16-я гл. кирпичом по кумполу... Трудоголик на кост

Элизабет Стайнер
.
     ТРУДОГОЛИК НА КОСТЫЛЯХ  И  МЕРЗЛЯЧКА-СИБИРЯЧКА

 
   Галя  на ярмарке  заработала немного…А  на другой  день  я  опять звонила по всем знакомым:  кто  бы  приютил «мою»  Галю - «погорелицу»?…А ..что я могла  о ней людям  сказать?  Что  она сектантка?? Это ясно при первом же взгляде на неё…А после моих слов тем более  отнесутся с  недоверием.. Секта увлекает,  выдавая  для людей желаемое  за  действительное.. все «клюют»  на  обещания «лучшей жизни»,- как наркоманы.. готовые   на  жертвы!.. А Тоня  принесла в  жертву не только  себя, но  и  своих близких, а заодно и Тоню, и  меня, с  моим  относительным  спокойствием …
  Неожиданно  я поняла, что  НЕ МОГУ  писать  о   чем  хотела..  все  мысли  мои  о другом!  Их так много, что не   хватает   ни места, ни времени, - и нельзя ни   отдохнуть, ни  выспаться..А  неизвестно  кого еще Тоня  подставит  под гильотину  этой  секты:  сына  ли   родного  или  будущего внука?...И  не случайно  Бог не дает  ей  внуков…Сама  же  она ничего  не понимает! Не хочет  понимать…Все это было бы смешно… когда бы не было больно!..Куда  же  делась  моя тоненькая Тоня? И теперешняя  «дальновидная»  толстуха  отличается  от неё, - как небо от  земли.. И что мне делать,-  ведь я-то любила мою  прежнюю  светлую  Тонечку!. Да  ведь это я  сама виновата!- пи сала ей, что хожу на «курсы Грабового»…Она и  взяла в голову…Ведь тоже мечтала,  и  верила в чудеса – как я…
  «Толстуха  нынешняя  ничего не хочет  понять, и  ни во что хорошее не верит… даже  в  необходимое! Читает  одну  чушь,  какую  впаривают  ей  всякие «ГрОбовые- Петровы»…и дошла  до секты…и ничего  не урок! - обидно…А если я в этом косвенно виновата, значит, мне  и надо её  как-то  отучить…Хм! Это значительно труднее. Как же быть? Наш  народ   либо  слишком доверчив, либо  он -  в  упор  ни во что  не верит!  Среднего не дано…Видимо, правда  большинство тупые?...» - думала  я, впихиваясь в автобусе между вонючими забулдыгами, - глядящими по сторонам в надежде свистнуть  у кого-нибудь кошелек, - думала я,  пережившая полгода назад  хищение моих последних денег.- «О, Боже! Сколько ошибок делаем мы!! Но лишь  благодаря  книгам Доктора  я  что-то  понимать начала, и  худшее вроде бы  ушло…оно  как бы  «позади»..Неужели  позади?!.Но  что меня ждет?! – если  сейчас чувство свободы, то завтра?.Великий Доктор, спасите  Душу мою  от зла!».- просила я мысленно, выскочи  на своей остановке…и тут  же  окунулась в холодную  солнечную пыль, сгустившую  вокруг кучки  желтых листьев  на  наледи  осенних  луж. Они смотрелись красиво: листья,  отражающиеся в лужах! И так  все  красивое порою  лепится  к  холоду…И  мы  страдаем, переживая   на  глазах  безразличных людей, бегущих мимо...   
    У Тони ведь тоже  могла сложиться личная  жизнь, но…  отшвырнув мою  ПОМОЩЬ,  - книги  Доктора, - хорошо, что не выбросила! -  она  теперь  докатилась до секты…А начала  бы  читать, - душа  бы  очистилась,  кожа  бы  посветлела, избавившись  от пятен  и бородавок!...И  личная  жизнь скорей всего бы   наладилось.. Она  же  в сущности  неплохой человек, - во всяком случае  никому зла не желает. Но…свои-то  мозги  не вставишь!
     Жизнь  показала нам, что   не  всякий  «принц»  захочет   нашего  тепла. Можно  сколько угодно  стремиться   к   высотам  Совершенства, но у   большинства   на   первом месте   «Время»  и «Возраст»..А  так же  у большинства - «Деньги», которые  иногда   их    ставят    во главу всего,  в  том числе  семейных  отношений…Ну и пусть себе.  А  мне -то  что?  Мне  -  всегда   шестнадцать! -  или  пусть   девятнадцать!- так я решила,  и  продолжаю    «витать   в  небесах»…Но  оттуда  со временем  почему-то  все меньше  хочется  спускаться   на  грешную  землю…Возраст?-  у меня  он  на третьем  месте  почему-то….Слова словами, но…Как   быть  с Галиной? От и сейчас  спешу, чтобы  договорится, когда нам приезжать, так как накануне  созвонилась с Зинаидой:
- Слушай, ты   говорила,  тебе   нужна помощница на складе, поскольку  со своими   ногами   не  всегда   справляешься. А Галя  молодая, и работает  быстро, все делает  четко и как следует. Правда,  она не здешняя, без прописки, но   если что, мы  ей  регистрацию   оформим. Женщина   работящая,  непьющая,  некурящая, не гулящая, а  главное,  ответственная…
-  Ну, надо же! - дивится Зинаида, -  и  где ж  ты её  взяла?
- Из Астрахани  она,  в  гости приехала, да заработать хочет. Трудолюбивая  и честная.
-  Погоди, дай подумать,- говорит  Зина…Видишь ли, меня  на днях  в больницу   кладут,  с ногами…на обследование. Она  может  немного   подождать? Хоть две недели..или неделю, как получится.
-  Хорошо! -   радуюсь  я,  - а если понравится,  ты  бы  её  насовсем  к себе забрала, а? А  то  на  двух-то  костылях   не   поубираешься. …
- Ладно. Приводи  знакомиться, а  то  я  через два дня  ложусь,- говорит Зинаида.
   Я рада!  Вроде договорились!-  гора с плеч…Дома  Галине в двух словах я  описала, что  за  человек  эта Зинаида. Конечно, - пусть  не  поэт и не художник,  - и вообще  весьма  приземленный  человек.-  но  зато  она  матерью  одиночкой   двоих  сыновей  вырастила!  И  еще  она  умеет  считать, и  технически  подкована.  Не то,что я! Два   сына уже  взрослые,  внуки  есть, и   по жизни   она меня  старше  и  практичнее,  Если  надо,  у неё  всегда знакомые ребята, которые   приезжают  к ней  иногда  машиною  или  пог магазинам ходят, и  силою   выручают...
     Назавтра  с Галей поехали к Зинаиде,- захватив  с собой  одну  из   самых  больших сумок – надо  мою   жилплощадь разгрузить понемногу, - тем боле,  заочно  они вроде  обе   уже  согласны.  Зинаида, - она  из  тех  некрасовских  женщин, что «коня на скаку остановят»,- -– широкая и плотная…Ах, если  б  не ноги!..Ехать далеко,  с пересадками до Юго-Западной.
    Приезжаем, -  и  нас в тесном коридоре  у входа   встречают   двое узбеков, - и  сразу    ушли:   помогают  Зине  по домашнему  ремонту,-  то полки прибить, то в магазин сбегать.. У Зинаиды  тоже   однокомнатная,   малогабаритка, -как и у меня, но  обставленная  хорошей мебелью, и  украшенная  коврами. Хозяйка  обожает  угощать,  всегда  на столе  у   ней   мёд, печенье,  всякие  эксклюзивы…В этот раз  предложила  какое-то ново- модное  «полезное питание» - от   фирмы,-  обдираловка типичная:  кофе там   особенное, и  блины,- осталось   развести и на сковородку..Эти банки   она  потом мне  с собой  подарила, .Вышла   Зинаида  навстречу, стоит  на   костылях, - тут же  в  упор  уставилась на  тощую  Галю  своими выпуклыми,  чуть  прищуренными, -  растянула   пухлые губы в улыбке:
-  Ну! Здрассьте.  Так  это ты Галя?
- Я…- отчего-то   вдруг  робко  молвила Галина, опустив  взгляд.
-  Раздевайтесь, девчонки, проходите,  чай   готов.
 Сели   за  широкий  стол, и я  тоже  из сумки печенье вынула:   пустой  в гости  не хожу,- мой  принцип..Зина  сразу  предложила  нам песню  спеть, -  она  петь  очень любит!- как и я..  Но   я  возразила:
-  Нет уж, извини,  время на вес золота,  - сама   знаешь!
   Чаю  с мёдом попили,  и –  к делу.
-  Паспорт есть? - спрашивает  Зина  Галю, и  та   вынула  книжицу,  отчего-то  робко  поёживаясь. А я  сразу  заметила,  что  Галине,-  мягко  сказать   не по себе. Зина  раскрыла паспорт и первое,  что  сказала –    про прописку,- где ты,  мол, жила-была  и что там делала?  Кто ты по специальности? Где училась,  стаж?..и др.и  пр..  Галя тут  же   скисла!-  в глаза не глядит, растерянно   оправдывается:
- Да .на Алтае жила…Там  стаж не  пишут..В  переплетной  мастерской  работала..
- А у тебя  что,  Трудовой  нету?! – воззрилась Зина сердито,-  где  ж   ты  пропадала, милая  моя?..
   Вижу, Галя    с лица   побледнела,   лепечет чуть слышно:
- Ну..я..это..я   в Тайге жила…у   меня   там  всё  сгорело!
- Дом  сгорел, что  ли?!..- у Зинаиды  голос громкий, решительный, как  сама,-  а тут  еще   такое – ,а говорит  с  нажимом  от  удивления. Глазами  в Галю уперлась,- так,  что и даже мне  «мою»   «овечку»  вдруг  жаль   стало:
-  Её  увезли,-  говорю,-  в   секту заманили,  с дочкой вместе, -  20  лет    в тайге  жили…всё   здоровье    там  подорвали..видишь, похудела…
- Охх!-  Зинаида  аж  подскочила,- это  правда?! Да как же это так,-  говорит,-  могло случиться?  Какая   шайка тебя  обработала?! А сама   что,  совсем без   мозгов была?..-  и  так глянула на Галю,  что   та   испугалась,  совсем затаилась, -  молчит.  А  я  за неё давай говорить:
- Понимаешь,  в Астрахани   у  них  квартира была двухкомнатная. Они все там   были   прописаны,    с братьями-  сестрами…У матери 8 детей!
-  Почему  БЫЛА? –говорит Зина,- А сейчас нет что ли?!- грозно   воззрилась на Галю.
- Да   не кричи  ты!-  осадила  я  её, -  продала она  квартиру…
Зинаида  чуть  с дивана   не  слетела:
- Как это  так - продала? -  и  всех  выписала  что ли?!..А  жить-  где?!
- Я  в тайгу  ушла,- тихо  говорит  Галя,-  с  дочкой..
- Сколько дочке было?...
    Галя   худо-бедно  рассказала  Зинаиде,  всю свою  печальную историю. Сидим,   молчим   все   в  глубоком  потрясении.
-  И что же,-  гремит Зинаида,- ты, значит, выписала  дочку,- лишила её  жилья   и   прописки,  а так же  оторвала от школы, и   увезла   в тайгу,- с   этим  вот...Жуком   навозным!?..Как же  ты могла?! А? – документы  твои  где?..Ты   говоришь, училась..Где  ты училась?
- Сожгла  я их… в костре…- тихо пролепетала  Галя,  робко  сьёжившись  и  подобравшись  вся в  комок…и мне  стало  её  очень  жаль:  сидит  такая - никакая,  растоптанная, без  всего,  что   надо  живому человеку для  жизни  земной…А Зинаида грубо, безо  всяких   церемоний  разбирает  её  на части,   по косточкам:
- Как же ты могла?! А? Лишить  родную  дочь   жилья  и образования?! О чем  думала, голова твоя  садовая?!..А  ты хоть думала,  что ей  надо  жить, ей  надо  замуж,  и детей рожать, и образование нужно! А?..Ты  вообще –то о чём  думала?!..Тишина  нам показалась звенящей.
-  Думала..да…думала...
   Я смотрела  на Галю, не узнавая её, - еще  вчера такую нагловато-самоуверенную! Вот  как, значит, как   выходит,-  со мной  можно быть такой  нахально - самостийной.. А тут –  скисла  и   расклячилась, -  едва  не   слезы на глазах..Такую вот   я её  еще не видела! Не ожидала..
- Значит, говоришь, в  костре   документы  сожгла?!-  рычит Зинаида,-  и что теперь?  Чего   хочешь   от жизни, -  ты, бездумная??!  На работу устроиться,-   не имея  НИЧЕГО  ЗА  ДУШОЙ!? Приехала!  Ты  хоть  понимаешь,  что  САМА  ОГРАБИЛА  СЕБЯ   И  СВОЮ ДОЧЬ?!  Как   ты могла?..Кто там  еще  был? –Ага, мать, говоришь, была?! Многодетная?! Где она, что с ней сейчас?.Ну,  и  куда  же  ты  её.. эту мать!-  вырастившую  тебя  и  кучу  детей…Почему ты   её   не пожалела?! –Это надо же! - лишить  ребенка  единственной  квартиры,   и  прописки!! Нет, я  тебя  не понимаю! Ты  кто  такая  теперь?  Ну, где  была твоя голова? А?..Что?!  Вера, говоришь?!..И  что  она   дала тебе, - эта  твоя  вера?! Ты  хоть   понимаешь, что  теперь НИЧЕГО  У ТЕБЯ  НЕТ? Дочь  твоя   где ? Ах, девчонки  удрали? - А вот молодцы, -  сбежали  от вас из леса?  Ой, правильно  сделали!  Так   вам и надо, дурам.. Ах, она  уже  замужем? Сына родила? Ну, и молодец!  От  мусульманина?!..Ха-ха-ха-ха-ха!! А чего  ты теперь  хочешь,- в гости к ней? - внука навестить? Ой, но он тебя  вряд  ли  примет, - мусульманин-то!. Ведь  ты  в  жизни  своей  вон чего наколбасила… Да   он   же с  лестницы  тебя  спустит,-  и будет прав!- так  и надо тебе!!!..Мусульмане  особо  не церемонятся  вот  с такими, как ты: 
 - Пшла  вон,  и -  чао-какао..!...
   Она говориа слово в слово именно то, что накануне предвещала  Алевтина Мизайловна. Галя сидела   бледная, подавленная…слушала   молча. Куда  делся   её вчерашний апломб !  «Ну,- да, это со мной  можно –вот так, - повыкручиваться, покапризничать  и диктовать   свои правила и услрвия…А с Зиной   не больно- то  повыступаешь,-  фиг тебе:!» –думала  я  с мстительным удовлетворением,- Зина молодец, она не потерпит.. Посидели мы еще  полчаса,  поговорили,  посоветовались,  и я стала собираться…одна…без Гали!  Галя  сразу  у  Зины осталась:  диван свободный, можно отдыхать, а  с  утра  завтра   в кухне  убираться, порядок  наводить!-  у Гали  давно рука   набита, так что проблем не будет..Попрощались, я вышла, - наконец-то  вздохнув свободно, - с  чувством исполненного долга и с великим облегчением!   Теперь   я  была почти одна!  «Ура! – ликовала  я,- всех разогнала!»..И  квартиранты -  благодаря  Галининым выкрутасам,- ушли…А если б  не Галя, то они  долго бы еще  мне  мозги  пудрили…Худа без добра не бывает..!.Я  свободна  теперь! Ура! Свободна!!- хоть пляши...и я чуточку  рассмеялась, вспомнив бледное  Галино лицо, когда Зина её по  кусочкам раскладывала...Увы, я  бы так не смогла! – и, если  честно, то  я была  искренне  благодарна Зине, что она взяла  к себе  эту  ходячую мумию в извечном платке...Но неизвестно, сколько она еще там продержится.. Жаль, что раньше, прямо  в Астрахани,- она Зине не встретилась! - промыла  бы  мозги,- тогда и  никакой трагедии бы  не было…Молодец Зина!  И сыновей   хороших  вырастила! Матери-одиночки  - они же  самые сильные  в нашей стране, вот кем   надо гордиться.