Несколько слов о пожарах в Сибири. И не только

Вячеслав Каданцев
Хочу предупредить читателя,несклонного к большим текстам,что ниже будет много текста,поэтому,если вас это пугает,то..я предупредил.А у читателя,кто готов читать большие объемы,хочу попросить прощение за повторы иных мыслей в тексте из абзаца в абзац.Честное слово это не против читателя и не из-за того,что я считаю его глупым и поэтому по сто раз повторяю одно и то же.Видно это особенность моей психики.Я тот человек,кто сам себя заездит,когда 5 раз вернется домой,чтоб проверить выключена-ли электроплитка и закрыта-ли дверь.Имея в себе эту черту,я при всем желании не могу уйти от повторов тексте,но честно пытался и честно редактировал.В итоге получилось,что получилось и если,что не так,то согласен,это моих рук дело.

Но..К сути..

Некоторые мысли о пожарах в Сибири и не только.

Не родись я и не живи всю жизнь рядом с лесом,не общайся я лицом к лицу,глаза в глаза с людьми,которые нынче работают в лесничествах и руководят лесным хозяйством,не загляни я краешком глаза в лесные законы и не послушай я как их трактуют;будь я насквозь городским жителем,я бы вряд-ли усомнился в логике того,что "Леса горят всегда,горят каждый год,и что?!",или что "это все неосторожное обращение с огнем,это все виноваты неправильные туристы,местные жители,кто не так воспитан и у кого нет ума для осторожного обращения с огнем." Я бы сидел у телевизора и с чувством глубокой солидарности словам дикторов слушал всю ту лапшу,что сливают нам с экранов,или в соц.сетях.

Но вот незадача.Я живу на краю леса,и не просто леса,но таежного.Может не совсем сибирского,но и не калифорнийского и не австралийского.То есть климат,фауна,флора сопоставимы,если не совсем тождественны.Я общался с нынешними "лесниками" и их начальством,я видел лично и лично слышал от них ,как они,прости Господи, "берегут" лес и я таки заглянул в лесную документацию и наслушался,как ею жонглируют в свою пользу те,кому по должности положено до буквы и запятой,до самой сути быть на страже закона,его смысла,его сути,что "не навреди!"..

В детстве ,когда коробки спичек стоили по 1 копейки за штуку,я видел много осторожного и неосторожного обращения с огнем в лесу,и знаю что тайга просто так не горит,не горит и от миллионов костров и миллионов окурков,тушенных и не тушенных, и вообще...,что я не верю ни одному слову с экранов про пожары, и вам не советую.

Может в Сибири какой-то слишком горючий лес,может там и правда все вспыхивает от одной молнии,одного окурка,одной спички.Не знаю...Но если бы так оно и было ,если бы все так легко вспыхивало,горело,да каждый год и не по разу,то ничего от сибирского леса давно и не осталось бы.Все бы год за годом выгорало до тла,от вершков до корешков.

Тайга это особенная экосистема.Там хватает противопожарных климатических,природных защитных механизмов и очень часто нужно сильно постараться и быть искренне заинтересованным,чтоб она загорелась,а загоревшись,горела и дальше.

В моей жизни первый лесной пожар случился ,когда мне уже 35 лет подошло,плюс-минус.А так мы,жители города и знать не знали,и видеть не видели,что такое дым,гарь,смог над городом.
По странному стечению обстоятельств это произошло,когда в руководство нашего лесного хозяйства пришли бизнесмены,которые имеют к лесу такое же отношение,как корова к балету.И вот у них лес и загорелся.Вот тогда наш город накрыл смог,гарь,и неба мы не видели неделю или две.Тогда все это списали на сухую молнию,на аномальную жару,на неосторожное обращение с огнем в такой таежной глуши,где может годами не ступала нога человека,несмотря на то,что очаг пожара возник лишь в паре-тройке десятков километров от города,но тайга есть тайга,там не всегда,не везде пройдешь,и еще и не полезешь туда,в царство оводов,комаров,мошек и болот..И поди ж ты именно в глуши и загорелось..Ну всякое бывает в первый раз,согласен.Но теперь у этих бизнесменов говорят,всегда что-то горит,что до этого и не думало гореть.Ни у кого это не горело,а у них горит.Поневоле и задумаешься.А почему горит именно там и именно у них?! Ведь вроде лес это их бизнес,вроде как должен быть кровный интерес беречь то,от чего и кормишься.А у нас так и вовсе Национальный Природный Парк,а бизнесмены называются "Дирекцией Национального Парка".Тут уж сам Бог велел беречь,чтоб не горело.Но горит..И подозреваю,что и будет и дальше гореть..И в Сибири и дальше будет гореть.

Потому что..Может это кому-то выгодно?!

На примере нашего Парка объясню как берегут у нас природу и как о ней заботятся.

Перво-наперво я эту заботу увидел и почувствовал лично,когда едва-едва вход в лес сделали в 2016 году платным для всех не местных и почти всех местных(а пусть не ходят!).Числа 15-17 января я пошел в лес и в 5 минутах от входа увидел идиллическую картину бережения леса лесниками и дирекцией.Когда по кругу,туда-сюда,с голливудскими улыбками,с свежесрубленной красивейшей елочкой на плече "папы" ходили по тропе парень,девушка и ребенок и изображали семью,собирающуюся на семейный праздник Новый Год.Все это снимали видеооператоры и фотографы,а "лесники" стояли и смотрели,как на заказное ими шоу,за что они же сами и заплатили.Реклама двигатель торговли, и дирекции Парка позарез был нужен рекламный ролик,привлекательный для инвесторов и туристов.И оказалось ,что у них,новых лесников,так можно.Рубить елочки на новый год 15 января,чтоб показать как Они любят лес и берегут его..И ведь не дрогнула рука.Когда вечером,я возвращался из леса,то эта елочка костром догорала дровами прям у двери их офиса на входе в Парк.Елочка сделала свое дело,елочка может и сгореть.Так я лично,своими глазами увидел,Какая ТУФТА происходит и будет происходить дальше,под лозунгом "Сбережения Природы и максимально комфортного отдыха для коммерческих туристов.!"Ради такой туфты никаких елочек в костер не жалко.

Дальше больше.Через 2 дня на прогулке меня ,на снегоходах обгоняя,остановили эти "лесники",которые нынче у нас стали зваться "инспекцией охраны парка" и самый главный из них,начальник службы безопасности парка,он же по совместительству брат директора парка(а директор бывший работник банка и из банка удачно переквалифицировавшийся в лесные директора) и стали мне читать лекцию о том,что вход нынче платный для всех,что я не могу по лесу ходить,не заплатив им деньги,несмотря на то,что всю жизнь прожил в 20 минут ходьбы от него.И ни за что не догадаетесь как они это аргументировали и мотивировали.Вот уверен.Лично брат-инспектор мне сказал взрывной аргумент,что "Раньше по парку ездили все.Теперь только Мы.За это ты платишь Нам."Конечно сказано немного другими словами,но смысл тот же.Можно сказать,что это я что-то не так понял,ослышался,исказил суть.Но через пару лет мне этот аргумент,повторили опять же такие же лесники-охранники ,как самый веский,даже единственный в их оправдание обоснованности платы за вход в лес,куда сотни лет миллионы людей,миллиарды раз ходили бесплатно.Надо было дожить до 2016 года,чтоб узнать насколько нелепо и незаконно было по лесу всем миром ходить бесплатно,когда за то же самое,оказывается можно брать деньги с людей,на таком вот железном аргументе..Звучит как рэкет и вымогательство(а по моему мнению таковыми и являются).Но они на полном серьезе думают,что это работает в их пользу и оправдывает их перед Богом,законом и людьми.Я не буду сейчас пересказывать всю историю моих выяснений отношений с такими "лесниками".Этому я хочу посвятить отдельный рассказ.Пока скажу о том,что однажды это выяснение отношений довело меня до кабинета того самого брата=главного охранника,и у меня состоялся дивный разговор. Из него я узнал,что Главному инспектору Парка вообще чихать на любые документы,нормативные акты,пусть даже они сто раз законы,но для него этого ни капельки не закон,если это не в его пользу.Я пришел к нему с нормативным актом,с подписью и печатью ,который размещен на их же сайте и имеет юридическую силу,и там черным по белому было написано,что "жители населенных пунктов,проживающих у границ парка имеют право на бесплатное посещение парка",а этот Главный по документам сказал мне,что он не видел и не слышал никогда про этот документ,и вообще не считает его документом,и я ему сейчас "открываю Америку",и тыкал меня носом в филькину грамоту,ими же от руки писанную и там же на сайте размещенную,но уже без подписи и печати,где они с братом-начальником и пресс-секретарем парка,малость подправили этот документ,и и вырезали слова про населенный пункт,а вставили "у границ парка"..и жители моего города,который всю историю парка стоял у его границ,автоматически на основании их филькиной грамоты стали нарушителями режима охраны парка,если они на входе отказываются отстегивать деньги братьям-бизнесменам.И это ведь же не какая-то частная лавочка,а федеральная территория,федеральная служба,с федеральными законами и не где-то там в тайге,где "закона нет,тайга и есть закон",а там ,где прокуратура,полиция и прочие федеральные службы в несколько остановках на маршрутке.И все равно.Закона нет.Тайга это и есть закон.И у нас Национальный Природный Парк,а не захолустное лесничество,у черта на куличках.И мы к Москве на 2000 км ближе Красноярска и все равно у нас нет закона.Закон это слова директора Парка и его брата.Если бы я своими глазами не видел,куда этот брат меня тыкал носом раз за разом и как отказывался смотреть в документ с подписью и печатью,то я бы наверное сомневался.А теперь я знаю как у них это работает.Работает так,что там ,где им это не выгодно,они просто не смотрят в эти документы.Они смотрят туда ,где им это выгодно.

Боюсь даже представить сколько у них там таких "филькин грамот"
без подписей и печатей,ими же от руки писанных,на все случаи жизни,где смотреть в закон им не выгодно.И у них одних только-ли?!

А самое интересное и важное.То,что в лесных законах в последние годы сделали вроде маленькие вставочки,знаете,которые обычно идут в документах мелким шрифтом,как-то что "существенной роли не играет",а потом оказывается ,что именно в этих вставочках и вся суть того,почему и на каких основаниях должен ты им,а не они тебе и изначально оно так и было.Мелкий шрифт не врет.Так и у них.Под лозунгами сбережения природы,охраны леса,в лесное законодательство они вписали кучу всяких поправок,по которым они имеют право ведение бизнеса в лесу.И думаю речь идет не только про Национальные парки,а про все лесное законодательство.И на основании этих поправок лес,природа вроде как федеральная собственность и народное достояние,а по сути и по факту это теперь и отныне и вовеки веков это ИХ Бизнес.А кто не согласен,те нарушители.И Закона на них нет.Ибо они и есть закон.

Приведу на примере нашего парка как это работает.Раньше туристы,посетители леса жгли костры из сухого хвороста и валежника,что собирали на земле.Теперь это строжайше запрещено.За это штраф и немалый.По Их Закону теперь Они рубят здоровые деревья,пилят их на дрова и продают людям эти дрова за деньги.Это называется "сбережением природы".Когда здоровый лес пилится,а сухой хворост лежит на земле ибо"низзя!".Или когда дирекция нашего парка,угробив все туристические тропы своими квадроциклами,на которых они на радостях и по хозяйски в первые годы прихода к власти в парке,раскатывали вдоль и поперек просто так и в погоне за прибылью, и конечно же,не моргнув глазов после этого обвинив во всем простых людей,что это они уничтожили тропы.И вот тогда все угробив.они объявили,что берут на себя заботу в один год восстановить все тропы и благоустроить их в меру своих сил,возможностей и атракциона невиданной щедрости,для людей.И снова догадайтесь как они это сделали..Вот вряд-ли получится.Они просто перекопали все некоммерческие тропы..по которым ходили грибники,ягодники и просто местные жители..(А пусть не ходят!).На этом все благоустройство коммерческих троп(ведущих к платным стоянкам,платным костровищам и кучей платных услуг) и кончилось.По крайнем мере на том отрезке дороги в 4 км,по которому хожу я.

Но и это еще не все..Собирая с заезжих туристов,с местных жителей,плату за Всё и аргументируя,что деньги идут на сбережение леса,они из этих сотен тысяч,миллионов,десятков миллионов рублей ни рубля,ни копейки(как я узнал от бывшего работника парка) не потратили на волонтеров,на мусорные пакеты,перчатки,еду и т.д..а сказали волонтерам,что "берегите природу за ваши деньги".

Вопрос на засыпку.На что тогда вообще Бизнесмены Парка тратят собранные с людей деньги,если даже на волонтеров им до жути как жаль?!
Моя версия-всё в бизнес..все в бизнес.И остатки на себя.Ну или наоборот.Все на себя и остатки в бизнес.Думаю природе тут ни гроша не перепадает.

И важный момент.Чтоб все это оставалось между ними,чтоб в это не влезала,не вникала никаким боком прокуратура,прочие правоохранительные органы,местная власть и общественность,в штате этого бизнеса нужны свои люди.Те кто понимает генеральную линию руководства.Что все ради прибыли и ни копейки на сторону и в минус..И вот тут в любом лесничестве,настоящие лесники люди лишние.Потому что настоящий лесник будет заморачиваться лесом,его заботами и заботами людей,которые по нему ходят,у леса живут.А бизнес ему дело десятое.И настоящий лесник в лесничестве,куда пришел бизнес просто ни к чему,это деньги на ветер.Ведь ему же еще плати зарплату..А за что?! Если суть его работы не в извлечении прибыли для бизнесменов,а серьезно в сбережении природы,его флоры и фауны.А тут интересы бизнеса и интересы природы ой как часто не совпадают.Нет.В лесничествах лесники часто становятся людьми чужими,этакой пятой колонной.Легче всех их разогнать поувольнять всеми правдами и неправдами.Оставить парочку для вида.А на их место назначить своих людей,кто за те же деньги готов напрочь забыть про любовь к природе.Когда я 3 года общался с нашими новыми "лесниками" и говорил им о любви к природе,у них глаза стекленели в мертвый взор..они даже не понимали о чем я..Причем вообще любовь к природе.когда лес-это бизнес и ничего личного?! Никто,ни разу из них ни в одном разговоре про природу словом первый не заикнулся.Все сводили к деньгам.Вот тебе и "лесники".Но как мне потом объяснил знающий человек,что это я не с настоящими лесниками общался.Настоящих то всех уже поувольняли,выжили из лесничества.Кто не хотел уходить,тем или зарплату можно было не платить ,чтоб сами ушли,или под угрозой уголовных дел.А пожелай человек куда жаловаться так,"тебе же хуже будет!у нас все везде схвачено!" и ведь и правда схвачено,раз на все жалобы в инстанции люди получали дежурные отписки ,что "их проверка нарушений не обнаружила"..кто после таких угроз и бесполезных жалоб пойдет куда жаловаться?! И я уже потом почитал про лесничества по стране и вроде как обнаружил,что это не дурь и блажь нашего начальства и равнодушие наших инстанций.Что так везде по всей стране.Лесное хозяйство и законодательство такой темный лес.что туда никто просто так копаться не полезет.А то тебе же по шапке и прилетит.Ведь копаться туда лезут местные правозащитники,а по шапке прилетает из сами знаете каких краев.И оно тебе это надо?!Ведь умные же люди законы писали,когда на словах твердили,что все ради природы,а "мелким шрифтом" специально для грамотных написали,что это бизнес и не лезь в него, будь ты хоть трижды прокурор и трижды правозащитник.Не было бы это бизнесом,то и мелкий шрифт бы был не нужен.

И вот так теперь оно все устроено и работает у нас в лесном хозяйстве у нас в стране(и только ли в лесном?!).Если бы у меня не возникло конфликта на ровном месте с местным лесным начальством,то и я бы смотрел на ситуацию через розовые очки неведения и незнания и мне бы на уши можно было вешать любую лапшу про неосторожное обращение с огнем.Я человек доверчивый.Но мне повезло родиться и всю жизнь прожить на краю леса и мне трудно вешать эту лапшу..она у меня тут же с ушей и стекает..Я смотрел в глаза этим людям и не увидел ни капельки любви к природе,лишь жажду легких,больших денег..

Хотелось бы верить,что это только нам не повезло с нашим лесным начальством.Но вы верите,что только нам?! У меня ощущение что это так везде.Иначе смысл в этих законах с "мелким шрифтом"?!Смысл назначать банкиров в директора лесничеств?! Ведь кто-то же этих людей и для чего-то туда ставит?! и думаю не только у нас..

И это мы еще на в 2 раза ближе к столице,чем Красноярск.И у нас все инстанции для жалоб и для надзора под рукой.Могу представить,что там в Сибири тогда творится и какое уже там к закону отношение..

И меня совсем не удивляет,что там горит и никто не тушит.

И вовсе не потому что это "экономически невыгодно".Как раз потому и горит и не тушат,что это экономически выгодно.Это бизнес.Ничего личного.

А когда вам в следующий раз начнут говорить с экранов телевизоров про то, как легко горит тайга и ,что во всем виноваты то молнии,то простые люди,то ,как минимум,сильно сомневайтесь в этом.

Те кто живет рядом с колодцем не будет туда плевать и делать прочие гадости.Им же еще оттуда пить.Плевать в колодец может лишь тот,кто оттуда торгует.Так же и с лесом.

Куда чаще горит,потому что заплевано,но часто не вами.Но за ваши же деньги.

И, чтоб вы не сомневались,кто в этом споре по их мнению прав,кто виноват,и за кем последняя и высшая правда,вишенкой на торте для меня было то,что когда я пришел в головной офис Парка и там во всю стену в рамочках были прибиты куча благодарностей дирекции парка и персонально каждому из братьев-начальников за доблестную и самоотверженную охрану парка,за неугасимую любовь к природе,то не увидел там ни одного документа об охране,ни одного закона,который они должны исполнять,защищать,воплощать.Даже перед входом в кабинет главного Инспектора не было ни одного такого документа,самого захудалого.Одни сплошь благодарности.

Видно для их любви к природе законы и правда не нужны.Только мешают.Даже такие какие есть.
Но если вы туда пойдете,то готовьтесь,что с вас спросят по строгости и по закону.Законы писаны для вас,не для них.

Один инспектор при мне так наивно и обмолвился своему коллеге,когда я в очередной раз сказал,что по Их же документу имею право на бесплатное посещение Парка,что "это пробел в законодательстве".То есть все, что в Их пользу это Закон.Все ,что в пользу людей и в пользу защиты леса от их бизнеса, это пробел.

Я думаю для того и сидят где-то на самом верху высокие чины,чтоб устранять такие пробелы.Чтоб Всегда было в Их пользу.И будьте уверены,что они уж постараются.Просто нужно время,чтоб люди осознали,привыкли,что леса,озера,реки,поля..всё-всё..это теперь не ваше,даже по закону не ваше.не народное..а всегда чье-то.И пока мы всем миром на это не согласимся,то так оно и будет гореть.Вот когда может все станет Их,то тогда лес перестанет гореть по 2 миллиона га за раз,когда они смогут не прячась,а в открытую рубить лес,а потом продавать на дрова,или еще на что..Продавать вам..ну или не вам..

Ваше право мне не верить,ведь обобщения до добра не доведут,но я считаю,что,среди этих высоких чинов,убеждающих нас в своей пламенной любви к природе,и твердящих про неосторожное обращение с огнем простых смертных,нет и не может быть в принципе ни одного,кто и правда любит природу.Иначе бы и законы были другие,без "мелкого шрифта".И начальники бы были в лесу другие,а не банкиры и рэкетиры.И лес бы горел раз в несколько лет,а то и десятилетий,а не каждый год,и только от сухих молний,а не потому, что должно сгореть там и то,где это кому-то выгодно,чтоб горело.И тушили бы пожары не через неделю,а через 2 часа.

Где-то в альтернативной реальности наверное так оно и есть.Должно быть.Но в нашей реальности,садитесь удобно перед экранами телевизоров, и вся лапша на уши ваша,и слушайте,что это процент такой выгорает,что это всегда так,когда что-то где-то должно гореть.Что тут уж теория вероятности.Если пустить туда людей не предвзятых и проверить эту теорию вероятности с пожарами,то не удивлюсь, если окажется,что она полна странных совпадений,которые к молниям и неосторожным обращениям с огнем не имеет никакого отношения.

Но кто нас туда пустит?!Есть в этом мире тайны за семью печатями.И лесное хозяйство одна из них.

Вот лично я до сих пор жду от дирекции своего парка одного документа,который,кого из них не спроси, у них самый главный по их словам,в их пользу в моем споре с ними.Очень хочу на него взглянуть.Но мне этот документ до сих пор не показали.Боюсь,что умирать буду и то не покажут.И сколько еще такого ,чего вам там не покажут.А покажут нечто иное,какую-нибудь "филькину грамоту" в которую носом тыкали меня.И не будь у меня кровного интереса,то ведь и убедили бы этим тыканием в нее.А так нет..не верю..

Для того,чтоб в таких делах(да и в каждом деле) разобраться начистоту и докопаться до правды,до самой сути всегда нужен кровный интерес,а не мимолетные эмоции и мысли стороннего наблюдателя.Но у нас нет кровного интереса.Мы этот кровный интерес делегировали людям,которые кроме денег ни о чем и думать не могут и это беда.

Я ни к чему не призываю такому,чтоб распять,расстрелять и т.д..Я враг насилия.Всегда верю,что можно договориться.В данном случае верю,что если лес будет у лесников,у тех кто и правда любит лес,кто пришел туда не ради денег,а по призванию,у тех и лес не будет гореть.А если вдруг загорится,то тушить его будут вовремя,а не так, чтоб дым от пожаров потом через полстраны стелился по небу и гибли животные и растения, и так из года в год,потому что всегда это будет кому-то выгодно.

Нужно сделать так,чтоб это было невыгодно.Уберите бизнес из леса и природа станет жить по своим климатическим законам.Природе уж меньше всего выгоды гореть по 2-3 миллиона гектар за раз.От стихийных пожаров она как-нибудь найдет противоядие и защиту.Но вот как найти его от тех людей,кто "курит,да все никак не накурится",кому все мало и мало и хочется еще и еще?!