в разговорах других героев? Тогда отношение к герою будет соответствующее с самого начала. Россказни Екатерины поступили с большим опозданием. Впечатление о герое уже сформировано. И оно не самое плохое. На курсах сценаристов этому учат. Да что на курсах – даже в книгах по сценарному мастерству про это пишут. Вот так твистовать ради того, чтобы просто твистовать в последних трёх сериях – некрасиво это. Очень некрасиво.
 
«Но было же что-то хорошее…»

Безусловно. Актёрская игра некоторых сабжей, отменная работа художника по костюмам, достойный выбор локаций для съёмок, великолепная операторская работа, сочная передача атмосферы придворного великолепия того же Неаполя.

Это уже вкусовщина, но мне понравился Суворов. И во втором сезоне, и в «Самозванцах». Игорь Балалев очень-очень неплох, можно даже сказать, убедителен: военная форма ему идёт, в антураже походных шатров он смотрелся внушительно, а его голос – просто чудо. Тем, кто ныл, что Суворов-де, не похож, советую присмотреться к «виновнице торжества» - похожа Александрова на императрицу Екатерину? А Яглыч на Потёмкина? Ну и не надо мне тут.

Когда Григорий Орлов появился в третьем сезоне уже совершенно поехавшим, у меня прямо сердечко защемило. Сергей Марин, заменивший Сергея Стрельникова в этой роли ещё во втором сезоне, блестяще сыграл сломленного человека: то Орлов был эдакий ураган, сжимающий Катю в объятиях так, что китовый ус корсета трещал, а теперь живёт во дворце в Гатчине, забыл, что у него есть сын, макеты зданий принимает за игрушки и радуется, как дитя (Паша Табаков, тебе полезно будет пересмотреть!).

Артём Алексеев в образе страстного, но всё-таки порядочного Алексея Орлова – это тоже ложечка золотистого медка в бочке отборного дёгтя сериального маразма. Алексеев великолепен во всём: от постельных сцен до эпизодов, требующих натуральных слёз и демонстрации внутренних переживаний. Молодец. Вот, молодец.
Мне всё-таки понравилась линия княжны Елизаветы Таракановой.

Её сотоварищи – польские дворяне Казимир и Михал Огинские (Михал, кстати, и создаст потом тот самый полонез) вначале просто образцы того, какими должны быть аристократы и патриоты. А потом авторы берут и делают их крысами, и не просто крысами, а тупыми крысами, которые кидают Елизавету, поведясь на заведомо ложные обещания. Тут та же тема, что и с Пугачёвым. Как зритель я не верю в подлость этих персонажей, потому что серий эдак десять-одиннадцать нам показывали настоящих друзей, от взаимовыгодных отношений переходящих к бескорыстной и даже жертвенной дружбе. Нет, у создателей опять не вышло убедительно твистануть. Вместо этого они просто скомкали в очередной раз очередную добротную сюжетную линию.

Ангелина Стречина чудо как хороша в образе Елизаветы Таракановой, хотя её героиня оказывается канонной дурочкой, как и большинство женских персонажей в историях, которые пишут сценаристы-мужчины (Привет тебе, Борис Акунин, и твоему «Турецкому гамбиту»!). В трещину сюжетной линии Таракановой авторы беспощадно вмазывают лавстори с Алексеем Орловым, посланным Катенькой в Неаполь с целью выцарапать оттуда самозванку и отбуксировать в Петербург. История любви Елизаветы и Алексея – это какие-то сопли с сахаром. Внутри меня боролся язвительный скептик и умытый слезами умиления романтик. Потому что с одной стороны, бред полный и слишком сладенько. А с другой – ну, драматично же. И как они сыграли оба! Ангелина Стречина и Артём Алексеев – наверное, единственные два актёра из всей плеяды любовников этого сериала, которые смотрели друг на друга хоть с какой-то химией в глазах.

По итогу самозванку очень жалко, потому что Стречина отработала образ хорошо, а законная императрица бесит ещё больше, потому что играет Александрова плохо. Фу такой быть.

Итого.

Вот и получается, что вытянули сценарный маразм операторская работа, работа художников по костюму и актёрский талант тех, кто привык по-настоящему работать: Алексеев, Балалаев, Иванов, Марин, Стречина, Томников и другие не такие широко известные лицедеи, как Александрова, Яглыч или Табаков (ахахахаха Павлик Табаков – артист ахахахаха).

Тотальный мискаст, как выяснилось, не самое страшное для «Екатерины». Бог с ними, с париками. Ладно уж – приврали кое-где историю, ну, бывает, чтобы позрелищнее было. Но экономить на батальных сценах? Строчить как из пулемёта проходными действующими лицами? Хаотично метаться по повествовательной канве? ... Какой пассаж. Надо же оценивать свои силы. Если бы сценаристы не стремились наморщить мускулы седалища так отчаянно и вместо 16 серий выдали 8, но динамичных, с логичными поступками персонажей и закрученным конфликтом на исторической основе, то у «Самозванцев» были бы все шансы поплевать в «Великую» с Первого канала. (Хотя там, конечно, тоже нафигачили той ещё дури.)

Краем ушка я слышала, что в эфире передачи «Привет, Андрей» от 2 ноября сего года кто-то заикнулся о возможном выходе четвёртого сезона. Этот факт глубоко печалит, но если дадут денег, то киноделы засучат рукава и возьмутся за своё чёрное дело. Александровой опять наштопают платьев, и в кадре будет происходить тотальная в своей безалаберности дичь, а всё потому…Да потому что она тут императрица и всё решает, вот почему!
 
За этой же статейкой, но с картинками - тык сюда https://galka-zheglova.livejournal.com/5564.html