Шаговое напряжение

Игорь Вихров
Мне было 8 лет, когда я узнал, что такое «шаговое напряжение».
Однажды летом, в далеком 1976 году мы с пацанами собрались на рыбалку на Дон. Каждый обеспечил себя леской с крючками — это все, что было необходимо для рыбалки в те годы. Грузила мы подбирали по пути на речку в виде шайб, гаечек или, на худой конец гвоздиков, которые можно было согнуть и привязать к леске. Удилища сламывали с диких кустарников, кузнечиков для наживки ловили в траве.
Червей тоже можно было накопать, но обычно лень была возиться. В тот день, Эдик, самый старший и безбашенный из моих приятелей сказал: «сегодня червей будем электричеством добывать!».
- Как это? - поинтересовались мы.
- Я знаю, где провод с током лежит. Если его в землю воткнуть, оттуда черви полезут!
Вот это да! Я себе живо представил апокалиптическую картину, как черви лезут из земли и опасливо поежился. Мы все помчались за Эдиком. Перебежали через железную дорогу, спустились к старой лодочной станции и Эдик привел нас к проводу. Он был оборван со столба, и его конец лежал в траве, рядом с лужей. Провод был алюминиевым, толстым, скрученным из нескольких тонких проводков. Мы опасливо остановились в нескольких шагах от него.
- Чё вы ссыте? - сказал Эдик, - его надо перчаткой брать и ничего не будет!
Однако смелых не находилось.
- А ты его брал уже?
- Да сто раз брал! Не верите? Ладно, сейчас, я тут где-то перчатку бросал прошлый раз.
Мы разбрелись по кустам в поисках перчатки. Перчатки не нашли, но нашелся кусок мешковины, который Эдику предложили вместо перчатки. Тот осмотрел его с видом специалиста, и удовлетворенно кивнул: «Пойдет»!
Через минуту мы стояли вокруг Эдика, который держал провод, обмотанный мешковиной, и втыкал его в землю. Черви не лезли.
- Надо глубже втыкать, - предложил кто-то.
Эдик старался, как мог, но червей всё не было.
- Может они глубоко, и им время надо, чтобы выползти? - возникло предположение.
- Подождем, - ответил Эдик, и оставив воткнутый провод в земле выпрямился.
Мы стояли вокруг провода и обсуждали мотивацию червей. Несмотря на провод, те предпочитали не вылазить.
- А может в проводе тока нет? - это очень правдоподобная версия возникла у меня, - может этот провод отключили?
- Может быть, - задумчиво произнес Эдик, - как бы проверить? Может его в лужу сунуть?
Он осторожно подошел к луже с проводом в руке и опасливо окунул его в воду. В воде возникли маленькие очаги волнения в разных местах, которые начали смещаться от провода к краям лужи. Они представляли собой бурлящее место, как будто из под воды что-то маленькое баламутило воду. Мы с любопытством разглядывали это явление. Эдик поднял провод, и очаги исчезли, опустил - они вновь возникли и продолжили свое движение к краям. Мы были заинтригованы — ведь явно стояли на пороге какого-то открытия. Эдик несколько раз поднимал и вновь опускал провод, и наблюдали появление и исчезновение бурлений. Потом заметили, что если провод приблизить к очагу, то бурление усиливается и скорость движения увеличивается. Так мы поразвлекались пока эти очаги не приблизились к краям лужи и не оказались несчастными лягушками, которых било током.
Лягушек было жалко, но провод в руках Эдика казался неким магическим жезлом, которым можно было творить чудеса, если научиться.
Тут Эдику пришла гениальная идея: «Наверное просто в том месте червей нет. Надо провод в разные места потыкать, где-нибудь черви да найдутся». Точно, черви! Мы чуть не забыли что пришли на рыбалку.
- Давай, скорее! - поторопили Эдика мы и он, отойдя в сторонку от лужи, подыскал место, в котором наверняка было полно червей, сунул провод туда.
И в этот момент мы все одновременно, даже синхронно, как идеально натренированная танцевальная группа, высоко подпрыгнули вверх, успев в воздухе взбрыкнуть ногами. Удар током по ногам получил каждый, а самый мощный достался, естественно, самому взрослому и умному среди нас — Эдику. Прыжок Эдика был великолепен по высоте и красоте исполнения. В полете он взмахнул руками, и провод, извиваясь в воздухе, взлетел вверх. Когда провод упал на землю, мы уже стояли в десятке метров от него и тяжело дышали.
Рыбу мы в тот раз ловили на кузнечиков.

***
Загадка этого провода так захватила мой разум, что я рискнул рассказать о происшествии своему отцу. Как должен был поступить нормальный отец? Конечно, он должен был начать свою ответную речь со слов: «Вы что там все, идиоты?», а затем продолжить ответ, вытаскивая из брюк ремень.
Но мой отец достал тетрадный листок и карандаш и начал рисовать схемы, объясняя мне суть произошедшего. Так, в восемь лет, я узнал, что такое «шаговое напряжение», как формируется разность потенциалов между ногами человека в зависимости от расстояния между ступнями и сопротивлением грунта, что при ударе в землю молнии рядом с людьми меньше шансов погибнуть у того, чьи ноги сведены вместе или вообще, кто стоит на одной ноге. Отец объяснял мне все это спокойно, терпеливо и очень доходчиво. Я с изумлением осознавал, что даже такому «волшебному» явлению есть вполне понятное объяснение. Уверенность и знания отца внушали уважение, казалось он понимал всё, что может произойти в мире вокруг нас. И еще тогда мне отец рассказал, что есть такая наука, которая изучает явления окружающего мира — физика.
Отец говорил, а я зачарованно слушал, впитывая каждое слово. И только закончив свое объяснение и убедившись, что я всё понял, отец произнес: «Вы что там все, идиоты?». Потом он что-то добавил про Эдика, который не доживет до совершеннолетия, его отца, который воспитал дебила и меня, который для собственной безопасности не должен водиться с такими придурками.

***

Через несколько лет я побеждал на городских олимпиадах по физике, поступил в университет на физический факультет и делал сложные изобретения. Ученым я не стал, но рациональный взгляд на окружающие явления много раз помогал принимать правильные решения. Да и сейчас помогает, благодаря образу мысли, который мне достался от отца, за что ему огромное спасибо!