Мокроус. Исторический путь

Сергей Цух
   6 ноября 2019 года у Мокроуса юбилей - 125 лет.  Его история и развитие имели несколько этапов. Каждый их них – отдельная страница повествования.

        1.Железнодорожный период.

    После открытия железнодорожной станции стал формироваться и прилегающий к ней посёлок. Строительство жилых домов  шло на стороне нахождения вокзала. Они в основном предназначались для рабочих и служащих магистрали. Направление размещения – от красного двухэтажного дома в сторону переезда. После закрытия депо в конце 1897г.(здание разобрано в 1924г.) саманные дома оказались брошенными и со временем разрушились. А то жилье, которое сейчас стоит на этом месте на улице Железнодорожной, построено в более поздний период.
    Кроме того крестьяне близлежащих сёл стали обустраиваться на месте современной улицы 50-лет Октября(бывшая Линейная) – от  будущего пересечения с   ул.Победы(бывшей Телеграфной) в сторону кладбища. Это обусловливалось  следующими причинами. Современная ул.Победы представляла до 1935г. хорошо накатанную грунтовую дорогу, соединяющую железнодорожный вокзал и, соответственно, станцию  с такими селами как Борисоглебовка, Николаевка, Семеновка, Митрофановка. Она стала служить неким градообразующим ориентиром. Анализ показал, что все первые улицы на станциях открытой Покровско-Уральской линии РУЖД возводились параллельно расположению железнодорожной магистрали.
    Трудовая деятельность первых жителей улицы Линейной была связана так же с магистралью. В дореволюционный период здесь появились два постоялых двора, где останавливались приехавшие пассажиры. Отсюда путники уже  добирались домой в свои селения.
   Для того, чтобы они могли более комфортно это сделать в конце 19 века, земство создает конную станцию, фигурирующую в архивных документах  так же под названием Мокроус. Что  же  представляла собой эта организация?
- Дом для служителя, одновременно  являющийся и конторой. В нем так же продавали   билеты. Некоторая категория пассажиров передвигалась  бесплатно при предъявлении проездных талонов (военнослужащие, чины полиции, жандармерии, сыска  суда, земские служащие).
   - Здесь же  находилась конюшня для 12 лошадей с прикрепленным для обслуживания рабочим, специально огороженная территория для размещения складов, в которых хранился фураж – зерно, сено, солома.
  Существовало несколько маршрутов  утвержденные  постановлениями Новоузенской земской Управы.               
     Устанавливаемое расписание движение конных перевозок приспосабливалось  ко времени прибытия пассажирских поездов. В 1899г.  служило 6 ямщиков живших здесь же на Линейной улице. Традиционно этой сферой деятельности в Новоузенском уезде занимались немцы.
   Пассажиры имели возможность отобедать и попить чая из самовара на постоялых дворах, а затем отправиться в дорогу.
    Расписание движения пассажирских поездов по станции Мокроус в 1897г.: проходил всего один пассажирский поезд Покровская Слобода – Уральск. В оба направления стоянка составляла 15 минут. Из Покровской Слободы поезд выходил в 6 часов утра и прибывал в Мокроус в 11-21, в обратном направлении прибытие в 6-17, а на Волге он уже был в 10-55. Время в пути составляло около четырех с половиной часа.
   Одновременно с открытием железнодорожной станцией РУЖД в качестве коммерческого проекта открывает на прилегающей территории   зерновой сыпной пункт (прообраз современного элеватора) где строятся склады (пакгаузы) для приемки, хранения и отправки собранного урожая. Тут  так же находили работу первые жители Мокроуса.
    В начале 20 века хлебопромышленники в основном из Покровской Слободы(г.Энгельс) имевшие или арендующие землю на территории современного Фёдоровского района Саратовской области и занимающиеся возделыванием зерновых культур начали строить собственные зерновые склады на станции Мокроус. В современных границах они находились около здания отделения ДОСААФ. Ярким представителем этой плеяды предпринимателей являлся Николай Алексеевич Ухин(1836-1914). В 6 километрах от села  Еруслан  и сейчас размещается урочище Ухино(когда то здесь был хутор, а затем бригада совхоза).

                2.Кантонный центр.
 
          Первого августа 1922г. образован Фёдоровский кантон Автономной Области Немцев Поволжья(с 1924г. – АССР НП).
  На ж.д.станции возникают различного рода структуры, нацеленные на обслуживание нового административного образования.
  Кроме того эпоха НЭП внесла и свои коррективы: появляются склады кооперативов и концессионеров. Для того, что бы после голода 1921-1922гг. и массового исхода населения включить брошенную землю в производственный оборот с помощью банковских структур Автономии удалось привлечь инвесторов из Германии на территорию кантона. На станции стали функционировать представители  инвесторов по регулированию товарных потоков в рамках концессионного соглашения.
  В 1924 и 1929 гг. построены два здания элеваторов(«белый» и «красный»).

             3.Коллективизации.

        Дальнейшие инфраструктурные преобразования в Мокроусе связаны с процессами коллективизации в конце 20-х начале 30-х годов.
     С одной стороны в села шли организационные мероприятия по обобществлению аграрного производства, с другой -  на железнодорожной станции Мокроус идет создание вспомогательных организаций под этот эпохальный  проект. В 1930г. основаны  МТС (машинно-тракторная станция) по своей мощности занимающая 5 место  в АССР НП(на 1935г.),  нефтебаза, склады , а так же склады для поступающей  техники и хранения соли, сенопукт(структура для хранения и отправки по разнарядкам корма для скота имевшихся на балансе государственных организаций).

           4. Мокроус – административный  кантонный центр.

    Размещенные на железнодорожной станции Мокроус МТС, другие инфраструктурные объекты обслуживания кантона стали определяющими факторами в принятии решения о переносе центра кантона из с.Фёдоровка на станцию Мокроус и создания Мокроусского кантона АССР НП. 
   В официальных документах данная позиция трактуется как «приближение партийного управления к центрам коллективного сельскохозяйственного производства». Весь процесс переезда осуществлялся в 1935-1939 гг. Длительность этого перемещения связана, прежде всего, с тем, что на  новом месте не хватало  помещений  для  учреждений органов власти.
   Переезд главных органов - канткома партии и кантисполкома осуществился в ночь с 7 на 8 октября 1935г. Справедливо считать именно эту дату началом исторического периода функционирования нового кантонного центра в Мокроусе. 
  В силу административной несогласованности  Верховных Советов РСФСР и АССР НП Мокроусский кантон летом 1936г. переименован в Фёдоровский. В последующие периоды ни со стороны органов власти, ни со стороны общественности не было попыток изменить бюрократический казус по изменению названия кантона.
   Строительство нового административного  центра в Мокроусе в 1935-1941гг. шло по Генеральному плану утвержденном архитектурным ведомством Правительства АССР НП. Яркий пример для иллюстрации подобных решений – четкое прямоугольное  расположение жилых кварталов  в старой части посёлка. Его расширение шло в основном в вокзальной части территории. Осью планировки  стали улицы Телеграфная и Линейная, а так же улица Центральная,  где разместили основные управленческие учреждения.
     В 1937г. Мокроус получил собственный сельский Совет. Интересно, что на этапе  образования железнодорожная станция строилась на землях Ивановского сельского общества. До указанного периода жители станционного поселка относились к Ивановскому сельсовету, что было сопряжено с массой неудобств по учету налогообложения, получению всякого рода справок и режима управления. 
    Здание первого сельского Совета размещалось на улице Энгельса дом № 21  (напротив современного районного Дома культуры).

             5. Послевоенный период.
   
    В 50-е гг. появились новые предприятия и организации: кирпичный и молочные заводы, лесничество, МСО(межколхозная строительная организация), началось строительство районной больницы на месте стадиона.
     В 1963-1964 гг. в связи с расформированием Фёдоровского района Саратовской области  поселок  переподчинили к Ершовскому району. В бывших зданиях районных организаций поместили общежития и учебные корпуса вновь образованного профессионального училища готовящего рабочих строительных профессий. После восстановления  района с подачи новых партийно-хозяйственных руководителей принимается решение об упразднении ПТУ.
   Середина 60-х гг.- начало мощного экономического рассвета Мокроуса. Причины связаны, прежде всего, со строительством компрессорной станции газопровода «Средняя Азия – Центр». Именно этот фактор и стал определяющим  для  восстановления района и его административного центра.  Объект имел   общенациональный статус и в рамках существовавшей в тот период системы управления необходим был более высокий партийный стандарт  обеспечения социально- экономических процессов. Следовательно, возникла потребность в райкоме партии, а для обоснования его возникновения подвели решение о том, что Фёдоровский  район необходим Саратовской области.
    В Мокроусе появилось различные организации, связанные с газотранспортной деятельностью,  современный микрорайон, другие объекты социального назначения: больница, стадион, гостиница, магазины, школа, детские сады и многое другое.
     В конце 60-х гг. на этапе мелиоративных работ Саратовского Заволжья начали функционировать новые структуры данного профиля, возводится большой  массив жилья. Под эту программу выделяются большие финансовые ресурсы для социально-культурных целей.

          6. Рыночные реформы.

     С приходом рыночных отношений, ликвидацией колхозов и совхозов отпала надобность в предприятиях и  сервизных организациях обслуживающих данную отрасль экономики. В Мокроусе произошла  ликвидация многого, что связанно с сельским хозяйством. Канули в лету птицефабрика, молочный завод, мясокомбинат. И не только это.
  Подобные явления не были характерны исключительно для одного места – такое  происходило практически во всех районных центрах области.
  Характерно, что в новых условиях появилось много элитного жилья, хозяева которых - успешные люди в сфере бизнеса или управления. Как факт – супермаркеты,  наличие  мелких частных предприятий, на улицах вереница   современных автомобилей среди которых значительная часть – иномарки.
  Стало реальностью – сотовая связь и интернет, цифровое  спутниковое телевидение, модернизируется федеральная автострада соединяющая районный центр с областным центром.
  В ближайшее время ожидается открытие современного кинотеатра с высокотехнологичным оборудованием.
  Возникает новый исторический   этап и понимание его основ. Во все годы существования Мокроусу было не просто. До революции он не стал  купеческим или торговым центром. Динамика его развития  на ранних этапах оказалась очень схожей с процессами, которые происходили в таких ближайших поселениях как Еруслан, Плес, Ершов так же появившимися  на необжитом месте во время строительства Покровско-Уральской линии РУЖД.  Но у всех у них оказался свой неповторимый социальный   путь.
   Мокроусу судьба представила только два шанса для динамичного экономического рывка: периоды немецкой автономии и строительство крупного газопровода.
   Вне сомнения, Мокроус – это яркий  проект Рязано-Уральской железной дороги, Республики Немцев Поволжья, Саратовской области.
   Для многих – это просто Родина.

 
   На снимке: сквер около старого железнодорожного вокзала.Фото 1960г. Источник - "Мокроусский краеведческий журнал"(интернет-издание).