***

Эльстер Алла
Кафе на железнодорожном вокзале работает двадцать четыре часа в суки, семь дней в неделю. Во всяком случае вывеска над дверью утверждает именно так. Я думаю, что они все-таки закрываются. С половины пятого до шести двадцати утра на нашей станции затишье, не останавливается ни один поезд, так что держать открытыми кафетерий и еще несколько привокзальных круглосуточных магазинчиков нет никакого смысла. Впрочем, какое мне дело, в нужное мне время привокзальная торговля встречает гостей немного сонно, но радушно. Я прихожу к половине первого, заказываю декофинато, потом, под настроение, захожу в галантерейную или книжную лавочку. В хорошую погоду выхожу на перрон посмотреть на проходящие поезда. Есть что-то завораживающее в том, как тяжелый, освещенный состав возникает из темноты, останавливается лязгая креплениями, впускает или выпускает немногочисленных пассажиров, потом тяжело трогается и набрав скорость, снова уносится в ночь.. Иногда мне почти хочется сесть в поезд.
Домой я отправляюсь в три двадцать пять. Идти полчаса. По правде говоря, я бы предпочла автобус пешей прогулке, но наше городское управление соблюдает закон об экономии энергии, так что ни транспорта, ни освещения улиц в этот час нет. Темный, тихий город выглядит пугающе, но ощущение обманчиво. Пабы и ночные клубы закрыты, как предписано, поэтому встречи с какими-нибудь нетрезвыми хулиганами можно не опасаться. В газетах чуть не каждый день пишут о том, насколько безопаснее стало на улицах после того, как закон об экономии вступил в силу.
Я достаю из сумки фонарик (мощный, но в пределах разрешенного, на солнечной батарейке) и выхожу из стеклянного кубика-вокзала. На темной знакомой дороге, где нечем отвлечься, в моей голове сразу появляется Габриэль. Что поделать..  По крайней мере мысли о нем лучше всяких других помогают скоротать путь.
Габриэль поселился в кондоминимуме года три назад. Снял квартиру как только из неё выехали Санчесы, перевез вещи сразу после ремонта. Первое, что мне принесло его появление - тишина. Санчесы были темпераментной парой, при них из-за стены постоянно доносились то ругань и крик, то стоны и скрип кровати.. И от того и от другого у меня голова раскалывалась. А при новом соседе из-за стены иногда раздавались только легчайшие, почти неуловимые звуки классической музыки.
Какое-то время новый жилец оставался мне знаком только на слух, по этим обрывкам  музыки и по болтовне других соседей. Говорили, что он учёный, физик, и что "по нему это сразу видно". Он, вроде бы перебрался в наш тихий пригород из центра потому, что имеет право на личный транспорт и, значит, может жить там, где ниже плата за ночное использование электричества. Ему это важно, он по ночам проверяет работы студентов и пишет статьи для научных журналов.
Конечно, человек с которым живёшь на одной лестничной площадке рано или поздно попадается на глаза. Я представляла "крупного ученого" стариком, но он оказался немногим старше меня, чуть за сорок на вид. Высокий, слегка сутулящийся, с приятным лицом. Одет неброско, но продумано. Не в пример прочим мужчинам он произвел на меня приятное впечатление, которое усиливалось с каждой встречей. Жил новый сосед размерено. По утрам, в любую погоду, выходил на пробежку, потом уезжал в университет, где оставался до вечера. В выходные, вместо университета отправлялся в клуб игры в "го". Он, оказалось, был одним из самых сильных игроков страны и судьей международного класса. В какое бы время я его не встречала, куда бы он не шёл - всегда был доброжелателен, приветлив, опрятен.
Как-то, поздним вечером, в мою дверь позвонили. На лестничной площадке стоял Габриэль.
- Уповаю  на ваше милосердие, госпожа Анник, - произнес он умильным голосом. Не найдётся ли у вас немного кофе? Неважно какого. Я прикончил свои запасы, а нужно поработать ночь, чтоб подать проект вовремя.
Я растеряно прошла на кухню, нашла баночку растворимого кофе и протянула в щелку, не снимая цепочки. Он взял банку, прижал руки к сердцу и исчез в своей квартире. А через несколько дней явился опять:
- Дорогая госпожа Анник, благодаря вашей щедрости я успешно закончил очень важную для меня работу. Чувствую себя обязанным вернуть вам долг и угостить кофе собственного изготовления. Я, знаете ли, фанат этого напитка, могу предложить несколько интересных рецептов.
Видимо у меня что-то изменилось в лице, потому что он на секунду замялся, а потом продолжил как ни в чем не бывало:
- Я, конечно, понимаю, необычность моего предложения. Но вам необязательно принимать его сразу. Хотите, я принесу вам "дуэнью"? Мне их выдают в университете, как преподавателю. Могу даже оставить свой ключ, пока буду на работе. Вы поставите "дуэнью" где хотите и насладитесь кофе ничего не опасаясь. Согласны?
Я не нашлась что ответить. "Дуэнья" – изобретение для борьбы с сексуальным домогательствами. Это миниатюрная, но качественная и экономичная в энергопотреблении видеокамера с передающим устройством и ёмкой миниатюрной батарейкой. Все устройство размером с пуговицу. Камеру можно пристроить в комнате или на себе. Все женские форумы в интернете  полны объяснениями как это сделать. Вы принимаете предложение встретиться, вооружаетесь "дуэньей" и - пожалуйста! Вся сцена домогательств у вас в домашнем компьютере, хоть сию минуту выкладывай в  интернет или демонстрируй в суде. Замечательная вещь, только стоит дорого. А преподавателям и врачам "дуэньи" выдают бесплатно, с предписанием вручать ученицам и пациенткам по первому требованию.
Считается, что мужчин смертельно пугает всякое упоминание о "дуэнье".. А тут.. А он.. Я действительно не знала что возразить. Мне вдруг захотелось посмотреть, как выглядит жилище настоящего ученого. Сама я после школы нигде больше не училась и не работала. Мама всегда была против. У мамы были кое-какие средства: в молодости она выиграла суд против известного киноактера и полученной суммы хватало на безбедную, хотя и скромную жизнь. Что именно произошло она никогда толком не рассказывала, говорила только, что снималась в массовке фильма. Мать всегда называла себя "актрисой, карьеру которой разрушили на взлете" и уверяла, что оградит меня от разлитой в мире грязи и инфекций. К слову, я родилась через несколько лет после истории с актером, от мелкого бизнесмена, на которого мать тоже подавала в суд. Сейчас, поселившись отдельно, хоть и на мамином содержании, я порой думаю, что моя жизнь, конечно, безопасна, но довольно бедна событиями.
Через несколько дней Габриэль действительно принёс мне целых пять маленьких выпуклых пуговок и ключ. Из одной миникамеры я соорудила что-то вроде брошки, вторую приладила на широкую резинку, чтоб носить на ноге под юбкой, а ещё три приклеила скотчем в квартире Габриэля: в большой комнате, служившей кабинетом и гостиной, в спальне и на кухне. Заснять сцену домогательств на кухне я не рассчитывала, но захотелось посмотреть что и как он там готовит.
Квартира соседа оказалась уютной. Я однажды, с представителями домового комитета, заходила к Санчесам. У них большую комнату занимали огромная кровать и домашний кинотеатр, а остальное пространство напоминало свалку мусора. Габриэль все изменил до неузнаваемости. Пространство заняли  большой стол с компьютером,  маленький, кажется старинный, столик для го, уютное кресло, торшер под мягким матерчатым абажуром и вместительные шкафы с книгами. Книги были обо всем на свете: физика, астрофизика, астрономия, математика, пособия по го, альбомы по искусству, психология, история разных стран и времен. Что меня удивило – почти вся художественная литература была о детях: «Приключения Тома Сойера», «Без семьи», «Дэвид Копперфильд», «Братья Львиное Сердце». Кажется, одинокого ученого действительно интересовали дети..
Вечер в гостях прошел прекрасно. Габриэль приготовил ароматнейший кофе и маленькие бутерброды с домашним хлебом и овечьим сыром. Он совсем не пытался ко мне приставать, не сказал ни единой скабрезности, но весело и непринужденно рассказывал о вещах, которые мне всегда казались совершенно непостижимыми. Например о возникновении галактик или о жизни японских императоров. Когда я собралась домой он проводил меня словами:
- Вот видите, Анник, мужчины вообще, и я в частности, не такие уж страшные существа. Мы с вами вполне можем приятельствовать.
Ха, приятельствовать, как же! Ясно, что он влюблен без памяти! Иначе зачем было так настойчиво приглашать, да еще приносить «дуэньи»? Ночь я провела без сна, воображая, то как Габриэль, охваченный страстью, забыв о включенной камере, набрасывается на меня, а потом, всю жизнь выплачивает компенсацию, то, как он предлагает мне руку и сердце.. Пожалуй, руки и сердца хотелось больше. 
Начиная с этого дня, примерно раз в месяц, Габриэль стал приглашать меня в гости, поужинать. Он уверял, что любит готовить, но делать это только для себя ему скучно. Я не сомневалась, что «люблю готовить»  – просто предлог и каждый раз включала «дуэньи». Габриэль же держался безупречно. Меня ждало вкусное угощение, занимательный рассказ об истории возникновения и особенностях приготовления блюда, а если этой темы не хватало на весь вечер, то Габриэль легко вспоминал еще что-нибудь интересное из области науки или искусства. Я терпеливо ждала когда он перестанет робеть.
Однажды привычный порядок немного нарушился. Когда я пришла Габриэль встретил меня любезно, но видно было, что он сильно раздражен. 
- Подойдите сюда, к компьютеру, Анник. Посмотрите какую мерзость мне прислали на е-мейл!
Я подошла. На экране была фотография удивительно красивого, но очень бледного мальчика лет десяти - одинадцати. Текст под фотографией гласил:
«Здравствуйте! Мы - семья недавних законных иммигрантов. Приехали меньше года назад. Во время переезда наш сын, Тим, заболел и болезнь дала осложнение на сердце. Если не сделать операцию Тим через год будет инвалидом, а через два года его не станет. Денег на операцию у нас нет.. Пожалуйста, помогите нам спасти Тима»
Я пожала плечами. Подобные письма регулярно приходят на всякий е-мейл. Удалить да и все. Габриэль, однако, просто кипел.
- Как? Как можно спекулировать выдумками о болезни ребенка?! Я просто не в состоянии это понять! Но я им покажу, как обманывать думающих людей! Эти прохвосты пожалеют, что разослали свою писульку на университетские мейлы! Они дали свой телефон. Завтра же позвоню и выведу их на чистую воду, выведу, будьте уверены!
Я покивала, согласилась, что мошенников стоит вывести на чистую воду, Габриэль, вроде бы, успокоился и дальше вечер пошел своим чередом. 
На следующий день он действительно позвонил. Поговорил с родителями Тима, потом с самим мальчиком. Дотошно расспросил о каждой мелочи, посмотрел медицинские заключения, которые ему прислали по первой же просьбе. Словом, убедился, что история правдива, и, с той же горячностью, с которой пытался разоблачить мошенников, теперь взялся помогать Тиму и его семье. Габриэль организовал сбор пожертвований в университете и в ассоциации игроков го. От его имени сбор средств пошёл куда лучше, чем от имени никому не известных иммигрантов. Нужная сумма быстро набралась, Тима прооперировали. Выяснилось, правда, что починить все за один раз нельзя, оперировать придётся в два этапа. Но уже после первой операции мальчику стало значительно лучше.
Семья Тима жила в небольшом городе, где не было не было ни научных центров, ни клуба го, поэтому получить разрешение на поездку и навестить Тима в больнице Габриэль не мог. Говорят, еще тридцать лет назад можно было просто купить билет на поезд или автобус и поехать куда вздумается, по крайней мере в пределах одной страны. Просто так, взять и поехать туда, где нет ни рабочих дел, ни близких родственников. Не думаю, что это правда, но если так действительно было, то хорошо, что законы об инфекционной предосторожности и об экономии энергии положили анархии конец. Даже без всяких поездок Габриэль дня не мог провести без звонка Тиму. Мальчишка много пропустил в школе из-за болезни, да ещё и учиться ему приходилось на неродном языке, так что дела с учёбой обстояли неважно. Габриэль взялся подтянуть Тима по всем предметам в он-лайн режиме, а закончив урок еще долго пудрил ребенку мозги разговорами о литературе, истории, технике.. Приглашать меня на ужин Габриэль стал куда реже. Зато у него появилась манера случайно встретившись на лестничной площадке по четверти часа мне рассказывать о здоровье Тима и о том, какой это замечательный, светлый, талантливый и умный ребенок. Иногда я включала приклеенную у Габриэля в комнате "дуэнью". Габриэль, кажется, забыл про камеры. Он действительно вечера напролет общался с мальчишкой! Если бы я уже получила предложение руки и сердца, то устроила бы скандал с ультиматумом «или Тим или я!». Но, поскольку, формально, я была просто соседкой оставалось только ждать и надеяться что Тим полностью выздоровеет и начнет ходить в школу, болтаться по улицам со сверстниками.. словом, заниматься тем, чем занимаются нормальные дети его возраста, а не красть время у взрослых!
Так прошло больше года. Как-то, не слишком ранним дождливым утром я вышла проверить почтовый ящик и увидела Габриэля. Он был одет как для пробежки, хотя обычно в это время уже давно уезжал на работу. Его добротный, не дешевый спортивный костюм был в грязи. Лицо - белым как мел. Он не глядя сел на ступеньки, посмотрел на меня и с трудом произнес:
- Операция.. прошла неудачно.. Сейчас позвонил его отец.. Тима больше нет. Умер на операционном столе.
У него потекли слезы.
Я подумала: вот удобный случай немного продвинуть вперед наши отношения. Нельзя упустить шанс.
- Габриэль, - сказала я мягко и даже положила ему руку на плечо,- если вы так скорбите о чужом ребенке, не значит ли это, что пора подумать о своем?
Он посмотрел с удивлением, кажется не сразу понял о чем я говорю. Потом почти спокойно ответил:
- Видите ли, Анник.. у меня.. не совсем обычное отношение к детям. Впрочем, все относительно. В древней Элладе его бы не сочли ни необычным, ни предосудительным. Я по настоящему любил Тима, но мои чувства были не только отцовскими. Я хорошо осознаю и контролирую себя, мои.. фантазии всегда были и останутся фантазиями. Но обзаводиться семьей для меня было бы как-то слишком.. Мне жаль, Анник, если я вселил в вас какие-то надежды. Мне просто кажется нормальным относиться с доверием и по приятельски к человеку, с которым живешь дверь в дверь. Сейчас простите, мне тяжело разговаривать. Хочу побыть один.
Он поднялся и вошел в свою квартиру.
Я тоже вернулась домой, позабыв зачем выходила. Во мне все кипело от злости. Негодяй, извращенец! "Относиться по приятельски к человеку, с которым живешь дверь в дверь".. Я этого так не оставлю! До самого вечера планы мести были какими-то неопределёнными, а за ужином меня вдруг осенило включить" дуэнью", посмотреть что делает враг. Враг сидел за компьютером, уронив голову на руки. В камеру была видна большая часть экрана. А на экране.. Неужели?  На экране был один из тех, строжайше запрещённых сайтов, где дети, то ли настоящие, то ли 3D модели изображены в позах "только для взрослых". Я когда-то читала, что, мужчины, случается, потеряв горячо любимую женщину, после похорон отправляются к проституткам. Наверно и этот... Неважно! Теперь  я знаю что делать! Я защелкала мышкой. Успела сделать десяток фотографий, до того, как Габриэль поднял голову, выключил компьютер и поплелся на кухню.
Едва дождавшись утра я скинула фотографии на флешку и отправилась в интернет кафе. Не самое близкое к дому, а подальше, в центре города. Написать текст заняло несколько минут. Слова сами текли из под пальцев. Потом, воспользовавшись "Бдительным Гражданином", я послала письмо с парочкой самых четких фотографий на адрес полиции, администрации университета и, немного подумав, нашему управдому. Хорошее все-таки нововведение "Бдительный Гражданин". Электронная почта, не имеющая пароля, с которой каждый может отправить анонимную жалобу на любой адрес. Можно было, конечно, сделать это из дома, но береженого бог бережет. Несколько дней ничего не происходило. Я даже начала задумываться не написать ли еще раз и если да - то кому, но тут мне позвонил наш управдом.
-- Госпожа Анник! Как я рад вас слышать! Я только что вернулся из отпуска и сразу получил потрясающую.. нет, это слабо сказано, неимоверно ужасную новость о вашем соседе! Ах, госпожа Анник, просто язык не поворачивается рассказать такое, но я обязан, ведь нужно подумать о вашей безопасности!
Он со вкусом пересказал мне текст моего  письма, добавив несколько подробностей собственного изобретения. Под конец он горестно вздохнул.
- Крепитесь, госпожа Анник! Понимаю, каково вам узнать, что рядом, прямо за стеной, живет чудовище, но крепитесь! Вспомните, что вы не просто слабая женщина, а бессменный секретарь нашего домового комитета! Сегодня мы, домовой комитет, войдем в логово монстра и потребуем немедленно освободить помещение. Мы очистим наш дом от тлетворного дыхания! Встретимся в 18:30. Бланки и печать комитета у вас, Анник? Захватите их с собой, пожалуйста. И крепитесь, крепитесь! Не забудьте запереть дверь! При малейшей угрозе звоните мне на мобильный!
Без четверти семь вечера представители домового комитета: председатель, казначей (опрятная пожилая дама с третьего этажа), секретарь (я) и ответственный за техническое состояние дома (крепкий парень, чемпион города по ММА) позвонили в квартиру Габриэля. Он был дома. Квартира была непривычно захламлена, посреди комнаты стояли неаккуратно заполненные коробки и пакеты.
- Проходите, господа, - Габриэль взглянул на нас довольно равнодушно. Простите за беспорядок, Анник, меня выгнали из университета, пришлось срочно забрать домой разные вещи. Чем обязан вашему посещению?
Председатель откашлялся.
- В связи с недавно выяснившимися обстоятельствами.. С выявленной вашей неблагонадежностью, как квартиросъемщика.. Ваше дальнейшее проживание в кондоминимуме объявляется нежелательным. Вам надлежит освободить помещение в течение сорока восьми часов. Хозяина квартиры уже уведомлен. Конечно, мы оповестим о вашей неблагонадежности любое лицо, которое обратится с запросом. Вот письменное уведомление о решении комитета, - председатель протянул листок с печатью, но, похоже, побоялся прикоснуться к руке Габриэля, и листок выскользнул на пол.
- Вот как? Боюсь, господа, что не смогу выполнить ваше требование. Я нахожусь под следствием по обвинению в растлении малолетних, мне нельзя менять адрес без разрешения полиции. Кроме того, все что находится в квартире - моя собственность. Мне нужно куда-то перевезти это все. А сегодня пятница. На носу выходные, я не успею ни получить разрешение, ни договориться со складом и перевозчиками.
Председатель покачал головой.
- Сорок восемь часов. Ну, хорошо, немного больше. В понедельник утром квартира будет опечатана. Как вы решите с полицией - ваши проблемы. Расходы по освобождению квартиры от ненужных вещей и ремонту домовой комитет возьмет на себя. У нас есть страховка для таких случаев. Всего доброго.
Мы вышли. Габриэль медленно закрыл дверь   
Дома я брызнула на себя любимой "двойной ванилью" и решила сходить в кондитерскую за эклерами. Стараюсь не есть сладкого, но сегодня можно! "Меня выгнали из университета", "нахожусь под следствием", "в понедельник утром квартира будет опечатана". Такую победу нельзя не отпраздновать!
Возвращаясь с коробкой (гулять так гулять, взяла эклеры, «три шоколада» и «сливочные грезы») я сразу увидела Габриэля. Он висел на лестничной площадке. Привязал бельевую веревку к перилам лестницы этажом выше, принес табуретку из кухни.. Тело слегка раскачивалось, длинные ноги в начищенных  туфлях с негромким, мерным "тук-тук" ударялись о стену, рядом с моей дверью.
Вот я и пришла. На часах без семи четыре. По спине у меня начинают "бегать мурашки", они теперь всегда появляются, когда вхожу в дом до рассвета. Дело в том, что с полуночи, до третьих петухов на лестничной площадке висит призрак. Мерцающая полупрозрачная верёвка привязана к перилам лестницы. Длинные, полупрозрачные ноги ударяются о стену рядом с моей дверью с вполне реальным, громким мерным стуком. От мерзкого, всепроникающего «тук - тук» не спасают ни беруши, ни наушники, ни телевизор, ни сон. Я выхожу из дома до полуночи, возвращаться тоже стоило бы на несколько минут позже, чтоб не слышать этого стука, но каждый раз глупо надеюсь, что призрака кто-нибудь прогнал или он сам вдруг передумал здесь болтаться. Впрочем, встреча, как говорится, коротка, ровно без пяти четыре издалека доносится петушиный крик. Призрак теряет четкость очертаний, распадается на мельчайшие комки тумана и исчезает до следующей полуночи. Путь свободен, теперь – душ и постель. Признаюсь, я немного нарушаю закон. По вечерам грею воду дольше разрешенного времени. Понимаю, что поступаю аморально, но когда приходишь с ночной прогулки, так хочется погреться под теплой водой! Конечно, приходится реже включать плиту и стиральную машинку, чтоб никто не заметил перерасхода электричества. Когда наступит зима и согреться, вернувшись домой, станет по настоящему трудно, придется избавится от призрака. Святая вода бывшего физика-теоретика не берет, я проверила, но есть много других способов. У меня уже собралась целая папка статей и советов с сайтов о потусторонних явлениях. К зиме я избавлюсь от этих останков на лестничной площадке и перестану ходить каждую ночь смотреть на поезда, несущиеся из мест о которых я ничего не знаю, в города, в которые никогда не попаду.