Человек - это звучит гордо!

Фёдор Тиссен
Во время Перестройки вся советская молодёжь ни с того, ни с сего вдруг разделилась на чмо и на нечмо. Чмо – это люди низшей касты. Чмо – это тот, кто не сможет дать сдачи, он тюля, у него нет никакого человеческого самоуважения. Гордости нет. Человек – это же звучит гордо, а у чмо нет никакой гордости, значит и достоинства человеческого нет, коли так, то он и недостоин меня, Человека, с большой буквы.

Если я нечмо, то имею полное право унижать, оскорблять и издеваться над чмом. Это не только моё право, это моя обязанность. Если я не выполню эту обязанность, то другие могут подумать, что я сам чмо, чмо чмом, чмо болотное, чмо дюралевое, чмо поганое, чмо позорное, чмо тупое.

Стать чмом болотным, дюралевым, поганым, позорным, тупым страшно. Если ты не можешь никого зачморить, то зачморят тебя самого. Будешь приносить тапочки к дивану, тому, кто прикажет, мыть за него пол в общаге, побежишь за водкой в магазин и купишь её на свои же деньги.

Если ты чмо, то тебе в комнату придут продавцы с кирпичом. Кирпич они продадут тебе за полстипендии. Делиться надо. По-братски. Не купишь – братья могут настучать тем кирпичом по башке.

ЧМО не даст сдачи, если получит по морде. А если сможет, то его стошнит как вегетарианца, который вместо винегрета нечаянно съел котлету. Таких людей тысячу лет считали святыми потому, что им не надо было задумываться над тем, что такое грех. Их душа от рождения не позволяла грешить. Сто лет их считали святыми, двести лет, триста, тысячу и вдруг эти необыкновенные безгрешные люди стали чмо.

Христианскую мораль отвергли в 1917, коммунистическую в 1997-м. Наступила безнравственность, уже не мораль, а звериный инстинкт самосохранения взял верх над инстинктом продолжения рода. 

Открытым остаётся вопрос: чмо появились из-за смуты или смута появилась из-за чмо? Чморение ведь было прекрасной тренировкой для будущих братков. Всего лишь через каких-то пять лет они начали избивать и убивать всех, кто им попадался под руку, под ноги или вставал поперёк дороги. Это был конец разложения всего общества. Он сам собой наступил или?

Признаков разложения морали можно найти в любом обществе в любое время. Мне раньше как-то в ум не приходило,  почему нам, детям, на уроках литературы  преподносили многие постулаты человеческой этики в извращённом виде.
 
„Чело-век! Это – великолепно! Это звучит... гордо!“ Так говорит Сатин в пьессе  Максима Горького "На дне". Эту фразу цитируют короче: "Человек - это звучит гордо!"  Теологи считают гордость самым страшным грехом и первопричиной всех остальных пороков: жадности, зависти, разврата, обжорства, злости, лени и так далее. Для атеистов же гордость – это самое необходимое качество личности, наличие которого определяет достоинство человека.

Задайте своим друзьям и знакомым такой вопрос:

«Какое качество личности неверующие считают достоинством, а верующие считают страшным грехом, и не просто грехом, а первопричиной всех грехов?»

Любой настоящий христианин знает ответ, а из неверующих ответит лишь тот, кто этой темой серьёзно интересовался. Для верующих христиан вопрос возвышения вообще не стоит. У атеистов, мечтающих возвыситься, есть выбор: либо работать над собой и выйти на более высокий уровень, либо затоптать ближних своих и над ними возвыситься. Между этими двумя полюсами много всяких нюансов, которые регулируются политиками и моралистами.

Один нюанс пропустили. Короткая речь Сатина кончается такими словами: "Че-ло-век! Надо уважать человека!" На этом выводе учителя литературы должны были ставить акцент, а не на слове "гордость".