Символ возрождения страны

Николай Якушкин Обнинск
65 лет назад,  1 сентября 1953 года начались занятия в главном здании МГУ
   
История проектирования и возведения главного здания МГУ, как и всего университетского комплекса на Ленинских (ныне Воробьевых) горах, неотделима от истории отечественной  государственности, образования,  науки, а также от истории   столичной архитектуры.

Зарождение в 1917 году первого в мире социалистического государства и последовавшее в 1918 году  наделение  Москвы столичными функциями поставило перед руководством страны задачу  – радикально обновить и благоустроить главный город, сделав его витриной молодого советского государства. В рамках достижения этой цели, было принято давно назревшее  решение о начале строительства московского метрополитена, а также решение о дальнейшем  развитии Москвы  преимущественно в Юго – Западном направлении, вдоль Москвы – реки. 

При этом, нельзя не отметить и того, что вектор тогдашней градостроительной политики, равно как и всей советской культуры, всецело  определялся настроениями  новой: идейно - устойчивой, однако, одержимой постреволюционной жаждой разрушения символов поверженного режима, партийной и творческой элитой.

Результатом этого,  в частности, стало  массовое   уничтожение по всей стране  множества ценнейших памятников архитектуры, к которым тогда могли быть причислены лишь здания, построенные не позднее 1825 года. Например, снос 5 декабря 1931 года храма Христа Спасителя, с 1858 года являвшегося  высочайшим (103 м) зданием Москвы.  На месте снесенного храма, по победившему в международном конкурсе проекту архитектора Б. Иофана, грубо попирая связь времен и хамовито доминируя над архитектурным ансаблем московского Кремля, на высоту 415 метров должно было взметнутся исполинское  здание Дворца Советов, строительство которого было начато в 1937 г. и навсегда  остановлено с началом Великой Отечественной Войны.

Обусловленный  Великой Отечественной Войной, поворот общественных настроений: от жесткой конфронтации с прошлым к поступательному движению в будущее, от непримиримого классового межевания, к единению во имя спасения Отечества, нашел свое отражение во всех сферах советской внутренней политики и культуры. Апофеозом данного поворота можно считать то, что в 1943 г.  песня французских  революционеров – разрушителей  -  «Интернационал» уступила место государственного гимна гениальному творению С. Михалкова, Э. Регистана и А. В. Александрова, воспевающему не болезненно – деструктивную конфронтацию с прошлым, а созидательную устремленность в будущее.

Послевоенная советская столица нуждалась в обновлении. Актуальным уже  виделось создание изящно дополняющего окружающую застройку и, таким образом, воплощающего в себе неразрывную связь времен, комплекса из семи (по числу холмов, на которых стоит столица)  высотных зданий, образующих уникальный силуэт города. Данная идея получила развитие в принятом 13 января 1947 г.  Советом  Министров СССР по предложению И. В. Сталина постановлении  «О строительстве в Москве многоэтажных зданий».
 
Ядерные бомбардировки Хиросимы  и Нагасаки в августе 1945 г., последовавший через несколько недель  ввод в эксплуатацию первого в мире компьютера (ЭНИАК), могущего заменить 30 - 50 тысяч вычислителей, немедленно использованного для расчетов параметров первых образцов термоядерного оружия, со всей ясностью показали, что необходимым  условием выживания СССР являлся скорейший научный,   технологический и  промышленный прорыв. Данный прорыв был немыслим без многочисленной армии высококлассных ученых и инженеров, а  следовательно, без создания новых и расширения существующих высших учебных заведений. В том числе, МГУ. В период с 1945 по 1956 годы  численность советских студентов возросла в 2,7 раза: с 0,73 до 2 млн. чел., а  на образование тратилось  12,3%  государственного  бюджета СССР.

К началу  1947/1948 учебного  года разбросанные по всей Москве корпуса главного университета страны были сильно перегружены.  15 марта 1948 года на заседании Политбюро было принято постановление, согласно которому в течении 1948 - 1952 годов должно было быть построено новое здание университета, высотой не менее 20 этажей. Университетская высотка должна была вмещать 23 общих лекционных и 125 групповых аудиторий, 350 учебных и 350 научных лабораторий, а также отдельные  жилые комнаты для каждого из  5200 студентов и 750  аспирантов, квартиры для профессоров, продуктовые магазины,  бассейн, парикмахерские и прочие объекты необходимой инфраструктуры.

Работы по проектированию высотки вела группа архитекторов во главе с Л. Рудневым. Фундамент и каркас главного здания МГУ разрабатывал будущий создатель Останкинской телебашни инженер Н. Никитин. Предложенные им принципиально новые технические решения позволили возвести  в сложных грунтовых условиях здание переменной этажности.

К концу марта 1948 года было завершено  рытье котлована и  12 апреля тоже же года был торжественно заложен первый камень в основании главного корпуса МГУ.

Тогда же куратором строительства главного здания МГУ стал глава СНК Л. П. Берия. По его инициативе с завершенных объектов атомного проекта на строительство университетской высотки были направлены военно – строительные  части, а также заключенные лагерей  ГУЛАГа, труд которых  использовался на этапе  проведения отделочных работ, а также на последующем этапе возведения других зданий университетского комплекса.

В полдень  1 сентября 1953 года для студентов механнико – математического, геологического и географического  факультетов МГУ начались занятия в новом здании.

В это же время рядом с университетской высоткой началось возведение комплекса зданий для других факультетов МГУ. Развитие университетского комплекса продолжается и в наши дни. Одной из последних вех этого развития можно считать  недавнюю  сдачу в эксплуатацию станции метро «Ломоносовский проспект».

Введенное в эксплуатацию  65 лет назад,  главное здание МГУ до 1990 года являлось высочайшим – 183,2 м  (со шпилем -250м ) зданием Европы и до возведения в 2005  г.  в районе станции метро «Сокол» жилого комплекса «Триумф – Палас» –высочайшим зданием Москвы. В настоящее время высотка МГУ остается современным, удобным, любимым студентами и преподавателями зданием, воплотившем  в себе  классические критерии красоты: симметрию и золотое сечение.  Также, безусловно, высотка МГУ - пожалуй, лучший архитектурный символ  трудного и по – своему счастливого, овеянного  особым энтузиазмом,  послевоенного времени, символ возрождения страны.

Газета обнинского отделения
КПРФ "За социализм" 2018, №9.