Глава 18. Трагический финиш вируса высокомерия

Маргарита Вышенская
ФИНАЛЬНАЯ ГЛАВА.

            Ранней  весной 2006 года сводный брат Виктории Дмитрий пригласил её с Дуняшей на новоселье.
           После окончания экономического факультета невеста Димы получила работу в Банке, а Дима в компании по страхованию машин, продали однокомнатную квартиру в центре и купили двухкомнатную квартиру в старом доме в одном подъезде с квартирой Маргариты. Родители помогли молодожёнам с евроремонтом и мебелью в качестве свадебного подарка, а Маргарита с застольем в виде пирогов, салатов и своего фирменного киевского торта.

        Владимир разместился во главе стола, а Виктория в конце, напротив Маргариты, которая выполняла свою обычную роль официантки. Дуняшу Вика посадила на колени и девочка с большим удовольствием стала уплетать пирожки и прочие вкусности с тарелки своей мамы. Вскоре Дуся покраснела и явно стала тужиться. Рита прошептала, обращаясь к Вике, что стоит посадить дочку на горшок, но та сказала, что ничего страшного, ещё рано, а у ребёнка  есть памперс. Но через пару минут сама Вика учуяла неприятный запах и обратилась к тёте Рите за помощью проводить их в ванную комнату.

       Виктория вернулась за стол с сияющей дочкой и виноватой улыбкой:
- Вы уж нас простите за такой казус, а кто и когда  появится у молодожёнов?
- Летом и конечно сын – с явной гордостью отреагировал Дима.
- А я надеюсь родить ещё одного внука своим родителям в сентябре – радостно сообщила Вика

        Владимир застыл с открытым ртом, а брат со смехом спросил: - А Саша твой знает?
- Пока нет, он же остался в Лондоне, а у меня виза кончилась и нам с Дуняшей пришлось вернуться в январе – спокойно ответила Вика.
 - А ты разве не знаешь, что после кесарева сечения рожать через год опасно? А мама твоя в курсе?  - строго и холодно спросила тётя Рита.
- Мама тоже пока не знает, но куда ей деваться, будут нянчить и она и Ника – парировала Вика.

      Маргарита помрачнела и извинившись у хозяев сказала, что уйдёт к себе потому, что устала и шокирована новостью и безответственностью Взрослой женщины.
      Через несколько дней Маргарите позвонила Елена, но не по поводу беременности Виктории, а с явным возмущением на риелтора - «опекуна» Наташи Среды, который положил её в Хоспис:
- Представляешь, вчера позвонил моей дочери сосед Наташи и попросил забрать из квартиры Наташи  вещи Вики – чемодан, телевизор и книжный шкаф. Вика побежала к нему и стала возмущаться, требуя положить Наташу в больницу на очередную химию, но он сказал, что врачи отказали и Наташа на днях умрёт. А сегодня мне позвонила сама Наташа из хосписа и попросила прийти, чтоб попрощаться и попросила прошения, что лишила Дусю квартиры. А потом сказала, что может исправить свою ошибку и расторгнуть  договор, но для этого Вика должна взять кредит для возвращения соседу денег за ремонт и оплату лекарств и прийти к ней в хоспис с нотариусом.

          Но у Виктории намечалась срочная командировка от журнала «Афиша», да и кредит брать она не хотела, поэтому решила попросить помощь у своих бывших подруг – учителей, которые опекали Наташу во время ремонта квартиры. Вика пришла к своей бывшей подруге - учительницы математики со своим предложением о сохранении квартиры Наташи и с некоторым высокомерием стала объяснять:
- Вы все вероятно знаете, что наша замечательная подруга – учитель Истории попала в хоспис и умирает. Наташа предложила мне взять кредит и расплатиться с риелтором, а она разорвёт с ним договор. Но у меня срочная командировка, поэтому прошу срочной помощи. Чтоб Наташе было легче уйти в мир иной. Я потом продам квартиру Наташи, а деньги поделим.

       Неожиданно для Виктории её бывшая подруга жестко ответила:
- Никому из нас не нужна ни квартира, ни деньги нашей дорогой Наташи, и можем только пожелать, чтоб земля стала ей  пухом.
- А мы – её настоящие подруги, сохраним о замечательном и щедром человеке, светлую память.

         Виктории пришлось вернуться к риелтору и сообщить, что свои вещи вывезет из квартиры Наташи после её смерти и окончания  командировки через  две недели.

         Через неделю  Маргарите вновь позвонила Елена и, рыдая, сообщила, что Наташа умерла
         Маргарита с удивлением спросила:
- А ты-то, почему рыдаешь? Мне кажется, что надо радоваться, что она отмучилась, а тебе, как я понимаю, жалко не Наташу, а квартиру?


         Снег на дачных участках сошёл только в конце апреля, поэтому очная встреча Маргариты с Еленой произошла в последних числах апреля 2006 года. Елена стояла на крыльце и, увидев приближающуюся  подругу, замахала руками и крикнула: - Заходи! У меня тепло, я печку затопила и тебе такое расскажу, что упадёшь. У нас ещё копать нельзя зачем приехала?
           В комнате было прибрано и тепло, а на печке стоял чайник и сковородка, на которой жарилась картошка.
 
-Я приехала посмотреть, можно ли уже трудиться, да свой домик расконсервировать, чтоб кошку перевести. Она же у меня собаку заменяет, дом охраняет от мышей и крыс – ответила Рита и стала слушать  рассказ подруги
 
- У меня же через пол месяца юбилей - 7О лет! Приедут брат с сестрой с подарками, пообещали стиральную машину - автомат! А доченька свой подарочек припасла – беременность! Решила на меня вторую внучку повесить и своего альфонса тоже. Я его ненавижу, а он меня. Вика прописала его в моей квартире, да ещё Нику решила прописать, чтобы  она меня заменила. Мне намекает переехать в Астану к сестре или брату. Она мне объяснила, что через год наш дом и сараи снесут, а всех жильцов переселят в новый шикарный дом со всеми удобствами и улучшенной планировкой, как у Вовки с Катей. А если она пропишет Сашку и Нику, то получит трёхкомнатную или четырёхкомнатную и я смогу тогда жить вместе с ними.
- Знаешь, я до сих пор о Наташе плачу, она мне помогала и искренне любила и меня и Дуняшу....

         Маргарита слушала, не перебивая, но при последних словах не удержалась и сказала:
- Твоя дочка, как и ты юридически неграмотные. Я тебя могу утешить. Прописка в настоящее время не имеет значения, и вам дадут только двухкомнатную квартиру. Социализм кончился, как и бесплатные жильё и высшее образование в новый век Капитализма.
- Не обижайся на меня, но твоя дочка связалась с фондом Сороса и однажды  мне сказала, что Казахстан ей ничего не дал. Да и ты мне как-то мне «выдала»: - Вика считает, что у твоей тёти  Оли – геолога  есть неплохие рисунки. 
Вспомни песенку: «Не родись красивой, а родись счастливой». Моя некрасивая мама и её младшая сестра были некрасивые, как Наташа Среда и я, но счастливые.
Когда я окончила наш лесфак, то мама сказала, что они больше ничего мне не должны, но я обязана отработать и не опозорить своих учителей и родителей.
- Твоё высокомерие, как  твоего мужа и дочки оказалось выше крыши. Тебе и Айке я до конца своих дней останусь благодарной за помощь в 1963 году. Если бы не вы, мне бы не дали отпуск. а я бы не попрощалась с отцом и не сумела поддержать маму. Тебе помогу, чем смогу, если захочешь - предоставлю квартиру для празднования юбилея, мы же все у вас не поместимся!

          Первого июля сын Владимира обрадовал отца первым внуком, а также покупкой ему новой машины, взамен устаревшей. А в сентябре на дачном участке Владимира появилась Маргарита и поздравила с новой машиной, а также вторым внуком, которого Вика назвала Арсением.
          Владимир изменился в лице и с раздражением обрушился на Ритку:
- Всю жизнь от тебя мне одни неприятности. Я надеюсь, что на этот раз у Сени не моя фамилия и у него есть отец? А что это ты появляешься на даче редко? Тут твой племянничек Сашка испоганил наш асфальт маслом из древней машины, да ешё твой «пруд» в виде тазика с водяными растениями сломал...

          Маргарита вздохнула: - Я уже видела и даже выговор ему устроила, только без толку. У меня уже сил нет тут пахать, я на дачу завещание оформила на детей Сашки, вернее его жену, а свою квартиру - на Димочку в надежде, что они меня похоронят. Я за последний год разбогатела, мне хорошо заплатили за помощь Мусину с ТЭО, а потом ещё рассчитала Таксы на попённую плату в лесах Казахстана, а недавно позвонили из Охотсоюза и заказали Методику расчёта лицензионной платы в охотхозяйствах. Я уже купила себе стиральную машину – автомат, новый телевизор,  окна пластиковые заказала и кондиционер. В октябре приеду, чтоб воду слить, да вещи в холодильник сложить и разбросать крысиный яд, моя халупа на земле стоит и крысы и мыши в свои норы вату из матрасов таскают.

        Владимир почувствовал, что начинает ненавидеть эту страшную  Ритку, и спросил: - Ты думаешь что Умная, раз богатенькая стала?
        Но она не обиделась, а спокойно ответила: - Мы все одинаково умные, или вернее разумные, только всю жизнь нам надо учиться, это я поняла по родителям, особенно маме, которая не имела высшего образования, а читая журнал «Наука и Жизнь» могла до своей смерти нас поучать. Меня и мой труд Вы никогда не уважали и не признавали, поэтому обидеть не можете. А Любовь - это не только секс и хотение, как Вы однажды мне сказали. Русские женщины вместо "люблю" часто говорят "жалею"

        Владимир в очередной раз был оскорблён и решил отомстить. Он не мог простить этой некрасивой «бабе», что она когда-то не ответила ему взаимностью, а также, возомнила, что умнее его - Главного инженера, Художника и Поэта!

        В середине октября Владимир позвонил Маргарите и предложил довести её на дачу. Она обрадовалась  и вскоре прибежала во двор, где стояла новая машина Владимира
- А что это у тебя кислая физиономия? - с ноткой иронии спросил бывший главный инженер
- Да киска моя похоже помирает, чуть больше съест – её рвёт, а сегодня утром захожу в кухню и вижу, что мышка её корм спокойно ест. Это мышки у нас под полом водятся, в перекрытии, она их раньше ловила, как и больших тараканов, но не ела, а под столом складывала. Я вернулась в комнату, разбудила её и говорю - иди мышку поймай! Киска усмехнулась и снова глазки закрыла. Мне пришлось самой поймать мышенка за хвост и выбросить в форточку, а она вывернулась и мой палец прокусила – вот доказательство…
Ответила Маргарита, показывая Владимиру палец, обмазанный йодом

           Подкатив к воротм Владимир вышел, чтоб открыть ворота, а Маргарита задержалась, любуясь «Райским садом» в ярких красках бабьего лета
- Посмотри какие я ступеньки сделал из твоей неправильной горки – весело сказал Владимир, показывая на гранитные ступенька по склону на верхний участок от дома, укреплённые щебнем.
- Ты же сказала, что больше здесь работать и жить не будешь, а  твоя горка Сашке не нужна, как и дача тоже, он её продаст

        Маргарита молча кивнула и сказала: - Спасибо, Вы наверное прАвы, но я-то ещё не умерла... У меня теперь другая «работа» - стихи стала писать. Когда в 1995 году  приехал в Алма-Ату наш общий друг Анатолий Елизаров  на юбилей Анатолия Мельникова, прослушав мои поздравительные стихи, удивился и попросил ему присылать в письмах, вот я и стала строчить, чтоб в маразм не впасть от нечего делать на пенсии. А его дочка Рита нашла в Интернете сайт СТИХИ.РУ и разместила там их под моей фамилией со своего Компьютера. Потом написала, адрес и попросила  посмотреть какие отзывы мне пишут тАможние поэты. Но Сашка  отказался показывать, сказал, что ему некогда и это дорого стоит. Дима пообещал отдать мне свой старый Комп. и подключить Интернет. А теперь, разбогатев и освоив компьютер, я сама себе сделала страницу на ПРОЗА.РУ, где меня считают уже писателем! Я сейчас принесу ключи от Вашей дачи и подвала и больше никогда сюда не вернусь. А свой юбилей, который случится через 2 года поеду праздновать в Москву и Калугу -  к Толи Елизарову. Попрощаюсь с московской роднёй и навещу могилу старшего брата, пока могу ещё это себе позволить.

       Владимир был в шоке, и когда Маргарита вернулась из Москвы в 2008 – м году живая и здоровая, да ещё помогала Елене с внуком и внучкой, он пришёл к дочке и попросил показать, что такое сайт Стихи.ру. Чтобы окончательно подавить и унизить ненавистную Ритку он попросил опубликовать свою рецензию на один из её стихов:

Рецензия на «Мои мысли - мои скакуны»(Маргарита  Вышенская)

"Семидесятилетней старушке, вдруг возомнившей себя выдающейся  поэтессой-литератором:
Писклявите: Я выше, чем Булгаков!
Я Бунину с Гамзатовым равна!
"Мадамазель", ошибся я однако,
Вы не кусок, Вы Эверест говна!"

ВД
Непоэт 3 20.08.2009

         Но она опять не прореагировала и не извинилась…
Месть не удалась, Маргарита продолжала дружить с Еленой и помогать ей, приглашая в гости, уже с двумя детьми. Елена в свою очередь продолжала летом жить и трудится на даче  с двумя детьми, да ещё считала, что коли Владимир  не помогает материально, то должен ухаживать и гулять с внуком и внучкой  на даче, пока она готовит еду или собирает малину.

        Всё это просто бесило  Владимира. Он давно потерял свою мужскую силу и стал ненавидеть не только Маргариту и Елену Прекрасную, но и Катерину, которая в 2009 году получила от сына Димы второго внука и полностью переключилась на уход за внуками, выйдя на мизерную пенсию. К счастью для Владимира предприниматель, на которого работала последнее время Катя, поставил в их квартире факс, по которому она могла отвечать на вопросы своих бывших подчиненных и давать указания, за что получала надбавку к пенсии.
 
        Вскоре врачи определили у Владимира рак прямой кишки и назначили лечение. Катерине пришлось оплачивать по требованию мужа дополнительные услуги для лучшего отношения к высокопоставленному больному,  специальную диету и постоянную смену белья, потому что от предложенных памперсов он категорически отказался.

         Вернувшись из больницы после первого приёма химиотерапии, Владимир озлобился на весь мир, стал попрекать жену, что она плохо ухаживает за больным супругом, не благодарна за квартиру и дачу и пытается его отравить.
        Он постоянно лежал в своей комнате на их большой кровати, смотрел телевизор и не разрешал входить к нему своим внукам – они его раздражали своими вопросами и разговорами. Кроме этого Владимир потребовал у жены отобрать ключи от их квартиры у Маргариты и отказаться от её услуг, поскольку она его тоже раздражает и видеть её в своём доме он не хочет.

        Катерина позвонила своей старшей сестре и, немного смущаясь, сообщила о просьбе Владимира, добавив, чтобы она попросила и Вику и Елену не беспокоить его внуками и просьбами.

       Маргарита не удивилась и не обиделась, но предупредила свою сестрёнку:
- Да я всё знаю и понимаю, за ЧТО он нас с тобой ненавидит, вот только не заразись от него вирусом ненависти и высокомерия. Трудно человеку жить с этими заболеваниями.

        Ранним утром 5 ноября 2013 года раздался телефонный звонок от Маргариты:
- Прошу прощения за беспокойство, но не могу не сообщить Владимиру и тебе, что сегодня ночью скончался Анатолий Мельников. Он пошёл в туалет, споткнулся и упал виском на дверную ручку. Внук  услышал грохот, но когда подбежал к деду, то понял, что он уже мёртвый. Мне дочка Анатолия позвонила и попросила вам сообщить и вместе с Айкой прийти им помочь с похоронами и поминальным столом. Лиля же парализована, а Толя последнее время всё мечтал, что поставит жену на ноги, и мы все вместе поедем в Бармашку попрощаться с друзьями.

       Владимир, узнав о смерти своего самого близкого друга ещё со времён КАЛМЭ, попросил у жены финансовую помощь, объяснив, что не может не помочь с похоронами парализованной Лиле и сыну друга  Андрею – инвалиду.
       На выходе из квартиры друга он столкнулся с Маргаритой и Айкой, которых с трудом узнал и с усмешкой спросил:
- Неужели вы бабушки думаете, что ещё способны кому-то помочь?!

          Седьмого октября 2013 года, когда Маргарита сообщила о смерти Бориса Дрокина – последнего друга Владимира, он не решился просить жену о финансовой помощи, и, сославшись на плохое состояние, позвонил жене друга Лиде, выразив своё соболезнование только по телефону.

         В конце весны 2014 года Владимиру пришлось вновь лечь на химиотерапию. При выписки из больницы врач предупредил Катю, что дни больного сочтены и за большую сумму денег (по блату) выдал ей  обезболивающее.  Владимир понял, что умирает. С Катей он не разговаривал, считая, что это она свела его в могилу, но сыном своим гордился, поэтому попросил похоронить на кладбище посёлка «Горный садовод», под которое был выделен безлесный западный склон горного увала на границе с землями лесхоза и напротив садоводческого товарищества «Арча»

        Дима, как и его красавица жена были успешными экономистами и, проверив свои чувства в гражданском браке, чётко распланировали свою жизнь на много лет вперёд. Они решили, что в их семье будет 3 ребенка, а жить они будут в отдельном доме, в горах, рядом с дачным участком, где чистый воздух по сравнению с городом и экологически безопасные овощи, фрукты яйца и молоко.
       Два года назад они приобрели себе коттедж, вернее двухэтажный загородный дом с большим балконам  со всеми удобствами  в посёлке у пожилой пары немецкой национальности, поэтому имели право похоронить отца на этом кладбище. Расстояние от коттеджа до дачного участка составляло всего 2 км, а до их городской квартиры 22 км. 10 апреля у Дмитрия появился третий сын Макар, а жена решила стать домохозяйкой во всяком случае на ближайшие 5 лет.

         Когда Катерина поняла, что Владимир умирает, она, не спрашивая разрешения у мужа, сочла своим долгом пригласить Викторию с Еленой попрощаться с ещё живым умирающим.
         Владимир лежал на кровати в своей комнате с закрытыми глазам, но не спал. Катя решила не раздражать его своим присутствием и ушла на кухню, чтоб поставить чайник и предложить Лене с Викой чашечку чая. Выйдя из комнаты, Елена искренне поблагодарила Катерину, категорически отказалась от чая и сказала:
- Я поняла, что он умрёт сегодня, мне сердце подсказало. Спасибо тебе, что я сумела попросить прощение у любимого мужа, мы с тобой ему жизнь наверное немного испортили…
     Виктория добавила:
- Нам с мамой некогда, я не хочу, чтоб она приходила на вынос и сейчас отправлю на дачу на такси. Дима мне сказал, что уже подобрал место на вершине увала, откуда видна дача отца, а также балкон его коттеджа в посёлке «Горный садовод».
      Елена к этому времени совершенно оглохла и Вика даже купила матери слуховой аппарат, поэтому не боясь, что она услышит, и продолжила:- Отец последнее время из-за ненависти к маме не хотел общаться даже со своими родными внуками! Она действительно испортила ему жизнь. Он мечтал стать великим художником и писателем, а из-за неё его талант угас. Я думаю, что он так меня любил и поддерживал за то, что я осуществила его мечту и стала Художником и Писателем.

         Катерина и Дима на следующий день сообщили Маргарите и Айке о смерти Владимира и попросили сообщить всем  его друзьям со студенческой скамьи.  А живущих в Алматы,  предупредить, что катафалк и автобус заказаны на 11 часов, поминальный стол заказан на 15 часов в ресторане  ПКО имени Горького,  который студенты общежития лесфака СХИ называли «поплавок» .

         В автобусе Ритка и Айка встретились только с двумя  друзьями студентами с их курса – Алумтаем по кличке «Дед» и Святославом – «Соловьём». Курс лесфака выпуска 1961 года был дружный,  поддерживали связь  даже с иногородними, а жители Алматы постоянно встречались...
Но к 1914 году уже более половины «мальчиков» ушли в мир иной, а «девочки» отказались встречаться из-за проблем со здоровьем и морщин на когда-то красивых лицах.

        Елена встречала катафалк на дороге к кладбищу, на площадке у подножья крутого склона. Автобус с провожающими задержался в пути, поэтому организаторы из похоронного бюро обратились к друзьям, соседям и сослуживцам покойного поторопиться с прощанием и не подниматься к месту захоронения, кто не сумеет преодолеть крутой склон до вершины. Часть стариков вернулась в автобус, но Елена с Катей, Маргарита и Айка двинулись за рабочими. Рита пообещала, что бросит горстку земли на крышку гроба от их имени.

         Дмитрий идеально рассчитал время и всю организацию похорон отца и заранее предупредил соседей – дачников, что поминальный стол он заказал в Алматы, а на девятый и сороковой дни поминки он устроит в своём коттедже. Поэтому все дачники попрощавшись с Владимиром отказались ехать в Алматы и вернулись на свои участки. А Виктория, Катерина и Елена сели в джип Дмитрия. за которым последовал автобус с алмаатинцами.
         
        Автобус подъехал к ресторану за пол часа до назначенного срока и Дмитрий попросил посидеть на ближайших скамейках или погулять в парке пока он не привезёт сюда родственников, жену с грудным ребёнком, её родственников и соседей, кто не смог поехать на место захоронения. Виктория направилась в ресторан и попросила всех далеко не расходиться, как только она расставит столы в зале на втором этаже – всех позовёт.

       Маргарита и Айка сели на скамейку с друзьями – однокурсниками, а Елена с бывшими сослуживцами из Казахского филиала, которые её хорошо знали и помнили.
Виктория показала, где можно вымыть руки на первом этаже, а проводив в зал,  объяснила  кому за какой стол садиться:
 - Я решила, что стол с правой стороны зала возглавит Дима и там соберутся родственники и ближайший друг отца Эдуард С. С ним отец поддерживал дружеские отношения практически до последнего дня. Левый стол прошу занять друзей со студенческой скамьи и сослуживцев по Казахскому филиалу. А средний стол возглавлю Я, буду успокаивать наших с Димой детей – внуков отца.

          Дмитрий обратился ко всем с просьбой помянуть  отца не элым, добрым словом, после чего много хвалебных слов сказал Эдуард, который покинул когда-то Казахский филиал, поругавшись с Борисом Петровичем в начале лихих девяностых раньше Владимира, чем показал другу пример полного неуважения к директору. Третье слово взяла Вика и долго рассказывала, что Владимир был лучшим отцом, и наградил её талантом художника и писателя, а она сумела исполнить его юношескую мечту.

         Елена сидела за столом недалеко от Маргариты с хмурым выражением лица и ничего не слышала.
         От всех друзей – студентов выступил Алумтай и вспомнил,  что Никороса любили ВСЕ! После многочисленных хвалебных речей попросила слова Маргарита и сказала, что знакома с Владимиром с 1956 года и работала на одном предприятии до выхода на пенсию, где он когда-то был очень успешным и строгим главным инженером, после чего сказала:
- Тут много было сказано хорошего о моём старом товарище, я не буду повторяться. Я хочу поблагодарить его сына и дочку за то, что устроили поминальный обед со всеми его настоящими друзьями юности, да ещё в ресторане «Поплавок» в сотне метрах от общежития КазСХИ и озера, где он купался и гулял по парку со своей первой любовью.

       Катерина выразила благодарность всем, кто пришёл попрощаться с её мужем, и в шутку добавила, что попросила сына Диму заказать ограду на три могилы, чтобы хватило места не только ей, но для Елены – матери его любимой дочери.

       Елена не услышала этих слов Кати, сама говорить она ничего  ничего не хотела, но тут увидела, что Маргарита поднялась из-за стола и пошла к выходу. Лена догнала подругу уже в в 10 метрах от выхода из ресторана и подхватила под руку. Маргарита с сочувствием сказала, что не может больше терпеть и боится упасть в обморок от обиды за Елену. Но Лена неожиданно попросила у неё денег на такси потому, что хочет уехать на дачу. Оказалось, что Вика сообщила Лене, что поминки будут в кафе «Горного садовода» и Лена оставила дачу открытой.

         Маргарита хорошо знала о плохом отношении Виктории к матери, которая посвятила дочке всю свою жизнь и даже простила и своего мужа и Катерину, поэтому продолжала по мере своих сил поддерживать упрямую подругу  и приглашать её к себе вместе с двумя детьми. Дуняша и Сеня любили приходить в гости к бабе Рите, играть с её кошкой, лакомиться и гулять по ПКО, где она оплачивала для них карусель и другие аттракционы в детском городке.
        В свою очередь Елена считала, что скрашивает  одиночество Маргариты, не имеющей своих детей, и позволяла делать подарки  её обожаемым внукам.

         Проблемы у Елены с Викторией, Никой и даже с внуками начались после получения новой шикарной двухкомнатной квартиры, когда Вика предложила матери переехать в однокомнатную квартиру в старом соседнем доме, которую ей купит Ника, продав свою квартиру в Кзыл-Орде. Когда неграмотная Вика предложила Нике переехать в Алма-Ату и жить в их малюсенькой квартире, она ради сына и своих родных внуков, спала на полу и терпела указания начальницы Елены, готовила еду, делала заготовки, варенье, соленья из дачных овощей и фруктов.
         Сын Саша жил в своей студии и с детьми практически не общался и признавать их своими детьми не собирался.

          После признания Вики, что она предпочитает жить с Никой и Сашей, а мама будет приходить в гости, Елена проявила свой характер и предложила Нике самой жить в ужасной старой квартире и приходить в гости и встречаться с внуками в квартире бабушки Лены.
          План Вики и Ники не удался, и последней пришлось купить для себя с сыном большой дом с приусадебным участком в частном секторе.
         Виктория продолжала «дружить» и опекать своего ученика, хотя уже не надеялась, что он станет её мужем и отцом его детям, но с Никой расставаться не хотела. А Елена  позволяла бабушке Нике встречаться с внуками во дворе, но не в её квартире и буквально возненавидела не только Сашу, но и Нику

            15 мая 2016 года Елене исполнилось 80 лет. На поздравление Риты по телефону она с заметным раздражением сказала, что праздновать её юбилей никто не собирается, и попросила ничего ей не желать, а также не приходить с подарками, какие подруги подарили Лене  на 75-летие в виде угощений и большой суммы денег,
приехав на дачу на такси.

         После похорон Владимира Елена почувствовала себя несчастной и поняла, что Ника всеми силами хочет дать Сене фамилию сына, на что Елена не могла согласиться. В 2017 году Елене пришлось уехать на похороны мужа младшей сестры.  Виктория рассчитывала, что мама задержится там  надолго, хотя бы  до 9-ти или 40 дней и она с Никой сумеют переоформить документы внуков на фамилию настоящего отца. Но упорная Елена Прекрасная вернулась на следующий день.

         Осенью 2018 года Виктория позвонила «тёте» Айгирим с просьбой прийти навестить Елену, которая похоже скоро умрёт и уже не встаёт. Маргарите она не стала звонить, побоявшись, что та начнёт обвинять Вику в плохом уходе за мамой. Айка была моложе Лены всего на один год и также, как она почти не могла ходить от старческих болезней, плохо видела и всё катастрофически забывала. Но отказать Вике она не смогла и попросила  70-тилетнюю подругу Людмилу П., которая работала в Казахском филиале вместе с Айкой и Леной, проводить её к дому подруги

         Елену было трудно узнать в скелете, обтянутом тёмной кожей. Вика пояснила, что мама плохо ест, а ей предстоит командировка на месяц и добавила: - Мама категорически отказывается от ухода за ней со стороны Ники и не хочет, чтобы она переехала в нашу квартиру. Поэтому я решила обратиться к вам за помощью.
 
        Елена не ожидала, что дочка попросит верных подруг об уходе за ней – больной, а о предстоящей командировке Вика ей не сказала. Поэтому Лена с удовольствием поговорила с подругами и спросила почему Ритка не пришла. Айка объяснила, что она сильно болеет и почти не ходит и пожелала Елене здоровья, чтобы она сумела придти своими ногами на 80-тилетие к Маргарите на следующий год. Покидая квартиру Елены, Айка нашла в себе силы отказать Виктории от ухода за больной подругой, ссылаясь на собственное нездоровье, и посоветовала отказаться от командировки.
         Но через неделю Виктория вновь позвонила Айгирим и сообщила, что ей пришлось положить маму в больницу потому, что от командировки она не может отказаться и просит хотя бы один раз навестить Елену, чтобы поднять ей настроение. Пришлось Айке вновь попросить безотказную и более молодую и здоровую подругу Елены сопроводить её в больницу к Елене. Они купили сок, сливки, кефир,  фрукты и пошли по адресу, который сообщили Вика.

          Когда подружки- старушки подошли к «больнице», то поняли, что это не больница а, бесплатный хоспис для умирающих. Елена лежала на кровати рядом с холодильником и, увидев подруг, с  возмущением громко спросила: - А вы зачем пришли? Хотите посмотреть, как я умру? Разве не знаете, что кормить меня приходит Ника, которая спит на моей кровати и хочет дать моему любимому Сенечке свою корейскую фамилию из трёх букв?!

       Вернувшись домой Айка позвонила Маргарите и рассказала о встрече с умирающей Еленой и со слезами на глазах сообщила, что почувствовала себя облитой помоями со стороны и Вики и Елены...

- Не огорчайся и не расстраивайся моя дорогая Айка! Мы с тобой настоящие дуры! У русских есть поговорка: - Не делай добро – не познаешь зло... Нас с тобой никто не уважает – ни родственники, ни друзья потому, что у нас нет мужа и детей... Мы с тобой больные и ущербные...
- Елена мне сказала, что это я, моя мама и брат Витя виноваты, что Вика стала художником потому, что подарили ей свои альбомы с репродукциями в детстве. Ни мне, ни тебе не светит благодарность от родственников, племянников  за то, что мы их вынянчили и отдали им всё, что имеем! Ты вспомни, как и Лена и Вика поступили с Наташей Средой. Мне жаль Елену, но в её горе виновато её собственное высокомерие... - завершила свою «лекцию» Маргарита.

- Ты не права! Вот моя внучатая племянница меня любит и ценит за то, что я отдала в дарственную ей свою квартиру и отдаю пенсию, пока она не может найти работу! – с обидой в голосе заметила Айка.

          В середине  декабря 2017 года Маргарита услышала печальную новость  от своей сестры Катерины о смерти Елены Прекрасной в хосписе.
          Катя объяснила сестре, что Виктория обратилась к сводному брату Дмитрию помочь с похоронами Елены на кладбище Горного садовода и найти там место пониже к подножью склона, поскольку зимой на вершину к могиле отца Вики с гробом не добраться. Кроме просьбы к Диме Вика обратилась к Катерине, чтоб она поручила сестре Маргарите обзвонить всех друзей Елены из числа ещё живых студентов, а также сотрудников Казахского филиала, которые помнят Лену и предупредить о прощании в ритуальном зале при хосписе и кафе, где Вика заказала поминальный обед.

          В день похорон Катерина предложила сестре поехать с ней и Димой в ритуальный зал, но она категорически отказалась, объяснив, что не хочет встречаться с Викторией, которая предала свою мать.

          11 сентября 2019 года Катерина позвонила своей старшей сестре Маргарите с очередной печальной вестью о смерти её второй верной подруги Айки, которая также скончалась в хосписе.  Гульнара – мать внучатой племянницы, с которой жила  подруга Ритки попросила Катю, чтобы   Маргарита заказала в фотоателье портрет своей подруги и принесла в ритуальный зал при хосписе, а также опросит всех студентов и подруг из Казахского филиала, кто придёт прощаться.

          У мусульман, к которым относятся также и люди казахской национальности, хоронят покойников в сидячем положении в ямах, выложенных кирпичом, как в домике  Женщины на место захоронения не допускаются. При прощании  смотреть на умерших также не принято и покойных обычно заворачивают в ковёр и загораживают занавеской в катафалке.
           Маргарита прекрасно знала традиции и обычаи казахов, поэтому попросила свою «молодую» 70-тилетнюю подругу из Казахского филиала передать племяннице Айке  портрет в траурной рамке и посоветовала не ходить на поминки.

           Последний раз живой и весёлой Маргарита видела свою дорогую и верную подругу в январе 2019 года на юбилее Татьяны К. – их общей подруги со сходной судьбой. Ей исполнилось 80 лет и она, как  Ритка и Айка не была замужем, жила одна и всю жизни посвятила работе, уходу за младшей сестрёнкой и матерью. 

         Последний раз по телефону с почти умирающей подругой, когда она уже не ходила, а лежала Маргарита поговорила 15 мая 2019 года, поздравляя с днём рождения. Айка попросила не приходить, опасаясь за свою тоже почти умирающую подругу. После этого, когда Маргарита звонила узнать о здоровье и самочувствии своей дорогой Айки,Гульнара и её дочка отвечали, что трубку дать не могут, она лежит под капельницей,а им приходится почти каждый день вызывать скорую помощь.

        Но в сентябре скорая помощь больше приезжать не стала и предложила положить умирающую в хоспис, где она умерла на второй день.
 
          Маргарита  помянула подругу рюмкой водки вместе с со старой подругой – однокурсницей  и вспомнила, что у нёё с Айкой было настоящее родство душ и мыслей.
        Мать Риты умерла на её руках в 1992 году как и мать Айки. Айка успела попрощаться с Марией Кузьминичной накануне её смерти, а та призналась, что очень хочет умереть, но боится, что Риту заклюют родственники, но у неё есть надежда на Айку, которая защитит её глупую дочку...

         Через несколько дней Рита почувствовала обострение всех своих уже хронических и старческих болезней - глаукомы, межреберной  невралгии  и невралгии тройничного нерва, от которых мучилась и её мама, да ещё получила воспаление лёгких…
          К смерти она подготовилась давно и, ложась спать, молила Бога забрать её к себе.

          Но 20 ноября внучатая племянница сама обзвонила всех бывших подруг, соседей, кого её названная вторая мама Айка отметила в списке с требованием пригласить в ресторан на сороковой день после смерти. Но позвонить Маргарите ни Гульнара, ни её дочка не решились понимая, что смертельно обидели и тётю Риту и Айку, не позволив им попрощаться.

          Старушки – подружки с лесфака и Татьяна  отказались, сославшись на старость и высокое давление, а пенсионерки из Казахского филиала, в том числе Людмила, сопровождающая Айку в хоспис к Елене, откликнулись и пришли в ресторан
 
        Маргарита готовилась в одиночестве вспомнить свою верную подругу и пожелать ей попасть в Рай, когда раздался звонок в дверь. На пороге стояла Людмила и протягивала ей конфеты с поминального стола.

          Маргарита сдержала свои слёзы, поблагодарила подругу и упала на постель решив, что наконец умрёт.
          Но впервые за 40 дней со дня смерти  своей подруги она, проснувшись утром, поняла, что воскресла, у неё ничего не болит и не терзают муки совести за то, что не сумела попрощаться
Заключение - http://www.proza.ru/2019/11/07/507