Троице - Сергиева Лавра

Александр Харченко 2
 
 
                Одним из отличительных признаков русского народа служит способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение. Но пробьет урочный час, он соберет свои нравственные и духовные силы и воплотит их в одном или несколько человеках, которые и выведут его на прямую историческую легендарную дорогу.
 В. О. Ключевский.


 Много у нас в стране построено и реставрируется православных храмов. И все же в пятидесяти километров от Москвы в маленьком городке – Сергиев Посад находится одна из знаменитых  святынь православной России – Троице – Сергиева Лавра. Каждый день, в любую погоду, к этим стенам съезжаются верующие: с севера, с юга, с запада, востока и  просто туристы  из – за рубежа. Одни едут ради интереса и любознательности, другие, чтобы с помощью молитвы попросить помощи и поддержки у признанного святого, веря в чудодейственную силу этого святого места. Поспешим же и мы с паломнической поездкой в эти места, куда должен приехать каждый православный человек хотя бы раз в жизни.


  Совершив молебен в Свято – Духовом монастыре Волгограда, тронемся потихоньку в далекий путь. Заехали в Москве к  Матронушке в Покровский монастырь на три часа.  Попросили каждый о своем, и через ужасные московские пробки вперед к своей главной цели. На стоянке, вмещающих до сотни автобусов – чемоданов, яблоку негде упасть. Чтобы понять современному человеку святость этого места нам необходимо окунуться вглубь старины глубокой.


  Читателям нужно не просто прочесть, а глубоко понять, что переживала наша Русь в прошлом и какую роль сыграл Сергий Радонежский в становлении своей страны.  Как гласит летопись прошедших веков: « В 14 веке Ханом Батыем были стерты до основания сотни городов, тысячи сожженных деревень, многие храмы разрушены, тысячи и тысячи людей уведены в рабство. Страна была втоптана в грязь татаро – монгольским игом проносившимся, как ураган, сметая все на своем пути. Многие годы Русь жила под гнетом монголо - татар.

  Русские княжества обязаны были платить татарским ханам дань — отдавать им золото, меха и другие наши богатства.  И только глухие леса были народу спасением, искренне считая, что нашествие татар, служит наказанием потусторонних сил за их вероотступничество. И становилось понятно, что если народ не освободится от рабства, не поверит в свою православную веру, то исчезнет как нация, растворившись среди чужеземцев.


Вот в это время и родился тот, кого через века назовут ангелом и спасителем Руси. Святой, у которого вся жизнь стала собиранием своего духа и духа народа на борьбу против завоевателей иноземцев. Великий проповедник и пророк слова основал монашеский монастырь в 1337 году о котором вскорости пошла слава по всей России. Уже при жизни народ считал его святым, как символ веры Руси. Сергий Радонежский вместе с обитателями монастыря именно через молитвы создал на этом месте святость, что невозможно себе и представить.

 Именно сюда в 1380 году пришел Дмитрий Донской просить благословения перед битвой на Куликовом поле с Мамаем. Мы даже не можем себе  представить то значение последней битвы, добра со злом, висевшей над страной целых два с половиной века под угрозой исчезновения. Даже малые дети не знали пощады, лишь краткий миг видели  жизнь под этим игом, не говоря уже о взрослых. Больше не оставалось сил у русского народа уже терпеть это издевательство!

 Именно у стен монастыря собралось войско Донского на последнюю битву с князями забывших междоусобные войны и ставших плечом к плечу на святую битву. Именно сюда приходили добровольцы – ополченцы, чтобы безвестно погибнуть за святую Русь. И заголосили матери и жены благословляя своих воинов, зная, что многие из них не вернутся с побоища живыми против свирепого хана и его литовских помощников.

 Сергий благословил Донского и все его 50 тысячное войско  идти без всякого сомнения и страха на 90 тысячное войско Мамая. 21 сентября 1380 года в день Пресвятой Богородицы, надеясь на ее покровительство, пошло на тот момент единственное в мире православие на свой священный бой. Перейдя Дон, сожгли за собой все мосты, чтобы умереть или победить, но не отступить. Вот откуда к нам пришло изречение «сжечь за собой все мосты.» Когда разведка доложила о численности вражеских войск, Дмитрий Донской засомневался в своей победе.

 Но от отца Сергия прискакал гонец с наказом: « Иди бесстрашно вперед с именем Христа, а мы будем молиться за вашу победу.» Весь день, пока шла битва на Куликовом поле, все Сергиево братство молилось в церкви на коленях, а после победы забили радостно колокола несмотря на поздний час. Дмитрий Донской одержал свою знаменательную победу потеряв половину своих воинов, и бежали воинственные кочевники с наемниками разных мастей рассеянные по полям, потеряв почти все свое грозное войско. И только шум свободного степного ветра был гимном защитникам отечества.

 Победа в этой битве не привела к мгновенному освобождению русских земель, однако имела важное значение в дальнейшем. Ордынцы утратили свой ореол непобедимости, Москва окончательно утвердилась как центр объединения русских земель.. И пошли в результате той войны по всей Руси обездоленные калеки, прибиваясь порой к монастырю. Всех принимало монашеское братство делясь последним, никому не отказывая в крове.


 В монастыре жил монах-иконописец Андрей Рублев. Воспитанный Святым Сергием, он стал самым лучшим и самым известным художником, пишущим иконы.  Именно он написал  знаменитую на весь мир икону «Троица»
 которая посвящена монастырю. Сам Андрей говорил, что он написал свою икону так, чтобы люди, глядя на единство Святой Троицы, побеждали в себе злобу и ненависть, разделяющие людей. В монастыре висит ее копия. По современным меркам в маленькой церкви мало места, народу набивается очень много, не развернуться толком. И поэтому самая главная бесценная святыня – икона хранится в идеальных условиях в Третьяковской галерее, в храме среди тысяч свечей ей просто старушке не выжить.


Далеко еще до мира было многострадальному русскому народу. Раздираемые враждующими княжествами не знала страна покоя, а  спустя два с лишним века вновь началось разорение российского государства, когда почти вся Россия была занята польско – литовскими завоевателями, сопоставимое только с нашествием Батыя. В 1605 году объявился в Москве Лжедмитрий с целью превратить страну в католическое государство. И многие бояре приняли иноземную веру – предав свою. Не стало царя Бориса Годунова, покоящегося в усыпальнице на  территории монастыря  со своей семьей, убитые впоследствии продажными боярами.

  Можно с твердостью утверждать, что только Троице – Сергиев монастырь оставался тогда последним оплотом и символом русского государства.  Русский человек понимал, что с его падением все в стране разрушится окончательно. Все было занято иноземными завоевателями с юга и запада до Москвы. И только единственная крепость – монастырь Сергия Радонежского  прикрывал Москву с тыла до самого Ярославля, а дальше только Северный океан  мог завоевателей остановить.

 Это прекрасно сознавали и литовцы с наемниками, и если разрушить монастырь, то победа будет окончательной и на века. При строительстве монастыря никто не предполагал, что у его стен будет стоять литовское самоуверенное 15 – тысячное войско со своими штурмовыми орудиями, желающее взять монастырь сходу и без потерь. И все же навстречу врагу на его стенах  было выставлено 2, 5 тысячи воинов, составленных в основном из монахов и прихожан, пришедших на праздник посвященного Сергию Радонежскому.

 Неправильно было бы сказать, что они ничего не боялись, но на ультиматум о немедленной сдаче в обмен на жизнь, ответили решительным отказом, предпочитая умереть за православную Русь. Они  и представить себе не могли, чтобы отдать мощи преподобного великого чудотворца на поругание и уничтожение врагу. Хотя и понимали, что помощи им ждать не от кого. Москва во главе с Шуйским сама еле - еле отбивалась от поляков наседавших во главе с Сигизмундом третьим. Но помощь неожиданно пришла из самого монастыря, от самого Сергия Радонежского.

 Он постоянно через видения подсказывал монахам в какой день и в какую ночь, с какой стороны следует ожидать нападения литовцев, в каком месте ведутся подкопы под монастырь. Даже ночью, когда дозорные не видели подступающего врага, скрывающегося на бугристой местности, поднимался сильный ветер и главный колокол самостоятельно бил в набат, поднимая защитников на стены.

 Преподобный Сергий  находился рядом с защитниками, указав однажды через видения, когда нужно напасть на противника, не ожидавшего от них такого выступа. Что они в ночной вылазке и сделали. Утром все защитники крепости вышли на стены, посмотреть на трупы 1,5 тысячи литовцев нашедших здесь свою бесславную смерть. Весть о этой победе быстро разнеслась по всей России. Ощущали присутствие Сергия и враги, однажды  увидев, как два монаха обходили вокруг монастыря с молебном и исходило от них такое сильное сияние, как от иконы. Испуганные враги стреляли по ним стрелами и самопалами, но от монахов стрелы отскакивали не причинив им вреда.

 Пятьсот наемников – предателей увидев такое чудо бежали из лагеря без оглядки.
Обозленные своими неудачами, литовцы решили взять крепость окруженных  измором. С наступлением зимы стала проблема нехватки дров, лес был рядом, но в нем стояли осадные пушки врагов, да еще от нехватки продуктов и холода, начался мор среди людей. Ужасные испытания выпали на долю  защитников. Огненные ядра с огромным грохотом сыпались на их головы, охваченные пламенем люди толпами с ужасом не знали куда прятаться, пылающие деревянные постройки с треском рассыпались на их глазах.

 Вот в этот период осады  наблюдалась большая смертность среди защитников.  Каждый день в братские могилы приходилось хоронить от десяти до ста человек. Две с половиной тысячи человек похоронены у нас под ногами у стен монастыря, и услышав такое от экскурсовода  просто физически с дрожью ощущаешь над собой души умерших несмотря на века.

  Троицкие защитники предпочитали смерть чем сдаться врагу. Вот уже и ворота храма пробиты ядром, доживших до наших дней с памятной оставленной для потомков  дырой, вот уже и святая икона повреждена  Сергиева,  и сил у защитников почти не осталось. Все они были людьми великого подвига – это были защитники народа русского, пришедшие в монастырь на праздник, но волею судьбы оказавшиеся на стенах монастыря.

 К лету на подмогу литовцам пришло 12 тысячное войско поляков, запугавших своей кавалерией половина страны. Сходу взяв монастырь они планировали идти дальше вглубь Руси. Начался последний ночной приступ из нескольких направлений против двухсот полуживых осажденных защитников,  готовых умереть в последнем бою уже и ни на что не надеявшихся. В монастыре уже пошел последний молебен Сергию Радонежскому:

 «Стена еси всем человеком, к заступлению твоему прибегающим, преподобне  богомудре Сергие. Темже и нам, к тебе приходящим и милостиваго твоего во всяких нуждах заступления у Царя Небеснаго просящим, буди стена крепкая и ограждение непреоборимое, от всяких нас бед и напастей застеняя и ограждая, за еже мы вопием тебе таковая.»

 И молитва была услышана! Помощь пришла опять от Сергия Радонежского! Вместо того чтобы брать крепость литовцы с поляками всю ночь сражаются между собой, приняв  нападение с тыла пришедшее к осажденным помощь из Москвы. А когда избавившись от непонятного наваждения на рассвете защитники и враги увидели у стен монастыря тысячи убитых и раненых поляков и литовцев рассеянных по всей округе, то сразу поняли, что настолько явная помощь Сергия защитникам была вовсе не случайной.

 Развернулось литовско - польское войско и 12 ноября 1610  гонимое страхом после шестнадцатимесячной бесславной осады ушло от стен Троице – Сергиевской монастыря назад в Москву. А во след им звучал благодатный радостный колокол во славу Сергию Радонежскому. Воину, который не сделав ни одного выстрела, помог отстоять торжество православия в монастыре и дальше до Ярославля и Нижнего Новгорода. Торжество света над злом!


Но далеко было еще до спокойствия по всей Руси. Предан и отправлен насильно в монахи Шуйский. Летом 1611 года в стране царила неразбериха. Смутное время накрыло государство висящее на волоске от гибели. В Москве всеми делами вершили поляки, а бояре  - предатели из «Семибоярщины» — рассылали в города, уезды и волости грамоты с призывами о присяге польскому королевичу Владиславу с его отцом Сигизмундом третьим, стремящихся превратить страну в католическую веру.

 И вновь из монастыря понеслись во все концы по стране гонцы с грамотой: «Православные вставайте на праведный бой! Видите все в стране разорено, поругано, нет пощады ни старцам, ни младенцам. Бога ради вставай на последний бой весь народ  за свою многострадальную Русь! Поспешай народ без малейшего промедления к Москве. Отложите до времени все ссоры свои, чтоб нам всем вместе положить свой подвиг и пострадать  для избавления Руси!»  Смутным временем называлось то время, когда государства вообще не было.

 И вновь на выручку всей России является Сергий Радонежский, но не к продажным боярам, а к простому нижегородскому купцу Кузьме Минину, торгующему оптовым мясом. Он является ему видением и раз и два, а на третий раз уже приказывает идти спасать Россию. Не в силах противиться приказу, посоветовавшись со старцами, Минин начинает собирать народное ополчение.  Вместе с присоединившимся к нему воеводой Дмитрием Пожарским, происходившим из разорившегося княжеского рода. И  народ поверил им и пошел за ними, ставшими во главе движения объединивших всю страну.

 По примеру Минина отдает  все свое состояние для спасения своей Родины. И вновь к стенам монастыря за благословением пришло ополчение из Нижнего Новгорода. И вновь добровольно принесли безвестные воины свои жизни, ради спасения святой Руси. На правый бой их благословлял  Дионисий Радонежский, обращаясь к Богу и Сергию Радонежскому. Битва за Москву была кровопролитной, завершившейся 4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли последний оплот поляков - Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения и вероисповедания.

 Под звон колоколов победители в сопровождении торжествующего народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями. И вновь после войны многочисленные калеки пошли по всей России, и вновь, как и прежде, они находили еду и приют в стенах монастыря Сергия.

 
За семь столетий немало грозных бурь перенес монастырь Сергия Радонежского. Бури  кровопролитий правых и не очень, междоусобиц, вражды, чумы – все было! Еще не раз многочисленные враги яростно бросались на вековые стены монастыря, стремясь камня на камне не оставить от православной святыни. Но вновь и вновь монастырь поднимался из пепла, чтобы светить заблудшим во тьме жизни, доносить своим тихим божественным словом заповеди Христа.

 И до сих пор стоит и будет стоять эта твердыня еще не один век и будут к нему приходить и молодой, и пожилой, здоровый и больной, и будут сюда матери приносить своих младенцев. Не беда, что остались потомкам только его святые мощи, уничтожив почти все материальные ценности тех веков. Что сохранился от тех времен только Троицкий монастырь  с хранящейся там постоянно вековой ракой с мощами преподобного Сергия. Благодарными потомками над ракой сооружена сень на столбах из 400 кг чистого серебра.

 Многометровые очереди терпеливо стоят в любую погоду, чтобы приложится к мощам великого старца и попросить его о своем сокровенном.
 В 1744 году Троицкий мужской монастырь стал «Лаврой»: такого звания удостаиваются крупные монастыри, сыгравшие важную роль в истории и ставшие духовным центром государства. Каждый последующий правитель  Руси считал своим святым долгом построить на расширяющейся территории  храм с прилегающими постройками.

 Так и возникла достопримечательность лавры – Успенский собор с лазоревыми куполами и золотыми звездами Вифлиема, построенная за 26 лет Иваном Грозным. Настоящая жемчужина лавры — голубая колокольня. Её высота — 88 метров, однако колокольня кажется настолько лёгкой, что создаётся ощущение, будто она плывёт в небесах над всем ансамблем лавры.

 Колокольный звон тоже не заставит себя ждать, после службы торжественно звучит не только над монастырем но и далеко над окружающей местностью, незримо отдаваясь в твоей дрожащей душе непередаваемыми чувствами. Несмотря на то, что многие колокола были разбиты в годы Октябрьской революции, часть из них уцелела, а другая часть была отлита заново, как, например, 72 тонный Царь-колокол. По величине он хотя и уступает своему кремлёвскому тёзке, но в отличие от кремлёвского Царь-колокола колокол в лавре действующий.

  Советская власть в 1920 году закрыла лавру, объявив культурным наследием прошлого, спасибо, что не  разрушила. Но несмотря на ее старание не уменьшилось значение Троице - Сергиевой лавры. Приходил под ее стены народ и вершил молитвы с просьбами к преподобному старцу. И обходили святые старцы с необыкновенным свечением в Великую Отечественную вокруг временных  жилых казарм, расположенных в стенах монастыря, благословляя солдат на праведный бой за святую Русь. В сентябре 1945 года по настоянию народа, монастырь вновь открыл свои кованые ворота.

 Слишком много  вдов осталось после войны, слишком много убитых было, за которых даже свечку негде поставить. И опять в лавру повалил народ и опять  за его стенами получали приют калеки со всей России. С тех пор монастырь уже не закрывался. И приезжают, и приходят сюда люди со своими чувствами к мощам преподобного – горе, боль, надежда на помощь.

 И как многие столетия назад, приходит к нам от него помощь, несмотря на наш бурный век - этот святой помогает в любой беде: ему молятся об исцелении, как телесном, так и духовном, просят о помощи в земных заботах, молятся о развитии ума у детей и сохранении жизни воинов на поле брани.  Дух Сергия витает над нами с негромкой молитвой, песнопением многочисленных семинаристов академии, ведомыми двумястами монахами – обитателями этого монастыря. "Тут русский дух, тут Русью пахнет" -говорил, Первый Поэт России, возможно, как раз о этих местах.

 За семь столетий много недругов пытались покорить Россию, но ничего у них не вышло. И все же, несмотря на века, неспокойно на святой Руси сегодня, «благодаря» Мишке сатаной меченому и Лжеборису – разрушителю, да их прихлебателям «боярам». Вновь удельные «князьки» - миллиардеры вывозят народные богатства за границу. Россия много раз падала и вновь возрождалась, освобождаясь от рабства, будем надеяться, что и эта смута пройдет через испытание народом .  И пустозвонном будут призывы западных  «благодетелей» всех мастей о покорении. И вечно будут бесплодно мечтать враги о распаде нашего государства. Не дождетесь!


   Вот и закончился  рассказ о Троице – Сергиевой лавры, о  великом русском святом — преподобном Сергии Радонежском,  месте  где ощущаешь физически биение духовного сердца России, где на тебя опускается благодать непередаваемая словами. Пора и нам в обратную дорогу возвращаться, помолившись на прощание на легкий и безопасный путь к своему очагу. Попьем на дорожку святой воды, вытекающей прямо из креста, да еще заедем к святому источнику, искупаемся на дорожку. И домой с «пальмовой» ветвью, от слова паломник, возвращаемся  из святых мест, в душе неся покой и умиротворение.


P. S.  Поскольку автор находился в то время в младенческом возрасте. То участие ни в Куликовской, ни в последующих батальных сражениях  участия не принимал. И на стенах монастыря приступы врага не отражал, поэтому все факты взяты им из интернета. Но к воротам с пробоиной, оставленной литовским ядром, в Троицком соборе прикасался.