65 лет назад, 1 сентября 1953 года начались занятия в главном здании МГУ
История проектирования и возведения главного здания МГУ, как и всего университетского комплекса на Ленинских (ныне Воробьевых) горах, неотделима от истории отечественной государственности, образования, науки, а также от истории столичной архитектуры.
Зарождение в 1917 году первого в мире социалистического государства и последовавшее в 1918 году наделение Москвы столичными функциями поставило перед руководством страны задачу – радикально обновить и благоустроить главный город, сделав его витриной молодого советского государства. В рамках достижения этой цели, было принято давно назревшее решение о начале строительства московского метрополитена, а также решение о дальнейшем развитии Москвы преимущественно в Юго – Западном направлении, вдоль Москвы – реки.
При этом, нельзя не отметить и того, что вектор тогдашней градостроительной политики, равно как и всей советской культуры, всецело определялся настроениями новой: идейно - устойчивой, однако, одержимой постреволюционной жаждой разрушения символов поверженного режима, партийной и творческой элитой.
Результатом этого, в частности, стало массовое уничтожение по всей стране множества ценнейших памятников архитектуры, к которым тогда могли быть причислены лишь здания, построенные не позднее 1825 года. Например, снос 5 декабря 1931 года храма Христа Спасителя, с 1858 года являвшегося высочайшим (103 м) зданием Москвы. На месте снесенного храма, по победившему в международном конкурсе проекту архитектора Б. Иофана, грубо попирая связь времен и хамовито доминируя над архитектурным ансаблем московского Кремля, на высоту 415 метров должно было взметнутся исполинское здание Дворца Советов, строительство которого было начато в 1937 г. и навсегда остановлено с началом Великой Отечественной Войны.
Обусловленный Великой Отечественной Войной, поворот общественных настроений: от жесткой конфронтации с прошлым к поступательному движению в будущее, от непримиримого классового межевания, к единению во имя спасения Отечества, нашел свое отражение во всех сферах советской внутренней политики и культуры. Апофеозом данного поворота можно считать то, что в 1943 г. песня французских революционеров – разрушителей - «Интернационал» уступила место государственного гимна гениальному творению С. Михалкова, Э. Регистана и А. В. Александрова, воспевающему не болезненно – деструктивную конфронтацию с прошлым, а созидательную устремленность в будущее.
Послевоенная советская столица нуждалась в обновлении. Актуальным уже виделось создание изящно дополняющего окружающую застройку и, таким образом, воплощающего в себе неразрывную связь времен, комплекса из семи (по числу холмов, на которых стоит столица) высотных зданий, образующих уникальный силуэт города. Данная идея получила развитие в принятом 13 января 1947 г. Советом Министров СССР по предложению И. В. Сталина постановлении «О строительстве в Москве многоэтажных зданий».
Ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 г., последовавший через несколько недель ввод в эксплуатацию первого в мире компьютера (ЭНИАК), могущего заменить 30 - 50 тысяч вычислителей, немедленно использованного для расчетов параметров первых образцов термоядерного оружия, со всей ясностью показали, что необходимым условием выживания СССР являлся скорейший научный, технологический и промышленный прорыв. Данный прорыв был немыслим без многочисленной армии высококлассных ученых и инженеров, а следовательно, без создания новых и расширения существующих высших учебных заведений. В том числе, МГУ. В период с 1945 по 1956 годы численность советских студентов возросла в 2,7 раза: с 0,73 до 2 млн. чел., а на образование тратилось 12,3% государственного бюджета СССР.
К началу 1947/1948 учебного года разбросанные по всей Москве корпуса главного университета страны были сильно перегружены. 15 марта 1948 года на заседании Политбюро было принято постановление, согласно которому в течении 1948 - 1952 годов должно было быть построено новое здание университета, высотой не менее 20 этажей. Университетская высотка должна была вмещать 23 общих лекционных и 125 групповых аудиторий, 350 учебных и 350 научных лабораторий, а также отдельные жилые комнаты для каждого из 5200 студентов и 750 аспирантов, квартиры для профессоров, продуктовые магазины, бассейн, парикмахерские и прочие объекты необходимой инфраструктуры.
Работы по проектированию высотки вела группа архитекторов во главе с Л. Рудневым. Фундамент и каркас главного здания МГУ разрабатывал будущий создатель Останкинской телебашни инженер Н. Никитин. Предложенные им принципиально новые технические решения позволили возвести в сложных грунтовых условиях здание переменной этажности.
К концу марта 1948 года было завершено рытье котлована и 12 апреля тоже же года был торжественно заложен первый камень в основании главного корпуса МГУ.
Тогда же куратором строительства главного здания МГУ стал глава СНК Л. П. Берия. По его инициативе с завершенных объектов атомного проекта на строительство университетской высотки были направлены военно – строительные части, а также заключенные лагерей ГУЛАГа, труд которых использовался на этапе проведения отделочных работ, а также на последующем этапе возведения других зданий университетского комплекса.
В полдень 1 сентября 1953 года для студентов механнико – математического, геологического и географического факультетов МГУ начались занятия в новом здании.
В это же время рядом с университетской высоткой началось возведение комплекса зданий для других факультетов МГУ. Развитие университетского комплекса продолжается и в наши дни. Одной из последних вех этого развития можно считать недавнюю сдачу в эксплуатацию станции метро «Ломоносовский проспект».
Введенное в эксплуатацию 65 лет назад, главное здание МГУ до 1990 года являлось высочайшим – 183,2 м (со шпилем -250м ) зданием Европы и до возведения в 2005 г. в районе станции метро «Сокол» жилого комплекса «Триумф – Палас» –высочайшим зданием Москвы. В настоящее время высотка МГУ остается современным, удобным, любимым студентами и преподавателями зданием, воплотившем в себе классические критерии красоты: симметрию и золотое сечение. Также, безусловно, высотка МГУ - пожалуй, лучший архитектурный символ трудного и по – своему счастливого, овеянного особым энтузиазмом, послевоенного времени, символ возрождения страны.
Газета обнинского отделения
КПРФ "За социализм" 2018, №9.