Два ядерных взрыва и их засекреченность. Продолжен

Евгений Медиокритский
Неожиданно  пришло   желание продолжить этот рассказ после прочтения на страницах Прозы .Ру   работы Петра Васильевича Качур «И снова про Чернобыль» (миниатюра от 13.07.2019).
Но сначала приведу концовку  своего рассказа (часть 2):

... Уместно привести высказывание   Маршала Советского Союза  Г.К.Жукова (из  его воспоминаний):
 
«. . . Когда я увидел атомный взрыв и осмотрел местность и технику после взрыва, то пришёл к  убеждению, что ВОЙНУ С ПРИМЕНЕНИЕМ АТОМНОГО ОРУЖИЯ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ   ВЕСТИ  НЕ СЛЕДУЕТ. . . »      Т.е.  НЕЛЬЗЯ!

И у меня вопрос  к командирам:  Своих сыновей и дочерей Вы отпустили бы на подобные учения?  Их было более 45000...

Видеоролик на Ю-Тубе  «Свидетельства  участников Тоцких войсковых учений» (длительность 10 минут) заканчивается такими словами:
«По сегодняшний день (а это уже 65лет)  все данные о радиационном фоне и обследованиях людей и животных, попавших под действие ядерного  взрыва, а также многие другие показатели находятся у военных под грифом «секретно».

Цикл статей в АиФ журналиста  и писателя советской эпохи Вл. Губарева завершается  статьёй «Атомная  бомба без иллюзий и домыслов» (Аиф  №37/2019), в которых (их  четыре) нет ни слова о двух ядерных взрывах, предшествовавших Чернобыльской катастрофе.  Ни слова.  Тишина. . .

Безответственная  засекреченность  двух ядерных взрывов, предшествовавших Чернобыльской катастрофе,  привела и приводит к ужасающим  последствиям, которые могли быть предотвращены, или хотя бы уменьшены.  Значительно.

В качестве примера привожу интервью (в сокращённом виде) известного журналиста А.В. Минкина с бывшим комендантом  Чернобыля  М.М.Бергманом(первые 1.5 месяца после взрыва 4 блока ЧАЭС в апреле-мае 1986 г. )  в «Московском  комсомольце» (МК)  20.06.2019 г.  «Лысым в Чернобыле я стал на третий день".

- В самоубийство Легасова не верю. Военная комендатура — та же военная полиция. Мне приходилось тысячу раз выезжать на суициды. Вот повесился солдат: первой выезжает комендатура, потом прокуратура. Мы приехали, окружили место, пока приедет прокуратура. И потом помогаем им вести следствие. Поза, в которой нашли Легасова... Моё мнение: его убили. Я с Легасовым несколько раз встречался. Он всегда критиковал власть. Почему? Потому что ту станцию сдали недоделанной, торопили. Потому что не было защиты. Если бы была защита, то этот блок накрыла бы 3-метровая бронированная стена. Если бы эта станция была сделана по-настоящему...

Припять — там такие места: если смотришь — чистейшая вода, леса — а всё превратилось сперва в ад, потом в вечное кладбище.

...Когда дали команду расстреливать скот, то многие солдаты с ума сходили. И поставили на это офицеров, которые прошли Афган, которые могли это сделать . Представьте себе, выстрелить в корову, она же огромная, они начинают мычать, кричать, бросаться друг на друга. Скота там было много, и как его уничтожить, этот скот? У нас молчали об этом, как будто ничего этого не было. А вранье… Я никогда не забуду…
— Вас прислали в самом начале?
- Всего сутки прошли. Я был тогда старшим офицером службы войск 14-ой армии. Это 600 километров (на юго-запад). Приднестровье. В основном участвовали военные округа: Прикарпатский, Одесский, Киевский, Белорусский. Всё, что находилось недалеко, всё бросили туда. Сколько там было техники. Вывезти оттуда нельзя было ничего. Всё там закопали…

— Метрострой рыл спуск под реактор, а горизонт под реактором — шахтёры. Многие приезжали туда без призыва военкомата, они были чисто гражданские, медики… Мы не имели права быть там больше месяца. Я был полтора месяца, потому что у меня не было замены. Похудел на 23 кг, я уже не мог сам передвигаться, у меня упало давление, было 80 на 50, потому что, извините, всё время из заднего прохода шла вода. Что ни поешь — вода. Привезли в госпиталь: определили лучевой ожог сигмовидной кишки. Они хотели мне удалить. Со мной лежал хохол один, он говорил:
 - ты понимаешь, что тебе поставят трубку, и кал будет идти через живот.
Он говорит, вонь такая, пойми, ты уже человеком себя считать не будешь. А мне 36 лет, высшее военное образование, красный диплом, и я никому не нужен. Они говорят: надо резать. Я отвечаю: нет.

(У ликвидаторов был массовый понос. В сериале «Чернобыль» этого нет. Или не знали, или сознательно не захотели снижать — показывать героев в неприглядном виде. А.Минкин)

— Сколько рентген «наглотали»?
— Они написали столько, чтобы не уволить. Говорят, если напишем правду, тебя сразу надо увольнять. Всем писали «здоровы». У меня солдаты были белые, как эта рубашка. Мы же их обманывали. Там надо было все графитовые трубки собирать. И как только ты взял эту трубку, бросил её в контейнер… защитный фартук не спасал. Нужно было за 30 секунд, но за это время никто не успевал. Потом его увольняли. Он прослужил в армии полгода, а ему писали «уволен» и указывали полный срок. Их никого уже нет в живых.

— ... Нет ни одного человека, кто был со мной и кто остался здоровым — все буквально... Это были всё смертники. И метростроевцы… Через Чернобыль прошло огромное количество людей. На сегодня я бы не сказал даже сколько…

... Секретность была — туда не попадешь к этой станции. А чего там ловить шпионов? Какая там секретность? Любой ученик, изучающий физику и химию, понимает, что это такое.

... Столько вооружения, столько всего, столько тянут на парадах бронетехники. Сейчас современная война, и этого ничего не нужно будет. Сегодня такие ракеты термоядерные…

...Проводить «Двадцатки» (G-20), где президенты собираются, «Семерки» (G-7) надо только в одном месте — в Чернобыле. Пусть приедут, посмотрят. А то кричим: «Мы запустили гиперзвуковую». Американцы кричат: «А мы запустили такую». В Чернобыль их посадить, и пусть посмотрят на «мирный атом». И там проводят совещание всех президентов.

...И нужен закон: каждый президент должен отслужить в армии, чтобы понимать последствия того, что будет, чтобы призадумался нажать красную кнопку. Гражданский человек не понимает этого.

— Многие приезжали.Кобзон был, Пугачёва. Мы понимали, что это опасно и что будет с нами. Не понимали этого гражданские и солдаты. И лезли везде. Да и офицеры пренебрегали носить защитные костюмы. Все — мы герои… А я все-таки спортсмен — да, тяжело, но носил костюм, не снимал его, по три раза мыл. Такое промасленное х/б, пропитка якобы не пропускала радиацию. Помню — ложись и спи, а я надеваю респиратор.

—Я никогда не забуду: там был начальник по фамилии Морозов, подполковник, из госпиталя — из Минска или из Витебска. Он говорил: «Хочешь жить — укройся»...

- Два главных человека, которым я бы сегодня поставил памятник на Красной площади — это Легасову и генерал-полковнику Пикалову — химику, который сделал всё, чтобы не пошла радиация дальше в Союз. Все химики, которые там работали, были под его началом. Когда я его видел, мне становилось страшно, потому что он был весь желтый. Он не уходил со станции, он был там всё время. Я с врачами о нём разговаривал, они мне показывали «крест»...

— Пикалов Владимир Карлович  великий человек (Герой Советского Союза, за Чернобыль) .
— Я могу про него вам сказать, у меня там с ним были встречи каждый день, есть фотографии.

—... Я отвечал за правопорядок, чтобы не напивались, чтобы не украли, чтобы не пробили, не вывезли ничего. А Пикалов распоряжался: 100 солдат отправить туда, этих сюда, эти машины запустить, те машины закопать. Там же машины не выдерживали.

— В первые дни японцы в виде экстренной помощи прислали два специальных робота, оборудованных щупальцами и дистанционным управлением. Офицеры (не сказать, чтоб трезвые) начали ими играться, как дети, и разбили их об стену. Починить не смогли. Тогда они заставили солдат сбрасывать ещё дымящиеся обломки графита прямо с крыши в реактор! В обмен на мгновенную демобилизацию.

...мы вечерами сидели, пили, у нас были такие разговоры: прошли Афган, прошли это… Говорили: как Советский Союз может выдержать, когда столько потрачено техники на Афган — это же столько денег! А сегодня Чернобыль забирает столько — мы всё закапываем и закапываем… В какой стране возможно это?

... и Продолжают врать народу, что пройдет 100 лет и в Чернобыле можно будет жить. Никогда в этом месте уже жизни не будет. Никогда. Там всегда будет радиация. Я почему говорю, что нужно президентов туда — чтобы они увидели стоящие 16-этажки и 9-этажки. Пустые...

...Я же объезжал город всё время - патрулирование. Хоть мы и военные люди, но это просто страшно. Голые стены, разбитые окна — это был просто кошмар. 

...Нужно туда президентов возить и показывать. Нужно всё оружие привезти и закопать и забыть, потому что жизни никакой...

В заключение привожу слова П.В.Качур  из его миниатюры:

«Через какое-то время люди стали заболевать и покидать этот мир, поражённый  ложью, жаждой власти и наживы, ненавистью, деньгами и радиацией, не знавшие про неё ничего... Умирали ещё молодыми, а люди,окружавшие их, плакали и говорили: "Судьба, у них такая!", не подозревая, что "судьбу такую" подготовили им там "наверху" их правители, защитившие себя и свои кланы от всех напастей и всегда скрывающие правду. Они там "наверху" никогда не страдают - ни от войн, ни от стихийных бедствий, ни от аварий, ... У них всегда всё чудесно, "на высоте!"...

Такова вот БЫЛЬ. ЧЁРНАЯ.»