Если ступить не на свою тропинку

Виктор Комосов
(Рецензия на рассказ «За два часа до поцелуев», автор лётчик Виталий Буняк)
 
  Есть такие лётчики, у которых в руках уютно размещается штурвал самолёта и литературное «перо». Василий Васильевич Чечельницкий (псевдоним «полковник Чечель»), Владимир Суд и Виталий Буняк из таковских будут. Цепким, надёжным хватом эти два предмета удерживаются оными пилотами, и это совершенно не мешает им совершать уверенный житейский полёт, и ещё своих читателей успешно «катать» по безбрежной синеве океана мысли. После такой высоты пафоса любой в лётчики захочет податься. :  ))) (смеюсь над своим стилем изложения)

   Виталий Буняк написал очень хороший и живой рассказ о воздушных приключениях начинающего лётчика, но при этом широтой своего таланта щедро зачерпнул больше глубинной сути, чем было в его писательской «чернильнице». Может, не заметил, может, не захотел, может, просто не было времени или «чернил»? В любом случае, есть у свободного автора незыблемое право выбирать, о чём ему писать, как и когда. Это необходимо уважать.

   Одно время в нашем кинематографе даже завёлся такой дурацкий порядок – не завершать внятной концовкой фильмы. Полтора часа зачарованный зритель сидит в зале кинотеатра: интригуется, сопереживает, наслаждается замечательным зрелищем панорамных видов и игрой актёров. А потом ему, бац! Вдруг, на всю ширину экрана высвечивают крупными буквами «Конец». И тут же зажигают свет в зале, чтобы никто не успел опомниться. Мол, получите от режиссёра интеллектуальный подарочек-сюрприз. Развивайте своё воображение, сами додумайте и просчитайте концовку, используя свою логарифмическую «линейку» личного жизненного опыта  и накопленной мудрости.

   У Виталия Буняка с концовкой этого рассказа всё в порядке, просто есть такие дотошные зануды-читатели, которым всегда мало зрелищ и впечатлений. Они привыкли свои проницательно-загребущие «монокли» тыкать, куда ни попадя, и дальше авторской мысли  фантазировать. : ))) (смеюсь)

  На примере этого рассказа рассмотрим один такой случай. Я бы, завлекательно-удачное название Виталия, дополнил словесной приставкой и получил на выходе «Если до поцелуев ступить не на свою тропинку».

  Своё пояснение бесцеремонного кромсания чужих текстов предварю известным отступлением: «Есть грядущее. Его нельзя изменить. А есть будущее. Тут можно попытаться, что-то менять». В окружающем нас мироздании всё устроено максимально гармонично и последовательно. Даже, если процессы и явления выходят за рамки нашего понимания, глобальные события будут всё равно идти своим чередом. Есть версия, что у всего живого и «неживого» на нашей планете есть своё предназначение. Например, волк – санитар леса. Он не имеет законодательного права прекратить свою «кровожадность» и перековаться в добродетельного вегетарианца. Эта фантастическая метаморфоза приведёт к тому, что он перестанет участвовать в процессе естественного природного отбора и сократит срок своей жизни. Даже самая малозаметная комаха обязана поучаствовать в бесконечном биоценозе на, отведённом ей для этого, участке жизни. То есть, мы все обязаны брести только своими тропинками.  Так устроен мир.

  В рассказе Виталия спираль событий закрутилась ещё с того момента, когда только что «оперившийся» курсант лётного училища отчаянно жаждал много летать, но ему всё никак не представлялась такая возможность. Молодой человек, полный сил и энергии, пробуксовывал в неутолимой жажде к полётам. Чувство было таким мощным, что любовь к небу пересилила даже естественное желание пообщаться с новой незнакомкой. По крайней мере, молодой человек готов был к тому, что может опоздать на свидание. Но в приоритетах первое место было отведено небу и, как в мудрых песнях поётся: «Ну, а девушки? А девушки потом!».  Хотя курсант тогда резко и незапланированно свернул со своей тропинки именно из-за   этой кареглазой студенточки, чтобы поспешить перехватить  «копейку» своего аванса, который он должен был получить позже, в свою смену дежурства. Как известно, с денежками веселее по кафешкам и дискотекам с любимой шататься.

  Таким образом, этот молодой человек шагнул со своей личной тропинки жизненного пути, которая ему судьбой была предназначена для запланированного сценария жизни, и появился на аэродроме. Там его заметил руководитель полётов и предложил внеплановый почтовый рейс.

  Чтобы оправдать свои умничанья по поводу потери привычного маршрута жизни и прогулок по не своим тропинкам, поясню анализом ситуации.

  Каким-то образом, в этот день всё случайно сложилось так, что возникла необходимость во внеплановом рейсе. Дальше - больше: другого свободного лётчика не оказалось, руководитель полётов очень спешил отправить это груз, пачки газет погрузили наспех (без правильной фиксации и укладки: «…Задние сиденья были  под самый потолок завалены пачками газет. На правом переднем сиденье  тоже штабелем громоздились пачки…»), «…Матерчатый привязной ремень пилотского сиденья, видно, отсоединился и затерялся где-то под пачками..», бывший курсант находился в состоянии спешки (настолько, что не стал крепить груз и пристёгиваться ремнём), не сосредоточенно летел по хорошо известному ему маршруту, который совпал с траекторией полёта птичьей стаи, пилот легкомысленно принял неверное решение («…шутки ради, как можно ближе подлетел к разволновавшимся птицам, и лихо отдал ручку «от себя», чтобы спикировать под птичью стаю…»), после резкого пике, ручку управления заклинивает пачками газет, пилот вылетает из кресла и начинает отчаянно бороться за право управлять самолётом, когда ему удалось (каким-то чудом) освободить ручку управления и выровнять самолёт, появляется новое препятствие (но теперь уже на земле: «…подошел к аэродрому, посреди  которого мирно-спокойно паслись лошади, и стал заходить на посадку. Наверное, от  острого желания  поскорее оказаться на твердой земле я  выбрал не самое удачное направление: напуганные самолетом, лошади понеслись как раз в то место, где я собирался приземлиться. Пришлось уйти на второй круг….»), после посадки и выгрузки почты не запустился мотор, если бы беспечный пилот не вышел из кабины (а он обязан был сделать визуальный осмотр своего самолёта ещё перед посадкой в кабину), то раскрошил был авиационный винт. Как пишет сам автор: «…Выйдя из кабины чтобы провернуть винт, я подошел к носу самолета и обомлел: перед самым винтом стоял вбитый в сусликовую норку … огромный кол!...», «…если бы двигатель запустился с первого раза, – деревянный винт самолета  разлетелся бы в щепки, и тогда, как минимум, на три месяца меня отстранили бы от полетов. А ведь еще в училище инструктор неустанно внушал нам, курсантам, привычку: в любую погоду перед полетом осмотри самолет снаружи - в авиации мелочей не бывает!...».
Скажем, так - весьма настойчивая цепь «случайных» событий.

   Мне это всё напомнило сюжет моего рассказа «Мистика прерванного похода» ( http://www.proza.ru/2018/03/26/637 ), когда кем-то могущественным было решено, что именно этот человек должен был уйти в тот день из жизни и при любых обстоятельствах.

   Думаю, что для того, чтобы бывший курсант смог написать свой рассказ о «двух часах жизни перед поцелуями с кареглазой красавицей» должны были изрядно потрудиться такие личности, как: его внутреннее «я» и личный ангел-хранитель. Дома бывшего курсанта должна была очень, очень сильно ждать его мама, а кареглазая суденточка тоже очень, очень сильно должна была желать встретится с этим парнем. Словом, каким-то чудом, все вместе вернули лётчика на его личную тропинку жизни, и как пример добрым молодцам «на ус намотать».

   Этим текстом я не призываю других «пилотов» отказываться от внеплановых «рейсов» (в жизни всякое бывает и гладкие тропинки не часто в пути попадаются). Просто, непроизвольно свернув со своей тропки, нужно максимально сконцентрироваться и быть в состоянии повышенного внимания.  Как говаривал  Марк Аврелий: «Делай, что должен, и свершится то, чему суждено!»

* «За два часа до поцелуев», автор лётчик Виталий Буняк http://proza.ru/2010/04/29/1491

PS 1: Читатель пишет: "...Кому суждено быть повешенным тот Вить не утонет,
долетел летчик до поцелуев, хоть конечно и с трудом, но как говорил один киногерой:"Судьба такая"..."
с улыбкой Дима Крылов   05.11.2019

В.К.: До поцелуев лучше с таким трудом не летать - первым делом должны быть "самолёты", раз берёшься за штурвал, удирая от повешения и утопления:))))
(6.11.2019)

PS 2: Мне приглянулась и другая работа этого автора - рассказ "Двадцать копеек".
У него получился отличный, задушевный рассказ, умело и откровенно написанный с любовью к: небу, природе, фронтовой памяти и достоверной правде авторского слова. Такое чтиво оставляет приятное послевкусие светлых впечатлений. Рассказ гармонично приправлен "специями" поучительной мудрости бывалого лётчика-фронтовика, которому "местные хлопцы" не смогли накостылять за постой "у пригожей молодицы".
Такие яркие моменты, как: вздёрнутые лапки лисицы, полётные эмоции Покрышкина, мудрые уроки умелого воспитателя, ... у меня ассоциируются с более широким названием - "Цена 20 копеек"
 
Сам люблю цитировать легендарного Александра Ивановича Покрышкина (мой рассказ "Кулак Коли Баклина" http://proza.ru/2018/07/01/122 ) И в этом рассказе мне приглянулась близкая по ощущениям цитата из его высказываний, озвученных Виталием:"...Желание, как можно ниже пролететь над землей, продиктовано необходимостью тренировать свое внимание, быстроту ориентации…
…А еще – потребностью со всей глубиной ощутить полет, как бы через самого себя пропустить встречный поток живописной земли. На высоте такого удовлетворения от полета не чувствуешь…» Что-то подобное я описал в рассказе "Подводные полёты в реке Прядовка" http://proza.ru/2017/04/10/828 или в рассказе "Мелас поселок Санаторное" http://proza.ru/2017/04/10/814 

PS 3 (08.11.2019): На титульной странице Виталий Буняк разместил фото вида из кабины винтомоторного самолёта. До этого никогда не думал о том, что пилот такого самолёта, при работающем моторе, всегда видит мир перед собой только через свистящую "гардину", вращаяющегося винта. Правда, из-за басовитого рёва мотора, лётчик о свисте, порванного воздуха не догадывается.

PS 4: "Лётчик догадывается обо всём, но виду не подаёт". :))
 Перечитал Ваш рассказ "Кулак Коли Баклина". Я никогда не видел, чтобы мой правый лётчик кого-нибудь боялся, особенно в драке..."
(Полковник Чечель 8 ноября 2019 года)

В.К.: Любой человек, когда прав, чувствует себя увереннее, а тут целый "правый лётчик": ))) (смеюсь) (9.11.2019)