Ибрахим аш-Шинази - журналист, поэт и драматург

Али Албанви
Ибрахим-эфенди аш-Шинази ад-Дагистани (1826–1871) — османский писатель, переводчик, публицист, и общественный деятель. Основатель турецкой драматургии и новой турецкой литературы. Один из первых авторов Танзимата, участник революции 1848 г. во Франции.

По происхождению Ибрахим-эфенди был одним из представителей т. н. лезгинских народов — рутулец, родом из села Шиназ, что в Южном Дагестане (ныне Рутульский район). Ибрахим-эфенди родился в районе Джахангир (Cihangir) г. Стамбул (ныне Турция), в семье османского армейского офицера. Точная дата рождения неизвестна.

В разных источниках есть информация, что он родился в 1824, 1826 или 1827 году. Некоторые исследователи указывают дату 5 августа 1826 года. Отцом Ибрахим-эфенди был капитан артиллерии Мехмет-Ага, а его мать — Исми-ханум. В 1828 году, когда его отец, капитан Мехмет-бей, принял мученическую смерть в Шумене (ныне город в Северо-Восточной Болгарии) во время войны с царской Россией, он стал сиротой.

В 1832 году Ибрахим-эфенди поступил в уездную школу. Он завершил начальное образование в школе квартала Сибян (S;byan) и в школе Фейзи (Feyziye). Аш-Шинази рос в нужде, но был очень способным и на это качество юноши обратил внимание один из французских офицеров — граф Шатонеф, который впоследствии принял Ислам и жил с именем Мустафа Рашид-паша (1800–1858). По протекции Рашид-паши, аш-Шинази оказался в г. Париж, где занимался политэкономией и финансовыми науками, изучил французский язык и литературу. За границей он пробыл 5 лет (1849–1853). По возвращении в г. Константинополь устроился в финансовом комитете, где работал до 1858 г. К этому времени он завоевал расположение и покровительство крупного государственного деятеля — Йусуфа Кемаль-паши (1808–1876).

Ибрахим-эфенди является одним из первых и наиболее важных авторов процесса вестернизации, который начался с провозглашения Танзимата в турецком обществе. Ибрахим-эфенди, который познакомил турецкое общество с западной поэзией и дал первые примеры западных литературных жанров, таких как театр и статьи, оказал влияние на интеллектуалов своего времени своими новаторскими идеями и работами в области литературы. Обычно новую турецкую литературу начинают с изучения творчества именно Ибрахим-эфенди аш-Шинази — первого просветителя и публициста, основателя турецкой драматургии.

Ибрахим-эфенди попытался внести некоторые изменения и в поэзию. Поэтическая деятельность Ибрахим-эфенди имела два аспекта: он выступил как одописец, и как баснописец. Его касыды и газели созданы в старой классической манере. Особых художественных достоинств в них не было. В некоторых касыдах он воспевает своего покровителя, министра иностранных дел Мустафу Рашид-пашу (ум. 1858), деятельностью которого искренне восхищался, считая его человеком самых передовых взглядов. В этих стихах еще преобладает арабо-персидская лексика.

Басни Ибрахим-эфенди представляют исключительно большой интерес. Значение их не только в том, что они явились первыми баснями европейского образца в турецкой литературе. Главное —подражая Ж. Лафонтену (1621–1695), Ибрахим-эфенди ввёл в свои басни живой разговорный язык. Наиболее интересными из них являются «Волк и ягненок», «Орленок и ворона», «Пчела и комар». При этом Ибрахим-эфенди не копировал слепо сюжеты французского баснописца, а делал вольные переложения, окрашивая их в турецкий колорит, снабжая дидактическими рассуждениями.

Ибрахим-эфенди много и упорно работал над упрощением и отуречиванием языка поэтического произведения. Он создал несколько коротких стихотворений, состоящих исключительно из турецких слов, пытаясь, таким образом, доказать, что можно выразить глубокие мысли и прекрасные лирические чувства, оперируя лишь турецкими словами. Правда, эти образцы еще очень неумелы, но для своего времени они были новым явлением. Вокруг них разгорались споры, шли бурные обсуждения. Ибрахим-эфенди показывал, что поэтические образы и обороты персидской лирики можно передать, используя только турецкую лирику:

«Мое сердце полюбило несравненную красавицу,
мое сердце ревнует ее к моим же глазам,
разве не сжимается моя грудь,
когда на любимую прищуриваются озорные глаза?
Меня волнуют сладостные речи её уст».

Ибрахим-эфенди сыграл видную роль в турецкой поэзии. Он показал, по какому пути должно следовать её развитие. Его стихи, насыщенные народной лексикой, выявили для турецких поэтов тот источник, из которого они должны питать свое творчество. Его сборник «Divan-i ;inasi» («Собранные стихи аш-Шинази») появился в 1853 году, и примерно в то же время он опубликовал антологию стихов, переведенных с французского языка. В 1859 году впервые перевел на турецкий язык произведения Ж. Расина (1639–1699), А. Ламартина (1790–1869), Ж. Лафонтена (ум. 1695), опубликованные в книге «Переводы» («Terc;me-i Manzume», 1859 г.). В 1860 году Ибрахим-эфенди был одним из редакторов издававшейся в г. Константинополь первой частной турецкой газеты «Terc;m-i ahval» («Толкователь событий»). В 1862–1865 гг. аш-Шинази издавал собственную газету «Tasvir-i Efk;r» («Изображение мыслей») — самая знаменитая газета в истории турецкой журналистики, которая стала трибуной западнических идей турецких писателей-просветителей. Аш-Шинази привлек к сотрудничеству с газетой молодых талантливых писателей, среди которых был и прозаик Намык Кемаль (1840–1888).

Ибрахим-эфенди увлекся идеей распространения в народе европейских наук, реформой турецкого языка. Этими реформами аш-Шинази добивался, чтобы книги писали не для избранных, а для всего народа. Кроме того, аш-Шинази с Намык Кемалем занялись и другой идеей — коренной реорганизация государственного устройства Османской империи. Эти идеи после его смерти были забыты и вспомнили о них накануне младотурецкой революции под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка (1881–1938). Таким образом, аш-Шинази становится основателем Танзимата. Ибрахим-эфенди аш-Шинази принадлежал к обществу т. н. «Новых османов».

Ибрахим-эфенди в 1865 году отправляется в эмиграцию в г. Париж. Вернувшись в г. Константинополь в 1870 году, он ведёт жизнь отшельника. Умер Ибрахим-эфенди 12 сентября 1871 года. Эпиграфом его жизни были слова: «Моя нация — человечество, земной шар — мое отечество».




Автор: ‘Али Албанви



На фото: Ибрахим-эфенди аш-Шинази //Источник: Tasv;r-i Efk;r [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9Z6gyE, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.11.2019). — Яз. тур.



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


‘АБД АЛ-МАДЖИД I (1823–1861) — 31-й султан Османской империи, правивший в 1839–1861 гг. Старший сын Махмуда II, которому наследовал 2 июля 1839 г., вскоре после поражения турецкой армии от египтян у Низиба (24 июня 1839 г.).

‘АБД АЛ-АЗИЗ (1830–1876) — 32-й султан Османской империи, правивший в 1861–1876 гг. Второй сын султана Махмуда II; вступил на престол после своего брата ‘Абд ал-Маджида 25 июня 1861 года.

АД-ДАГИСТАНИ, ИБРАХИМ-ЭФЕНДИ АШ-ШИНАЗИ (1826–1871) — известный османский поэт, писатель, публицист, общественный и политический деятель, журналист, основатель турецкой драматургии, участник революции 1848 года во Франции, переводчик, один из первых авторов Танзимата. После учёбы во Франции стал выпускать самую популярную и влиятельную в Турции газету «Tasvir-i Efk;r» («Изображение мыслей»). Аш-Шинази увлекся реформой турецкого языка, созданием настоящей турецкой литературы и добивался, чтобы книги писали не для избранных, а для народа. Кроме того, аш-Шинази с Намык Кемалем занялся реформой государственного устройства Турции и стал основателем танзимата, подхваченного Кемалем Ататюрком в 1918–1919 гг.

ЙУСУФ КЕМАЛЬ-ПАША (1808–1876) — османский государственный деятель. Во время правления ‘Абд ал-Азиза (ум. 1876) он служил великим визирем в течение четырёх месяцев и двадцати семи дней с 5 января 1863 года по 1 июня 1863 года.

МУСТАФА РАШИД-ПАША (1800–1858) — османский дипломат и государственный деятель, один из главных архитекторов социально-политических реформ эпохи Танзимата.

МУСТАФА КЕМАЛЬ АТАТЮРК (1881–1938) — османский и турецкий государственный и политический деятель, военачальник. Основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства.

НАМЫК КЕМАЛЬ (1840–1888) — османский поэт и прозаик, журналист, прозаик, переводчик и общественный деятель. Крупный представитель литературы танзимата. Один из организаторов и руководителей общества «Новые османы».



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ШИНАЗ (рут. Сыназыр) — одно из древнейших сёл Южного Дагестана. Расположено на высоте 1750 метров над уровнем моря в Рутульском районе Дагестана.

ШУМЕН (болг. Шумен), Шумла (тур. ;umnu) — экономический, транспортный, туристический и культурный центр Северо-Восточной Болгарии, административный центр Шуменской области и общины Шумен. Находится на двух берегах реки Поройна, в 90 км западней Варны.



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ТАНЗИМАТ (осман.; — «упорядочение», «уложение») — принятое в литературе название модернизационных реформ (и самого периода их проведения) в Османской империи с 1839 до 1876 года, когда была принята первая османская конституция. Основные принципы реформ были изложены в Гюльханейском хатт-и-шерифе, изданном султаном ‘Абд ал-Маджидом 3 ноября 1839 года при вступлении на престол. В отличие от прежних реформ, главное место в Танзимате занимали не военные, а социально-экономические преобразования. Инициатива принадлежала образованной группе бюрократии, которую возглавлял Мустафа Рашид-паша, ставший автором Гюльханейского хатт-и шерифа. В течение ряда лет он был послом в Англии и Франции, а затем был назначен министром иностранных дел. Под его руководством был разработан план новых реформ, призванных укрепить центральную власть, предотвратить развитие национально-освободительного движения на Балканах и ослабить зависимость Порты от европейских держав путём приспособления существующего строя к нормам западноевропейской жизни.



ЛИТЕРАТУРА


1. Шинаси, турецкий поэт [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9YwCDV, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2019). — Яз. рус.

2. ;brahim ;inasi [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9YwDRu, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2019). — Яз. тур.

3. ;brahim ;in;s; [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9YwELO, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2019). — Яз. тур.

4. ;brahim ;inasi (1826–1871) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9YwC7G, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2019). — Яз. тур.