Тревожно-ответственные

Василий Пономарев-Полянский
Существует несколько признанных типологий личности. Базовая типология Кречмера, её развитие Ганнушкиным, акцентуированные личности Леонгарда и блестящая работа А. Е. Личко. Одна из акцентуаций носит не слишком приятное название "психастения" (и народ часто путает её то с неврастенией, то с психопатией), поэтому мне больше нравится вариант её определения, данный Н. И. Козловым — "тревожно-ответственные", т.к. он точно обозначает особенности данного типа личности.

Обычно подобные личности вырастают из старших братьев/сестёр, которых родители перегружают ответственностью за младших (если есть среди читающих старшие сёстры, вы понимаете, что я имею в виду).

Кажется — ну чего же плохого? Они и правда очень ответственны, добросовестно беспокоятся о вверенных им предметах или людях; разве только им самим живётся не слишком сладко, но они и так уже привыкли.

А проблема в том, что у тревожно-ответственных всё рушится.

Если попросить человека отнести вазу в соседнюю комнату, он её, скорее всего, отнесёт. Если же добавить, сколько эта ваза на самом деле стоит и какого она века, он её точно грохнет.

Так и с тревожно-ответственными. Они настолько боятся что-нибудь грохнуть, что фактически совершают самосбывающееся пророчество.

Правительство Российской Империи, очень тревожащееся из-за возможной революции.

(Это прекрасно проиллюстрировано в замечательном фильме-параболе "Сны".)

Правительство СССР, опасающееся культурной, экономической и военной экспансии Запада, особенно США.

(Не могу подобрать кинематографическую иллюстрацию, но вы можете вспомнить какой-нибудь перестроечный фильм.)

У тревожно-ответственных родителей-медиков часто болеющие дети (которые, вырвавшись из-под родительской опеки, выздоравливают навсегда).

(Тут можно вспомнить "Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева, хотя там одной тревожной ответственностью не обошлось.)

Ещё один прекрасный литературный пример — М. А. Берлиоз. Который "хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад..."

Хороший кинематографический пример — мастер Шифу из "Панды кунг-фу". Именно из-за тревожно-ответственных черт своей личности он совершает самосбывающееся пророчество и подвергает всех серьёзной опасности.


Дальше: http://proza.ru/2019/11/07/1148

Иллюстрация Hornos de Yaozhou, provincia de Shaanxi. Dinastia Song (960-1279). Gres cubiertos de celadon. Decoracion incisa. Museo Guimet. Legado Michel Calmann, 1977, MA 4182. Фото Miguel Hermoso Cuesta, по лицензии CC-BY-SA-4.0