И за болотного кулика замолвите слово!

Влад Лесной
... Недавно в Интернете вычитал интересную заметку.

Студентка Гарвардского университета Карин Сандстром обнаружила в ближайших окрестностях Солнечной системы звезду, которая находится на грани взрыва в сверхновую. Если это случится раньше, чем она отдалится на безопасное расстояние, с жизнью на Земле, возможно, будет покончено!

Из всех звезд, которые в недалеком будущем могут превратиться в сверхновые, обнаруженная студенткой HR 8210 — НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЙ КАНДИДАТ! Причем она расположена намного ближе к нашей Солнечной системе (приблизительно 150 световых лет), чем все остальные потенциальные претендентки.

Звезда HR 8210 представляет собой обычный белый карлик — звезду, практически выработавшую свой запас топлива, но имеющую недостаточную массу для того, чтобы превратиться в сверхновую. Однако ее эволюция, как неожиданно выяснилось, может пойти иным путем. Дело в том, что звезда эта является компонентой двойной звездной системы. Второй компонент имеет массу, равную 1,15 массы нашего Солнца, и выглядит настоящим исполином рядом с белым карликом.

Карин Сандстром установила, что HR 8210 лишь чуть-чуть не дотягивает до так называемого «предела Чандрасекара» — предельной массы, которая определяется только мировыми постоянными и химическим составом вещества белого карлика (точнее, числом электронов, приходящихся на один протон или нейтрон) и численно равна примерно 1,4 массы Солнца. Недостающую массу ей может «подарить» красный гигант, в который постепенно превратиться вторая звезда, при этом ее внешняя оболочка будет сброшена на HR 8210. Тогда-то белый карлик преодолеет предел Чандрасекара и — взорвется!!! На небосклоне Земли засияет опасная «соседка» — сверхновая звезда!!!

Да, последствия взрыва сверхновой вблизи Солнечной системы могут быть устрашающими!

В 2001 году группа ученых из Института космического телескопа в Балтиморе обнаружила в так называемой ассоциации Скорпиона-Центавра остаток сверхновой, которая, предположительно, несет ответственность за наличие на Земле слоя отложений с повышенным содержанием тяжелых изотопов, а также за таинственную массовую гибель морской флоры и фауны примерно два миллиона лет назад.

И это произошло на расстоянии от Земли той сверхновой вдвое большем, чем HR 8210.

Столь длинное астрономическое предисловие я сделал специально, дабы еще раз напомнить читателям об уникальности и хрупкости жизни на нашей прекрасной Земле. Как же сами мы должны беречь и лелеять ее!...

Эта пронзительная мысль не оставляет меня во все дни моих лесных странствий, когда вижу настоящее варварство, учиненное в междуречье Оби и Юганской Оби не кем-то из Космоса, а нами самими же.

Участок федеральной дороги от Нефтеюганска до сургутского моста через Обь медленно, но верно превращается в многокилометровую свалку: по обеим сторонам трассы валяются пластиковые бутылки, жестянки из-под пива, изношенные шины и другой хлам. Ни разу не видел, чтобы кто-то собирал весь этот мусор и вывозил на специальный полигон для захоронения. Между тем водители наглеют: уже валяются на обочине выкинутые из машин и рассыпавшиеся по обочине большие полиэтиленовые мешки с бытовым мусором. Засунул его походя в легковушку — и сбагрил километрах в 20 от Юганска. Никаких проблем!...

Несанкционированные свалки промышленного и бытового мусора на территории Южно-Сургутского месторождения НГДУ Юганскнефть стали настоящим бичом для нашей уязвимой северной флоры и фауны, которая явно деградирует. Особенно различные ягодники, кедровники. Свалок — множество, с каждым годом мусора вдоль отводов от федеральной трассы на кусты скважин становится больше. Не раз писал на эту тему, а нефтеюганский районный начальственный «Васька слушает, да ест!».

Вот только несколько примеров. В районе ЦНИПР названного выше нефтегазодобывающего управления, рядом с дачами кооператива «Северный» на Оленьем острове, я обнаружил две больших свалки: металлолом, те же изношенные шины, бытовой мусор. Вываливается он из машин, заходящих на отводы от федеральной дороги — по обеим ее сторонам. Создается впечатление, что отводы и были отсыпаны специально для организации свалок.

Ни руководство НГДУ Юганскнефть, ни сами дорожники, ни экологическая полиция, ни Нефтеюганский межрайонный комитет по экологии, ни Островное лесничество, ни даже районное общество охотников и рыболовов (в их угодьях растут свалки) словно не замечают эти раковые язвы на теле земли. А ведь стоило бы навечно перегородить повсеместно дороги-отводы (где они не нужны эксплуатационникам) или поставить шлагбаумы с воспрещающими надписями — и количество свозимого сюда мусора сократится . Правда, тогда придется ехать за десятки километров на существующий полигон в сторону Пыть-Яха, платить немалые деньги за привезенный мусор. Увы, многие предпочитают действовать по старинке: вывалить отбросы тайком, где попало! И никто из загрязнителей природы не пойман, ни наказан.

Наверняка шлагбаумы (возможно, охраняемые) надо срочно сделать на всех подъездах к проходящим по островным лесам магистральному нефтепроводу Сибнефти и газопроводу НГДУ Юганскнефть, идущему далее через пойму на Сургутские ГРЭС. По этим подъездам метастазы свалок все дальше и дальше распространяются в лесные массивы. Валят в тайге мусор лесозаготовители, начавшие недавно орудовать в водоохранных и фактически давно уже рекреационных (т.е. предназначенных для отдыха людей) сосново-кедрово-березовых борах. Но об этом чуть ниже...

Пройдя в конце мая, в начале июня по всем островным лесам и берегам проток, я ужаснулся: разлив паводковых вод, ныне необычайно большой в связи с мощным снеговым покровом прошедшей зимы, унес и в протоку Кривую, и в другие водоемы массу мусора с прибрежных территорий. И он медленно уносится теченьем в Обь, дабы преодолеть путь до Северного Ледовитого океана. Прежде всего это большие пластиковые пивные бутылки, не разлагаемые никакими микроорганизмами и не тонущие в воде.

Кулики и утки кормятся среди сплошняком плавающего у берегов производственного хлама и бытового мусора! Довелось наблюдать в бинокль пару маленьких куликов-перевозчиков, что-то усердно искавших среди путешествующих по протоке пустых бутылок из-под пива «Очаковское»! Наверное, как и кукушки, тоже становятся ... техногенными птицами?...

Каков же вывод? Государственные леса уничтожаются не только пожарами и жуками-вредителями, но и равнодушными и бездушными к природе людьми, за все годы освоения Севера так и не научившимися добру и любви к тому великому и вечному, частицей чего сами являются. Будь эти же самые леса в частной собственности, владелец бы так не позволил над ними надругаться. В ход пошли бы миллионные штрафы и иски к нарушителям!... Попробуй в Америке свалить машину мусора в охраняемом частном лесу, не поздоровится!... У нас можно все?...

С ностальгией читаю о государственной лесной службе при царе-батюшке. Тогда в России считалось и береглось чуть ли не каждое дерево. Теперь в Сибири пожары уничтожают ежегодно сотни тысяч гектаров прекрасной тайги. Виновных — нет!

Я уже писал о заготовке древесины, производившейся минувшей зимой по разрешениям Островного лесничества по обе стороны ЛЭП-500 недалеко от протоки Кривой. Мотив лесников: вырубаемая сосна «приспела», т.е. достигла определенной зрелости, кондиции. Значит, ее нужно немедленно реализовать! К сожалению, не принимаются в расчет ни интересы грибников, ягодников, охотников и рыболовов, ни интересы обитающих здесь птиц и животных. Вместе с сосной валятся ... кедры, ели, березы. Места порубок необыкновенно сильно захламлены. Варварство сие я запечатлел на фото— и видеопленку, готов документальные кадры предоставить в экологическую полицию, в прокуратуру.

Да, именно здесь я обнаружил в мае-июне две свалки промышленного и бытового мусора, привезенного сюда явно самими лесозаготовителями. Часть даже деловой древесины ими не вывезена. Правда, восьмого июня, в субботу, видел бригаду порубщиков, грузивших лес на тяжелый грузовик. Неумолчно рычала бензопила! И это в сотне-другой метров от протоки Кривой!

Наступил пожароопасный период, и брошенная древесина, все эти кубометры высохших сучьев, хвои, брошенных вершин деревьев, да и сами смолистые стволы сосен и кедров могут запросто стать огромными кострами от случайно брошенных кем-то окурка или спички, от шалости детей, которых ягодники и грибники привозят с собой в лес.

Согласен с создавшейся серьезной угрозой островному лесу и лесничий Островного лесничества Д.В. Боцунов. Но он всю вину переложил на лесозаготовителей, в особенности на частников-одиночек. За зиму здесь перебывало с трелевщиками, топорами и бензопилами более двухсот человек. Дмитрий Владимирович, похоже, и сам не знает, кто же больше набезобразничал в лесу. Во всяком случае ни одной фамилии нарушителей для опубликования в газете он не назвал!

Странная беспомощность представителя государственной лесной службы!

На вопрос, почему рубятся кедры и березы, лесничий тоже не ответил ничего вразумительного. Мол, дрова населению тоже нужны. Но ведь прекрасных дров полно на недалеких и примыкающих к той же нефтегазовой дороге-отводку бывших горельниках . Сам лично преодолевал десятки, если не сотни метров завалов. И, кстати, видел там следы деятельности бензопилы... Кто-то заготавливал сушняк...

Не надо объяснять, что березовые почки служат единственным кормом зимой для обитающей здесь небольшой популяции тетеревов, чей помет на весеннем снегу и на земле не раз встречал в припойменном лесу. А О ЦЕННОСТИ КЕДРОВЫХ ОРЕХОВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБИТАТЕЛЕЙ ТАЙГИ НЕ ПРИХОДИТЬСЯ ГОВОРИТЬ! В иные годы сам приносил из этих лесов многие ведра чистых и вкусных кедровых орешков. Но, странное дело, не слышно голосов протеста ни охотников-любителей, ни населения Юганска, чьи охотничьи, ягодно-грибные и ореховые угодья превращаются в ничто!

Уверен в одном: такой разнобой, такая несогласованность в действиях лесной службы и пользователей леса и животного мира проистекает от слабой эколого-просветительской работы в нашем регионе. Одни не ведают, что творят другие!...

Свидетельствую, что местная живность еще не окончательно выбита в этих лесах браконьерами. В минувший весенний сезон в ближайших к Оби лесах нашего Междуречья сам лично видел пару рябчиков (и одного даже снял видеокамерой), встретил несколько заячьих «столовых», о тетеревином помете я уже говорил. Продолжая тему разнобоя, отмечу следующее: покармливал косых в суровую зимнюю пору лишь... ветер! Юганские охотники тут не причем — ими не было срублено для зайцев-беляков ни одной осинки, хотя по берегам проток имеется множество молодых осиновых рощ. На юго-западной оконечности острова бурей свалило большую осину, и много дней тут кормились косые! После них остались кучки заячьего помета, добела обгрызенные осиновые сучья. Причем высота погрызов составляет почти метр — свидетельство глубины здешнего снежного покрова.

Заячьи катышки я видел и на лесных тропах и дорогах, на трассе ЛЭП-500. Вблизи ее наткнулся еще на одну заячью «столовую»: тут ветер повалил огромную сухару, и она при падении подмяла до земли молодую осину.

То, что наши охотники-зайчатники не помогали косым перезимовать, всецело отношу на счет их иждивенчества, привычки брать от природы, ничего не давая ей взамен. Яркий пример тому и трагическая история с северными барсуками. Не секрет, что на многих территориях округа они подчистую выбиты, то же грозит и нашему Нефтеюганскому району.

Большие норы, вырытые этими животными в глинисто-песчаных откосах южной части острова, я встретил в прошлом году. А потом нашел в пойме, среди жесткой зеленой осоки, полусгнивший скелет одного из обитателей норы. То был труп застреленного браконьером или загрызенного бродячими собаками барсука. В прошлой статье я ошибочно предположил, что это была выдра. Теперь сомнения развеялись окончательно. Да, здесь, в этих больших норах, жили барсуки...

За зиму я основательно изучил биологию обеих животных (во многом благодаря Интернету), и вот выдержка из одного интернетовского материала: «У барсука волосяной покров грубый, с длинной щетинистой остью и коротким пухом. Голова белая, через глаза и до ушей идут две черные узкие полосы. Со спины окраска светло-серебристо-серая, зимой подернутая буроватым цветом, особенно в средней части спины. Под шеей, на брюхе и ногах — черная; уши тоже черные со светлой каймой. Самцы крупнее самок».

Встреченный мною скелет кое-где был еще покрыт именно такой шерстью, кроме того у него была удлиненная хищная мордочка. Поясню: летом кормятся эти ночные животные не только корнями, ягодами, но и личинками и гусеницами насекомых, лягушками, ящерицами, грызунами, иногда птицами и их яйцами. Зимняя спячка барсуков длится с октября до конца марта, начала апреля. Барсуки обычно живут одиноко, вместе только в период спаривания и выращивания детенышей. Это очень чистоплотные животные, имеющие слабое зрение, но великолепный слух.

Весной нынешнего года я не заметил у нор ни одного свежего следа. Неужели барсучье поселение разорено окончательно?...

В Нижневартовском районе решили, к примеру, исправить трагическую ситуацию с барсуками, которых местные браконьеры изничтожили ради вкусного мяса и целебного жира. В недавно созданный здесь заповедно-природный парк «Сибирские Увалы» из национального парка «Орловское Полесье» были завезены самолетом тамошние барсуки для расселения в суровых сибирских условиях. И, похоже, они прижились!...

То есть вартовцы положили начало возрождению когда-то многочисленного здесь барсучьего поголовья. Территория ЗПП (заповедно-природного парка) позволяет это сделать: там заповедано почти 300 тысяч гектаров угодий! Помимо охраны редких животных и растений, помимо восстановления численности обитателей тайги, сотрудники «Сибирских Увалов» ведут активную эколого-просветительскую деятельность, организовали экологический мониторинг.

Все не так в Нефтеюганском районе! Он — на последнем месте в ХМАО по количеству охраняемых природных территорий!!!

Наша справка.

Наиболее обеспечены в нашем округе площадями особо охраняемых территорий Белоярский и Советский районы: соответственно 20,8 и 15,8 процента. Остро нуждаются в выделении охраняемых территорий районы интенсивного промышленного освоения: Нефтеюганский, Нижневартовский, а также Октябрьский и Кондинский районы.

Площади охраняемых территорий в этих районах составляют соответственно: 0,004; 2,2; 3,2; 0,5 процента.

Итак, четыре тысячных процента охраняемых природных территорий в Нефтеюганском районе — не позор ли для нас? Но не торопимся исправлять грубую ошибку, остаемся на глубокой обочине природоохранного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе. Где у нас проекты и предложения по организации мини-заказников, мини-заповедников, ООПР (особо охраняемых природных территорий), новых памятников природы? Увы, их не было и нет, за исключением лосиного заказника в среднем течении реки Малый Балык, но и тот много лет пылится под сукном во властных инстанциях. Знаю: в свое время против организации заказника были нефтяники ОАО Юганскнефтегаз, ведущие там добычу углеводородного сырья. Не переменилась, похоже, их позиция и сегодня...

ОСОБО ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Территория Ханты-Мансийского автономного округа входит в евроазиатский центр экологической стабилизации биосферного значения, что кратно увеличивает ответственность всех нас (и властных структур особенно!) за сохранение еще не нарушенных экосистем округа, в том числе, конечно, Нефтеюганского района.

Правда, не нарушенных экосистем у нас осталось с гулькин нос. Тем скорее надо их оградить от промышленников.

Повторю: создаваемая в ХМАО сегодня сеть особо охраняемых природных территорий призвана сформировать местное ядро экологического равновесия!

Но наш Нефтеюганский район как бы выпал из этого важнейшего процесса (кроме Чеускинского заповедного кедровника мы ничего не охраняем).

Мое предложение: в левобережье Оби, в пойме, между Южно-Сургутским и Солкинским месторождениями нефти организовать для начала хотя бы заказник районного значения!

Природа от скважины до скважины? Но эта территория не так уж мала: 20-25 квадратных километров!!! Сюда же присоединить и участки островного леса, прилегающие к пойме, т.е. находящиеся западнее ЛЭП-500 «Сомкино-Магистральная» и трасс проходящих здесь нефтегазопроводов высокого давления. А остальные островные леса на островах Пим, Олений и других решением Думы Нефтеюганского района срочно перевести (строго законодательно!) в категорию рекреационных, то есть предназначенных только для отдыха жителей Нефтеюганска, Сингапая и других населенных пунктов.

Для сравнения. В левобережье Оби в Сургутском, Октябрьском, Нижневартовском районах уже давно организованы заказники областного, окружного и районного значения (их площадь соответственно: 108,8 тысячи, 81,5 тысячи и 25 тысяч гектаров). Цель ООПТ — сохранение и воспроизводство животных, птиц и среды их обитания.

Резерватом водоплавающей дичи, местом отдыха птиц в период миграции стал Березовский (Чухлайский) заказник в пойме Оби в Березовском районе; его площадь — 43,3 тысячи гектаров.

Свою статью я начал с возможных космических катаклизмов, которые могут опасно коснуться и жизни на Земле.

Но гораздо быстрее может сделать ее мертвой планетой само обитающее на ней человечество. Это печальный, но неопровержимый факт. Не случайно экологи всех стран бьют тревогу, призывая умерить наши аппетиты, отказаться от роскоши, брать от природы только необходимое для жизни, как это издавна делали коренные народы, те же ханты и манси. Если не перестанем умертвлять все живое на планете, всех наших братьев меньших — так прекрасно зеленеющих, цветущих, так мелодично поющих весной и в наших суровых краях, — конец нас ждет печальный и неизбежный! Космическая Иерархия об этом предупредила еще через Рерихов!

Увы, даже в Международный день охраны окружающей среды окрестные леса вокруг Юганска остались неубранными, продолжали интенсивно захламляться.

Верю все же, что и нефтяники, и газовики, и дорожники, и лесники, и охотники с рыбаками когда-то дружно выйдут на субботники по очистке хлама в наших лесах, посадят тысячи и тысячи новых саженцев крепких, устойчивых к гнили и лесным вредителям сосны, ели, кедра.

Вл.Назаров
2006 год