Заметки про жизнь сельскую

Дарья Калимуллина
В старых советских фильмах, в которых показывается сельская жизнь, работа сельхозников всегда романтизируется. И доярки у них в белых халатах и белых косыночках по ферме ходят, и коровы весело хвостами машут. Посмотришь на это приукрашивание реальности и улыбаешься грустно.

  Говорит мне как-то наш редактор: «Нужно для статьи сменить профессию корреспондента на профессию доярки. А то мы про них пишем-пишем. Надо самим попробовать себя на их месте». И нахлынули тут на меня воспоминания. Работала я когда-то давно в одном большом хозяйстве ветеринарным врачом. И по долгу службы, само собой разумеется, я знаю «кухню» животноводства изнутри. И иногда нам – врачам и зоотехникам – приходилось и в роли доярки, и телятницы и скотника работать.
  На селе вариантов выбора работы – кот наплакал. А для женщины работа дояркой даёт хоть какой-то заработок. Может не всегда стабильный – иногда при задержке зарплаты и на работу не выйдешь, но руководство мигом деньги найдет и домой еще придёт с извинениями и просьбой выйти и подоить коров (так как некому). В любом случае работа нужна. Одна доярка, помнится, чуть ли не на 8–9 месяце беременности продолжала работать, так как нужны были деньги. Я жутко за нее переживала, всё боялась, как бы корова в толкучке, когда их в стойла загоняют, ненароком не лягнула её в живот. Сама бы я работать дояркой на таком сроке беременности не смогла.
  Дойка хороша летом, особенно в хорошую погоду (с этим моим мнением, читатель, конечно, может и не согласиться. Надои в это время высокие – как-никак животинки целый день на вольных лугах пасутся. Да и руки не мерзнут, и кожа на них не трескается оттого что с водой возишься – вымя корове надо помыть-почистить, доильный аппарат после работы помыть. Если же сравнивать утренние и вечерние дойки, то  для меня преимущество остается за последней. Вечером дойки проходят веселее, хотя бы потому, что тебе не хочется спать, да и не так холодно.
  Вот в один из таких летних дней мы с техником-осеменатором как обычно заехали на дойный гурт посмотреть, как идёт дойка. Да и состояние коров проверить, может, кого лечить нужно. А одна доярка не вышла на смену, не помню почему. У других и так свои группы – успеть бы подоить, а тут ещё на их головы добавились коровы. Решили помочь им. Мне объяснили, как нужно доить, последовательность работы: вымя обмыть, первые струйки молока сдоить, показали, как нужно надевать стаканы доильного аппарата на соски. При этом не забыть насыпать фуража в кормушку, чтобы коровы ели и на манипуляции с ними внимания не обращали. Хотя с выделенной им долей фуража они справлялись за считанные минуты.
  Благо в основном коровы попадались спокойные, ногами не переступали, не лягались, хвостом по лицу не били. Им вообще было всё-равно, кто их доит, лишь бы подоили. Некоторым коровам такие процедуры не нравились и они норовили копытом снять доильный аппарат с себя. Поэтому необходимо следить за процессом дойки, чтобы всё работало исправно. Нужно было успевать подоить двух коров одновременно. А так, конечно, бывало, что доярки одновременно и больше двух голов доят(Это мы сейчас не упоминаем «Европейскую параллель» на комплексе, там совсем другая система).
  Подоив – требовалось быстро выпустить корову и загнать в стойло следующую. Предварительно смазав вымя вазелином, чтобы соски не трескались. Особенно это важно в зимнее время. Все молоко из ведер мы сливали в общую емкость. Это зачастую представляло трудность в связи с тем, что она высокая и нужно было аккуратно подняться на приступку и перелить молоко, не пролив ни капли. Каждый литр аккуратно записывается в тетрадочку. Потом считают, кто сколько надоил. После того как скотинка подоена, нужно убраться в помещении – всё быстро почистить, помыть.
  Мне даже весьма понравилось доить коров, процесс машинной дойки увлёк. Но это был единичный случай, а так каждый день из года в год бегать на ферму доить коров – занятие не из лёгких. Это только на первый взгляд казалось, что доить с помощью доильного аппарата сложно. Разве, что сноровка нужна и скорость. Вручную, да – это большой труд. Пробовала когда-то в далёком детстве доить – у крёстной была корова. В общем, тот опыт доения коровы вручную у меня был первым и последним.
Конечно, этого мало, чтобы до конца понять все перипетии работы дояркой, но всё же…
  Порой сложности в работе доярку поджидают, откуда не ждёшь. Был у нас один водитель (имя его стёрлось за памятью лет), одну доярку он невзлюбил почему-то. И хотя к вечерней дойке надо было ехать к пяти (он жил в деревне N и доярка эта жила там же, а остальные жили в соседней деревне и дойный гурт располагался  в той же стороне), он выезжал раньше часа на два-три  по своим делам: например, косить сено. Тратил он при этом, разумеется, колхозный бензин. Так вот, чтобы он не уехал без неё, доярке приходилось выходить на остановку (откуда он её забирал) чуть ли не за четыре часа до начала работы и сидеть на жаре ждать его, а он уезжал по другой дороге, специально оставляя её. Разумеется, пешком до дойного гурта она бы не дошла – далеко, да и ноги у нее болели. Как итог – прогул, но не по её вине. Если же он её и забирал, то тогда не отвозил обратно, либо оставлял на дойном гурту, либо высаживал на дороге между деревнями и снова уезжал косить сено. Причём за такие выкрутасы ему так ничего и не было (не помогла и написанная мною докладная на него), он даже получил Почётную грамоту на День Работника сельского хозяйства.
  У одного нашего руководителя в кабинете на стене в фоторамке висела цитата: «Некоторые утверждают, что ада нет. Как они могут так говорить? Видно, они никогда не занимались сельским хозяйством». Работа в сельском хозяйстве – это тяжёлый каждодневный труд. И не каждому это будет под силу.